Презентация на тему Массоперенос в межклеточных пространствах

Элементы межклеточного пространства: 1) Микроокружение клеток.а) имеет структурную часть – гликокаликс,б) жидкую часть – микроокружение клеток.2) Интерстициальное пространство.а) структурная часть образована волокнами и аморфным веществом.
Массоперенос в межклеточных пространствах.  Лимфообращение. Элементы межклеточного пространства: 1) Микроокружение клеток.а) имеет структурную часть – гликокаликс,б) жидкую б) жидкая часть интерстициальных пространств.Жидкая часть микроокружения клеток и жидкая часть собственно Роль межклеточных пространств 1) Транспортная.2) Информационная. Заключается в том, что содержание веществ Движущие силы массопереноса в межклеточном пространстве:Градиенты: концентрационный, электрохимический , градиенты давления. Они Условия транспорта веществ в межклеточном пространстве. Они определяются свойствами интерстиция. Интерстициальный Ячейки сети имеют определенные размеры, которые могут меняться. Это обеспечивает пропускание Между участками геля существуют пространства свободной жидкости – каналы. На 1 мкм3 Особенности транспорта. I. Крупные молекулы перемещаются в соответствии с их размером и II. Транспорт молекул малых размеров. Незаряженные молекулы относительно легко диффундируют через Транспорт по каналам обеспечивает наиболее быстрое обновление микроокружения клеток. Регуляция интерстициального транспорта. Открытие и закрытие каналов интерстиция, их количество зависит: 1) От состава 2)От осмотического давленияПовышение осмотического давления микросреды за счет метаболитов приводит к усилению Лимфообразование и лимфообращение. Функции лимфатической системыЛимфатическая система (ЛС) выполняет ту же функцию, что и венозная. Лимфообразование обеспечивает: 1) транспорт веществ,2) защитную функцию,3) регуляторную функцию. Строение лимфатической системы ЛС начинается слепыми капиллярами с крупными межэндотелиальными щелями. Капилляры сливаясь, образуют все Центральным коллектором лимфы у человека является грудной проток.Особая роль принадлежит лимфатическим узла Факторы, влияющие на образование лимфы. 1) Функциональное состояние кровеносной системы, особенно венозной.Так, в результате сужения посткапиллярных вен 2) Площадь функционирующих капилляров, т. е. площадь фильтрации. Например, при мышечной работе, 3) Величина артериального давления. При его повышении фильтрация в МЦР растет и Стенка лимфатических капилляров хорошо проницаема для белков. Они легко проникают в лимфатический Лимфа от различных органов имеет различный состав, отражающий его функцию. Движение лимфы.  1. Перемещение лимфы обеспечивается  сокращением стенок лимфатических сосудов Сокращения обеспечиваются фазными и тоническими миоцитами в лимфангионах ( участок между двумя клапанами) Миоциты фазного типаРитмически сокращаются с частотой 10-20 в минуту ( медленные 2 Миоциты тонического типа обеспечивают изменение тонуса , просвета сосуда и его емкость. Миоциты лимфангиона чувствительные к физическим и химическим воздействиям. 2) Движению лимфы помогают скелетные мышцы.3) Присасывающее действие грудной клетки.Во время вдоха приток лимфы увеличивается. Состав лимфы. Термин «лимфа» в переводе с латинского – влага, чистая вода. 1) характером образующейся межклеточной жидкости – органоспецифичность лимфы;2) деятельностью лимфатических узлов;3) деятельностью органов, их активностью. В соответствие с этим различают: 1) лимфу периферическую – доузловую;2) промежуточную – Характеристика состава лимфы и лейкоцитарная формула центральной лимфы имеет клинико-диагностическое значение. Состав центральной лимфы. Анионы: Cl-, НСО3 Н2РО4, Катионы Na+, К+, Са2+, различные Лейкоциты лимфы: 90% - Т и В – лимфоциты.5% - моноцитов.1% - сегментоядерных нейтрофилов.2% - эозинофилов.белки. Значение лимфообразования. 1) Лимфа выполняет барьерную функцию: более 460 лимфатических узлов задерживают биологические и небиологические вещества. 2) Гемопоэтическая функция. Ее выполняют лимфатические узлы и лимфатические фолликулы пищеварительного тракта (образование лимфоцитов). 3) Иммунологическая функция связана с выработкой антител плазматическими клетками и фагоцитарной активностью Таким образом, барьерная функция лимфы дополняется реакциями клеточного и гуморального иммунитета в самой лимфатической системе. 4) Обменная функция а) Осуществляет обмен воды – возвращает за сутки 10% Отток такого количества лимфы осуществляется путем перераспределения жидкости через вено – лимфатические б) Обмен белков.За сутки ≈ 100 гр. белка выходит из кровеносного русла Так, в лимфе оттекающей от ЖКТ белка содержится от 1,5 до 30 Количество белка в центральной лимфе составляет 70% от количества белка крови. Обнаруживаются в) Обмен жиров. Лимфа – основной путь поступления жиров из ЖКТ. За

Слайд 2 Элементы межклеточного пространства:
1) Микроокружение клеток.
а) имеет структурную часть

– гликокаликс,
б) жидкую часть – микроокружение клеток.
2) Интерстициальное пространство.
а)

структурная часть образована волокнами и аморфным веществом.

Слайд 3 б) жидкая часть интерстициальных пространств.
Жидкая часть микроокружения клеток

и жидкая часть собственно интерстициальных пространств
обозначается термином «микросреда

межклеточных пространств».

Слайд 4 Роль межклеточных пространств
1) Транспортная.
2) Информационная.
Заключается в том,

что содержание веществ в межклеточных пространствах влияет на микроокружение

клеток и на их функциональное состояние.

Слайд 5 Движущие силы массопереноса в межклеточном пространстве:
Градиенты:
концентрационный,
электрохимический

,
градиенты давления.
Они обеспечивают диффузию веществ и фильтрацию

воды.

Слайд 6 Условия транспорта веществ в межклеточном пространстве.
Они определяются свойствами

интерстиция.
Интерстициальный гель
представляет собой раствор длинных
отрицательно заряженных

молекул,
образующих сложную трехмерную сеть.

Слайд 7 Ячейки сети имеют определенные размеры,
которые могут

меняться.
Это обеспечивает пропускание веществ в зависимости от их

размера и заряда.

Слайд 8 Между участками геля существуют пространства свободной жидкости –

Между участками геля существуют пространства свободной жидкости – каналы. На 1

каналы.
На 1 мкм3 ткани может находиться 10 каналов

шириной 10 нм.
Такая гетерогенность (существование двух фаз: геля и воды)
определяет особенности перемещения воды и газа в межклеточном пространстве.

Слайд 9 Особенности транспорта.
I. Крупные молекулы перемещаются в соответствии с

их размером и зарядом с помощью гельфильтрации
а) по водным

каналам между участками геля.
б) по градиенту гидростатического давления.

Слайд 10 II. Транспорт молекул малых размеров.
Незаряженные молекулы относительно легко

диффундируют через гель (например, глюкоза),
а также по каналам

(это основной способ транспортировки).

Слайд 11 Транспорт по каналам обеспечивает наиболее быстрое обновление микроокружения

клеток.

Слайд 12 Регуляция интерстициального транспорта.

Регуляция интерстициального транспорта.

Открытие и закрытие каналов интерстиция, их количество зависит:

Открытие и закрытие каналов интерстиция, их количество зависит: 1) От

1) От состава микросреды, который зависит от активности клеток.

Так, повышение активности клетки приводит к накоплению в интерстиции метаболитов (H+).
H+ способствуют новообразованию каналов, что сопровождается увеличением фильтрации.

Слайд 14 2)От осмотического давления
Повышение осмотического давления микросреды за счет

метаболитов приводит к усилению осмотического
тока воды и веществ

через интерстиций.
Это нормализует состав микросреды и количество функционирующих каналов уменьшается.
Т.е. происходит процесс саморегуляции интерстициального
транспорта.

Слайд 15 Лимфообразование и лимфообращение.

Лимфообразование и лимфообращение.

Слайд 16 Функции лимфатической системы
Лимфатическая система (ЛС) выполняет ту же

функцию, что и венозная.
1.Возвращает к сердцу жидкость, но

из межклеточных пространств.
2.ЛС соединяет межклеточное пространство с кровеносной системой.

Слайд 17 Лимфообразование обеспечивает:
1) транспорт веществ,
2) защитную функцию,
3) регуляторную

функцию.

Слайд 18 Строение лимфатической системы

Строение лимфатической системы

Слайд 19 ЛС начинается слепыми капиллярами с крупными межэндотелиальными щелями.

Капилляры сливаясь, образуют все более крупные сосуды, в основном

имеющие мышечный слой и клапаны.

Слайд 20 Центральным коллектором лимфы у человека является грудной проток.
Особая

роль принадлежит лимфатическим узла (около 460). В них задерживаются

и фагоцитируются бактерии.

Слайд 21 Факторы, влияющие на образование лимфы.

Факторы, влияющие на образование лимфы.

Слайд 22 1) Функциональное состояние кровеносной системы, особенно венозной.
Так, в

результате сужения посткапиллярных вен внутрикапиллярное давление повышается (гидростатическое давление),

способствуя увеличению фильтрации и образованию лимфы.

Слайд 23 2) Площадь функционирующих капилляров, т. е. площадь фильтрации.

Например, при мышечной работе, особенно при ритмической увеличивается микроциркуляторное

русло, что ведет к повышению образования лимфы.

Слайд 24 3) Величина артериального давления.
При его повышении фильтрация

3) Величина артериального давления. При его повышении фильтрация в МЦР растет

в МЦР растет и увеличивается лимфообразование.
4) Проницаемость капилляров.
Например,

гистамин, брадикинин, бактериальные токсины
повышают проницаемость кровеносных капилляров, в результате растет лимфообразование.

Слайд 25 Стенка лимфатических капилляров хорошо проницаема для белков.
Они

легко проникают в лимфатический капилляр и обеспечивают удержание в

капилляре воды, увеличивая количество образующейся лимфы.

Слайд 26 Лимфа от различных органов имеет различный состав, отражающий

Лимфа от различных органов имеет различный состав, отражающий его функцию.

его функцию.

Слайд 27 Движение лимфы.
1. Перемещение лимфы обеспечивается сокращением

Движение лимфы. 1. Перемещение лимфы обеспечивается сокращением стенок лимфатических сосудов разного

стенок лимфатических сосудов разного калибра,
лимфатических узлов и протоков.

В результате создается градиент давления.

Сокращения обеспечиваются фазными и тоническими миоцитами в

лимфангионах
( участок между двумя клапанами)

Слайд 29 Миоциты фазного типа
Ритмически сокращаются с частотой 10-20 в

минуту
( медленные 2 - 5).
Осуществляют насосную функцию.
Стимуляция

α- АР повышает частоту сокращений, β-АР – тормозит.

Слайд 30 Миоциты тонического типа
обеспечивают изменение тонуса , просвета сосуда

и его емкость.

Слайд 31 Миоциты лимфангиона чувствительные к физическим и химическим воздействиям.

Миоциты лимфангиона чувствительные к физическим и химическим воздействиям.

Слайд 32 2) Движению лимфы помогают скелетные мышцы.
3) Присасывающее действие

грудной клетки.
Во время вдоха приток лимфы увеличивается.

Слайд 33 Состав лимфы.
Термин «лимфа» в переводе с латинского –

Состав лимфы. Термин «лимфа» в переводе с латинского – влага, чистая

влага, чистая вода.
Но на самом деле она состоит

из лимфоплазмы и форменных элементов.
Количество и состав лимфы определяется рядом обстоятельств:

Слайд 34 1) характером образующейся межклеточной жидкости – органоспецифичность лимфы;
2)

деятельностью лимфатических узлов;
3) деятельностью органов, их активностью.

Слайд 35 В соответствие с этим различают:
1) лимфу периферическую –

доузловую;
2) промежуточную – после прохождения через лимфатический узел;
3) центральную

– лимфу грудного лимфатического протока.

Слайд 36 Характеристика состава лимфы
и лейкоцитарная формула центральной лимфы

имеет клинико-диагностическое значение.

Слайд 37 Состав центральной лимфы.
Анионы: Cl-, НСО3 Н2РО4,
Катионы Na+,

Состав центральной лимфы. Анионы: Cl-, НСО3 Н2РО4, Катионы Na+, К+, Са2+,

К+, Са2+,
различные ферменты.
Лимфатическая система депонирует витамины.
Содержит

факторы свертывания крови.

Слайд 38 Лейкоциты лимфы:
90% - Т и В – лимфоциты.
5%

- моноцитов.
1% - сегментоядерных нейтрофилов.
2% - эозинофилов.
белки.

Слайд 39 Значение лимфообразования.
1) Лимфа выполняет барьерную функцию: более 460

лимфатических узлов задерживают биологические и небиологические вещества.

Слайд 40 2) Гемопоэтическая функция. Ее выполняют лимфатические узлы и

лимфатические фолликулы пищеварительного тракта (образование лимфоцитов).

Слайд 41 3) Иммунологическая функция
связана с выработкой антител плазматическими

клетками
и фагоцитарной активностью содержащихся лейкоцитов – ретикулярных клеток.

Слайд 42 Таким образом, барьерная функция лимфы
дополняется реакциями клеточного

и гуморального иммунитета
в самой лимфатической системе.

Слайд 43 4) Обменная функция
а) Осуществляет обмен воды – возвращает

4) Обменная функция а) Осуществляет обмен воды – возвращает за сутки

за сутки 10% Н2О, не реабсорбировавшейся после фильтрации в

МЦР.
Объем циркулирующей лимфы 1,5 – 2 литра.
При физических нагрузках, стоянии (уменьшении венозного оттока) образование лимфы увеличивается в 10 – 15 раз.

Слайд 44 Отток такого количества лимфы
осуществляется
путем перераспределения жидкости

через вено – лимфатические контакты в посткапиллярные венулы.
То

есть включаются дополнительные пути оттока лимфы из органов.
Кроме того, лимфатические узлы могут ее депонировать временно.
Размер узлов увеличивается при этом на 50%

Слайд 45 б) Обмен белков.
За сутки ≈ 100 гр. белка

б) Обмен белков.За сутки ≈ 100 гр. белка выходит из кровеносного

выходит из кровеносного русла и почти столько же возвращается

обратно с лимфой.
В периферической лимфе содержание белка зависит от органа.

Слайд 46 Так, в лимфе оттекающей от ЖКТ белка содержится

Так, в лимфе оттекающей от ЖКТ белка содержится от 1,5 до

от 1,5 до 30 – 40 г/л.,
в лимфе,

оттекающей от печени – 60г/л.

Слайд 47 Количество белка в центральной лимфе составляет 70% от

Количество белка в центральной лимфе составляет 70% от количества белка крови.

количества белка крови.
Обнаруживаются все белковые фракции, но в

меньшем количестве за исключением альбуминов.

• Имя файла: massoperenos-v-mezhkletochnyh-prostranstvah.pptx