Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Успенский собор Кремля

Содержание

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально
Красноярская Ася и Шаговитова Стася 10 «А»Успенский собор Кремля Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами 4 августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне престольного 13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора митрополитом Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский кафедральный Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все Сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно: то же величественное пятиглавие, На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в полукруглых люнетах под закомарами План Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько вытянутую с запада на Усыпальница 21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был В юго-западном углу собора расположены гробницы двух митрополитов – Киприана (умер в интерьер У круглых столпов перед иконостасом собора стоят шатровые сооружения, которые представляют собой Справа от него, у южных врат собора, 1 сентября 1551 года, как Верхняя часть царского моленного места представляет собой шатер на четырех фигурных столбцах, У северо-восточного столпа находится еще одно моленное место, предназначенное для цариц. Они В юго-западном углу собора в 1624 году появилось новое сооружение. По указу В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники, символизировавшие, с одной стороны, Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Главный иконостас Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В Успенский собор украшает богатейшая коллекция икон, собранных с XII по XVII века.
Слайды презентации

Слайд 2 Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его

над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади

Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.

История


Слайд 3 4 августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора.

4 августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне

Освятили собор накануне престольного праздника – 14 августа 1327

года. Архитектурный облик нового храма и его размеры были близки к владимиро-суздальским постройкам начала XIII века и, в частности, к Георгиевскому собору в Юрьеве Польском (1230–1234), который, по-видимому, и послужил для него образцом. Небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами, примыкавшими к алтарным помещениям с севера и юга.

В

Успенский собор

План Георгиевского собора


Слайд 4 13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки

13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора

нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном

III. В качестве образца для московского храма избрали Успенский собор во Владимире. Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти

20 мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось. Приглашенные Иваном III из Пскова зодчие объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной крепостью известкового раствора.


Слайд 5 Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано

Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский

возводить новый московский кафедральный собор по образцу древнего владимирского

Успенского храма. И подобно им, Аристотель Фиораванти в первый же строительный сезон, лишь только здание собора было выведено из земли, отправился во Владимир, прежнюю столицу Северо-Восточной Руси. Однако, ориентируясь на владимирский образец, мастер уже изначально внес существенные изменения в архитектурный замысел своей будущей постройки, что предопределило принципиально новый характер архитектуры московского собора.

20 августа 1479 года состоялось торжественное освящение нового Успенского собора митрополитом Геронтием в присутствии епископов и великого князя.


Слайд 6 Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он

Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью:

отличается особой монолитностью:
все членения равны по размерам,
алтарные

апсиды уплощены и
скрыты массивными лопатками,
крупные главы сближены.
Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень».

Архитектура


Слайд 7 Сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно:

Сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно: то же величественное

то же величественное пятиглавие, гладь белокаменных стен, аркатурно-колончатый фриз,

спокойный ритм полукружий закомар. Но итальянский мастер не стал копировать план владимирского собора

Слайд 8 На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в

На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в полукруглых люнетах под

полукруглых люнетах под закомарами над алтарными апсидами.
Над центральной

апсидой представлена «Новозаветная Троица»,
слева от нее – «Похвала Богоматери»,
а справа – «София Премудрость Божия».

Слайд 9 План
Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько

План Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько вытянутую с запада

вытянутую с запада на восток форму и разделен на

одинаковые по величине квадраты, перекрытые крестовыми сводами. Они покоятся на шести высоких, широко расставленных столпах. Два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную крестчатую форму. Остальные четыре столпа, определяющие облик основной части храма, – круглые

Для размещения трех существовавших в прежнем здании собора приделов, которые он включил в архитектурную композицию алтарных помещений, ему пришлось разделить пополам боковые нефы, замкнув их четырьмя апсидами. В северной части алтарных помещений расположился жертвенник и Петроверигский придел, в южной - дьяконник, служивший также приделом Похвалы Богородицы, и Димитриевский придел. Между собой они были разделены сравнительно невысокими, около четырех метров, стенами и освещались через окна восточных глав и боковых апсид.


Слайд 10 Усыпальница
21 декабря 1326 года в еще

Усыпальница 21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора

недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С

этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями.

Слайд 11 В юго-западном углу собора расположены гробницы двух митрополитов

В юго-западном углу собора расположены гробницы двух митрополитов – Киприана (умер

– Киприана (умер в 1406 году) и Фотия (умер

в 1431 году). Гробницы находятся рядом под одним металлическим надгробием, близ шатра для Гроба Господня. Оба митрополита, серб и грек, оказали большое влияние на русскую культуру и историю Успенского собора

Слайд 12 интерьер

интерьер

Слайд 13 У круглых столпов перед иконостасом собора стоят шатровые

У круглых столпов перед иконостасом собора стоят шатровые сооружения, которые представляют

сооружения, которые представляют собой моленные, или церковные, места. Наиболее

древним из них является каменное моленное место митрополитов и патриархов, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году.

Слайд 14 Справа от него, у южных врат собора, 1

Справа от него, у южных врат собора, 1 сентября 1551 года,

сентября 1551 года, как об этом повествует надпись на

створках его дверец, было установлено деревянное резное царское моленное место, именуемое также Мономаховым троном.

Слайд 15 Верхняя часть царского моленного места представляет собой шатер

Верхняя часть царского моленного места представляет собой шатер на четырех фигурных

на четырех фигурных столбцах, украшенных кокошниками с затейливой резьбой

в виде переплетенных виноградных лоз, цветов, чаш, разнообразных орнаментов. На подзоре шатра изображены сказочные птицы, а подножием трона служат четыре фантастических хищных зверя. Некогда шатер был роскошно украшен позолотой и расцвечен красной и синей красками. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что его исполнили новгородские мастера.

Слайд 16 У северо-восточного столпа находится еще одно моленное место,

У северо-восточного столпа находится еще одно моленное место, предназначенное для цариц.

предназначенное для цариц. Они должны были напоминать о молитвах

цариц о даровании им наследников престола.

Слайд 17 В юго-западном углу собора в 1624 году появилось

В юго-западном углу собора в 1624 году появилось новое сооружение. По

новое сооружение. По указу царя Михаила Федоровича староста котельного

цеха Дмитрий Сверчков отлил бронзовый ажурный шатер с четырехскатной кровлей, выложенной в шахматном порядке из золоченых и посеребренных медных листов. Этот шатер или сень, воспроизводившая образ главной христианской святыни.

Слайд 18 В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники,

В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники, символизировавшие, с одной

символизировавшие, с одной стороны, божественный свет, и, вместе с

тем, – молитву, обращенную к Господу. Поэтому обычно христианские храмы наполнялись многочисленными светильниками: Множество светильников было и в Успенском соборе.

Паникадило

Подсвечники перед главным иконостасом.

Кандило перед главным иконостасом.


Слайд 19 Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи

Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке,

по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки

одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.


Слайд 20 Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные

главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают

иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников

Слайд 21 Главный иконостас

Главный иконостас

Слайд 22 Иконостас собора был создан в 1653 году по

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона.

инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована

вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

  • Имя файла: uspenskiy-sobor-kremlya.pptx
  • Количество просмотров: 86
  • Количество скачиваний: 1