Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культура России периода образования централизованного государства

Содержание

Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и философской сфер;1520-1530-е гг. епископ Филофей в «Послании на звездочетцев» изложил концепцию «Москва – третий Рим»;Задача – показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц;Москва – последний
(XVI в.)Культура России периода образования централизованного государства Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и философской сфер;1520-1530-е гг. епископ Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (проблема политического устройства и путей развития Религиозные споры – противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: обличение корыстолюбия, гордыни и мирской Составление Великих Четьих-Миней митрополитом Макарием в 12-ти книгах (большой сборник религиозной литературы;Развитие 1533 г. – первая Типография (анонимная, так как на изданиях не указано В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство;В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, Софийский собор в Вологде Успенский собор  Троице-Сергиевой лавры Собор Смоленской иконы Богородицы, Новодевичий монастырь Возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой;В основу новой Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1533-1554 гг.) Это другой тип храма – столпообразный;Объем церкви Иоанна Предтечи – пять восьмигранных Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль, 1570 г. Церковь  митрополита  Петра в  Переяславле,  кон. XVI в. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) 1560 г., арх. Барма и Постник.Идея В годуновское время строятся храмы разнообразные по конструкции:Пятиглавые (церковь в селе Вязмы, Храм Живоначальной Троицы  в с. Хорошево Спасо-Преображенская церковь  в с. Большие Вязьмы Церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском Расцвет крепостного зодчества;Это регулярные, геометрически правильные фортификации;Крепость определяет и планировку города;Монастыри укреплялись Новодевичий монастырь Кирилло-Белозерский монастырь Соловецкий монастырь Развитие определялось процессом создания централизованного государства;Задача – прославление государственной мощи;Расширяется идейное содержание Частое обращение к историческому жанру;В искусство приникают легендарно-исторические сюжеты, жанровые элементы, реалии «Видение Евлогия» Видение  Иоанна  Лествичника Лестница  Иоанна  Лествичника Притча  о слепце и  хромце Прославление Ивана Грозного и его деяний;Прославление победы над Казанским ханством;В сущности это Справа показана пылающая Казань («град нечестивых»);Благословляемая Богоматерью с младенцем, тремя дорогами направляется Икона обязательно обложена серебряным басменным или чеканным окладом;Используется необычайно много сцен из Стоглавый собор 1551 г. установил за образец иконного писания творчество Андрея Рублева Святой Иоанн Предтеча из Махрищского монастыря Фрески Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске (1561 г.) Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле Софийский собор в Вологде
Слайды презентации

Слайд 2 Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и

Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и философской сфер;1520-1530-е гг.

философской сфер;
1520-1530-е гг. епископ Филофей в «Послании на звездочетцев»

изложил концепцию «Москва – третий Рим»;
Задача – показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц;
Москва – последний оплот истинного христианства, возвысившаяся вместо Рима и Константинополя, которые были низвергнуты богом за грехи и отступничество;
Теория служила утверждению независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия русского государства с монархиями Европы;

Общественно-политическая мысль


Слайд 3 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (проблема политического

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (проблема политического устройства и путей

устройства и путей развития России; обвиняя царя в деспотизме

князь Курбский выступает за создание государства , в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление , координируя действия с духовными и земскими соборами);
Иван Пересветов в 40-х – 50-х гг. XVI в. написал несколько произведений , в которых резкой критике подверглись боре, опутавшие царя лестью и пренебрегающие службой, свои мыли он излагает в аллегорической форме («Сказание о Магомет-Салтане»);

Общественно-политическая мысль


Слайд 4 Религиозные споры – противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: обличение

Религиозные споры – противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: обличение корыстолюбия, гордыни и

корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства;
Максим Грек (Михаил Треволис)

(1470-1556 гг.) – выходец из знатного греческого рода, долго жил в Северной Италии, потом переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. по приглашению Василия III пребывает в Москву => келья в Чудовом монастыре становится «литературным клубом»;
Наследие М. Грека очень обширно: переводы, богословские труды, философские произведения; наиболее значительно произведение Толковая Псалтырь (151 псалом Максим снабдил символическими интерпретациями); Россия представлена в образе плачущей вдовы, облаченной в черные одежды;
«Главы поучительны начальствующему правоверно» (1548 г.);

Общественно-политическая мысль


Слайд 5 Составление Великих Четьих-Миней митрополитом Макарием в 12-ти книгах

Составление Великих Четьих-Миней митрополитом Макарием в 12-ти книгах (большой сборник религиозной

(большой сборник религиозной литературы;
Развитие летописания: Никоновская летопись; составление Лицевого

свода на основе Никоновской летописи (10 томов) сведения по русской и мировой истории;
Русский хронограф (рубеж XV-XVI вв.) – всемирная история);
Степенная книга (история русского государства изложена по поколениям (степеням) их было 17: от Владимира I до Ивана IV;
Особенность литературы – интерес к биографиям исторических личностей;
«Казанская история» (о взятии Казани Иваном IV);
«Домострой» – сер. XVI в. Сильвестр;

Литература


Слайд 6 1533 г. – первая Типография (анонимная, так как

1533 г. – первая Типография (анонимная, так как на изданиях не

на изданиях не указано ни имя, ни время печати);
1564

г. – первая печатная книга «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец;
Первый русский букварь с грамматикой (отпечатан во Львове);
Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки;

Развитие книгопечатания


Слайд 7 В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство;
В Москве

В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство;В Москве строится больше каменно-кирпичных

строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предшествующий период;
Большое

влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль храмов Московского Кремля;
В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля;

Архитектура


Слайд 8 Софийский собор в Вологде

Софийский собор в Вологде

Слайд 9 Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Слайд 10 Собор Смоленской иконы Богородицы, Новодевичий монастырь

Собор Смоленской иконы Богородицы, Новодевичий монастырь

Слайд 11 Возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной

Возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой;В основу

крестово-купольной схемой;
В основу новой архитектурной концепции был положен шатер

– конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды;
Подчеркнутая вертикальная устремленность, мистическая идея вознесения;
1532 г. церковь Вознесения в селе Коломенском (храм построен по типу деревянных храмов);

Архитектура


Слайд 13 Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1533-1554 гг.)

(1533-1554 гг.)


Слайд 14 Это другой тип храма – столпообразный;
Объем церкви Иоанна

Это другой тип храма – столпообразный;Объем церкви Иоанна Предтечи – пять

Предтечи – пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями;

средний – самый большой – завершается мощным барабаном => воздействие деревянной архитектуры.

Слайд 16 Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль, 1570 г.

Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль, 1570 г.

Слайд 17 Церковь митрополита Петра в Переяславле, кон. XVI в.

Церковь митрополита Петра в Переяславле, кон. XVI в.

Слайд 18 Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) 1560 г.,

Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) 1560 г., арх. Барма и

арх. Барма и Постник.
Идея шатрового храма;
Шатром увенчана центральная башня,

окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами;
Богатое декоративной убранство, «храм построен скорее для украшения, чем для молитвы»;
Луковичные главы появились в конце XVI в., роспись храма, сохранившаяся до наших дней, исполнена в XVII-XVIII вв.

Слайд 21 В годуновское время строятся храмы разнообразные по конструкции:
Пятиглавые

В годуновское время строятся храмы разнообразные по конструкции:Пятиглавые (церковь в селе

(церковь в селе Вязмы, 1598-1599 гг.);
Бесстолпные (церковь в селе

Хорошево, до 1598 г.);
Шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском, 1603 г.);
1583 г. – Приказ каменных дел (руководство государственным строительством);

Архитектура


Слайд 22 Храм Живоначальной Троицы в с. Хорошево

Храм Живоначальной Троицы в с. Хорошево

Слайд 23 Спасо-Преображенская церковь в с. Большие Вязьмы

Спасо-Преображенская церковь в с. Большие Вязьмы

Слайд 24 Церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под

Церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском

Можайском


Слайд 25 Расцвет крепостного зодчества;
Это регулярные, геометрически правильные фортификации;
Крепость определяет

Расцвет крепостного зодчества;Это регулярные, геометрически правильные фортификации;Крепость определяет и планировку города;Монастыри

и планировку города;
Монастыри укреплялись также как и крепости, являясь

важными оборонительными оплотами как в Москве, так и на подступах к ней.

Архитектура


Слайд 26 Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь

Слайд 28 Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Слайд 29 Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Слайд 30 Развитие определялось процессом создания централизованного государства;
Задача – прославление

Развитие определялось процессом создания централизованного государства;Задача – прославление государственной мощи;Расширяется идейное

государственной мощи;
Расширяется идейное содержание искусства, но и усиливается регламентация

сюжетов и иконографических схем => отвлеченный официальный характер и холодность произведений искусства;
Усиливается декоративность, усложненность, «многоречивость» композиций;
придворный церемониал достигает невиданного великолепия;

Изобразительное искусство


Слайд 31 Частое обращение к историческому жанру;
В искусство приникают легендарно-исторические

Частое обращение к историческому жанру;В искусство приникают легендарно-исторические сюжеты, жанровые элементы,

сюжеты, жанровые элементы, реалии быта;
Тяготение к сложным богословским сюжетам,

отвлеченному толкованию церковных догматов => иконы «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» – композиционная стройность, «многолюдные изображения», композиции перегружены символами и аллегориями;

Изобразительное искусство


Слайд 32 «Видение Евлогия»

«Видение Евлогия»

Слайд 33 Видение Иоанна Лествичника

Видение Иоанна Лествичника

Слайд 34 Лестница Иоанна Лествичника

Лестница Иоанна Лествичника

Слайд 35 Притча о слепце и хромце

Притча о слепце и хромце

Слайд 36 Прославление Ивана Грозного и его деяний;
Прославление победы над

Прославление Ивана Грозного и его деяний;Прославление победы над Казанским ханством;В сущности

Казанским ханством;
В сущности это уже не икона, а скорее

картина со сложным символико-героическим сюжетом;
Украшала покои Ивана IV;
Икона рассчитана на длительное разглядывание;
Основная идея – учение о власти русского царя, данной и освященной богом, который предопределяет победу царя над врагом и осеняет своим благословением столицу русского государства – Москву;


«Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»)


Слайд 40 Справа показана пылающая Казань («град нечестивых»);
Благословляемая Богоматерью с

Справа показана пылающая Казань («град нечестивых»);Благословляемая Богоматерью с младенцем, тремя дорогами

младенцем, тремя дорогами направляется к Москве («горнему Иерусалиму») многочисленное

пешее и конное войско (оно же и «воинство небесного царя»);
Прямо за архангелом Михаилом скачет с алым знаменем юный Иван Грозный; среди войска и византийский император Константин, русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие;
Полноводная река символизирует «третий Рим» – Москву, она противопоставлена иссякшему источнику – «второму Риму», Византии.

Слайд 41 Икона обязательно обложена серебряным басменным или чеканным окладом;
Используется

Икона обязательно обложена серебряным басменным или чеканным окладом;Используется необычайно много сцен

необычайно много сцен из Апокалипсиса;
В росписях часто воплощается тема

преемственности власти;
В языке росписи появляется подробная повествовательность сложных дидактических композиций, заданное изображение «предков» московских князей, начиная с византийских императоров;
Письмо Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-1552 гг.) с историческими сюжетами, сценами средневековой космогонии и изображениями времен года;

Изобразительное искусство


Слайд 42 Стоглавый собор 1551 г. установил за образец иконного

Стоглавый собор 1551 г. установил за образец иконного писания творчество Андрея

писания творчество Андрея Рублева и Дионисия;
Расширяется тематика живописных произведений:

в композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены => живопись на службе у идеологии;
Мастера предпочитают более темный колорит: вместо светлых или золотых фонов начинают использоваться темно-оливковые (празелень), темно-вишневый, серо-зеленый, черный цвет, глухие охры (от желто-коричневой до темно-коричневой); лики пишутся темными охрами по плотному темно-зеленому санкирю; холодные, голубоватые пробела, акценты алой киновари создают ощущение внутреннего напряжения;

Изобразительное искусство


Слайд 43 Святой Иоанн Предтеча из Махрищского монастыря

Святой Иоанн Предтеча из Махрищского монастыря

Слайд 44 Фрески Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске (1561

Фрески Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске (1561 г.)

г.)


Слайд 46 Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле

Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле

Слайд 48 Софийский собор в Вологде

Софийский собор в Вологде

  • Имя файла: kultura-rossii-perioda-obrazovaniya-tsentralizovannogo-gosudarstva.pptx
  • Количество просмотров: 101
  • Количество скачиваний: 0