Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Акустика концертных залов

Содержание

Создание концертных залов с хорошей акустикой было и остается сложнейшей задачей, которая до недавнего времени решалась исключительно опытом, интуицией и искусством архитекторов и акустиков.
Акустика концертных залов Создание концертных залов с хорошей акустикой было и остается сложнейшей задачей, которая Только в последние годы с связи с развитием компьютерных технологий появились возможности Некоторые общие идеи, исходя из опыта строительства различных концертных залов в течение Различные жанры музыки требуют разных акустических характеристик в концертном зале; акустические характеристики, оптимальные для слушателей и для исполнителей, существенно различаются; только лучшие концертные залы мира обеспечивают акустические параметры, оптимальные как для слушателей не существует единого архитектурного решения для концертных залов — большинство акустических требований Именно поэтому создание концертных залов пока остается еще «искусством на научной основе». В данном разделе будут кратко рассмотрены требования к акустическим параметрам «классических» концертных Современные многоцелевые концертные залы с системой звукоусиления требуют других акустических параметров, которые будут рассмотрены. Хорошее качество звучания музыки в концертном зале требует обеспечения всех упомянутых в — а следовательно, и соответствующей структуры и параметров реверберационного процесса, из Все эти параметры определяют требования прежде всего к форме и размерам концертных В концертных залах также можно выделить две различные части: - площадь для Акустические требования к этим частям несколько различаются:   - форма и Оптимальное время реверберации, как показано на рис. 5.1.15, зависит от вида музыкального При этом важную роль играет и стиль исполняемой музыки: в период барокко Для обеспечения теплоты звучания время реверберации должно увеличиваться на низких частотах примерно на 20%. Это требует разных архитектурных параметров концертных залов: объем на одного слушателя должен Все это ограничивает общую вместимость залов с естественной акустикой 1500-2000 человек (хотя Объемы, соответствующие этим вместимостям, — 12000-20000 м3. Размеры и время реверберации наиболее Анализ параметров для лучших залов позволил получить следующее эмпирическое выражение, связывающее время Кроме оптимального времени реверберации в концертных залах важно обеспечить и другие параметры: В старых концертных залах ширина и высота обычно составляли 20 м и При уменьшении этих интервалов эстетическое восприятие музыки ухудшается. Если для речевых помещений размер зала определяется его вместимостью, но может быть В залах малых размеров на местах слушателей образуется слишком плотная временная структура Длина зала, как и ранее рассмотренных помещений, ограничивается необходимостью доставки на самые Однако здесь следует учесть, что голос певца или звук инструмента способен излучать Статистические данные, собранные в ходе анализа максимального удаления мест слушателей от эстрады Ограничения ширины и высоты зала распространяются прежде всего на припортальную часть для Ширина зала у портала рекомендуется не более 25 м, а на расстоянии Высота зала (если принять за уровень пол сцены) у портала не должна Таким образом, при выборе основных размеров концертного зала, равно как и его Эта часть должна быть так спроектирована, чтобы на местах слушателей была сформирована Исследования, выполненные на основе измерений, позволили собрать достаточно полный статистический материал по Результаты анализа собранных материалов очень хорошо совпадают с результатами субъективных исследований и Например, в залах, известных своими прекрасными акустическими свойствами, время запаздывания первого отражения, в Большом зале Московской консерватории — 21-26 мс, в Колонном зале Дома Наличие эстрады вместо сцены в значительной мере обуславливает архитектуру концертного зала, отличающуюся Оказалось не обязательным строить залы по ярусной системе, так как оборудование эстрады а — две части зала с плавным переходом (концертный зал в Бонне); В современных залах используются разные формы зрительного зала для той части, которая Можно заметить два типичных направления при решении их интерьера: единую форму зала (рис. 5.2.11а) и композицию из двух разных форм для зала и сцены (рис. 5.2.116). Эстрада и ближайшая к ней часть зала: для музыкантов, находящихся на сцене, К числу основных из них можно отнести следующие: - время реверберации — процесс затухания в зале должен быть - поддержка — этот параметр позволяет музыкантам слышать себя даже на тихих уровнях; - тембр позволяет оценить влияние помещения на звучание инструментов и на - динамика характеризует динамический диапазон в данном помещении и определяет степень, Слышание друг друга — необходимо для обеспечения ритмической точности, настройки Исследования позволили установить, что ощущение поддержки возникает у музыкантов при высоком уровне Измерения показывают, что в хороших залах их уровень значительно выше порогов слышимости. Для обеспечения слитности исполнения в ансамбле существенное значение имеет величина задержки прямого Результаты исследований показали, что максимальное время задержки должно быть в пределах до 20 мс. Ширина и глубина эстрады (сцены) зависят от числа исполнителей (на каждого должно Если потолок сравнительно низкий (ниже 10 м), то могут быть выбраны большая Структура отражений попадают к исполнителям (что на сцене важно для их взаимной Если потолки высокие, то для обеспечения первыми отражениями исполнителей и зрителей необходимо При низких потолках и широких стенах возникают также проблемы с обеспечением необходимого При высоких потолках необходимое время реверберации обеспечивается, но общая площадь эстрады оказывается (рис. 5.2.13а, б), форма, размер и степень наклона которых подбираются исходя из Кроме того, в современных больших залах многоцелевого назначения, где оркестр размещается на Такая раковина может быть легко скомпонована в виде трансформируемой системы из отдельных Размеры мобильных щитов должны быть достаточно велики во избежание потерь отраженной звуковой Эти потери, особенно в области низких частот, становятся ощутимыми, если любой размер В качестве интересного примера может служить зал в Зальцбурге вместимостью более 2000 человек (рис. 5.2.14). При проведении концертов на эстраде в нем устанавливается трансформируемая раковина, обеспечивающая запаздывание Классические концертные программы проходят при естественных акустических условиях, т. е. без помощи Зрительская (дальняя) часть зала: основное требование к ее форме состоит в обеспечении Возможностей для реализации таких форм зала достаточно много, в настоящее время чаще — высокая прямоугольная форма (Shoebox) — рис. 5.2.15а — старейшая форма, используемая Из-за простой геометрии структура звуковых полей в таких залах лучше всего изучена — веерообразная форма с расходящимися стенами и кривыми потолками (Fan), использовалась активно — форма с параллельными стенами, высокими потолками, криволинейной задней стеной (Horseshoe) — рис. 5.2.15г Это типичная форма оперных залов, однако она часто использовалась и для концертных Формы концертных залов боковые отражения для всех зон зала. Примером может служить зал Берлинской филармонии (1963); — специальная геометрическая форма (geometric), Залы небольшой ширины могут иметь простую форму параллелепипеда; из-за их небольшой ширины В залах же со сравнительно большой шириной, как правило, требуется введение звукорассеивающих элементов. Примером могут служить Большой зал Санкт-Петербургской филармонии и Колонный зал Дома Союзов В современных залах, которые имеют большие объемы, рассеяние звука достигается членением стен В качестве материалов для отделки стен и потолка, в первую очередь акустической Обязательным требованиям к акустике концертных залов является низкий уровень внешних и внутренних шумов. Требования для концертных залов составляют NC-20 (рис. 5.19), что заставляет применять специальные конец
Слайды презентации

Слайд 2 Создание концертных залов с хорошей акустикой было и

Создание концертных залов с хорошей акустикой было и остается сложнейшей задачей,

остается сложнейшей задачей, которая до недавнего времени решалась исключительно

опытом, интуицией и искусством архитекторов и акустиков.


Слайд 3 Только в последние годы с связи с развитием

Только в последние годы с связи с развитием компьютерных технологий появились

компьютерных технологий появились возможности для точного математического моделирования акустики

залов, но эти методы только начинают развиваться


Слайд 4 Некоторые общие идеи, исходя из опыта строительства различных

Некоторые общие идеи, исходя из опыта строительства различных концертных залов в

концертных залов в течение многих лет, были сформулированы следующим

образом :


Слайд 5 Различные жанры музыки требуют разных акустических характеристик в

Различные жанры музыки требуют разных акустических характеристик в концертном зале;

концертном зале;


Слайд 6 акустические характеристики, оптимальные для слушателей и для исполнителей,

акустические характеристики, оптимальные для слушателей и для исполнителей, существенно различаются;

существенно различаются;


Слайд 7 только лучшие концертные залы мира обеспечивают акустические параметры,

только лучшие концертные залы мира обеспечивают акустические параметры, оптимальные как для

оптимальные как для слушателей так и для исполнителей;


Слайд 8 не существует единого архитектурного решения для концертных залов

не существует единого архитектурного решения для концертных залов — большинство акустических

— большинство акустических требований может быть решено различными архитектурными

приемами.


Слайд 9 Именно поэтому создание концертных залов пока остается еще

Именно поэтому создание концертных залов пока остается еще «искусством на научной основе».

«искусством на научной основе».


Слайд 10 В данном разделе будут кратко рассмотрены требования к

В данном разделе будут кратко рассмотрены требования к акустическим параметрам «классических»

акустическим параметрам «классических» концертных залов, где звучание музыки непосредственно

передаются от исполнителю к слушателю.

Слайд 11 Современные многоцелевые концертные залы с системой звукоусиления требуют

Современные многоцелевые концертные залы с системой звукоусиления требуют других акустических параметров, которые будут рассмотрены.

других акустических параметров, которые будут рассмотрены.


Слайд 12 Хорошее качество звучания музыки в концертном зале требует

Хорошее качество звучания музыки в концертном зале требует обеспечения всех упомянутых

обеспечения всех упомянутых в субъективных критериев:
- жизненности, полноты,

пространственности, тембра, баланса, интимности, громкости, отсутствия эха, низкого уровня шумов и т. д.,




Слайд 13 — а следовательно, и соответствующей структуры и

— а следовательно, и соответствующей структуры и параметров реверберационного процесса,

параметров реверберационного процесса, из которых основными являются следующие:

- время реверберации, время и направление прихода первых отражений, уровень боковых отражений, отношение энергии ранних отражений к энергии поздних отражений и др.

Слайд 14 Все эти параметры определяют требования прежде всего к

Все эти параметры определяют требования прежде всего к форме и размерам

форме и размерам концертных залов, а также к их

системам звукопоглощения, звукоотражения и звукоизоляции


Слайд 15 В концертных залах также можно выделить две различные

В концертных залах также можно выделить две различные части: - площадь

части:
- площадь для оркестра (эстраду) и площадь

для зрителей, которая может быть разделена еще на две части — около эстрадную и дальнюю зрительскую часть.


Слайд 16 Акустические требования к этим частям несколько различаются:

Акустические требования к этим частям несколько различаются:  - форма и

- форма и размеры «классического зала» определяются прежде

всего требованиями к достижению оптимальных времени реверберации и структуры ранних отражений (время, уровень и направление прихода).


Слайд 17 Оптимальное время реверберации, как показано на рис. 5.1.15,

Оптимальное время реверберации, как показано на рис. 5.1.15, зависит от вида

зависит от вида музыкального исполнения: для органной музыки —

3-5 с, для симфонической 2-2,2 с и для камерной 1,3-1,6 с.


Слайд 19 При этом важную роль играет и стиль исполняемой

При этом важную роль играет и стиль исполняемой музыки: в период

музыки: в период барокко среднее время реверберации было 1,6

с, классической музыки —1,8 с, романтической — 2-2,2 с.


Слайд 20 Для обеспечения теплоты звучания время реверберации должно увеличиваться

Для обеспечения теплоты звучания время реверберации должно увеличиваться на низких частотах примерно на 20%.

на низких частотах примерно на 20%.


Слайд 21 Это требует разных архитектурных параметров концертных залов: объем

Это требует разных архитектурных параметров концертных залов: объем на одного слушателя

на одного слушателя должен составлять 10-12 м3 для органной

музыки, 8-10 м3 для симфонической и 6-7 м3 для камерной.

Слайд 22 Все это ограничивает общую вместимость залов с естественной

Все это ограничивает общую вместимость залов с естественной акустикой 1500-2000 человек

акустикой 1500-2000 человек (хотя современные залы уже имеют вместимость

2200-2500 человек).



Слайд 23 Объемы, соответствующие этим вместимостям, — 12000-20000 м3. Размеры

Объемы, соответствующие этим вместимостям, — 12000-20000 м3. Размеры и время реверберации

и время реверберации наиболее известных концертных залов даны в

таблице 5.1.3.


Слайд 25 Анализ параметров для лучших залов позволил получить следующее

Анализ параметров для лучших залов позволил получить следующее эмпирическое выражение, связывающее

эмпирическое выражение, связывающее время реверберации, объем и высоту зала:

(V/T500)m/hmax-\,2S.

Слайд 26 Кроме оптимального времени реверберации в концертных залах важно

Кроме оптимального времени реверберации в концертных залах важно обеспечить и другие

обеспечить и другие параметры:
- ясность —

С80, интимность, коэффициент внутрислуховой корреляции и др. которые также определяются выбором соотношения размеров и формы зрительного зала.

Слайд 27 В старых концертных залах ширина и высота обычно

В старых концертных залах ширина и высота обычно составляли 20 м

составляли 20 м и 17 м, это обеспечивало приход

первых фронтальных отражений с интервалом 20-30 мс.



Слайд 28 При уменьшении этих интервалов эстетическое восприятие музыки ухудшается.

При уменьшении этих интервалов эстетическое восприятие музыки ухудшается.




Слайд 29 Если для речевых помещений размер зала определяется его

Если для речевых помещений размер зала определяется его вместимостью, но может

вместимостью, но может быть уменьшен без потери разборчивости речи,

то в концертных залах размер определяется требованиями к качеству звучания музыки и не может быть уменьшен ниже некоторого предела (независимо от количества зрителей).



Слайд 30 В залах малых размеров на местах слушателей образуется

В залах малых размеров на местах слушателей образуется слишком плотная временная

слишком плотная временная структура ранних отражений, из-за которой при

малом времени реверберации звучание оказывается «плоским»; кроме того, резонансы воздушного объема попадают в слышимый диапазон и вносят дополнительную «окраску» в тембр звучания.

Слайд 31 Длина зала, как и ранее рассмотренных помещений, ограничивается

Длина зала, как и ранее рассмотренных помещений, ограничивается необходимостью доставки на

необходимостью доставки на самые удаленные места от эстрады прямой

звуковой энергии достаточно высокого уровня.

Слайд 32 Однако здесь следует учесть, что голос певца или

Однако здесь следует учесть, что голос певца или звук инструмента способен

звук инструмента способен излучать большую мощность, чем речь актера.


В связи с этим максимальное удаление слушателя от эстрады может быть увеличено по сравнению с залом драматического театра.



Слайд 33 Статистические данные, собранные в ходе анализа максимального удаления

Статистические данные, собранные в ходе анализа максимального удаления мест слушателей от

мест слушателей от эстрады для музыкальных залов разной вместимости,

построенных в разных городах мира и известных хорошими акустическими свойствами, показали, что максимальная удаленность слушателей от эстрады в партере не превышает 40 м, а на балконе — 45 м.

Слайд 34 Ограничения ширины и высоты зала распространяются прежде всего

Ограничения ширины и высоты зала распространяются прежде всего на припортальную часть

на припортальную часть для обеспечения необходимой структуры ранних отражений;

в более удаленной от эстрады части ширина и высота зала может быть увеличена.


Слайд 35 Ширина зала у портала рекомендуется не более 25

Ширина зала у портала рекомендуется не более 25 м, а на

м, а на расстоянии одной трети длины зала —

не более 30 м.


Слайд 36 Высота зала (если принять за уровень пол сцены)

Высота зала (если принять за уровень пол сцены) у портала не

у портала не должна превышать 9 м, а на

расстоянии 7 м от портала — 10,5 м.


Слайд 37 Таким образом, при выборе основных размеров концертного зала,

Таким образом, при выборе основных размеров концертного зала, равно как и

равно как и его формы, особое внимание должно быть

уделено его припортальной части, занимающей около одной трети, а в больших залах — одной четверти его длины.


Слайд 38 Эта часть должна быть так спроектирована, чтобы на

Эта часть должна быть так спроектирована, чтобы на местах слушателей была

местах слушателей была сформирована оптимальная структура ранних отражений.


Слайд 39 Исследования, выполненные на основе измерений, позволили собрать достаточно

Исследования, выполненные на основе измерений, позволили собрать достаточно полный статистический материал

полный статистический материал по интервалу времени запаздывания первых отражений.




Слайд 40 Результаты анализа собранных материалов очень хорошо совпадают с

Результаты анализа собранных материалов очень хорошо совпадают с результатами субъективных исследований

результатами субъективных исследований и подтверждают ценность структуры ранних отражений

в качестве одного из важнейших критериев качества акустики концертного зала.

Слайд 41 Например, в залах, известных своими прекрасными акустическими свойствами,

Например, в залах, известных своими прекрасными акустическими свойствами, время запаздывания первого

время запаздывания первого отражения, приходящего в лучшие места, составляет:




Слайд 42 в Большом зале Московской консерватории — 21-26 мс,

в Большом зале Московской консерватории — 21-26 мс, в Колонном зале


в Колонном зале Дома Союзов — 24-28 мс, в

Санкт-Петербургской капелле — 25-30 мс, в Концертном зале в Зальцбурге — 23 мс и т. д.



Слайд 43 Наличие эстрады вместо сцены в значительной мере обуславливает

Наличие эстрады вместо сцены в значительной мере обуславливает архитектуру концертного зала,

архитектуру концертного зала, отличающуюся от архитектуры театральных залов.


Слайд 44 Оказалось не обязательным строить залы по ярусной системе,

Оказалось не обязательным строить залы по ярусной системе, так как оборудование

так как оборудование эстрады жесткими звукоотражающими конструкциями позволяет значительно

увеличить уровень отраженной звуковой энергии, приходящей к слушателям в начальном периоде реверберационного процесса, и помогает обеспечить оптимальную структуру ранних отражений.
Рис. 5.2.11.


Слайд 46 а — две части зала с плавным переходом

а — две части зала с плавным переходом (концертный зал в

(концертный зал в Бонне);
б — сочетание двух разных

форм сцены и зала (концертный зал в Детройте)
Это в свою очередь позволяет удалить слушателя от эстрады и увеличить размеры зала.


Слайд 47 В современных залах используются разные формы зрительного зала

В современных залах используются разные формы зрительного зала для той части,

для той части, которая примыкает к эстраде (примерно 1/3

общей длины), и остальной его части.


Слайд 48 Можно заметить два типичных направления при решении их

Можно заметить два типичных направления при решении их интерьера: единую форму

интерьера: единую форму зала с плавным переходом эстрады в

зрительный зал


Слайд 49 (рис. 5.2.11а) и композицию из двух разных форм

(рис. 5.2.11а) и композицию из двух разных форм для зала и сцены (рис. 5.2.116).

для зала и сцены (рис. 5.2.116).


Слайд 51 Эстрада и ближайшая к ней часть зала: для

Эстрада и ближайшая к ней часть зала: для музыкантов, находящихся на

музыкантов, находящихся на сцене, субъективные параметры, оказывающие наиболее существенное

влияние на их качество исполнения, несколько отличаются от параметров, воспринимаемых слушателем.

Слайд 52 К числу основных из них можно отнести следующие:

К числу основных из них можно отнести следующие:

Слайд 53 - время реверберации — процесс затухания

- время реверберации — процесс затухания в зале должен быть

в зале должен быть отчетливо слышен в паузах и

давать музыкантам чувство опоры;

Слайд 54 - поддержка — этот параметр позволяет музыкантам

- поддержка — этот параметр позволяет музыкантам слышать себя даже на тихих уровнях;

слышать себя даже на тихих уровнях;


Слайд 55 - тембр позволяет оценить влияние помещения на

- тембр позволяет оценить влияние помещения на звучание инструментов и

звучание инструментов и на восприятие музыкантами тонального баланса между

инструментами в ансамбле;

Слайд 56 - динамика характеризует динамический диапазон в данном

- динамика характеризует динамический диапазон в данном помещении и определяет

помещении и определяет степень, с которой помещение влияет на

динамику исполнения;

Слайд 57 Слышание друг друга — необходимо для

Слышание друг друга — необходимо для обеспечения ритмической точности, настройки

обеспечения ритмической точности, настройки и баланса по уровням; задержка

сигналов во времени — если музыканты далеко друг от друга, то возникают слишком большие временные задержки, которые нарушают ритмическую точность и влияют на тембр.



Слайд 58 Исследования позволили установить, что ощущение поддержки возникает у

Исследования позволили установить, что ощущение поддержки возникает у музыкантов при высоком

музыкантов при высоком уровне ранних отражений на сцене (рис.

5.2.12).


Слайд 60 Измерения показывают, что в хороших залах их уровень

Измерения показывают, что в хороших залах их уровень значительно выше порогов слышимости.

значительно выше порогов слышимости.


Слайд 61 Для обеспечения слитности исполнения в ансамбле существенное значение

Для обеспечения слитности исполнения в ансамбле существенное значение имеет величина задержки

имеет величина задержки прямого звука от соседних участников.



Слайд 62 Результаты исследований показали, что максимальное время задержки должно

Результаты исследований показали, что максимальное время задержки должно быть в пределах до 20 мс.

быть в пределах до 20 мс.


Слайд 63 Ширина и глубина эстрады (сцены) зависят от числа

Ширина и глубина эстрады (сцены) зависят от числа исполнителей (на каждого

исполнителей (на каждого должно приходиться примерно 2 м2) и

от высоты потолка припортальной части зала.

Слайд 64 Если потолок сравнительно низкий (ниже 10 м), то

Если потолок сравнительно низкий (ниже 10 м), то могут быть выбраны

могут быть выбраны большая ширина и глубина сцены, т.

к. при такой высоте прямой звук и ранние отражения Рис 5 2.12.



Слайд 66 Структура отражений попадают к исполнителям (что на сцене

Структура отражений попадают к исполнителям (что на сцене важно для их

важно для их взаимной слышимости) и к зрителям.


Слайд 67 Если потолки высокие, то для обеспечения первыми отражениями

Если потолки высокие, то для обеспечения первыми отражениями исполнителей и зрителей

исполнителей и зрителей необходимо ограничить площадь эстрады: ширина не

более 15 м, высота не более 10 м.


Слайд 68 При низких потолках и широких стенах возникают также

При низких потолках и широких стенах возникают также проблемы с обеспечением

проблемы с обеспечением необходимого времени реверберации в зрительном зале;

кроме того, боковые отражения приходят на сцену слишком поздно и при этом нарушается ощущение ансамбля.

Слайд 69 При высоких потолках необходимое время реверберации обеспечивается, но

При высоких потолках необходимое время реверберации обеспечивается, но общая площадь эстрады

общая площадь эстрады оказывается слишком мала.
Поэтому в современных

концертных залах часто используются навесные панели над площадью оркестра и передней частью зрительских мест

Слайд 70 (рис. 5.2.13а, б), форма, размер и степень наклона

(рис. 5.2.13а, б), форма, размер и степень наклона которых подбираются исходя

которых подбираются исходя из требований обеспечения первыми отражениями оркестра

и зрителей.


Слайд 72 Кроме того, в современных больших залах многоцелевого назначения,

Кроме того, в современных больших залах многоцелевого назначения, где оркестр размещается

где оркестр размещается на просторной сцене, используются акустические раковины,

состоящие из системы звукоотражающих поверхностей.

Слайд 73 Такая раковина может быть легко скомпонована в виде

Такая раковина может быть легко скомпонована в виде трансформируемой системы из

трансформируемой системы из отдельных щитов, которыми можно ограждать различные

объемы на эстраде при выступлении ансамблей исполнителей.

Слайд 74 Размеры мобильных щитов должны быть достаточно велики во

Размеры мобильных щитов должны быть достаточно велики во избежание потерь отраженной

избежание потерь отраженной звуковой энергии на дифракцию вокруг краев.



Слайд 75 Эти потери, особенно в области низких частот, становятся

Эти потери, особенно в области низких частот, становятся ощутимыми, если любой

ощутимыми, если любой размер щита меньше 5-6 м.


Слайд 76 В качестве интересного примера может служить зал в

В качестве интересного примера может служить зал в Зальцбурге вместимостью более 2000 человек (рис. 5.2.14).

Зальцбурге вместимостью более 2000 человек (рис. 5.2.14).



Слайд 78 При проведении концертов на эстраде в нем устанавливается

При проведении концертов на эстраде в нем устанавливается трансформируемая раковина, обеспечивающая

трансформируемая раковина, обеспечивающая запаздывание первого отражения на 23 мс.




Слайд 79 Классические концертные программы проходят при естественных акустических условиях,

Классические концертные программы проходят при естественных акустических условиях, т. е. без

т. е. без помощи систем усиления звука.
Кроме того,

в зале ставят оперные и драматические спектакли.

Слайд 80 Зрительская (дальняя) часть зала: основное требование к ее

Зрительская (дальняя) часть зала: основное требование к ее форме состоит в

форме состоит в обеспечении высокой степени рассеяния звука для

создания достаточного общего времени реверберации.


Слайд 81 Возможностей для реализации таких форм зала достаточно много,

Возможностей для реализации таких форм зала достаточно много, в настоящее время

в настоящее время чаще всего для концертных залов используются

следующие формы:


Слайд 83 — высокая прямоугольная форма (Shoebox) — рис. 5.2.15а

— высокая прямоугольная форма (Shoebox) — рис. 5.2.15а — старейшая форма,

— старейшая форма, используемая как в музыкальных залах во

дворцах XVII-XVIII веков, так и в крупнейших концертных залах XIX-XX веков, например Консертгебау (Амстердам, 1888), Мюзик- ферейнсаал (Вена, 1870).


Слайд 84 Из-за простой геометрии структура звуковых полей в таких

Из-за простой геометрии структура звуковых полей в таких залах лучше всего

залах лучше всего изучена и отмоделирована. Разновидностью являются залы

с почти квадратной площадью
(рис. 5.2.156);


Слайд 85 — веерообразная форма с расходящимися стенами и кривыми

— веерообразная форма с расходящимися стенами и кривыми потолками (Fan), использовалась

потолками (Fan), использовалась активно в период 1920 - 1960-х

годов, сейчас признана неудовлетворительной из-за бедных боковых отражений (рис. 5.2.15в);



Слайд 86 — форма с параллельными стенами, высокими потолками, криволинейной

— форма с параллельными стенами, высокими потолками, криволинейной задней стеной (Horseshoe) — рис. 5.2.15г

задней стеной (Horseshoe) — рис. 5.2.15г


Слайд 87 Это типичная форма оперных залов, однако она часто

Это типичная форма оперных залов, однако она часто использовалась и для

использовалась и для концертных залов (например, Концертный зал Макдермотт

в Далласе);
— террасообразная форма (Vineyard) зала, разделенного на уменьшающиеся асимметрично поднимающиеся блоки. Вертикальные дополнительные поверхности на стенах создают ранние
а — высокая прямоугольная форма (Shoebox);
б — залы с почти квадратной площадью;
в — веерообразная форма с расходящимися стенами
и кривыми потолками (Fan);
г — форма с параллельными стенами, высокими потолками, криволинейной задней стеной (Horseshoe);
д — специальная геометрическая форма (geometric)
Рис. 5.2.15.


Слайд 89 Формы концертных залов боковые отражения для всех зон

Формы концертных залов боковые отражения для всех зон зала.

зала.


Слайд 90 Примером может служить зал Берлинской филармонии (1963);

Примером может служить зал Берлинской филармонии (1963); — специальная геометрическая форма

специальная геометрическая форма (geometric), (рис. 5.2.15 д). Такой зал

обладает большой гибкостью при настройке акустических параметров, но труден для проектирования.


Слайд 91 Залы небольшой ширины могут иметь простую форму параллелепипеда;

Залы небольшой ширины могут иметь простую форму параллелепипеда; из-за их небольшой

из-за их небольшой ширины количество отражений, приходящих на зрительские

места, быстро нарастает со временем и в завершающей части реверберационного процесса становится настолько велико, что образуется достаточная диффузность поля.



Слайд 92 В залах же со сравнительно большой шириной, как

В залах же со сравнительно большой шириной, как правило, требуется введение звукорассеивающих элементов.

правило, требуется введение звукорассеивающих элементов.


Слайд 93 Примером могут служить Большой зал Санкт-Петербургской филармонии и

Примером могут служить Большой зал Санкт-Петербургской филармонии и Колонный зал Дома

Колонный зал Дома Союзов в Москве, где два ряда

больших колонн создают высокую степень диффузности звукового поля.


Слайд 94 В современных залах, которые имеют большие объемы, рассеяние

В современных залах, которые имеют большие объемы, рассеяние звука достигается членением

звука достигается членением стен и потолка под разными углами

либо расположением на этих поверхностях специальных архитектурных элементов, способствующих рассеянию звука (на- пример, диффузоров Шредера).


Слайд 95 В качестве материалов для отделки стен и потолка,

В качестве материалов для отделки стен и потолка, в первую очередь

в первую очередь акустической раковины и ближайших к сцене

поверхностей, обычно используется дерево (это способствует созданию красивого тембра).


Слайд 96 Обязательным требованиям к акустике концертных залов является низкий

Обязательным требованиям к акустике концертных залов является низкий уровень внешних и внутренних шумов.

уровень внешних и внутренних шумов.



Слайд 97 Требования для концертных залов составляют NC-20 (рис. 5.19),

Требования для концертных залов составляют NC-20 (рис. 5.19), что заставляет применять

что заставляет применять специальные меры для повышения звукоизоляции в

залах; подробнее эти вопросы освещены в специальной литературе

  • Имя файла: akustika-kontsertnyh-zalov.pptx
  • Количество просмотров: 88
  • Количество скачиваний: 0