Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Социология

Содержание

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» ( 1921) и др.Макс ВЕБЕРНемецкий социолог и социальный философ(1864-1920)Основоположник ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИОсновоположник ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ © Сергеева Зульфия Харисовна/ кандидат социологических наук, доцент, каф.
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ (М. ВЕБЕР).ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКАКОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИПРИРОДАОБЩЕСТВОЗАКОНЫ ОБЩЕСТВАЗАКОНЫ ПРИРОДЫ=ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (Естественнонаучный тип знания)ОБЪЯСНЕНИЕСОЦИОГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ(Гуманитарный тип СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (включая невмешательство или терпеливое вмешательство) – любое действие, ориентированное на При анализе социального действия надо использовать два метода: 2. Причинный анализ, при Направляемые обычаями и привычками. Большая часть привычного повседневного поведения людей.Детерминируемые вспышками эмоций Ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор как целей, так и средств Протестантская этика и «дух капитализма» ДВЕ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»Иррационально-авантюрная модельРациональная модельХарактерна для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей Ульрих Цвингли (1484-1531)Джон Кальвин (1509-1564)Мартин Лютер (1483-1546)ОСНОВАТЕЛИ И ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА Карикатура «Рождение ЗАПРЕЩЕНА ЗАДЕРЖКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Протестантская этика и «дух капитализма» М.Вебер приводил конфуцианство в качестве примера этической системы, несовместимой с капитализмом. ВОСТОЧНЫЕ Этика «чувства долга» заставляет человека трудитьсязащищают от посягательств на результаты его трудаУскоренное Концепция легитимной власти в государствеТрадиционный тип господстваОсновывается на общем признании священного характера Харизматический тип господстваКонцепция легитимной власти в государствеВластные отношения, строящиеся на основе личной Легально-рациональный тип господстваКонцепция легитимной власти в государствеПреобладание рациональных принципов управления. Оно позволяет Ввел в социологию категорию ИДЕАЛЬНОГО ТИПАИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО
Слайды презентации

Слайд 2 «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как

«Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство

профессия» (1919); «Хозяйство и общество» ( 1921) и др.
Макс

ВЕБЕР
Немецкий социолог
и социальный философ
(1864-1920)

Основоположник
ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

Основоположник
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

© Сергеева Зульфия Харисовна/ кандидат социологических наук, доцент, каф. ГМУС КГТУ


Слайд 3 КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
=
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
(Естественнонаучный

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКАКОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИПРИРОДАОБЩЕСТВОЗАКОНЫ ОБЩЕСТВАЗАКОНЫ ПРИРОДЫ=ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (Естественнонаучный тип знания)ОБЪЯСНЕНИЕСОЦИОГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ(Гуманитарный


тип знания)
ОБЪЯСНЕНИЕ
СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
(Гуманитарный тип знания)
ПОНИМАНИЕ
Объективизм как запрет на привнесение

субъективных личностных мотивов, рационализм

КУЛЬТУРА МОДЕРНА

Разрешено вносить элементы своего субъективно-личностного мироотношения


Слайд 4 СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (включая невмешательство или терпеливое вмешательство) –

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (включая невмешательство или терпеливое вмешательство) – любое действие, ориентированное

любое действие, ориентированное на прошедшее, настоящее или ожидаемое в

будущем поведение других людей.
Оно обладает двумя обязательными чертами: (1) осознанная мотивированность и (2) сознательная ориентированность на других (ожидание или «аттитюд»). Без первой нельзя говорить о нем, как о действии, без второй – называть его социальным.

Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже «социальным действием»

Предметом социологии является СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ


Слайд 5 При анализе социального действия надо использовать два метода:

При анализе социального действия надо использовать два метода: 2. Причинный анализ,


2. Причинный анализ, при помощи которого социолог может узнать

более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия. Здесь на помощь приходит мысленное усмотрение сущности вещей, или философское ПОНИМАНИЕ.

1. Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен, его лицо буквально перекашивается от гневной гримасы или сжимаются кулаки в агрессивном желании кого-то побить.


Слайд 6 Направляемые обычаями и привычками. Большая часть привычного повседневного

Направляемые обычаями и привычками. Большая часть привычного повседневного поведения людей.Детерминируемые вспышками

поведения людей.
Детерминируемые вспышками эмоций и зачастую оборачивающиеся нарушениями поведенческих

стандартов, выходом за рамки моральной и правовой нормативности.

Аффективные

Традиционные

Находится на границе того, что называется «осмысленно ориентированное действие»

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Слайд 7 Ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор как

Ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор как целей, так и

целей, так и средств для их достижения, а также

исключающие присутствие каких-либо иррациональных (эмоциональных, аффективных) компонентов.

Основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.

Ценностнорациональные

Целерациональные

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – собственно предмет социологии

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Слайд 8 Протестантская этика и «дух капитализма»

Протестантская этика и «дух капитализма»

Слайд 9 ДВЕ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Иррационально-авантюрная модель
Рациональная модель
Характерна для

ДВЕ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»Иррационально-авантюрная модельРациональная модельХарактерна для торговцев, спекулянтов, ростовщиков,

торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового капитала, стремящихся «делать деньги»,

не производя товаров. Упование на случайный выигрыш, удачу, хитрость.

Возникает в эпоху Реформации и распространения протестантизма. Для приверженцев протестантского исповедания труд имел религиозный смысл. Богу угодно, когда человек много и честно работает, следует уповать не на счастливый случай, а на рационально организованный, систематический труд по производству товаров.

Продажа индульгенций


Слайд 10 Ульрих Цвингли (1484-1531)
Джон Кальвин (1509-1564)
Мартин Лютер (1483-1546)
ОСНОВАТЕЛИ И

Ульрих Цвингли (1484-1531)Джон Кальвин (1509-1564)Мартин Лютер (1483-1546)ОСНОВАТЕЛИ И ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА Карикатура

ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Карикатура «Рождение Папства» (Л.Кранах) из книги М.Лютера

«Против папства в Риме, основанного дьяволом" (1545 г.)

В XVI в. В Европе начинается религиозная реформация, ее суть – утверждение исключительного авторитета Библии (священного писания), снижение роли и значения духовенства, отказ от института папства и критика священного предания.

«Я спасен, потому что за меня умер Бог;
Я духовно свободен, и мне не страшна власть католической церкви и папы римского;
Мой религиозно-нравственный долг заключается отныне в том, чтобы нести эту свободу другим, творя добро».

Протестантизм усилил степень рационалистического подхода к Библии и преуменьшил роль мистического начала. Библия была переведена с латыни на европейские языки.


Слайд 11 ЗАПРЕЩЕНА ЗАДЕРЖКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — «Не обижай ближнего

ЗАПРЕЩЕНА ЗАДЕРЖКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — «Не обижай ближнего твоего и не

твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться

у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА ИМЕЕТ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ЗАПРЕЩЕНЫ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ЖЕСТОКОЕ ГОСПОДСТВО НАЧАЛЬСТВА НАД ПОДЧИНЕННЫМИ — «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

БОГ ПООЩРЯЕТ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КЛИЕНТАМ И ЗАПРЕЩАЕТ ЛЖИВЫЕ СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ — «приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36 ).

ОГРАНИЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ И РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПРЕТА РАБОТАТЬ В 7-Й ДЕНЬ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДНЕМ ПОКОЯ. «Наблюдай день покоя (шаббат — суббота), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой (шаббат) Господу, Богу твоему.» (Второзаконие 5:12-14)


Слайд 12 Протестантская этика и «дух капитализма»

Протестантская этика и «дух капитализма»

Слайд 13 М.Вебер приводил конфуцианство в качестве примера этической системы,

М.Вебер приводил конфуцианство в качестве примера этической системы, несовместимой с капитализмом.

несовместимой с капитализмом.
ВОСТОЧНЫЕ ДРАКОНЫ – конфуцианские страны,


осуществившие экономическое чудо:

ЯПОНИЯ (с 1950-60 гг.)

Начиная с 1960 –х гг.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
ТАЙВАНЬ
ГОНКОНГ
СИНГАПУР

Как показала история, М. Вебер оказался неправ


Слайд 14 Этика
«чувства долга»
заставляет человека трудиться
защищают от посягательств

Этика «чувства долга» заставляет человека трудитьсязащищают от посягательств на результаты его

на результаты его труда
Ускоренное экономическое развитие возможно в тех

обществах, где формируется ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС

Предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая.

Легитимация предпринимательской деятельности приводит к формированию этики, подобной протестантской

Если общество рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом.


Слайд 15 Концепция легитимной власти в государстве
Традиционный тип господства
Основывается на

Концепция легитимной власти в государствеТрадиционный тип господстваОсновывается на общем признании священного

общем признании священного характера старых традиций и древних иерархий.

Он включает в себя три разновидности власти – геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть племенных вождей) и патримониальную (власть монарха).

Слайд 16 Харизматический тип господства
Концепция легитимной власти в государстве
Властные отношения,

Харизматический тип господстваКонцепция легитимной власти в государствеВластные отношения, строящиеся на основе

строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полководцу, пророку, на

вере масс в необыкновенную одаренность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma – высший, божественный дар), использовавшееся в католической теологии для обозначения избранности, отмеченности человека высшей благодатью.

Слайд 17 Легально-рациональный тип господства
Концепция легитимной власти в государстве
Преобладание рациональных

Легально-рациональный тип господстваКонцепция легитимной власти в государствеПреобладание рациональных принципов управления. Оно

принципов управления. Оно позволяет человеку считать, что он подчиняется

не вышестоящим индивидам, а законам, под властью которых находятся как управляемые, так и управляющие.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО


  • Имя файла: sotsiologiya.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 0