Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Средства художественной выразительности

Содержание

АллегорияАллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АллегорияАллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, АлогизмАлогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения, имеющее АНАФОРААнафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление речевых АНТИТЕЗААнтитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, Бессоюзие и   многосоюзиеБессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно ГротескГротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина ЭПИТЕТЭпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак определяемого ИнверсияИнверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, её движеньяТо лебедя пустынных Параллелизм (синтаксический)Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:Было у матери ПерифразПерифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.Например: военный ПлеоназмПлеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот или ПовторПовтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности:Береги Риторическое восклицаниеРиторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления:То Ряды однородных членовИногда использование рядов однородных членов в тексте является не просто УмолчаниеУмолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к эллипсису:Отец…Мазепа…казнь ЭвфемизмЭвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:Никогда Эмоционально-оценочная лексикаЭмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо ЭпифораЭпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы, кроме души своей, - МЕТАФОРАМетафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на ГИПЕРБОЛАГипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета ЛИТОТАЛитота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.«Ваш шпиц, ОКСЮМОРОНОксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕОлицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. МЕТОНИМИЯМетонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на предмет СинекдохаСинекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с помощью ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (фразеологические обороты)Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.Я в СравнениеСравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия ГипофораГипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или серию ОлицетворениеОлицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и ГрадацияГрадация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:Принёс – и ИронияИрония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью ПарцелляцияПарцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес шумит. Тихо, проникновенно(с.Сартаков) Экспрессивный повторЭкспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:А вы, надменные потомки…вы, Риторический вопросРиторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос ставится Риторическое обращениеРиторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к ЭллипсисЭллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:Мы сёла
Слайды презентации

Слайд 2 Аллегория
Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого

АллегорияАллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему

складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через

признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)

Слайд 3 Алогизм
Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов

АлогизмАлогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения,

разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта:

Как только

я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу
(А.П.Чехов)

Слайд 4 АНАФОРА
Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие),

АНАФОРААнафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление

стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов)

с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)

Слайд 5 АНТИТЕЗА
Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём

АНТИТЕЗААнтитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных

противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого

произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ.

Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)


Слайд 6 Бессоюзие и многосоюзие
Бессоюзие – перечень явлений,

Бессоюзие и  многосоюзиеБессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно

действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы:
Мелькают мимо будки,

бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады. Монастыри…
(А.С. Пушкин)
Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы…
(А.С.Пушкин)

Слайд 7 Гротеск
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

ГротескГротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина

Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина


Слайд 8 ЭПИТЕТ
Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только

ЭПИТЕТЭпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак

указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому

признаку дополнительное значение – переносное или символическое.

КРАСНАЯ ДЕВИЦА

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ


Слайд 9 Инверсия
Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:

Она стройна,

ИнверсияИнверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, её движеньяТо лебедя

её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрое

стремленье
(А.С. Пушкин)

Слайд 10 Параллелизм (синтаксический)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или

Параллелизм (синтаксический)Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:Было у

отрезков речи:

Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать

к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…

Слайд 11 Перифраз
Перифраз – замена названия явления пространным определением или

ПерифразПерифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.Например:

даже описанием его.

Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой

мощи; юность – заря новой жизни

Слайд 12 Плеоназм
Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание

ПлеоназмПлеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот

которых создаёт тот или иной стилистический эффект:

Друг мой, друг

мой,
Я очень и очень болен…
(С.А. Есенин)

Слайд 13 Повтор
Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания

ПовторПовтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления

служит средством усиления выразительности:

Береги копейку, копейка не выдаст, всё

прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)

Слайд 14 Риторическое восклицание
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в

Риторическое восклицаниеРиторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального

тексте роль эмоционального усиления:

То было в утро наших лет

– О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...
(А.Толстой)

Слайд 15 Ряды однородных членов
Иногда использование рядов однородных членов в

Ряды однородных членовИногда использование рядов однородных членов в тексте является не

тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится

средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:

Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.

Слайд 16 Умолчание
Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека.

УмолчаниеУмолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к

Умолчание близко к эллипсису:

Отец…Мазепа…казнь – с мольбою
Здесь, в этом

замке мать моя…
(А.Пушкин)


Слайд 17 Эвфемизм
Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для

ЭвфемизмЭвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств,

кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:

Никогда не говорили «я высморкалась, я

вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»
(Н.В.Гоголь)

Слайд 18 Эмоционально-оценочная лексика
Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего

Эмоционально-оценочная лексикаЭмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому –

к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку:

мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

Слайд 19 Эпифора
Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:

Я наперсницы,

ЭпифораЭпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы, кроме души своей,

кроме души своей, - не нашёл,
Бескорыстней, чем сердце своё,

- не нашёл…
И сердечного плена нигде страшней не нашёл
(Бабур)

Слайд 20 МЕТАФОРА
Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос

МЕТАФОРАМетафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета

признака с предмета на предмет на основе их сходства.

«Костёр

рябины красной…»
« …ситец неба…»
« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …»
(С.А.Есенин)

Слайд 21 ГИПЕРБОЛА
Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство,

ГИПЕРБОЛАГипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака

намеренное преувеличение признака предмета или лица.

«У Ивана Никифоровича,

напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

(Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Слайд 22 ЛИТОТА
Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак

ЛИТОТАЛитота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.«Ваш

предмета или лица.

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Слайд 23 ОКСЮМОРОН
Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём,

ОКСЮМОРОНОксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе

заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически

не совместимы.

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
(А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)

Слайд 24 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕОлицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет.

(неодушевлённый) предмет.


«Как белое платье пело

в луче…»
(А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)

Слайд 25 МЕТОНИМИЯ
Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название

МЕТОНИМИЯМетонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на

с предмета на предмет на основе их объективной близости,

логической связи.

« Я три тарелки съел»
« Бывало ранее – на золоте едал…»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Слайд 26 Синекдоха
Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный

СинекдохаСинекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с

на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через

часть или множество обозначается через единицу.

«Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)
«И вы, мундиры голубые…»
(М.Ю. Лермонтов)


Слайд 27 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (фразеологические обороты)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (фразеологические обороты)Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.Я

переносном значении.

Я в этом деле собаку съел! А вы

говорите, что я работаю спустя рукава.
Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!

Слайд 28 Сравнение
Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на

СравнениеСравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или

сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего

сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:

Внизу, как озеро стальное,
Синеют озера струи…
(Ф.И.Тютчев)

Слайд 29 Гипофора
Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи,

ГипофораГипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или

объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него

(или на них):
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.
(И.Кабыш)

Слайд 30 Олицетворение
Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что

ОлицетворениеОлицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных

при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими

чувствами, мыслями:
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф.И.Тютчев)

Слайд 31 Градация
Градация расположение слов и выражений по возрастающей или

ГрадацияГрадация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:Принёс –

убывающей значимости:
Принёс – и ослабел, и лёг
Под сводом шалаша

на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки
(А.С.Пушкин)

Слайд 32 Ирония
Ирония – употребление слова или выражения в смысле,

ИронияИрония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с

обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния:
Отколе, умная, бредёшь ты,

голова (в обращении к Ослу)
(И.А. Крылов)

Слайд 33 Парцелляция
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:
А

ПарцелляцияПарцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес шумит. Тихо, проникновенно(с.Сартаков)

лес шумит. Тихо, проникновенно
(с.Сартаков)


Слайд 34 Экспрессивный повтор
Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый

Экспрессивный повторЭкспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:А вы, надменные

характер:
А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь

вы под сению закона…
(м.Ю.Лермонтов)

Слайд 35 Риторический вопрос
Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в

Риторический вопросРиторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос

том, что вопрос ставится не с целью получить на

него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)

Слайд 36 Риторическое обращение
Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая

Риторическое обращениеРиторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении

в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления

выразительности речи. Например:

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой (А.С.Пушкин)

Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи

  • Имя файла: sredstva-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti.pptx
  • Количество просмотров: 113
  • Количество скачиваний: 0