Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Содержание

Фонетические законы (звуковые законы)законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи
Фонетические процессы и законы Фонетические законы (звуковые законы)законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как Позиционные изменения  Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения – изменение долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное или долгóтное)движением голосового тона Редукция– это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых Комбинаторные изменения– изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких Аккомодация— (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – Ассимиляция— (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются СингармонизмРазновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие») — уподобление гласных (иногда согласных)  в рамках Диссимиляция – (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или Прочие фонетические процессы 1. Диэрeзы (или выкидки) чаще всего имеют ассимилятивную основу, 2. Эпентезы (или вставки), наоборот, чаще всего имеют диссимилятивную основу (например, вставка 4. Метатезы (или перестановки) чаще всего встречаются, когда слово из одного языка
Слайды презентации

Слайд 2 Фонетические законы (звуковые законы)
законы функционирования и развития звуковой

Фонетические законы (звуковые законы)законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие,

материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным

изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.


Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во–первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во–вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Слайд 3 Позиционные изменения
Влияние общих условий произношения вызывает

Позиционные изменения Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения – изменение

позиционные изменения – изменение фонем обусловлено их отношением к

ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

Ударение– это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:
силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (иначе: силовое, его также часто называют экспираторным)
Ležák [leZa:k] – «лежебока»
Enfant [ɑ̃:fɑ̃] – «ребенок»

Слайд 4 долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное

долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное или долгóтное)движением голосового

или долгóтное)

движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на

фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое ударение (иначе: мелодическое, музыкальное)

«край» (端 хаси)
«палочки для еды» (箸 ха↓си) 
«мост» (橋 хаси↓)

Слайд 5 Редукция
– это ослабление и изменение звучания безударных слогов

Редукция– это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего

и прежде всего слоговых звуков этих слогов

Количественная редукция -

 это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге.
 Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: 
[сын – сыны´ – сынΛв'j'а´]
[су´днъ – суда´ – судΛво´й']
Качественная редукция - это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.
воды [воды] – вода [вΛда] – водовоз [вƏдΛвос]



Слайд 6 Комбинаторные изменения
– изменения фонем под влиянием соседних (или

Комбинаторные изменения– изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство

несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения.(

Осуществляются в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.)

Слайд 7 Аккомодация
— (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором

Аккомодация— (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки

взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные.

прогрессивная аккомодáция

- экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего. после мягких согласных гласные а, о, у, э становятся более передними:
[а], [о], [у], [э]
рад – ряд, ток – тек, лук – люк, нэт – нет

регрессивная аккомодáция - рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего
[и]
мил – мыл, лик – лык, игры – отыгран

цел – цель, бит – бить, пар – парь, кон – конь, дул – дуль


Слайд 8 Ассимиляция
— (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате

Ассимиляция— (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки

которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. . Возникают между

звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными)
Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков: ножка [шк]; и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками.
Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отдать [дд].  При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сдоба [зд]: происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (Ванькя) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьба [зьб].  

Слайд 9 Сингармонизм
Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие») — уподобление гласных

СингармонизмРазновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие») — уподобление гласных (иногда согласных)  в

(иногда согласных)  в рамках одного слова по одному или

нескольким фонетическим признакам, таким, как ряд, подъём (открытость) или огубленность. Явление присуще главным образом агглютинативным языкам. Сингармонизм по ряду и огубленности характерен для большинства тюркских языков. В западных языках финно-угорской группы действует закон гармонии гласных по ряду образования звуков (передний или задний). Для тибетского языка характерен сингармонизм по подъёму.
турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома.
в венгерском языке: leves — суп, levesek — супы; saldto — салат, saldtdk — салаты.

Слайд 10 Диссимиляция
– (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда

Диссимиляция – (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых

из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или

разные или менее похожие звуки.
Диссимиляция возникает между звуками одного типа — гласными (вокалическая диссимиляция) либо согласными (консонантическая диссимиляция) — и обычно направлена на облегчение произношения.
Возможна диссимиляция смежных звуков (контактная диссимиляция) и звуков, разделённых другими звуками (дистактная, например диссимиляция плавных [р], [л] в истории русского литературного языка: «велблюд > верблюд», «феврарь > февраль»).
Различаются прогрессивная диссимиляция (изменение звука под влиянием предшествующего: «прорубь» > прост. «пролубь») и регрессивная (изменение звука под влиянием последующего: «коридор» > прост. «колидор»). Диссимиляция характерна для ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь) и в литературном языке встречается редко.
Диссимиляция противоположна ассимиляции, однако иногда оба эти вида фонетических изменений происходят одновременно. Например, «мягкий» произносится как [м’äх’к’ьi̯] в результате полной регрессивной ассимиляции по голосу ([гк’] > [кк’]), регрессивной диссимиляции по способу образования ([кк’] > [хк’]) и регрессивной ассимиляции по мягкости ([хк’] > [х’к’]).


Слайд 11 Прочие фонетические процессы
1. Диэрeзы (или выкидки) чаще всего

Прочие фонетические процессы 1. Диэрeзы (или выкидки) чаще всего имеют ассимилятивную

имеют ассимилятивную основу, например устранение йота между гласными, которые

стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: бывает (основа [бываj-] и окончание [-от] в северновеликорусских диалектах) с переходом в бываат и далее [быва:т]; или выкидка мгновенных согласных [т], [д] между двумя длительными, например честный, праздный, счастливый; или же устранение тех же [т], [д] в группах стк, здк: повестка, поездка.
Но бывают выкидки и на диссимилятивной основе, таковы случаи произношения [шт], [шн] вместо чт, чн, например что [што], скучно [скушнΛ] и т. п.
Особенно ярко это проявляется в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например знаменосец (вместо знаменоносец), близорукий (из близоркий вместо близозоркий), минералогия (вместо минералология), трагикомедия (вместо трагикокомедия), и т. п.


Слайд 12 2. Эпентезы (или вставки), наоборот, чаще всего имеют

2. Эпентезы (или вставки), наоборот, чаще всего имеют диссимилятивную основу (например,

диссимилятивную основу (например, вставка согласных), чаще всего [в] или

[j] между гласными в случае непосредственного соседства двух гласных, в просторечии: Ларивон, Родивон, Левонтий, а также радиво, какаво (детская речь, просторечие); йотовая эпентеза типична в иноязычных словах на–ia: Italia, India, Persia как: Италия, Индия, Персия (т. е. с–ия [-иja] на конце); в просторечии эта эпентеза постоянна, ср. скорпиен, шпиен, фиялка, и т. п.
В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя соседними длительными, в просторечии ндрав, страм вместо нрав, срам.
3. Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных бывают опять же [в], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь (вместо острый, осемь); ето [jэто] (вместо это) и т. п.
В качестве протетических гласных в русском языке известно и, например в южнорусских диалектах ишла вместо шла, Ильгов вместо Льгов, Ильвовна вместо Львовна, и здесь разгружает группу начальных согласных. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова, например ыштаны вместо штаны, ыстакан вместо стакан и т. п.


  • Имя файла: foneticheskie-zakony.pptx
  • Количество просмотров: 293
  • Количество скачиваний: 1