Слайд 2
Свидригайлов Аркадий Иванович. Этот герой является одним из
главных персонажей психологического романа "Преступление и наказание" Ф. М.
Достоевского.
Слайд 3
В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет,
однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий
человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел "осанистым барином". У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов - это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее.
Слайд 4
Сам о себе Свидригайлов говорит, что он человек,
лишенный принципов и норм, действующий по собственной воле и
«хотению». Он не скрывает свои поступки за оправдательными теориями, как Лужин: «Я не интересуюсь ничьим взглядом…поэтому, почему бы мне не быть пошляком…я человек бездеятельный и развратный».
Слайд 5
В некоторой мере жизненная позиция Свидригайлова объясняется в
романе трагической раздвоенностью личности героя. С одной стороны, он
так же, как и Раскольников, болезненно воспринимает несовершенство мира, его порядки, основанные на фальши и несправедливости. С другой, бунт Свидригайлова не имеет позитивного заряда, все добрые поступки он делает «от скуки», ведь материальная помощь нуждающимся не требует он него ни страданий, ни ущемлений в собственных желаниях. Теория «сильной личности» приводит не к самореализации, а к пустоте. Несмотря на отсутствие моральных принципов, Аркадий Иванович чувствует тошноту и отвращение к жизни.
Слайд 6
Он пытается бежать от этих чувств, рискует, убивает,
сидит в тюрьме, соглашается на полет на воздушном шаре
или побег в Америку. Но тяжесть лишенного смысла существования угнетает, давит на плечи, везде преследует пошлость, а вечность пугает «баней с пауками». Поэтому не удивительно, что пресытившись жизнью Свидригайлов совершил самоубийство. Абсолютная свобода, вседозволенность ведут не к раскрепощению, как надеялся Раскольников, а, наоборот, к опустошению, чувству сужения жизненного пространства. Судьба Свидригайлова – предупреждение главному герою о том, что путь, выбранный им – ложный и ведет к всемирной душевной пустоте. Негативным примером она учит той самой истине, которой придерживается Сонечка – чтобы стать по-настоящему свободным, нужно очиститься и принять Христа.