Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Герой нашего времени

Содержание

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени  урок литературы, 9 класс М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» История создания романа.  Замысел написания романа относится к 1836 г. – Сюжет и композиция.  Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены Сравним. Хронологическая последовательность.«Журнал Печорина»:«Тамань»,«Княжна Мери»,«Бэла».«Фаталист».«Максим Максимыч».Как повести располагаются в романе.«Бэла».«Максим Максимыч».«Журнал Печорина»:«Тамань»,«Княжна Мери» «Герой нашего времени»Хронологический порядок (фабула произведения)Молодой человек, сосланный за дуэль, из Петербурга Раскрытие характера героя ЛермонтовымПостроение романа  «Герой нашего времени»Сначала показывает, как понимает 1. Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди казнены, Жанр. «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в Перекличка двух героев Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой В «Предисловии» Лермонтов посетовал на простодушие и молодость русской публики, привыкшей к Система рассказчиков в романе. Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя Этот человеческий тип характерен для России первой половины 19 века: это человек Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и Повесть«Бэла» Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимычу, Бэле.Он ими не понят. пытается Как складываются взаимоотношение героев.Что толкает Печорина на похищение Бэлы?Эгоизм или желание испытать Повесть  «МаксимМаксимыч» 1. Отношение к прошлому, которое связывало героев.Все прошедшее мучительно.Все прошедшее мило.Не Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, Повесть  «Тамань» Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все Повесть  «Княжна Мери» ПечоринВодяное обществоГрушницкийВернерВераМери Примитивность представлений «водяного» обществаПротиворечивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»Эгоизм Печорина: «Быть всегда Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что Повесть  «Фаталист» Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли о Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, «Два» Печориных. «Два» Печориных. Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина
Слайды презентации

Слайд 2 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 3 История создания романа.
Замысел написания романа относится к

История создания романа. Замысел написания романа относится к 1836 г. –

1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский

офицер на фоне столичной жизни.
В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.
Роман Лермонтов писал в период 1837 – 1840 гг.
Точной датировки отдельных глав нет.


Слайд 4 Сюжет и композиция.
Роман состоит из пяти самостоятельных

Сюжет и композиция. Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены

повестей, которые объединены общими героями и общим названием.
Каждая

из пяти повестей имеет свой жанр.
«Тамань» – остросюжетная и в то же время лирическая повесть;
«Княжна Мери» - дневник;
«Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Слайд 5 Сравним.
Хронологическая последовательность.
«Журнал Печорина»:
«Тамань»,
«Княжна Мери»,
«Бэла».
«Фаталист».
«Максим Максимыч».
Как повести располагаются в

Сравним. Хронологическая последовательность.«Журнал Печорина»:«Тамань»,«Княжна Мери»,«Бэла».«Фаталист».«Максим Максимыч».Как повести располагаются в романе.«Бэла».«Максим Максимыч».«Журнал Печорина»:«Тамань»,«Княжна Мери»

романе.
«Бэла».
«Максим Максимыч».
«Журнал Печорина»:
«Тамань»,
«Княжна Мери»


Слайд 6 «Герой нашего времени»
Хронологический порядок (фабула произведения)
Молодой человек, сосланный

«Герой нашего времени»Хронологический порядок (фабула произведения)Молодой человек, сосланный за дуэль, из

за дуэль, из Петербурга по пути в Казань останавливается

в Тамани

«Тамань»

После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск

Едет на курорт в Пятигорск

Завязывает интригу с Мери и стреляется с Грушницким на дуэли

«Княжна Мери»

Ссылают в отдаленную крепость

Начало повести «Бела»

Становится свидетелем и участником трагедии Вулича

Погибает Бела -конец повести

Путешествуя, встречается с автором-повествователем

«Фаталист»

«Максим Максимыч»


Слайд 7 Раскрытие характера героя Лермонтовым
Построение романа «Герой нашего времени»
Сначала

Раскрытие характера героя ЛермонтовымПостроение романа «Герой нашего времени»Сначала показывает, как понимает

показывает, как понимает его или не понимает служака Максим

Максимыч «Бела»

Умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»

Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»


Слайд 8 1. Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает

1. Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды,

наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели

описанию событий. 2. Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». 3. Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. 4. Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Слайд 9 Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского

Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди

восстания… Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие

отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием “лишнего человека”.

Эпоха Лермонтова


Слайд 10 Жанр. «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический

Жанр. «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман

психологический роман в прозе.
Автор ставит перед собой задачу раскрыть

«историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина».
Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Слайд 11 Перекличка двух героев
Белинский сказал о Печорине: «Это

Перекличка двух героев Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени,

Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между собой

гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»
Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».

Сходство:
Представители светского общества.
Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
Попытка найти применение своим душевным силам.
Героями овладевает скуку.
Критически относятся не только к окружающим людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.

Различия.
Печорин – человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ума и сердца. Способен на глубокую любовь. Типичный герой своего времени.


Слайд 12 В «Предисловии» Лермонтов посетовал на простодушие и молодость

В «Предисловии» Лермонтов посетовал на простодушие и молодость русской публики, привыкшей

русской публики, привыкшей к сочинениям, в которых господствует прямое

нравоучительное начало. Его роман – произведение иного, реалистического плана, в котором на смену авторскому нравоучению приходит тонкая ирония, позволяющая показать героя во всей его полноте. Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». А потому Печорин – характер реалистический, соответствующий действительности.

Главная цель автора – жизненная правда.


Слайд 13 Система рассказчиков в романе. Смена рассказчиков в романе позволяет

Система рассказчиков в романе. Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть

читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.


Слайд 14 Этот человеческий тип характерен для России первой половины

Этот человеческий тип характерен для России первой половины 19 века: это

19 века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он

простодушен, добр, искренен.

Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.


Слайд 15 Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем

Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный

как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки

которого нельзя объяснить.

Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.
«… Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…»

Трагическая исповедь героя.
«История души человеческой … полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».


Слайд 16 Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается

Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего

с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима

Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.

Слайд 17 Повесть«Бэла»

Повесть«Бэла»

Слайд 18 Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимычу, Бэле.
Он

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимычу, Бэле.Он ими не понят.

ими не понят.

пытается искренне любить, уважать, дружить, но

не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.
на смену любви приходит разочарование и охлаждение.
на смену дружескому расположению – раздражение и усталость от постоянной опеки.

Слайд 19 Как складываются взаимоотношение героев.
Что толкает Печорина на похищение

Как складываются взаимоотношение героев.Что толкает Печорина на похищение Бэлы?Эгоизм или желание

Бэлы?
Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже

забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны».
Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней самой с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец.


Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки.
Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически.
Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».


Слайд 20 Повесть «МаксимМаксимыч»

Повесть «МаксимМаксимыч»

Слайд 21 1. Отношение к прошлому, которое связывало героев.
Все прошедшее

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев.Все прошедшее мучительно.Все прошедшее

мучительно.
Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно

с М.М. прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминание о прошлом придают М.М. некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос М.М.: «У меня остались ваши бумаги… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите…»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «право, мне нечего рассказывать, дорогой М.М… Однако прощайте, мне пора… я спешу…»

«Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все… поздравляю вас с находкою… Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему 6не пара… Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…»










Слайд 22 Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться

Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой

в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера.

Лишен

понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.

Всегда старается преодолевать обстоятельства

Покорен обстоятельствам.

Встреча М.М. с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, М.М…, у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее н6есчастлив. Разумеется, это им плохое утешение , только дело в том, что это так».


Слайд 23 Повесть «Тамань»

Повесть «Тамань»

Слайд 24 Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и

его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений,

готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:


«Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен.

«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно».
Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.

«Странное существо…»


Ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.


Слайд 25 Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его

Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во

желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он

чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Слайд 26 Повесть «Княжна Мери»

Повесть «Княжна Мери»

Слайд 28 Печорин
Водяное общество
Грушницкий
Вернер
Вера
Мери

ПечоринВодяное обществоГрушницкийВернерВераМери

Слайд 29
Примитивность представлений «водяного» общества




Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть

Примитивность представлений «водяного» обществаПротиворечивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»Эгоизм Печорина: «Быть

противоречить»

Эгоизм Печорина: «Быть всегда на стороже, ловить каждый взгляд,

значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью»

Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман

Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.


Слайд 31
Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так

Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает,

как Печорин считает, что из двух друзей всегда один

раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».


Слайд 34 Повесть «Фаталист»

Повесть «Фаталист»

Слайд 35 Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли

занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет

о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?»

Слайд 37 Человек, у которого есть вера и цель, оказывается

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек,

сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не

верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни на блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»

Слайд 38 «Зачем я жил? Для какой цели родился? А,

«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала,

верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое,

потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения» Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.

Слайд 39 «Два» Печориных.



«Два» Печориных.

Слайд 40 «Два» Печориных.


«Два» Печориных.

Слайд 41 Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла,

Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая

испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в

том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так очень достоин сожаления»

  • Имя файла: geroy-nashego-vremeni.pptx
  • Количество просмотров: 171
  • Количество скачиваний: 0