Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку литературы Интерпретация стихотворного текста

В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему.Русский народный стих – тоническийРанний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевыйКлассический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до
Особенности стихосложения.Определение стихотворных размеровурок-практикум №1  интерпритация стихотворного текста В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в Задание: определите стихотворные размерыМой костер в тумане светит,Искры гаснут на лету… (Я. Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом. ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются две Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким метром Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику
Слайды презентации

Слайд 2
В истории русского стиха можно выделить несколько разных

В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение

эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему.
Русский народный

стих – тонический
Ранний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевый
Классический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тонический
В стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих
Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем

немного истории


Слайд 3 Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно

Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые

короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из

таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения.

Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира.
В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе:

«Расколы и ереси / науки суть дети;
Больше врет, кому далось / больше разумети;
Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,-
Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает.
А. Кантемир « К уму своему»

Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг.
В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными:
Буря мглою небо кроет…
А.С. Пушкин
трехсложные – один ударный и два безударных:
В полном разгаре страда деревенская…
Н. Некрасов.
Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина):
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град,
Вы постойте-тко за церквы ты за Божии,
Вы поберегите –тко князя Владимира
И со той Опраксой королевичной!
«Илья Муромец и Калин-царь»


Слайд 4 На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и

На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров

образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять:
Хорей:

__/ __
Ямб: __ __/
Дактиль: __/__ __
Амфибрахий: __ __/__
Анапест: __ __ __/

Хорей: Горные вершины
Спят во тьме ночной…
М. Лермонтов
Ямб: Люби, Адель,
Мою свирель.
А.Пушкин
Дактиль: Кубок янтарный
Полон давно…
А. Пушкин
Амфибрахий: О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Ф. Тютчев

Анапест: Так и рвется душа
Из груди молодой!
А. Кольцов


Слайд 5 Задание: определите стихотворные размеры
Мой костер в тумане светит,
Искры

Задание: определите стихотворные размерыМой костер в тумане светит,Искры гаснут на лету…

гаснут на лету… (Я. Полонский)

хорей
К чему бесплотной тени
Две розы, две слезы? (К. Павлова)
ямб
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
(М. Лермонтов)
хорей
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал… (Н. Некрасов)
дактиль
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною…
(М. Лермонтов)
дактиль
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
(Н. Некрасов)
анапест

Хорей: __/ __
Ямб: __ __/
Дактиль: __/__ __
Амфибрахий: __ __/__
Анапест: __ __ __/

Он у каменной башни стоял под стеной;
И я помню, на нем был кафтан дорогой…
(Я. Полонский)
анапест
Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты… (А. Толстой)
амфибрахий
Слыхали ль вы за рощей в час ночной
Певца любви, певца своей печали?
(А. Пушкин)
ямб


Слайд 6 Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко

Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит

не всегда состоит из равностопных стихов.
Иногда поэты предпочитают

чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно.
Например:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
М. Лермонтов
(разностопный-трех и четырех –стопный хорей)

Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи.
Например:
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!...»
И. Крылов

( В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным, третий – четырехстопный, четвертый – трехстопным ямбом)


Слайд 7 Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая

Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего

с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин

– КЛАУЗУЛА. Созвучие клаузул в стихотворении называется РИФМОЙ. Их четыре типа:

МУЖСКАЯ – с ударением на последний слог в стихе (обозначается – аа-):
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал…
А. Пушкин





ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается – АА-):
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье…
А. Пушкин

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем от конца стиха слоге (обозначается – А,А,-):
Клятвы, днем глубоко затаенные,
И еще,-еще глаза влюбленные…
В. Брюсов




ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге
( обозначается –А,,А,,-):
Ветки, темным балдахином свешивающиеся,
Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся
В. Брюсов

*


Слайд 8 Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом.
ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ)

Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом. ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются

– рифмуются две соседние строки:аа


Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда…
А. Пушкин
ПЕРЕКРЕСТНАЯ – стихи рифмуются через строчку: АбАб

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
А. Пушкин
КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) – смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя
другими рифмующимися стихами: АббА

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался
А. Пушкин

основные виды рифмовок:


Слайд 9 Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны

Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким

будем выяснить: 1.Каким метром написано стихотворение; 2.Каким размером; 3.Тип рифмы; 4. Особенности рифмовки.
Определим

особенности построения стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии…»:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…

СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: аБаБ
__ __/__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/
__ __/__ __/ __ __ __ __/ __
__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/__ __/
__ __/__ __/__ __/__ __/ __
Стихотворение написано разностопным ямбом. 1 и 3 строка соединены мужской рифмой, 2 и 4 – женской. Рифмовка перекрестная.

Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц зеркальный»:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.

СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: АББА
__/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__
__/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__
__/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__
__/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__

Стихотворение написано пятистопным дактилем. Все рифмы женские. Опоясывающая рифмовка.


Слайд 10 Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2.

Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать

Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения

о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф.

1-й вариант
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
А. Пушкин «Анчар»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н.Некрасов «Вчерашний день…»

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл – страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.
С. Есенин «Песнь о хлебе»

2-й вариант
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
А. Пушкин «Анчар»

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Н.Некрасов «Вчерашний день…»

3. Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
С. Есенин «Песнь о хлебе»


  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-literatury-interpretatsiya-stihotvornogo-teksta.pptx
  • Количество просмотров: 101
  • Количество скачиваний: 0