Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Электронный справочник Языковые средства выразительности

Содержание

Лексические средства (тропы)Синтаксические средстваФонетические средства
Языковые средства выразительностиЭлектронный справочник Лексические средства (тропы)Синтаксические средстваФонетические средства Лексические средства (тропы)АллегорияГиперболаИронияКаламбурКрылатые выраженияЛитотаМетонимияМетафораНеологизмыОлицетворениеОксюморонПаронимыПарадоксПословицыПросторечная и диалектная лексикаПерифразаСинонимыСинекдохаСравнениеУстаревшие словаФразеологизмыЭпитет Синтаксические средстваАнафораАнтитезаВопросительное предложениеГрадацияИнверсияПериодПараллелизмПарцелляцияРиторическое восклицаниеРиторический вопросРиторическое обращениеУмолчаниеЭллипсисЭпифора Фонетические средстваАллитерацияАссонансЗвукоподражание Аллегория - иносказание- Хитрость- в образе лисы,- Мужество и сила – в Гипербола – преувеличение свойств, качеств- Я сто раз говорила.Мою любовь, широкую, как Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимов.-  Взять Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство- Как белка в колесе. (Крылов)- Привычка свыше нам Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого  предмета или явления-  В Метонимия- слово, которое употребляется в переносном  значении на основе внешней или Метафора – развёрнутое высказывание, в котором  содержится скрытое сравнение на основе Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий Будет буря – Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ. Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий.Но красоты их безобразной   Я Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению - Геройский Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением - Тише едешь – дальше будешь. Пословицы, поговорки:- Что написано пером, не вырубишь топором.- Нет худа без добра. Просторечная и диалектная лексика-  придает тексту выразительность, употребляется в речи персонажей. Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны Синонимы – слова, близкие по значению.-  Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).- Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.Первый дачный блин вышел, кажется, Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство.- Отговорила роща Анафора – повтор, повторение начальных слов: - Клянусь я первым днем творенья, Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:- Глупый осудит, а Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их Инверсия – изменение порядка слов в целях усиления выразительности. -  Зимы Период – синтаксическая структура, в которой 1 – ая часть - эпическое Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение  соседних предложений или отрезков речи. Парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:- Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств, в форме восклицания Риторический вопрос – вопрос, в котором содержит- ся утверждение. Он не требует Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой, взволнованной речи.Я страдал…Я хотел Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:  Тёркин Эпифора – повтор, повторение конечных слов. Мне хотелось бы знать, отчего я Аллитерация- повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Шипенье пенистых Ассонанс - повторение гласных; усиливает  образность, её смысловую сторону. Скучна мне Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер.
Слайды презентации

Слайд 2 Лексические средства (тропы)

Синтаксические средства

Фонетические средства

Лексические средства (тропы)Синтаксические средстваФонетические средства

Слайд 3 Лексические средства (тропы)
Аллегория
Гипербола
Ирония
Каламбур
Крылатые выражения
Литота
Метонимия
Метафора
Неологизмы
Олицетворение
Оксюморон
Паронимы
Парадокс
Пословицы
Просторечная и диалектная лексика
Перифраза
Синонимы
Синекдоха
Сравнение
Устаревшие слова
Фразеологизмы
Эпитет


Лексические средства (тропы)АллегорияГиперболаИронияКаламбурКрылатые выраженияЛитотаМетонимияМетафораНеологизмыОлицетворениеОксюморонПаронимыПарадоксПословицыПросторечная и диалектная лексикаПерифразаСинонимыСинекдохаСравнениеУстаревшие словаФразеологизмыЭпитет

Слайд 4

Синтаксические средства
Анафора
Антитеза
Вопросительное предложение
Градация
Инверсия
Период
Параллелизм
Парцелляция
Риторическое восклицание
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Умолчание
Эллипсис
Эпифора

Синтаксические средстваАнафораАнтитезаВопросительное предложениеГрадацияИнверсияПериодПараллелизмПарцелляцияРиторическое восклицаниеРиторический вопросРиторическое обращениеУмолчаниеЭллипсисЭпифора

Слайд 5 Фонетические средства
Аллитерация
Ассонанс
Звукоподражание

Фонетические средстваАллитерацияАссонансЗвукоподражание

Слайд 6 Аллегория - иносказание
- Хитрость- в образе лисы,
- Мужество

Аллегория - иносказание- Хитрость- в образе лисы,- Мужество и сила –

и сила – в образе Ильи Муромца.
- Красота –

в образе Аполлона.



Слайд 7 Гипербола – преувеличение свойств, качеств
- Я сто раз

Гипербола – преувеличение свойств, качеств- Я сто раз говорила.Мою любовь, широкую,

говорила.
Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни

берега. ( А. К. Толстой.)
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский)
- Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)



Слайд 8 Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле,

Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель

обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая

степень иронии – сарказм

Смотри, каков Самсон! ( о слабом, хилом человеке).
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (при обращении к ослу)(И.А.Крылов)



Слайд 9 Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов

Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимов.- Взять

или омонимов.
- Взять жену без состояния - я

в состоянии, но входить в долги для ее тряпок – я не в состоянии (П.)
Мой дорогой, очень дорогой портной (Чехов.)
Чуть просыпается народ,
Сейчас дают ему уставы,
Кричат: «Закройте-ка уста вы!»
И вмиг кладут печать на рот. (К.Фофанов)
Наш медик в рот больным без счёту капли льёт,
Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков)



Слайд 10 Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство
- Как белка в колесе.

Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство- Как белка в колесе. (Крылов)- Привычка свыше

(Крылов)
- Привычка свыше нам дана, замена счастью она. (Пушкин.)


Слайд 11 Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого предмета

Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого предмета или явления- В двух

или явления
- В двух шагах отсюда.
- Ваш

шпиц не более наперстка (А.С.Грибоедов.)
Капля в море.
Кот наплакал.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов)
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова. (А.С.Пушкин)
- Мальчик-с-пальчик.





Слайд 12 Метонимия- слово, которое употребляется в переносном значении на

Метонимия- слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или

основе внешней или внутренней связи между пред- метами, явлениями.
Все флаги

будут в гости к нам. (А.С.Пушкин)
Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.Маяковский)
Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Молчалины блаженствуют на свете. (А.С.Грибоедов)
Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
Его перо любовью дышит. (А.Пушкин)
- Город шумел. (Ю. Олеша)



Слайд 13 Метафора – развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое

Метафора – развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе

сравнение на основе сходства.
Тёплый бархат ночи богато расшит,

украшен голубым серебром огней (М.Горький)
- Ситец неба голубой.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.(С.Есенин)
Поля шляпы.
- Нос корабля; ножка стула; заря жизни; говор волн; утро года
Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда. (С.Есенин)



Слайд 14 Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых

Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий Будет буря

понятий
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с

ней. (Н.Языков)
Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован. (А.С.Пушкин)
- Пусть сосны бурей омамаены. (В.Хлебников)



Слайд 15 Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых

понятиям свойств живых существ.
И цветущие кисти черёмух

Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Пастернак)
Звезда с звездою говорит.
Спит черёмуха в белой накидке.
Время бежит.
К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина. (А.Блок)
О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев)
Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин)



Слайд 16 Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий.
Но красоты их

Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий.Но красоты их безобразной  Я

безобразной
Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов)
Есть

тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин)
«Горячий снег».
Звонкая тишина.
Убогая роскошь наряда.
Грустная радость.(С.Есенин)
«Живой труп» (Л.Толстой)
Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин)
- «Мёртвые души».



Слайд 17 Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению -

по значению
- Геройский – героический.
- Двойной - двойственный.
- Действенный

- действительный.
- Потоки патоки.
- Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Грибоедов)
Лебеди летят над Лебедянью,
А в Медыни золотится мёд. (А. Межиров)

Парономасы- разнокорневые созвучные слова, совершенно
разные по значению.
Не глух, а глуп.
- Дело спорится, что сошьёшь, то и распорется. (Пословица)



Слайд 18 Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным

Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением - Тише едешь – дальше будешь.

мнением
- Тише едешь – дальше будешь.


Слайд 19 Пословицы, поговорки:
- Что написано пером, не вырубишь топором.
-

Пословицы, поговорки:- Что написано пером, не вырубишь топором.- Нет худа без добра.

Нет худа без добра.


Слайд 20 Просторечная и диалектная лексика- придает тексту выразительность, употребляется

Просторечная и диалектная лексика- придает тексту выразительность, употребляется в речи персонажей.

в речи персонажей.
- А вчерась мне была выволочка.

(А.П.Чехов.)
Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас. (С. Есенин)
Драники, шанежки, буряки.
- Болван, вертихвостка, вихлять.



Слайд 21 Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным

Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором

оборотом, в котором указаны сущест- венные признаки подразумеваемого лица или

предмета.

- Автор «Героя нашего времени» ( вместо М. Лермонтов )
- Белокаменная столица. ( Москва )
- Царь зверей. ( вместо лев)
- Страна восходящего солнца. (вместо Япония)
- Наши меньшие братья. (животные)
Невольник чести (о Пушкине) (М.Лермонтов)
Северная Пальмира, Северная Венеция (о Петербурге)
Мать городов русских (Киев)
Весна жизни (юность)
Закат дней (старость)
Белое золото (хлопок)
Чёрное золото (нефть)
Корень жизни (женьшень)
- Царь природы, венец творения (человек)




Слайд 22 Синонимы – слова, близкие по значению.
- Впереди

Синонимы – слова, близкие по значению.- Впереди рисовалась жизнь новая, широкая,

рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы)
Прошел месяц.

Пробежал второй. Пролетел третий.
Хотеть - желать, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать,
алкать.



Слайд 23 Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление целого вместо

Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и

части (и наоборот).
- Все флаги будут в гости

к нам. (А.С.Пушкин)
- Швед, русский колет, рубит, режет.
Всё спит - и человек, и зверь, и птица. (Н.В.Гоголь)
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны. (А.С.Пушкин)
Ну что ж, садись, светило. (т.е.солнце) (В.Маяковский)
Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В.Гоголь)
Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.В.Гоголь)
…и гордый внук славян. (А.С Пушкин)




Слайд 24 Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с целью создания

Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания

художественного описания первого
-Небо как колокол, месяц – язык…

(С.Есенин)
-На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)
-Ягнёночком кудрявый месяц гуляет в голубой траве. (С.Есенин)
-И берёзы стоят, как большие свечки. (С.Есенин)
-Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.
-Храбрый как лев.
-Дредноут боролся, будто живое существо… (А.Толстой)
-Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар
лежит. (Н.Некрасов)
-И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берёзы. (И.Бунин)



Слайд 25 Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания

Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и

исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля.
-Изрядный

– отличный.
-Рачительный – заботливый.
-Чужестранец – иностранец.
-Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава. (А.С.Пушкин)



Слайд 26 Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.
Первый

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.Первый дачный блин вышел, кажется, комом.

дачный блин вышел, кажется, комом. (А.П.Чехов)
Кривить

душой (лицемерить).
Бить баклуши (бездельничать).
- На скорую руку (быстро).



Слайд 27 Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее

Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство.- Отговорила

его свойство.
- Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
-

А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)
- Лазурь небесная смеётся.
- Поэт - эхо мира.
- Заливались весёлые птахи.
- Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным. (С.Есенин)
- Железная воля, золотой характер, горячая кровь.
- Седое море; пламенная речь.
- Золото, золото сердце народное. (Н.Некрасов)




Слайд 28 Анафора – повтор, повторение начальных слов:
- Клянусь

Анафора – повтор, повторение начальных слов: - Клянусь я первым днем

я первым днем творенья, клянусь его последним днем. (

Лермонтов)
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.
(М. Лермонтов)
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)
…Черноглазую девицу,
Черноглазого коня. (М.Лермонтов)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С.Пушкин)



Слайд 29 Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных

Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:- Глупый осудит,

понятий:
- Глупый осудит, а умный рассудит.
Как медлит время, когда

мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
А новое так отрицает старое!... (А.Володин)
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин)



Слайд 30 Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового

Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения

и эмоционального выделения центров, создает манеру беседы.
- Что

же такое эта сигнализация?
Как выйти из кризиса?


Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа.

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин)
- Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь)



Слайд 31 Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с

Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием)

нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:
- Не

жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин)
- Звериный, чужой, неприглядный мир.
- Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои
тёмные, душные, скучные комнаты. (А Чехов)
То не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин)
Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пы-
тался сбить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, со-
рвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин)



Слайд 32 Инверсия – изменение порядка слов в целях усиления выразительности.
-

Инверсия – изменение порядка слов в целях усиления выразительности. - Зимы

Зимы ждала природа.
Швейцара мимо он стрелой взлетел по

мраморным ступеням. (А.С.Пушкин.)
С ужасом думал я, к чему всё это приведёт. (А.С.Пушкин.)




Слайд 33 Период – синтаксическая структура, в которой 1 –

Период – синтаксическая структура, в которой 1 – ая часть -

ая часть - эпическое повествование, 2 – ая –

вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Казаков)



Слайд 34 Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков

Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.  Ямщик

речи.
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

Книга

– хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.
Он над тучами смеётся, он от радости рыдает. (М.Горький)
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт. (В.Лебедев-Кумач)



Слайд 35 Парцелляция – разделение предложения на части; является средством

Парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых

экспрессии, создания новых смыслов:
- Он пришел домой поздно вечером.

Один. Когда перестали все его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя. (В.П.Астафьев).



Слайд 36 Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации

Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств, в форме

чувств, в форме восклицания содер- жится утверждение.
- О времена, о

нравы! (Цицерон).
Да здравствует Солнце, да скорее тьма!
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство. (Ф.Тютчев)
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться! (И.А.Крылов)
Риторическое обращение – состоит в подчёркну-
том обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразитель-
ности речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)
- О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов)



Слайд 37 Риторический вопрос – вопрос, в котором содержит- ся

Риторический вопрос – вопрос, в котором содержит- ся утверждение. Он не

утверждение. Он не требует ответа.
- Кто же не

радовался солнечному лучу?
- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
- Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин)
- Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь)



Слайд 38 Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к

Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо

кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
- Не

шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога. (С.Есенин)
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)
- О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет.
(Н.Некрасов)





Слайд 39 Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой,

Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой, взволнованной речи.Я страдал…Я

взволнованной речи.
Я страдал…Я хотел ответа…Не дождался…Уехал... (С.А.Есенин)
Но мне ли,

мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А. Пушкин)
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? (М.Лермонтов)
- Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (А. Пушкин)



Слайд 40 Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических

Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях: Тёркин

целях:
Тёркин мой – к огню поближе.

(А.Т.Твардовский)
Я за свечку, свечка – в печку. (К.Чуковский)
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.
(А.К.Толстой)
Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)



Слайд 41 Эпифора – повтор, повторение конечных слов.

Мне хотелось бы

Эпифора – повтор, повторение конечных слов. Мне хотелось бы знать, отчего

знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
Милый

друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (А.Блок)




Слайд 42 Аллитерация- повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую

Аллитерация- повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Шипенье

сторону:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой…

(А.С.Пушкин)
Город грабил, грёб, грабастал. ( В.Маяковский)
- Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
- Били копыта/ Пели будто:/-Гриб./Грабь./Гроб./Груб. (Маяковский)



Слайд 43 Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, её смысловую

Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, её смысловую сторону. Скучна мне

сторону.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А.С.Пушкин)
Скучно

нам слушать осеннюю вьюгу. (Н.Некрасов)
И веют древними поверьями её упругие шелка. (А.Блок)



  • Имя файла: elektronnyy-spravochnik-yazykovye-sredstva-vyrazitelnosti.pptx
  • Количество просмотров: 112
  • Количество скачиваний: 0