Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения О вещая душа моя

Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубокий философский смысл и создают невероятное впечатление после прочтения.
Анализ стихотворения  Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя!». Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубокий философский смысл и Тема любви - центральная тема в лирике Тютчева.Любовная лирика рождается тогда, когда Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!»Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт Анализ первой строфыПервая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного Анализ второй строфы Так, ты жилица двух миров,Твой день — болезненный и Анализ третьей строфыПускай страдальческую грудьВолнуют страсти роковые—Душа готова, как Мария,К ногам Христа Итак, сделаем вывод: 1-е четверостишие - определение двойственности человеческого Бытия.  2-е Художественные особенности: 1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» - мир небесный, «сердце, Вывод:Основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле.«О,
Слайды презентации

Слайд 2 Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат

Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубокий философский смысл

глубокий философский смысл и создают невероятное впечатление после прочтения.


Слайд 3 Тема любви - центральная тема в лирике Тютчева.
Любовная

Тема любви - центральная тема в лирике Тютчева.Любовная лирика рождается тогда,

лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать

в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер.
Но наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, - Елена Александровна Денисьева. Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть “денисьевским циклом”. Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.



Слайд 4 Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!»
Стихотворение «О вещая

Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!»Стихотворение «О вещая душа моя…» было

душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году,

когда в личной жизни Тютчева была самая страстная любовь к Денисьевой. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.

Слайд 5
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность,

Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева.

двойственность мироощущения Тютчева.
Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого

существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа.
В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты».

Анализ первой строфы

В двух первых строках поэт обращается одновременно к двум сторонам человеческой жизни, объединяя их в 3 и 4 строках в движении «бьешься». Тютчев использует местоимение «ты», в котором тоже объединяет душу и сердце в «двойном бытии». Поэт использует местоимения (приём метонимия) для того, чтобы усилить личностный характер переживания. Четверостишие заканчивается восклицательным знаком с многоточием, что усиливает эмоциональное воздействие и оставляет простор для мысли.


Слайд 6 Анализ первой строфы
Первая строфа звучит как страстно-напряженное признание

Анализ первой строфыПервая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его

поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему

не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..


Слайд 7 Анализ второй строфы

Так, ты жилица двух миров,
Твой

Анализ второй строфы Так, ты жилица двух миров,Твой день — болезненный

день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение

духов…

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза (день - сон), часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Поэт раскрывает природу души и сердца. Он вводит читателя в мир иррациональный (запредельный). Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:





Слайд 8 Анализ третьей строфы
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые—
Душа готова,

Анализ третьей строфыПускай страдальческую грудьВолнуют страсти роковые—Душа готова, как Мария,К ногам

как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

В третьей строфе

поэт пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут в последних двух строках, Тютчев переходит на аллегорический язык и возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа, к миру духовному. Душа, заключенная в грешном теле, как в темнице, всегда может обрести свою небесную природу.

Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.


Слайд 9 Итак, сделаем вывод:
1-е четверостишие - определение двойственности

Итак, сделаем вывод: 1-е четверостишие - определение двойственности человеческого Бытия. 2-е

человеческого Бытия.

2-е - раскрытие природы этой двойственности.

3-е-гармония души и тела.

Слайд 10 Художественные особенности:
1. Используется прием метонимии. «Вещая душа»

Художественные особенности: 1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» - мир небесный,

- мир небесный, «сердце, полное тревоги» - мир земной,

«день болезненный и страстный» - жизнь земная, полная страданий, «сон — пророчески - неясный» - духовная жизнь как высшая реальность.
2. Прием антитезы: душа - сердце; день — сон болезненный и страстный - пророчески-неясный.
3. Сравнения: как бы двойного бытия; как откровение духов; как Мария.
4. Размер - четырехстопный ямб.

  • Имя файла: fi-tyutchev-analiz-stihotvoreniya-o-veshchaya-dusha-moya.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 1