Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Содержание

Лев Семёнович Выготский   (1896 – 1934) Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Согласно
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»  Факультет психология  Культурно-историческая концепция Л.С. ВыготскогоВыполнила Лев Семёнович Выготский   (1896 – 1934)  Л.С. Выготский создал культурно-историческую «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной Главные положения  культурно-исторической теории:    Основа психического развития человека – Структура культурно-исторической концепции Л.С. ВыготскогоЧеловек и природаЧеловек и его психикаЧеловек и его Часть 1. Человек и природаПри переходе от животных к человеку произошло кардинальное Часть 2. Человек и его собственная психика Первое положение – овладение природой, Высшие психические функции1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение Высшие психические функции Формируются при жизни в условиях общения с другими людьми Уровни развития психики (по Выготскому)Уровень культурного развития (обусловленный социально)Уровень натурального развития (обусловленный Часть 3. Генетические аспекты  Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда В число знаков, опосредующих высшие психические функции человека можно включить:  Знаковые Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, Культурно-историческая концепция  Л.С. ВыготскогоСогласно данной концепции:Усвоение и присвоение общественно-исторического опытаПуть формирования Вывод   1. Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать Значение культурно-исторической теории Л.С. Выготского  Культурно-исторческая теория Выготского породила крупнейшую в Список литературы и источниковВыготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3.
Слайды презентации

Слайд 2 Лев Семёнович Выготский   (1896 – 1934)
Л.С.

Лев Семёнович Выготский   (1896 – 1934) Л.С. Выготский создал культурно-историческую

Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека,

в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре.

Слайд 3

«Культура и есть продукт

«Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности

социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая

постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития».

Л.С. Выготский

Слайд 4 Главные положения культурно-исторической теории:
 Основа психического развития

Главные положения культурно-исторической теории:   Основа психического развития человека – качественное

человека – качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;
Всеобщими

моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;
Исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;
Психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
Существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;
Важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.


Слайд 5 Структура культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Человек и природа
Человек и

Структура культурно-исторической концепции Л.С. ВыготскогоЧеловек и природаЧеловек и его психикаЧеловек и

его психика
Человек и его речь
Воздействие природы на человека заменяется

воздействием человека на природу.
Механизм воздействия на природу предполагает создание орудий труда и развитие функции материального производства.


В процессе овладения природой человек научился управлять и своей психикой. У него появились высшие психические функции и произвольная деятельность.
Возникновение специальных психологических орудий воздействия на собственную психику (от зарубок на дереве до письменной речи).

Сначала в процессе совместной деятельности слова-приказы были обращены к другим людям.
Впоследствии человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности.





Слайд 6 Часть 1. Человек и природа
При переходе от животных

Часть 1. Человек и природаПри переходе от животных к человеку произошло

к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.

С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет её.
Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Слайд 7 Часть 2. Человек и его собственная психика
Первое

Часть 2. Человек и его собственная психика Первое положение – овладение

положение – овладение природой, которое не прошло бесследно для

человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.


Слайд 8 Высшие психические функции
1. При переходе от животных к

Высшие психические функции1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное

человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой: если

на животных среда воздействует и изменяет их, то человек начал воздействовать на природу и видоизменять её.

2. Человеку удаётся воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщённо – благодаря развитию материального производства.

4. Человек овладевает природой как с помощью орудия, так и поведением – с помощью психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как психического процессов. Знак выступает как дополнительный стимул, связанный с содержанием основного символа, знаком которого он выступает. Так он опосредует психологическую функцию, выступая как средство запоминания и воспроизведения, – как психическое орудие.

3. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности – высшие психические функции. Овладение природой и собственным поведением – параллельно идущие, глубоко взаимосвязанные процессы.

5. В процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения родилась возможность приказывать себе. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным); затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – в интрапсихические. Это превращение называется интериоризацией. Оно наблюдается и в онтогенезе.


Слайд 9 Высшие психические функции
Формируются при жизни в условиях

Высшие психические функции Формируются при жизни в условиях общения с другими

общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности;

Опосредованы речью и употреблением знаков;
Носят осознанный и произвольный характер.




Слайд 10 Уровни развития психики (по Выготскому)
Уровень культурного развития (обусловленный

Уровни развития психики (по Выготскому)Уровень культурного развития (обусловленный социально)Уровень натурального развития

социально)
Уровень натурального развития (обусловленный биологический)
Связан с развитием речи и

знаково-символической деятельностью ребёнка

в результате чего происходит качественная перестройка психики и формируются высшие психические функции


Слайд 11 Часть 3. Генетические аспекты
Эта часть концепции

Часть 3. Генетические аспекты Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда

отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?»
По мнению Л.С.

Выготского:

ЗНАК

Из внешней практической деятельности

Постепенно «вращивается» в психическую функцию

За счёт чего она приобретает осознанный и произвольный характер


Слайд 12 В число знаков, опосредующих высшие психические функции человека

В число знаков, опосредующих высшие психические функции человека можно включить: Знаковые

можно включить:
Знаковые средства, которые ребёнок использует в игре

и продуктивной деятельности (предметы-заместители, образные знаки);
Буквы, цифры, символы из области различных наук;
Язык также представляет систему знаков;
Знаки и символы в человеческой деятельности объединяются в модели (схемы, чертежи и т.д.), отражающие реальные отношения предметов и явлений.
Таким образом, высшие психические функции не даны человеку от рождения, а являются с одной стороны – продуктом его социализации, а с другой – обеспечивают его вхождение в социум и полноценную жизнь в обществе.



Слайд 13 Человек овладел своим поведением, как и

Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий,

природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических.

Эти психологические орудия но назвал знаками:
«узелок на память»




«зарубка на дереве»


Слайд 14 Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Согласно данной концепции:


Усвоение и присвоение

Культурно-историческая концепция Л.С. ВыготскогоСогласно данной концепции:Усвоение и присвоение общественно-исторического опытаПуть формирования

общественно-исторического опыта
Путь формирования личности пролегает через
Основанного на употреблении знаков

и закреплённого в языке

Слайд 15 Вывод
1. Исходя из теории культурно-исторического происхождения

Вывод  1. Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать

психики, можно сделать вывод о том, что её развитие

определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причём социальный фактор является определяющим.
2. Для того, чтобы ребёнок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранны все органы и системы, в первую очередь центральная нервная система.
3. Однако, здоровый ребёнок,
оказавшийся в условиях социальной
депривации (лишения полноценных
контактов с матерью, дефицита
информации и деятельности),
начинает резко отставать в развитии.

Слайд 16 Значение культурно-исторической теории Л.С. Выготского
Культурно-исторческая теория

Значение культурно-исторической теории Л.С. Выготского Культурно-исторческая теория Выготского породила крупнейшую в

Выготского породила крупнейшую в советской психологии Московскую школу отечественной

психологии.

Леонтьев Алексей Николаевич  (1903 – 1979) — советский психолог, один из основоположников отечественной психологии развития.
Александр Романович Лурия (1902 – 1977) — сыграл большую роль в разработке теории культурно-исторического развития психики и экспериментального обоснования ее основных положений.
Божович Лидия Ильинична
(1908 – 1981) – советский психолог, ученица Льва Выготского.



  • Имя файла: kulturno-istoricheskaya-kontseptsiya-ls-vygotskogo.pptx
  • Количество просмотров: 133
  • Количество скачиваний: 6