Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Музейная педагогика в системе дошкольного образования проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Содержание

История музейной педагогики Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей, к которым относились и произведения искусства, были храмы и дворцы правителей. Такие коллекции, символизировавшие богатство или общение с божественными силами, складывались еще в Вавилоне и Египте.В
Музейная педагогика  в системе дошкольного образованияСтарший воспитатель ГБОУ СОШ № 933 Васильева О. Л. История музейной педагогики Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей, к которым История музейной педагогики Наследуя и развивая античные традиции собирания произведе­ний искусства и История музейной педагогики В 1591 г. художник Дж. П. Ломаццо в трактате История музейной педагогики Следует отметить, что Петр I положил также начало собиранию История музейной педагогики Основой для развития музейного дела в Западной Европе и История музейной педагогики Накопленный к началу XX века в США опыт работы История музейной педагогики В России в первые десятилетия XX в. цель отечественного Музейная педагогика Итак, музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и Музейная педагогика Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах: познавательном, Музейная педагогика . В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить Музейная педагогика . Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования Музейная педагогика . Этнограф и создатель подмосковного музея «Славянский Кремль» Виталий Сундаков Музейная педагогика . Патриотизм – это сложное системное чувство, которое получается, если Специфика детского музея определяется:профильной направленностью коллекций взрослого музея;особенностями среды конкретного музея и Педагогические задачи детского музея заключаются в:развитии и формировании визуальной грамотности и мышления;постижении Формы работы детского музея:студии и кружки;выставки;фестивали, конкурсы и праздники;издание информационных, научных и Развитие образовательной деятельности естественнонаучных музеев определяется ориентацией на формирование у посетителя комплекса Музейная педагогика . Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной
Слайды презентации

Слайд 2 История музейной педагогики
Первоначальным местом накопления культовых и материальных

История музейной педагогики Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей, к

ценностей, к которым относились и произведения искусства, были храмы

и дворцы правителей. Такие коллекции, символизировавшие богатство или общение с божественными силами, складывались еще в Вавилоне и Египте.
В античности произведения искусства стали не только предметами отправления культа, но и средством воспитания.
В Греции и, позднее, Риме обладателями произведений искусст­ва были прежде всего храмы, в которых находились изваяния богов и предметы культа. Священнослужители в них, помимо своих ос­новных функций, выполняли также роль «экскурсо­водов», показывая эти сокровища посетителям.

К середине II в. до н. э. Грецию захватил Рим, быстро освоивший их культурные достижения. Концентрация античных памятников в Вечном городе была исключительно велика в силу сформировавшегося у римлян ощущения исторического времени, что открывало возможность оценить греческое наследие по достоинству.


Слайд 3 История музейной педагогики
Наследуя и развивая античные традиции собирания

История музейной педагогики Наследуя и развивая античные традиции собирания произведе­ний искусства

произведе­ний искусства и разного рода раритетов, эпоха Возрождения делает

шаг вперед, систематизируя коллекции и превращая их в музеи. Собирательская деятельность папы Юлия II и других римских пер­восвященников положила начало не только формированию отдель­ных коллекций, но и созданию принципиально нового, полифунк­ционального по своему назначению религиозно-музейного комплек­са. Речь идет о Ватикане.

Древнее название одного из холмов,
на котором расположился Рим, уже не одно столетие
ассоциируется с центром римско-католической церкви
и грандиозным архитектур­но-музейным ансамблем.
Он включает в себя храмы и построенные для папы и его приближенных дворцы,
вместившие бесчисленные музейные коллекции и библиотеку.


Слайд 4 История музейной педагогики
В 1591 г. художник Дж. П.

История музейной педагогики В 1591 г. художник Дж. П. Ломаццо в

Ломаццо в трактате «О музах», подводя определенный итог развитию

коллекционирования, выразил представление о музее как о месте, где публике представляются произведения искусства и разного рода редкие предметы.
Интерес к окружающему миру, свойственный эпохе Возрождения, в XVII в. нашел свое воплощение в том числе в коллекционировании вещей и раритетов прежде всего естественнонаучного характера. Ставшие особенно популярными в это время так называемые Кабинеты с коллекциями разного рода природных диковинок имеющими научно-познавательную направленность, были предметом гордости ученых и университетов. Именно тогда Ян Амос Коменский в труде «Orbis Sensulium Hidus» (1658) впервые обозначил педагогический аспект ценности такой коллекции.

Выступая за наглядность обучения, великий педагог термин «музей» употребляет
в дидактическом ключе – применительно к кабинету ученого, все содержание которого ориентировано на процесс познания. Впоследствии такие Кабинеты стали именоваться Кунсткамерами, превратившись в организованные по энциклопедическому принципу обширные собрания произведений искусства разнообразных естественнонаучных редкостей.

Ян Амос Коменский


Слайд 5 История музейной педагогики
Следует отметить, что Петр I положил

История музейной педагогики Следует отметить, что Петр I положил также начало

также начало собиранию художественных коллекций. Во время поездок в

Западную Европу как сам царь, так и его доверенные лица приобретали картины и скульптуры, украсившие дворцы и парки Петергофа и Летний сад. Позже эту традицию продолжит основательница Эрмитажа Екате­рина II и другие российские государи.

Широкую известность, благодаря своим уникальным коллекци­ям, получили Кунсткамеры в Праге, Мюнхене и Дрездене.


В русле указанной тенденции общего развития научного знания следует рас­сматривать и открытие первого в России естественнонаучного му­зея – Санкт-Петербургской Кунсткамеры, которая была учрежде­на указом Петра I в 1718 г. «для назидания взрослым, обучения юношей».

Таким образом,
ей предназначалось быть общественным учреждением с широким спектром образовательных задач.


Слайд 6 История музейной педагогики
Основой для развития музейного дела в

История музейной педагогики Основой для развития музейного дела в Западной Европе

Западной Европе и в России в последующую эпоху стали

идеи французского и немецко­го Просвещения. Гуманистическая философия энциклопедистов, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Гердера, И. Канта, И. Винкельмана привела к осознанию ценности цивилизации, что обусловило активный интерес к гуманитарным наукам и искусству, осведомленность в которых оценивалась как долг каждого челове­ка.
В эпоху Просвещения возникла и получила развитие столь ак­туальная сегодня образовательная и социокультурная функция му­зея, ставшего центром популяризации искусства и науки. В каче­стве примера можно назвать два музея: Британский в Лондоне и Лувр в Париже.

Британский музей открыт в 1753 г. В основу его собрания легли частные коллекции X. Слоуна, Р. Коттона, Р. Харли, У. Гамильтона и других. Огром­ную часть его экспонатов составили рукописи, археологические па­мятники, диковинки природы.

История Лувра является подтверждением мнения известного музеолога К. Хадсона о том, что «музеи несут на себе отпечаток общества, в котором существуют». Декретом правительства от 26 мая 1791 г. Лувр объявлен «Королевской резиденцией, собранием памятником науки и искусства, помещением для главных учреждений народного образования».


Слайд 7 История музейной педагогики
Накопленный к началу XX века в

История музейной педагогики Накопленный к началу XX века в США опыт

США опыт работы позволил конкретизировать задачи, которые можно считать

типичными для музея:

Музей должен создавать условия для образования детей, условия для здорового отдыха и накопления знаний взрослых.
Он должен быть хранили­щем, из которого черпает знания студент, и источником вдохнове­ния для художника.
Его влияние должно ощущаться в доме и отра­жаться на жизни всех членов общества.


На основе данного опыта в 1924 г. были сформулированы типы программ для разных катего­рий зрителей (Д. Хайд):
для отдыха и развлечения публики;
для повышения уровня знаний;
в помощь знатокам;
для блага детей.

Слайд 8 История музейной педагогики
В России в первые десятилетия XX

История музейной педагогики В России в первые десятилетия XX в. цель

в. цель отечественного музейного воспитания была определена как формирование

свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Были определены и основопола­гающие установки для достижения этой цели:
опора на потребности ребенка, исходя из специфики его воз­растного развития;
сотрудничество с учителем;
в постижении произведения искусства главное — не знания, а проживание художественного образа.

В своих исследованиях отечественные специалисты сконцентрировали внимание прежде всего на специфике художественного музея. Рассматривая музейный памятник как самоценный эстетический, они разделили эстетическую и познавательную стороны составляющие единое целое в процессе восприятия музейного памятника.
В этом них было много общего с их немецкими коллегами, но они пошли дальше их в утверждении:
необходимости акта сопереживания в процессе восприятия произведения искусства (А. В. Бакушинский);
необходимости преподавания искусства в школе как средства нормального психического развития ребенка (Ф. И. Шмит);
необходимости формирования потребности навыков эстетического созерцания в рамках школьного учебно-воспитательного процесса.


Слайд 9 Музейная педагогика
Итак, музей – это учреждение, занимающееся собиранием,

Музейная педагогика Итак, музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением

изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории,

материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музейная педагогика – известное и доказавшее свою эффективность на практике направление современной педагогики.

Музейная педагогика в образовании всегда играла существенную роль в нашей стране.
Но в дошкольном образовании её стали применять совсем недавно – в начале XXI века. Хотя сам принцип известен давно.
Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть её интегрированный характер.
Развитие этого направления происходит, благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.


Слайд 10 Музейная педагогика
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в

Музейная педагогика Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах:

трех аспектах: познавательном, творческом и социальном. Каждый из них,

будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект.
В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки глубокой древности. Так, Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «уме­ние», то есть знание ремесла, языка, обряда и т. д., являющееся непременным условием пользования им.

Творческий аспект. Творчество является важнейшей состав­ляющей любой деятельности человека.
Термин «творчество» рассматривается как категория филосо­фии, психологии и культуры и трактуется в следующих смыслах: как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не встречав­шееся; как некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень.

Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окру­жающему миру и обществу происходит в его среде в процессе пере­дачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного по­коления к другому. Этот процесс вписывается в концепцию непре­рывного образования, ибо его образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социаль­ных норм, ролей и т. д.


Слайд 11 Музейная педагогика
.
В настоящее время в дошкольной музейной

Музейная педагогика . В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно

педагогике можно выделить два основных направления деятельности:
1) сотрудничество

детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

В условиях современного мира чрезвычайно важным является формирование у дошкольников чувства патриотизма.
На уровне понимания , что они – будущее нашей страны, и это будущее совсем скоро будет в их руках.


Слайд 12 Музейная педагогика
.
Музейная педагогика помогает решать практически все

Музейная педагогика . Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного

задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации

как комплексных,
так и дополнительных программ дошкольного образования.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию.



Музейная педагогика способствует формированию у детей навыков взаимопонимания и позитивной коммуникации, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.



Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Слайд 13 Музейная педагогика
.
Этнограф и создатель подмосковного музея «Славянский

Музейная педагогика . Этнограф и создатель подмосковного музея «Славянский Кремль» Виталий

Кремль» Виталий Сундаков на пресс-конференции «Современное понимание патриотизма в

молодежной среде»
27 октября 2014 г . в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» в рамках реализации социально-значимого проекта «От Древней Руси до Новой России» сказал:

«Слово «культура» происходит от слова «культ», под которым понимается вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, наверное, не вправе считаться культурным человеком, тем более, что культура славян насчитывает тысячелетия, а отсчет отечественной культуры, в лучшем случае ведется от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. Древнейшая традиция наших народов, а главное их воззрений на природу и человека, исключается из сферы знаний современников. Необходима история – не как хронология событий, перечень имен, стран и революций, а как понимание процесса трансформации глубинной, личностной, духовной сущности человека».

Проект «Славянский Кремль» получил грант Президента России В.В. Путина.

Слайд 14 Музейная педагогика
.
Патриотизм – это сложное системное чувство,

Музейная педагогика . Патриотизм – это сложное системное чувство, которое получается,

которое получается, если люди воспринимают прошлое славным, настоящее –

справедливым, а будущее – великим. То есть мало точно знать свою великую историю, надо еще и видеть достойный образ будущего, в котором хочется жить.
Есть некая пирамида, в основе которой лежит субъектность или самость.

Патриотизм – это убеждение. А чтобы быть в чем-то убежденным, надо про это знать. Чтобы знать, надо этому учиться. А чтобы учить, надо ответить на вопросы: кто, где, как будет учить, и чему будет учить.


Слайд 15 Специфика детского музея определяется:
профильной направленностью коллекций взрослого музея;
особенностями

Специфика детского музея определяется:профильной направленностью коллекций взрослого музея;особенностями среды конкретного музея

среды конкретного музея и степенью ее включенности в городское

социокультурное пространство;
уровнем взаимодействия детского музея с основными музейными службами;
уровнем взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона;
обеспечением музея профессиональными кадрами.
В условиях художественного музея, роль которого особенно Лика в эстетическом развитии и художественном воспитании ребенка, эта специфика дополняется:
мерою включения музея в современный художественный процесс;
условиями и возможностями развития творческого потенциала ребенка на основе диалога с произведением искусства и материально-художественной деятельности;
взаимодействием детского творчества и «взрослого» искусства.
Педагогические задачи детского музея заключаются в:
развитии и формировании визуальной грамотности и мышления;
постижении языка музейного памятника;
освоении — через игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видеокомпьютерные технологии — специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания;
полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы;
развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды.

Слайд 16 Педагогические задачи детского музея заключаются в:
развитии и формировании

Педагогические задачи детского музея заключаются в:развитии и формировании визуальной грамотности и

визуальной грамотности и мышления;
постижении языка музейного памятника;
освоении — через

игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видеокомпьютерные технологии — специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания;
полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы;
развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды.

Принципы функционирования детского музея:
наглядность;
интерактивность и полифункциональность музейного про­странства;
психологическая комфортность и безопасность деятельности в этом пространстве;
обеспечение необходимых условий для занятий детей мате­риально-художественной деятельностью;
презентация результатов такой деятельности; исследование этих результатов.

Слайд 17 Формы работы детского музея:
студии и кружки;
выставки;
фестивали, конкурсы и

Формы работы детского музея:студии и кружки;выставки;фестивали, конкурсы и праздники;издание информационных, научных

праздники;
издание информационных, научных и методических материа­лов;
фонд детского творчества и

художественно-педагогический архив.
В завершение разговора по данной теме вновь обратим внима­ние на следующее:
Образовательная деятельность музея отражает происходящие в обществе социально-политические и экономические процессы.
Развитие образовательной деятельности музея инициируется реформами в области образования.
Идеи наглядного обучения обусловили рождение школьных, педагогических и детских музеев.


Слайд 18 Развитие образовательной деятельности естественнонаучных музеев определяется ориентацией на

Развитие образовательной деятельности естественнонаучных музеев определяется ориентацией на формирование у посетителя

формирование у посетителя комплекса знаний в профильной им научной

сфере или навыков в практической деятельности.
Развитие образовательной деятельности художественных му­зеев определяется спецификой изобразительного искусства и свя­зано с профессиональным обучением и общим художественным об­разованием, а также эстетическим воспитанием.
Развитие педагогических, школьных и детских музеев связано преимущественно с частной педагогической инициативой работни­ ков системы образования.
Подводя итог первому и очень продуктивному этапу развития образовательной деятельности музеев, отметим, что ее направлен­ность, содержание и особенности являются отражением происходя­щих в обществе политических и экономических процессов и выра­жают его актуальные культурные потребности.


  • Имя файла: muzeynaya-pedagogika-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-proekt-mladshaya-srednyaya-starshaya-podgotovitelnaya-gruppa.pptx
  • Количество просмотров: 109
  • Количество скачиваний: 0