Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Теории происхождения государства

Содержание

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями Теория Гуго ГроцияСодержаниеТеория Томаса ГоббсаТеория Джона ЛокаТеория Жан-Жака РуссоТеория Евгения ДюрингаТеория Людвига Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из АвторПрезентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан.Материалы
Слайды презентации

Слайд 2 Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими

взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического

строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Общая характеристика

Далее

Выход

Назад


Слайд 3 Теория Гуго Гроция
Содержание
Теория Томаса Гоббса
Теория Джона Лока
Теория Жан-Жака

Теория Гуго ГроцияСодержаниеТеория Томаса ГоббсаТеория Джона ЛокаТеория Жан-Жака РуссоТеория Евгения ДюрингаТеория

Руссо
Теория Евгения Дюринга
Теория Людвига Гумпловича
Теория Карла Каутского
Теория Тарда
Теория Николая

Коркунова

Теория Льва Петражицкого

Либертарно-юридическая

Патримониальная теория

Древнегреческая теория

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Теологическая теория

Теол. теория в условиях современности

Патерналистская теория

Патриархальная теория I

Теория Огюста Конта

Теория Герберта Спенсера

Другие теории

Государство по Энгельсу

Государство по Ленину

Патриархальная теория II

Выход

Назад


Слайд 4 Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они

олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все

страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в

Древнегреческая теория

Выход

Содержание

форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).


Слайд 5 Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай

закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот

порядок и закон.

Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Выход

Содержание

Индра

Император


Слайд 6 Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского.

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории,

Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом

проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической.

Теологическая теория

Выход

Содержание


Слайд 7 Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал

XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие

современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Теологическая теория в условиях современности

Жак Маритен

Выход

Содержание


Слайд 8 От слова патер - отец. В данной теории

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое

имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например,

Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм

Патерналистская теория

Выход

Содержание

Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного».

добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.


Слайд 9 От слова патриарх - родоначальник. В данной теории

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как

государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при

этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан.

Патриархальная теория I

Выход

Содержание


Слайд 10 В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь

Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о

том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве.

Патриархальная теория II

Выход

Содержание


Слайд 11 Согласно Конту - общество (а следовательно и государство)

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое,

- органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается

социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Огюста Конта

Выход

Содержание


Слайд 12 Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного,

подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации

естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества,

Теория Герберта Спенсера

Выход

Содержание

возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.


Слайд 13 Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс

Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России

и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п.

Теории других представителей органической школы

Выход

Содержание


Слайд 14 Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность

в узде противоположность классов, и оно за редким исключением

(периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила.

Государство по Энгельсу

Выход

Содержание


Слайд 15 В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов

на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство

– продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

Государство по Ленину

Выход

Содержание


Слайд 16 Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их

договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое

исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества).

Теория Гуго Гроция

Выход

Содержание


Слайд 17 Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех».

всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей

власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из

Теория Томаса Гоббса

него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Выход

Содержание


Слайд 18 Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного

которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение

неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

Теория Джона Локка

Выход

Содержание


Слайд 19 Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства,

преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и

законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями.

Часть 2

Выход

Содержание


Слайд 20 Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой

в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает

всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

Часть 1

Выход

Содержание


Слайд 21 Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу,

другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который

порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.

Теория Евгения Дюринга

Выход

Содержание


Слайд 22 Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния

расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия,

это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей.

Теория Людвига Гумпловича

Выход

Содержание


Слайд 23 Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени)

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И

над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности

победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Теория Карла Каутского

Выход

Содержание


Слайд 24 Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера.

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций

Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности

воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.

Теория Льва Петражицкого

Выход

Содержание


Слайд 25 Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов

как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно

данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.

Теория Николая Коркунова

Выход

Содержание


Слайд 26 Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и

к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов,

определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.

Теория Тарда

Выход

Содержание


Слайд 27 Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют,

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до

развиваются и до сих пор существуют и действуют как

две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Иные теории происхождения государства

Либертарно-юридическая теория

Выход

Содержание


Слайд 28 Согласно данной теории государство произошло от права собственника

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум).

на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически

распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

Патримониальная теория

Выход

Содержание


  • Имя файла: teorii-proishozhdeniya-gosudarstva.pptx
  • Количество просмотров: 101
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Заповедник Бастак
Следующая - Т.Шевченко