Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку обществознания для 11 класса . Тема урока: Категории этики

Содержание

Категории этики — это основные понятия этической нау­ки, отражающие наиболее существенные элементы морали.Категории этики — не только теоретические конструк­ции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании об­щества. К
Категории этикиРаботу выполнила Социальный педагог и учитель обществознания МБОУ лицея №7Райникова Елена Владимировна Категории этики — это основные понятия этической нау­ки, отражающие наиболее существенные элементы Добро и злоДобро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные Добродетели иногда связывают с определенным социаль­ным положением личности. Так, можно говорить о СправедливостьСправедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и правовая. Аристотель впервые разделил справедливость на уравни­тельную (справедливость равенства) и распределительную (спра­ведливость пропорциональности). Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Правовое выражение требования Справедливость считают синонимом правосудия. Правосу­дие с древних времен изображали с повязкой на ДолгДолг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся В глазах общества судья, прокурор, следователь — непреклонный страж законности, которым движет СовестьСовесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один Чувство совести ограждает человека от дурного, порочно­го, стимулирует благородство, ответственность — люди ОтветственностьОтветственность — категория этики, характеризую­щая личность с точки зрения выполнения ею нравственных Достоинство и честьДостоинство — категория этики, означающая особое мо­ральное отношение человека к Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и Репутация— мнение о нравственном облике человека, сло­жившееся у окружающих, основанное на его Гуманизм как этический принципГуманизм (от латинского humanus — человечный) — прин­цип мировоззрения, Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственно­сти, в которой мораль рассматривалась как Гуманистическое начало содержит древнейшее норматив­ное нравственное требование, получившее название
Слайды презентации

Слайд 2 Категории этики — это основные понятия этической нау­ки,

Категории этики — это основные понятия этической нау­ки, отражающие наиболее существенные

отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики — не только

теоретические конструк­ции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании об­щества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существу­ет в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наибо­лее важные в теоретическом и практическом отношении кате­гории:
добро и зло,
благо,
справедливость,
долг,
совесть,
ответственность,
достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.


Слайд 3 Добро и зло

Добро и зло — наиболее общие

Добро и злоДобро и зло — наиболее общие формы моральной оценки,

формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро — категория

этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от без­нравственного, противостоящего злу.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличност­ные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" . 
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра доста­точно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.
Зло — категория этики, по своему содержанию противопо­ложная добру, обобщенно выражающая представление о без­нравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­вающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.


Слайд 4 Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло

блага). Моральное зло имеет место тогда, ко­гда оно —

проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиоз­ных учениях зло —фатальная неизбежность человеческого су­ществования. Иммануил Кант считал зло необходимым следст­вием чувственной природы человека. Французские просветите­ли объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонисти­ческим устройством общества.


Слайд 5 С категорией добра связано и такое понятие, как

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые

добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее

моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетельный человек не только признает положитель­ные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически из­менялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными ка­чествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три ос­новные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.


Слайд 6 Добродетели иногда связывают с определенным социаль­ным положением личности.

Добродетели иногда связывают с определенным социаль­ным положением личности. Так, можно говорить

Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов

в наставлении И. О. Курису писал: "1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату — бодрость, офицеру — храбрость, ге­нералу — мужество".
У средневековых рыцарей существовал целый культ "труд­ных добродетелей", среди которых на первом месте были храб­рость и мужество, необходимые для защиты чести и достоин­ства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо.
В обыденной жизни благо — все, что способствует челове­ческой жизни, служит удовлетворению материальных и духов­ных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (по­знание, образование, предметы культурного потребления). По­лезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, мате­риального производства приводит человечество на грань эколо­гической катастрофы.
Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.


Слайд 7 Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это

СправедливостьСправедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и

категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория,

означающая такое положе­ние вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых пра­вах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социаль­ным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием

Слайд 8 Аристотель впервые разделил справедливость на уравни­тельную (справедливость равенства)

Аристотель впервые разделил справедливость на уравни­тельную (справедливость равенства) и распределительную (спра­ведливость

и распределительную (спра­ведливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое

значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспе­чены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятель­ности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представи­тель справедливости".
Справедливость — этическая и правовая категория. "Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как спе­цифически правовая".

Слайд 9 Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического

Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Правовое выражение

об­щества. Правовое выражение требования справедливости содержиться во Всеобщей декларации

прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декла­рации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленно­го ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного ра­венства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблю­дением всех требований справедливости независимым и беспри­страстным судом". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедли­вости к судам при производстве по уголовным и гражданским де­лам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гаран­тий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе во­площается в основных принципах и конкретных нормах Кон­ституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.


Слайд 10 Справедливость считают синонимом правосудия. Правосу­дие с древних времен

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосу­дие с древних времен изображали с повязкой

изображали с повязкой на глазах, с веса­ми и мечом.

Это означает, что судящий должен быть беспри­страстен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справед­ливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема со­отношения законности и справедливости. В силу известной кон­сервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя при­знавать справедливым, поэтому необходимо своевременно от­ражать в законодательстве происходящие в обществе измене­ния, предусматривать возможность выбора решений в зависи­мости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить на­казание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды при­сяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.


Слайд 11 Долг
Долг — категория этики, означающая отношение личности к

ДолгДолг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям,

обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обя­занности по отношению

к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкрет­ного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воин­ский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарище­ский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и про­куратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали соци­альное значение своей деятельности и обладают высоким чув­ством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и пре­пятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, инте­ресов общества и государства.


Слайд 12 В глазах общества судья, прокурор, следователь — непреклонный

В глазах общества судья, прокурор, следователь — непреклонный страж законности, которым

страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий

компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.
Судья, впервые избранный на должность, приносит прися­гу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), в которой торжественно клянется быть беспристрастным и спра­ведливым, как велят ему долг судьи и его совесть.


Слайд 13 Совесть
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть —

СовестьСовесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание,

самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения

людей.
Совесть — категория этики, характеризующая способ­ность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего пове­дения требованиям нравственности, самостоятельно форму­лировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим со­бой

Слайд 14 Чувство совести ограждает человека от дурного, порочно­го, стимулирует

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочно­го, стимулирует благородство, ответственность —

благородство, ответственность — люди неред­ко апеллируют к собственной совести

и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "не­чистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.
Роль совести особенно важна, когда человек находится пе­ред моральным выбором, а внешний контроль со стороны обще­ственного мнения или исключается, или затруднен.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важ­ные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказы­вается перед необходимостью принимать ответственные реше­ния, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работ­ники с развитым чувством совести, способные правильно, само­критично и принципиально судить свои побуждения и поступ­ки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и под­держивать престиж своей профессии и личности.


Слайд 15 Ответственность
Ответственность — категория этики, характеризую­щая личность с точки

ОтветственностьОтветственность — категория этики, характеризую­щая личность с точки зрения выполнения ею

зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности

нрав­ственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной ответственности, необходи­мо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; пра­вильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.
Ответственность — обязанность и необходимость давать от­чет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Ответственность — в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.


Слайд 16 Достоинство и честь
Достоинство — категория этики, означающая особое

Достоинство и честьДостоинство — категория этики, означающая особое мо­ральное отношение человека

мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к

нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает опреде­ленного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Досто­инство — выражение ответственности человека за свое поведе­ние перед самим собой, форма самоутверждения личности. Дос­тоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообра­зовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчу­ждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип ра­венства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положе­ние он занимает. Достоинство человека — одна из высших нрав­ственных ценностей.

Слайд 17 Честь как категория этики означает моральное отношение человека

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе

к самому себе и отношение к нему со стороны

общест­ва, окружающих, когда моральная ценность личности связыва­ется с моральными заслугами человека, с его конкретным об­щественным положением, родом деятельности и признаваемы­ми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, .честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцировано.
Исторически честь в моральном сознании общества появи­лась в виде представлений о родовой и сословной чести, пред­писывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которо­му он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в от­ношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.


Слайд 18 Репутация— мнение о нравственном облике человека, сло­жившееся у

Репутация— мнение о нравственном облике человека, сло­жившееся у окружающих, основанное на

окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной

группы скла­дывается на основании поведения принадлежащих к ней инди­видуумов в течение достаточно длительного периода их дея­тельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять лич­ное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.


Слайд 19 Гуманизм как этический принцип
Гуманизм (от латинского humanus —

Гуманизм как этический принципГуманизм (от латинского humanus — человечный) — прин­цип

человечный) — прин­цип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий

признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защи­ты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, насла­ждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.


Слайд 20 Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственно­сти, в

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственно­сти, в которой мораль рассматривалась

которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в

своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический импе­ратив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечест­ву и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".
Категорический императив провозглашает важнейшее гу­манное положение, означающее, что всякий человек заслужи­вает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.
Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосущест­вима.


  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-obshchestvoznaniya-dlya-11-klassa-tema-uroka-kategorii-etiki.pptx
  • Количество просмотров: 98
  • Количество скачиваний: 0