Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по доп. образованию ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА часть 1

Содержание

Пушкин, лицеист, худ. Ю.В.Иванов.Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр, 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.«...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из
…МОЙ ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ПОРТРЕТ…Завода Ольга Сергеевнапедагог допобразованияМКОУ СОШ № 25 г. НальчикПОРТРЕТЫ АЛЕКСАНДРА Пушкин, лицеист, худ. Ю.В.Иванов.Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр, 1801-1802 гг. Металлическая овальная Пятнадцатилетним студентом на экзамене Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший Гавриил Державин, Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года – лицейский учитель Первый портрет, опубликован в издании 1822 г. Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Автопортрет, 1823 г.Автопортрет, 1822 г.Автопортрет, исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 Пушкин и Онегин, ноябрь 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе В 1826 году – уже по возвращении из ссылки – Пушкин заказал Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября – октябрь 1829 г.Автопортрет Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830 г. Бумага, Заказчиком портрета был Дельвиг. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили Эту гравюру художник Николай Уткин делал с портрета Кипренского в том же Портрет Пушкина, худ. В.А. Тропинин, 1827 г. Холст, масло.Тропинин написал Пушкина в домашнем Портрет Пушкина. Худ. А.П. Елагина. 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Портрет Пушкина, худ. И.Е. Репин, 15 февраля 1913г. Копия с работы Тропинина. Гравюра, сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. Г.Г. Чернецов. 1832 г. Портрет Пушкина, худ. П.Ф.Соколов, 1836 г. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.Пушкин Портрет Пушкина, худ. Т. Райт, 1837 г. Гравюра на стали работы долго Наброски профиля Пушкина, Н.В. Гоголь, 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На Портрет Пушкина, худ. И.Л. Линев, 1836-37 гг. Холст, масло. Это последнее прижизненное изображение Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин на смертном одре. Худ. А.А. Козлов. 1837 г. Портрет А.С. Пушкина. Худ. К.-П. Мазер, 1839 г. Государственный музей А.С. Пушкина Потрет А.С. Пушкина худ. Мошин Семен. 1862 г. Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875 г. Пущин у Пушкина.Лицейский Портрет А.С. Пушкина. Худ. Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович (Арслан). 1880 г. ГМП А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал, худ. И.К. Айвазовский. 1880 г. Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Портрет Пушкина, худ. И.К. Айвазовский, Пушкин на берегу Черного моря. 1887г. Айвазовский А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря.  Худ. И.К. Айвазовский и 1897 г.
Слайды презентации

Слайд 2 Пушкин, лицеист, худ. Ю.В.Иванов.
Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр,

Пушкин, лицеист, худ. Ю.В.Иванов.Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр, 1801-1802 гг. Металлическая

1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В.

Баранской.

«...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...»
(Из воспоминаний Е.П.Янькова.)

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор – генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.


Слайд 3 Пятнадцатилетним студентом на экзамене Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском

Пятнадцатилетним студентом на экзамене Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший Гавриил

Селе». Присутствовавший Гавриил Державин, тогдашний патриарх российской словесности, был

уже довольно немощен и клевал носом, но, выслушав кудрявого гения, подскочил со словами: «Я не умер! Вот кто меня заменит!». «Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил»,  – писал потом Пушкин в «Евгении Онегине». Картину Репину заказали профессора и выпускники лицея – к 100-летию заведения. Сами же заказчики и позировали, устроив для художника инсценировку памятного экзамена.

Илья Репин "А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе". 1911 г.


Слайд 4 Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года – лицейский

года – лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.
«Пушкин

был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).

Слайд 5 Первый портрет, опубликован в издании 1822 г. "Кавказский

Первый портрет, опубликован в издании 1822 г.

пленник" в типографии Н. Греча
Эта гравюра была выполнена

на меди художником Е.Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 г.) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

Слайд 7 Автопортрет (в круге).
1817-1818 гг.
Самый ранний из

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас

дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги

стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

Слайд 8 Автопортрет, 1823 г.
Автопортрет, 1822 г.
Автопортрет, исполненный
в период

Автопортрет, 1823 г.Автопортрет, 1822 г.Автопортрет, исполненный в период ссылки в Михайловское

ссылки в Михайловское 1824 г.
«Потомок негров безобразный».
(Сам Пушкин.

Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

Слайд 9 Пушкин и Онегин, ноябрь 1824 г. Автоиллюстрация к

Пушкин и Онегин, ноябрь 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе

первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу.
Быть

может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Пушкин, «Евгений Онегин», 1823

Слайд 10 В 1826 году – уже по возвращении из

В 1826 году – уже по возвращении из ссылки – Пушкин

ссылки – Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену,

преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Бумага, итальянский карандаш, белила.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие...»
(Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)


Слайд 11 Автопортрет из альбома
Елизаветы Николаевны Ушаковой.
Конец сентября

Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября – октябрь 1829

– октябрь 1829 г.
Автопортрет на листе, вклеенном
в альбом

Е.Н. Ушаковой. 1829 г.

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный. Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе...» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)


Слайд 12 Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев,

Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830 г.

начало 1830 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Челищев обладал талантом

карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Слайд 13 Заказчиком портрета был Дельвиг.
О поразительном сходстве

Заказчиком портрета был Дельвиг. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным

портрета
с Пушкиным говорили его современники. Н.А. Муханов писал:

"С Пушкина
списал Кипренский портрет
необычайно похожий."

Портрет Пушкина, худ. О.А. Кипренский, 1827 г. Холст, масло.

«Кипренскому»
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
А.С. Пушкин


Слайд 14 Эту гравюру художник Николай Уткин делал с портрета

Эту гравюру художник Николай Уткин делал с портрета Кипренского в том

Кипренского в том же 1827 году.
«С первого взгляда наружность

его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь... Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)

Слайд 15 Портрет Пушкина,
худ. В.А. Тропинин, 1827 г. Холст,

Портрет Пушкина, худ. В.А. Тропинин, 1827 г. Холст, масло.Тропинин написал Пушкина

масло.
Тропинин написал Пушкина в домашнем халате – роскошном в своей небрежности.

Портрет этот заказал художнику друг Пушкина Соболевский  – библиограф и книголюб. Он и попросил изобразить гения растрепанным и непарадным. Он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат.

Слайд 16 Портрет Пушкина.
Худ. А.П. Елагина. 1827 г. Ткань,

Портрет Пушкина. Худ. А.П. Елагина. 1827 г. Ткань, наклеенная на картон,

наклеенная на картон, масло.
Копия с портрета работы Тропинина.

Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.

Слайд 17 Портрет Пушкина, худ. И.Е. Репин,
15 февраля 1913г.

Портрет Пушкина, худ. И.Е. Репин, 15 февраля 1913г. Копия с работы

Копия с работы Тропинина. Малоизвестная работа, находится в Праге.
«Это

человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)

Слайд 18 Гравюра, сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы

Гравюра, сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для

Густава Гиппиуса для его авторской серии "Современники" (гравюры популярных

в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

Портрет А.С. Пушкина. Худ. Гиппиус Густав Адольф. Литография. 1828 г.


Слайд 19 Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.

Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. Г.Г. Чернецов. 1832 г.


Г.Г. Чернецов. 1832 г.


Слайд 20 Портрет Пушкина, худ. П.Ф.Соколов, 1836 г. Бумага, акварель.

Портрет Пушкина, худ. П.Ф.Соколов, 1836 г. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина,

Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

Пушкин изображен в любимой позе со

скрещенными на груди руками.

Слайд 21 Портрет Пушкина, худ. Т. Райт, 1837 г.
Гравюра

Портрет Пушкина, худ. Т. Райт, 1837 г. Гравюра на стали работы

на стали работы долго жившего в России английского художника

Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.

В этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум".


Слайд 22 Наброски профиля Пушкина, Н.В. Гоголь, 1837 г. Бумага,

Наброски профиля Пушкина, Н.В. Гоголь, 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш.

чернила, перо, карандаш.
На двух набросках профиль поэта, с

большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель.

«В... газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула».
(Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.)

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде... Рядом с ней (имеется в виду жена поэта) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.)


Слайд 23 Портрет Пушкина, худ. И.Л. Линев, 1836-37 гг. Холст,

Портрет Пушкина, худ. И.Л. Линев, 1836-37 гг. Холст, масло. Это последнее прижизненное изображение Александра Сергеевича Пушкина.

масло. Это последнее прижизненное изображение Александра Сергеевича Пушкина.


Слайд 24 Пушкин на смертном одре. Худ. А.А. Козлов. 1837

Пушкин на смертном одре. Худ. А.А. Козлов. 1837 г.

Слайд 25 Портрет А.С. Пушкина. Худ. К.-П. Мазер, 1839 г. Государственный

Портрет А.С. Пушкина. Худ. К.-П. Мазер, 1839 г. Государственный музей А.С. Пушкина

музей А.С. Пушкина


Слайд 26 Потрет А.С. Пушкина
худ. Мошин Семен. 1862 г.

Потрет А.С. Пушкина худ. Мошин Семен. 1862 г.

Слайд 27 Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875

Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875 г. Пущин у

г. Пущин у Пушкина.
Лицейский друг поэта Иван Пущин навестил

его во время ссылки в Михайловском: Пушкин что-то читает, Пущин в восторге, няня Арина Родионовна скромно приютилась на заднем плане картины. Пушкин читает не очередной собственный шедевр, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привез приятель, знающий толк в увеселениях. Картина хранится в Харьковском художественном музее, а ее первым владельцем был Некрасов.

Слайд 28 Портрет А.С. Пушкина.
Худ. Дмитриев-Кавказский
Лев Евграфович (Арслан).

Портрет А.С. Пушкина. Худ. Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович (Арслан). 1880 г. ГМП


1880 г. ГМП


Слайд 29 А.С. Пушкин в Крыму
у Гурзуфских скал,
худ.

А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал, худ. И.К. Айвазовский. 1880 г.

И.К. Айвазовский. 1880 г.


Слайд 30 Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам

Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать

пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о

совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."

Пушкин у моря (Прощание Пушкина
с Черным морем).
Худ. Иван Айвазовский и Илья Репин. 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.


Слайд 31 Портрет Пушкина, худ. И.К. Айвазовский, Пушкин на берегу

Портрет Пушкина, худ. И.К. Айвазовский, Пушкин на берегу Черного моря. 1887г.

Черного моря. 1887г.
Айвазовский встретился с Пушкиным за год до его смерти

на выставке в Санкт-Петербурге, тогда будущему знаменитому маринисту не было и 20-ти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Это полотно Айвазовский написал через 50 лет после дуэли и через 51 год после случайной встречи с Пушкиным. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны и отреставрированный подлинник хранится в музее г. Николаева (Украина).

  • Имя файла: prezentatsiya-po-dop-obrazovaniyu-portrety-pushkina-chast-1.pptx
  • Количество просмотров: 192
  • Количество скачиваний: 1