Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по музыке Развитие музыкальных способностей у детей с ОНР

Содержание

Актуальность темыМузыкальная педагогика направлена на воспитание и всестороннее развитие личности ребенка. Особенно актуальна она в период обучения в начальных классах, поскольку именно в этот период формируются основные способности ребенка, совершенствуются различные навыки, закладывается фундамент дальнейших знаний,
Развитие музыкальных способностей у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) Актуальность темыМузыкальная педагогика направлена на воспитание и всестороннее развитие личности ребенка. Особенно Проблематика исследованияИзвестно, что уровень музыкальных способностей детей в норме и при общем Цель и задачи исследованияЦель исследования – определить уровень развития музыкальных способностей детей Методологическая основа исследованияОбъект исследования – музыкальные способности детей с ОНРПредмет исследования – Музыкальный слух, его компоненты, функции у детей младшего школьного возраста «Музыкальный Компоненты музыкальных способностейМузыкальные способности – это:ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые Особенности интонации, музыкального слуха у детей младшего школьного возраста с ОНР Особенности музыкального развития детей с ОНРМузыкальное восприятие как вид мышления имеет неравномерные Исследование музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста	Технология исследования музыкальных способностей предполагает   ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР Цель эксперимента Критерии оценки музыкальных способностей у детейКритерии оценки каждого вида музыкальных способностей имеют Задания на проверку музыкальных способностейЧтобы проверить интонацию, музыкальность и эмоциональность, мы просили Анализ и интерпретация результатов исследованияПроанализировав анкеты первоклассников и их родителей, мы пришли Результаты и обсужденияВ свободное от учебы время 48% детей ничем не заняты, Выводы Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся Благодарю за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 Актуальность темы
Музыкальная педагогика направлена на воспитание и всестороннее

Актуальность темыМузыкальная педагогика направлена на воспитание и всестороннее развитие личности ребенка.

развитие личности ребенка. Особенно актуальна она в период обучения

в начальных классах, поскольку именно в этот период формируются основные способности ребенка, совершенствуются различные навыки, закладывается фундамент дальнейших знаний, умений, кругозора ребенка [1].
Детей достаточно просто приобщить к музыке, искусству, поскольку в этот период у них формируется естественная тяга к познанию, а также к развитию имеющихся навыков, реализации талантов. Это способствует развитию личностных качеств ребенка. В основе музыкального воспитания детей лежит формирование у них определенного образа мышления, художественного сознания. Это дает возможность им не только понимать музыку, проникать в суть произведения, но и формирует как общий, так и специальный кругозор, музыкальные способности и творческие навыки. Кроме того, музыкальное воспитания является основой для развития основных психических качеств и способностей ребенка, дает ему множество возможностей для самореализации.
Музыкальные способности развить достаточно просто, поскольку у каждого ребенка от природы есть голос. Задача педагога состоит в том, чтобы правильно поставить его, отработать основные навыки. Большинство детей в младшем школьном возрасте имеют огромное желание петь. Важно не только поддержать это желание, но и развить его, реализовать. Первой и основной музыкальной способностью, которая развивается в младшем школьном возрасте, является именно пение. Оно способствует пробуждению музыкальных способностей, открытию впечатлений, развивает творческий потенциал ребенка [2].


Слайд 3 Проблематика исследования
Известно, что уровень музыкальных способностей детей в

Проблематика исследованияИзвестно, что уровень музыкальных способностей детей в норме и при

норме и при общем недоразвитии речи (ОНР) резко отличается.


У детей с ОНР уровень музыкальных способностей резко снижается, поскольку у них отмечается недоразвитие всех компонентов, обеспечивающих нормальное восприятие и анализ музыки.
В основном нарушения происходят за счет нарушения слухового восприятия, нарушения звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, а также общего снижения интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков.


Слайд 4 Цель и задачи исследования
Цель исследования – определить уровень

Цель и задачи исследованияЦель исследования – определить уровень развития музыкальных способностей

развития музыкальных способностей детей с ОНР для дальнейшей разработки

интегрированных логопедических занятий по развитию интонационной стороны речи
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по теме исследования
2. Подобрать методики диагностики музыкальных способностей детей
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление музыкальных способностей учащихся с ОНР


Слайд 5 Методологическая основа исследования
Объект исследования – музыкальные способности детей

Методологическая основа исследованияОбъект исследования – музыкальные способности детей с ОНРПредмет исследования

с ОНР
Предмет исследования – особенности развития музыкальных способностей у

детей, страдающих ОНР.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что дети с ОНР отличаются сниженным уровнем музыкальных способностей и нуждаются в специальной работе по их повышению.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников, научных публикаций по теме исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент), математико-статистические методы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для работы с детьми дошкольного возраста. Работа поможет определить уровень развития у них музыкальных способностей. Результаты могут использоваться практикующими педагогами, психологами, музыкальными руководителями, родителями.


Слайд 6 Музыкальный слух, его компоненты, функции у детей младшего

Музыкальный слух, его компоненты, функции у детей младшего школьного возраста

школьного возраста
«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность

различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.
Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы назы,ваем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.
Музыка - явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).
Центр музыкальности – это способность эмоционально отзываться на музыку. Но музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки – музыкальный слух.
В звуковом ощущении мы различаем три стороны – высоту, тембр и громкость. И потому можно говорить о трех сторонах музыкального слуха – звуковысотный, тембровый и динамический.


Слайд 7 Компоненты музыкальных способностей
Музыкальные способности – это:
ладовое чувство –

Компоненты музыкальных способностейМузыкальные способности – это:ладовое чувство – способность эмоционально различать

способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать

эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственного проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерные проявления – любовь и интерес к слушанию музыки;
музыкально-слуховые представления, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, а первую очередь, в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В младшем школьном возрасте это чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.


Слайд 8 Особенности интонации, музыкального слуха у детей младшего школьного

Особенности интонации, музыкального слуха у детей младшего школьного возраста с

возраста с ОНР III уровня.
На формирование чувства ритма направлены

системы усвоения сенсорных ритмических рисунков и эталонов. Их усвоение происходит на основе формирования навыков двигательного моделирования. В дальнейшем происходит интериоризация основных понятий и моторные звенья сворачиваются [23].
В детей при нормальном развитии примерно на 5 году жизни начинает формироваться перцептивный компонент мелодического слуха. Он развивается примерно до 6 лет, и к младшему школьному возрасту уже достаточно полно сформирован. У детей с ОНР происходит отставание развития в этом компоненте. Так, примерно к 7-8 годам он только начинает формироваться, проходит начальную стадию своего развития. Мелодический слух существенно развивается под воздействием целенаправленной работы по развитию пения в норме. При ОНР под воздействием работы по развитию пения, происходит начальное формирование мелодического слуха [24].
В норме развиваются репродуктивные компоненты музыкального мышления. Это развитие приходится на 4-7 годы жизни в норме. У детей с ОНР это развитие задерживается в среднем на 3-4 года. Так, примерно в 7-8 лет наблюдается начальная стадия развития репродуктивных компонентов музыкального мышления.
В норме репродуктивное музыкальное мышление может включать восприятие интонации и осознание музыки. Также этот уровень мышления подразумевает индивидуальную интерпретацию музыки, которая формируется на основании индивидуального опыта, который относится как к музыкальной, так и к общей сфере развития ребенка. При ОНР наблюдается недоразвитие одного или нескольких компонентов репродуктивного мышления. Чаще всего страдает способность к индивидуальной интерпретации музыкальных произведений, что обусловлено недостатком музыкального и личного жизненного опыта. У детей с ОНР жизненный опыт не настолько богат, как у детей при нормальном развитии, поскольку у них существенно нарушена познавательная и коммуникативная функция [25].


Слайд 9 Особенности музыкального развития детей с ОНР
Музыкальное восприятие как

Особенности музыкального развития детей с ОНРМузыкальное восприятие как вид мышления имеет

вид мышления имеет неравномерные черты развития. В разные годы

оно развивается по-разному. При этом в норме развитие происходит быстрее и интенсивнее, по сравнению с детьми, страдающими ОНР. При нормальном развитии накопление основного опыта происходит у ребенка в период с 4 до 6 лет. Это так называемый, эволюционный этап. Примерно в 7-8 лет происходит резкий качественный скачок, который и формирует в полной мере развитие музыкального восприятия [26].
У детей с ОНР такого скачка не наблюдается. Более того, у них происходит задержка в накоплении музыкального опыта. Так, основы музыкального восприятия закладываются у ребенка в период с 6 до 7 лет. Качественные скачки наблюдаются только при условии систематических занятий и целенаправленного развития музыкального восприятия, и приходится обычно на возраст 9-10 лет.
Очень важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие музыкальных образов. Такое восприятие в норме закладывается в период с 3-4 лет, интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Пик развития эмоционального отношения к музыке приходится на период 7-9 лет, когда дети обучаются в начальных классах. У детей с ОНР наблюдается задержка в развитии всех этих показателей примерно на 2-3 года. Они нуждаются в специальной работе, направленной на коррекцию эмоционального восприятия окружающей действительности, а также на целенаправленное обучение эмоциональному восприятию и пониманию музыки [27].


Слайд 10 Исследование музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста
Технология

Исследование музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста	Технология исследования музыкальных способностей

исследования музыкальных способностей предполагает ряд последовательных стандартизированных шагов экспериментатора:


1) отбор методических средств и приемов изучения интенсивных, частотных и темпоральных элементов интонации в устной и письменно-речевой деятельности;
2) формулировка инструкций к диагностическим пробам;
3) фиксирование данных, протоколирование и регистрация хода эксперимента и его результатов;
4) определение параметров анализа результатов диагностики;
5) обобщение и группировка данных обследования интонационной стороны речи для возможной системной интерпретации с точки зрения задач диагностики;
5) формулирование прогностических выводов по итогам диагностики;
6) формирование рефлексивной деятельности, предполагающей овладением действиями самоанализа факторов и условий организации и проведения обследования просодики;
7) определение критериев качества метода: объективность - независимость полученных диагностических данных от интерпретации разными экспериментаторами; валидность - соответствие того, что измеряет диагностический метод, тому, что он призван измерять; надежность - это степень точности, с которой он измеряет определенные аспекты интонационной стороны речи.

Слайд 11   ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С

  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР Цель

ОНР
Цель эксперимента заключалась в диагностике музыкальных способностей младших школьников

с ОНР в процессе певческой деятельности на уроке музыки. Для осуществления этой цели мы ставили следующие задачи [32]:
а) разработка критериев оценки и уровней развития музыкальных способностей;
б) определение исходного уровня развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста с ОНР;
Всего экспериментом было охвачено 10 учащихся начальных классов с ОНР. Диагностика включала следующие задачи:
1) изучение музыкальных предпочтений первоклассников и их родителей;
2) разработка критериев оценки, а также заданий для определения уровня развития музыкальных способностей детей;
3) выявление исходного уровня развития способностей учащихся (музыкальный слух, чистота интонации, чувство ритма, общая эмоциональность, музыкальность);


Слайд 12 Критерии оценки музыкальных способностей у детей
Критерии оценки каждого

Критерии оценки музыкальных способностей у детейКритерии оценки каждого вида музыкальных способностей

вида музыкальных способностей имеют 4 уровня развития: высокий (5

баллов), средний (4 балла), удовлетворительный (3 балла) и низкий (2 балла). Общий балл являлся результатом суммы баллов, набранных по результатам проверки развития каждой способности: высокий уровень - 18-20 баллов, средний - 15-17, удовлетворительный - 11-14, низкий - 7-10 баллов. Все данные заносились в специальные таблицы монографического изучения музыкальных способностей учащихся.
Для проведения необходимых расчетов была разработана количественная и качественная таблица выполнения заданий. Это позволило выявить динамику развития музыкальных способностей детей по данной методике.
Для диагностики исходного уровня развития музыкальных способностей детей использовались такие методы, как наблюдение, прослушивание, беседа и анкетирование.
Диагностирование проводилось следующим образом. На первых уроках в первом классе в процессе вокально-хоровой работы были прослушаны все дети. У большинства учащихся в первые месяцы пребывания в школе ухудшается интонация в пении. Эти особенности состояния музыкально-певческих способностей нашли подтверждение и объяснение в связи с данными общей и возрастной физиологии, так как в этот период обучения у младших школьников в результате адаптации возникает перестройка функциональных систем, изменяются условно-рефлекторные и поведенческие реакции [33].


Слайд 13 Задания на проверку музыкальных способностей
Чтобы проверить интонацию, музыкальность

Задания на проверку музыкальных способностейЧтобы проверить интонацию, музыкальность и эмоциональность, мы

и эмоциональность, мы просили детей спеть песню, которую они

хорошо знают и любят.
Второе задание - проверка чувства ритма - проходила в форме игры в «эхо». Учащиеся прохлопывали или простукивали карандашом вслед за учителем ритм. (Детям с нарушением координации лучше простучать). Задание выполнялось с усложнением ритмического рисунка. Здесь проверялось также внимание и приблизительный объем памяти каждого ребенка.
Третье задание - движение под музыку: были исполнены фрагменты музыкальных произведений разного характера, детям предлагалось выполнять любые движения, которые, по их мнению, подходят к звучащей музыке. Движения могли быть произвольны, зато музыкальность учащихся, ощущение ритма, фразы, понимание ими эмоции, заложенной в музыке, хорошо видны. Для того чтобы определить общий уровень музыкальности в семье и узнать музыкальные интересы и предпочтения взрослых и детей, было проведено анкетирование первоклассников и их родителей [34].


Слайд 14 Анализ и интерпретация результатов исследования
Проанализировав анкеты первоклассников и

Анализ и интерпретация результатов исследованияПроанализировав анкеты первоклассников и их родителей, мы

их родителей, мы пришли к выводу, что ребята лучше

и чаще поют и отвечают в тех семьях, где любят музыку и поют родители и другие родственники. Этот факт не требует особых объяснений, так как детям в младшем школьном возрасте присуща подражательность, и они просто копируют взрослых. В тех же семьях, где взрослые не поют, учащиеся тоже молчат.
Часто родители даже не знают, умеет ли петь их ребенок, потому что никогда его не слышали. Такие случаи были в каждом из рассмотренных классов. Почти всем родителям нравится, как поет их сын или дочь, но 50% взрослых хочет, чтобы их дети научились петь еще лучше. Только в одной семье родителям не нравится, как поет их ребенок. Есть несколько семей, где поют только дети, родители же не поют, или ребенок поет часто, а родители - редко.
Проявилось разнообразие и в музыкальных интересах первоклассников и их родителей: 2/3 опрошенных имеют свои любимые музыкальные передачи. По анкетам можно было также определить музыкальные интересы взрослых, так как дети в 6-7 лет подражают родителям и смотрят те передачи и слушают ту музыку, которую им дают старшие. Этим объясняется тот факт, что большинство предпочитает слушать эстрадную музыку (2/3). На втором месте - песни и музыка для детей (63%). Народная и классическая музыка занимают 3-е и 4-е места.


Слайд 15 Результаты и обсуждения
В свободное от учебы время 48%

Результаты и обсужденияВ свободное от учебы время 48% детей ничем не

детей ничем не заняты, 28,6% - занимаются в спортивных

секциях, 10,4% учатся в музыкальной школе, 5,2% занимаются танцами, 11,7% посещают другие кружки.
Результаты констатирующего этапа оказались следующими: у 53% первоклассников слабая сформированность музыкального слуха и ладового чувства; 65% ребят - «гудошники»; чувство ритма не сформировано у 62% школьников; малоэмоциональными и немузыкальными показали себя 54, 5 % учащихся; низкий уровень развития музыкальных способностей можно наблюдать у 6 % ребят.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что не все дети могут самостоятельно справиться с заданиями. В каждом классе наметилась группа ребят с недостаточным развитием музыкальных способностей. В эту группу вошли малоэмоциональные школьники, а также учащиеся с плохой координацией между слухом и голосом, неразвитым музыкальным слухом и чувством лада, проблемами дикции и нарушением чувства ритма. Отмечено, что дети, с ОНР, имеют, в основном неудовлетворительный и средний уровень развития музыкальных способностей.


Слайд 16 Выводы
 Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все

Выводы Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества

внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и

др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.
Известно, что уровень музыкальных способностей детей в норме и при общем недоразвитии речи (ОНР) резко отличается. У детей с ОНР уровень музыкальных способностей резко снижается, поскольку у них отмечается недоразвитие всех компонентов, обеспечивающих нормальное восприятие и анализ музыки. В основном нарушения происходят за счет нарушения слухового восприятия, нарушения звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, а также общего снижения интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков. Все это определяет необходимость проведения дополнительной работы с такими детьми, направленной на развитие музыкальных способностей.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление музыкальных способностей детей с ОНР.
Диагностика показала, что не все дети могут самостоятельно справиться с заданиями для диагностики. В каждом классе наметилась группа ребят с недостаточным развитием музыкальных способностей. В эту группу вошли малоэмоциональные школьники, а также учащиеся с плохой координацией между слухом и голосом, неразвитым музыкальным слухом и чувством лада, проблемами дикции и нарушением чувства ритма. Отмечено, что дети, с ОНР, имеют, в основном неудовлетворительный и средний уровень развития музыкальных способностей.
Анализ полученных данных в ходе констатирующего эксперимента выявил необходимость целенаправленной работы по развитию музыкальных способностей детей.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-muzyke-razvitie-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey-s-onr.pptx
  • Количество просмотров: 136
  • Количество скачиваний: 0