Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему

Содержание

Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.
П. А. ФЕДОТОВ Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи. «Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре Акварели Федотова привлекли внимание начальства. В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем кавалере», Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и реальной Сватовство майора. 1848. Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью.  Появившаяся К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем», чтобы После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:Честные господа, сюда, сюда!Милости просим, …Вот извольте посмотреть,Как справа отставнаяДеревенская пряха,Панкратьевна – сваха,Бессовестная привираха,В парчевом шугае, толстая И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком с армяком.Как А вот извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:«Мужчина! Чужой?Ой, стыд какой! И вот извольте посмотреть –Как наша пташка собирается улететь,А умная матьЗа платье – хвать! И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице –Как майор толстый, Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он обладал Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества проникнута Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы. С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет умершего Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его кисть К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки» и подготовительные рисунки к Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его Весной 1852 года им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом». И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди «Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866. И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888. И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884. Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни, об Литература:50 великих русских художников. / Москва, 2008.100 шедевров живописи. – М.: ОЛМА
Слайды презентации

Слайд 2 Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического

Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.

жанра в русской живописи.


Слайд 3 «Первая весть, которою я был встречен по приезде

«Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью

в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя

Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.

Слайд 4 Путь художника в искусство необычен. Он не был

Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии

«постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее

лучших питомцев за границей.
«Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов.



Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного.

Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?


Слайд 5 Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная,

Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло

и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что

на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.

В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.


Слайд 6 В 1834 году молодой офицер прибыл

В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы –

к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в

Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838.


Слайд 7 Человек разностороннего дарования, он в свободное время

Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на

пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и

прозу, ставил домашние спектакли и рисовал.

П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.


Слайд 8 Акварели Федотова привлекли внимание начальства.

Акварели Федотова привлекли внимание начальства.    Его талант

Его талант был замечен

Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи.

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. (Установка офицерской палатки). 1843.


Слайд 9 В полку говорили об офицере, подающем надежды стать

В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из

художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры

и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре.

Прогулка. 1837.


Слайд 10 Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и

от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось

много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи.

Офицер и денщик. 1850 (?).


Слайд 11 Он верил в себя и в то, что

Он верил в себя и в то, что из него выйдет

из него выйдет действительный художник.
На веселый

характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.

Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества.

Автопортрет. Конец 1840-х


Слайд 12 Он пишет серию рисунков нравственно-критического

Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто

содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше

похожие на афоризмы или поговорки.

Магазин. 1844 – 1846.


Слайд 13 Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года.

Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских

Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла.

В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь.

Следствие кончины Фидельки. 1844.


Слайд 14 Другой эскиз – «Художник, женившийся без

Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на

приданого в надежде на свой талант» - того же

года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды.

Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844.


Слайд 15 Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и

Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей,

писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах

чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.

Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846 – 1847.


Слайд 16 Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации

Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по

и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в

1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями.

Портрет М.П.Ждановича. 1846 – 1847.

Портрет О.П.Жданович. 1846 – 1847.

Портрет А.П.Жданович. 1846 – 1847.


Слайд 17 В 1846 году он написал картину «Свежий

В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро

кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало

критического реализма в русской живописи.

Свежий кавалер. 1846.


Слайд 18 Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся

Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник

сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается

через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.

Слайд 19 Произведение идет в разрез с традициями русской живописи

Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник

предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою:

у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.

Слайд 20 Антиномия «быть и казаться», так же как

Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем

и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак

аристократа» или «Не в пору гость».

Не в пору гость. (Завтрак аристократа). 1849 -1850.


Слайд 21 Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя,

Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и

изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба

стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.

Слайд 22 Сватовство майора. 1848.

Сватовство майора. 1848.

Слайд 23 Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом

Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью. Появившаяся

и корыстью.
Появившаяся в дверях сваха уведомляет о

приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином.

Слайд 24 К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер.

К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери,

Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю

незатейливую простоту купеческих нравов.

Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела.


Слайд 25 Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней

Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой

подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает

Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна.

Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.


Слайд 26 Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов

Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему

автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую

поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!»

Карл Брюллов. Автопортрет. 1848.


Слайд 27 Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и

Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем»,

ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком».



В штатском

важны чин и званье,
Но важней законов званье.
Впрочем, есть и там места
На которых и спроста
Без особенной науки
Можно греть порядком руки.
Не об жалованья речь –
Совесть можно сбросить с плеч!
Не такие нынче годы.


Слайд 28 После нескольких лет упорного труда он представил

После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики

на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая

невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».

Слайд 29 Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:


Честные

Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:Честные господа, сюда, сюда!Милости

господа, сюда, сюда!
Милости просим, денег не просим:
Даром смотри.
Только хорошенько

очки протри.
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.

Слайд 30 …Вот извольте посмотреть,
Как справа отставная
Деревенская пряха,
Панкратьевна – сваха,
Бессовестная

…Вот извольте посмотреть,Как справа отставнаяДеревенская пряха,Панкратьевна – сваха,Бессовестная привираха,В парчевом шугае,

привираха,
В парчевом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Дескать, жених изволил

пожаловать.

Слайд 31 И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с

И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком с

сюртуком,
Он знаком с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять

неучтиво.

Слайд 32 А вот извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру

А вот извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:«Мужчина! Чужой?Ой, стыд

места:
«Мужчина! Чужой?
Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!..
Век в светличке

я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме меня чтут младенцем!..
Ай! Ай, ай! – страм какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой –
Все насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду».

Слайд 33 И вот извольте посмотреть –
Как наша пташка собирается

И вот извольте посмотреть –Как наша пташка собирается улететь,А умная матьЗа платье – хвать!

улететь,
А умная мать
За платье – хвать!


Слайд 34 И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб

И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице –Как майор

горлице –
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать,

до денежек доберусь…


Слайд 35 Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные

Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он

с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью.
Зимний день. Начало

1850-х гг.

Слайд 36 Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки

Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на

мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их

в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским.

Портрет архитектора. Около 1849 г.

Портрет Е.П.Ростопчиной. 1850.


Слайд 37 Художник еще имел успех у публики, но его

Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться

положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому

роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник.

Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г.

Портрет детей Жербиных. 1850-1851.


Слайд 38 Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех,

Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное

но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком

поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

Слайд 39 В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением

В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества

печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851

– 1852 гг.

Вдовушка. 1851-1852.


Слайд 40 Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина

Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные

погружена в безотрадные думы. Известно, что работая над картиной,

Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, «добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах».

Слайд 41 С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На

С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет

комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные

черты.

Слайд 42 Этот мотив не раз встречался в поздних

Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его

работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем

прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!».

Анкор, еще анкор! 1851-1852.


Слайд 43 К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки»

К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки» и подготовительные рисунки

и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге.

В картине звучат ноты безысходности.

Этюд к картине «Игроки». 1851.


Слайд 44 Сидящий в центре игрок еще надеется поправить

Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но

свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых

людей застыли вокруг стола.

Игроки. 1852.


Слайд 45 Весной 1852 года им была задумана новая картина

Весной 1852 года им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».

«Возвращение институтки в родительский дом».


Слайд 46 И вскоре создает едва ли не последний

И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе

рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два

лица – Николай I и Федотов.

Павел Федотов. Автопортрет.

Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.


Слайд 47
«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых

«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в

дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе

однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства.

В том же году П.А.Федотов скончался.


Слайд 48 Его открывают для себя все новые и новые

Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи.

поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально

не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.


Слайд 49 В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.

В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.

Слайд 50 И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888.

И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888.

Слайд 51 И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884.

И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884.

Слайд 52 Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все

Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни,

они о жизни, об обыкновенных людях и все они

хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.

  • Имя файла: .pptx
  • Количество просмотров: 90
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Number (число)
Следующая - Прибыль nyse euronext