Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к стате Якутский героический эпос ОЛОНХО в образовательном пространстве детей с ОВЗ

Содержание

Цель преподавания предмета:Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире; приобщение школьников с ОВЗ к духовной культуре народов, населяющих республику, к их традициям и обычаям.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:Якутский героический эпос ОЛОНХО в образовательном пространстве детей с ОВЗАвторы проекта:Директор Цель преподавания предмета:Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем Задачи предмета:  ·  Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Цель исследования:  Доказать значение Якутского героического эпоса ОЛОНХО в образовательном пространстве Актуальность:Очень важно передать нашим детям - будущему поколению, наши знания об истории Задачи исследования:   1) Узнать, кто придумал олонхо? Какова история происхождения Гипотеза исследования:Предположим, что на примере олонхо можно изучить жизнь, традиции, обычаи Методы и средства исследования:   Найти литературу, посвященную олонхо; План исследования:1) Героический эпос олонхо.2) Происхождение олонхо.3) Олонхосуты.4) Исполнение олонхо.5) Сюжетные мотивы Введение:На рубеже тысячелетий для народа саха всё ещё остаётся загадкой происхождение и Якутский героический эпос – Происхождение олонхо  Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Эпос появился тогда, Чем отличается олонхо  от эпоса других народов   Олонхо – Исполнителей якутских былин называют олонхосутами. Т. В. Захаров - Чээбий Е. Е. Живые носители эпоса     Петр РешетниковДарья ТомскаяФедора ИвановаВладимир  Семёнов Исполнение олонхо Сюжетные мотивы и идейное  содержание олонхо Якутское олонхо сформировалось на основе Строение Мира в олонхо Срединный мир – айыы или орто дойду – Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в Вот как описывается ысыах в олонхо «Ысыах» в олонхоБольшой или великий «улуу ысыах» в «олонхо» начинается с широкого « Ысыах » в олонхоБогатыри и герои не могут не идти на Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в то же время и «Ысыах» имеет большое значение для воспитания молодого поколения и для закаливания его Большой Ысыах может затянуться на годы, когда в состязаниях примут участие равные Малый «Ысыах» является праздником побед и подвигов жениха, а также начала брачной «Алгыс» – напутствие материНа длинном и долгом пути своёмНа дорожных ухабах,На рытвинах Якутская невеста (XVII в.)Современный костюм невесты Ысыах сегодня Ысыа́х (якутск. Ыhыах) — день празднования Нового года в Якутии, Праздник Лета. ПразднованиеЖители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды, вместе со всеми россиянами ИсторияИсследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе… Значение олонхо для современного мираВ нашем обществе духовные и материальные потребности не Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036 от 15. 11. 2006 В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был посвящен признанию решением ЮНЕСКО Итогом изучения эпоса Олонхо в рамках предмета «Исторя и культура народов РС(Я) стали следующие результаты: Личностные:- Сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство - Знают творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов Предметные:-Умеют применять полученные знания на практике и в жизни;- Используют знания по Вывод:По воле судеб народ саха, будучи оттеснённым На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа Литература:Якутия. Историко-литературный атлас. ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2007; Правительство республики Саха (Якутия), Спасибо за внимание!    Махтал!
Слайды презентации

Слайд 2 Цель преподавания предмета:
Воспитание человека, осознающего свое место и

Цель преподавания предмета:Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в

место человечества в окружающем мире; приобщение школьников с ОВЗ

к духовной культуре народов, населяющих республику, к их традициям и обычаям.

Слайд 3 Задачи предмета:
·  Создать условия для знакомства учащихся с

Задачи предмета: ·  Создать условия для знакомства учащихся с историей народов

историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и

материальной культурой;
·  Формировать ценностное отношение школьников с ОВЗ к национальной культуре;
·  Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
·  Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
·  Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников с ОВЗ;
·  Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.

Слайд 4 Цель исследования:
Доказать значение Якутского героического эпоса

Цель исследования: Доказать значение Якутского героического эпоса ОЛОНХО в образовательном пространстве

ОЛОНХО в образовательном пространстве детей с ОВЗ как средства

патриотического воспитания

Слайд 5 Актуальность:
Очень важно передать нашим детям - будущему поколению,

Актуальность:Очень важно передать нашим детям - будущему поколению, наши знания об

наши знания об истории и традициях своих предков.
Ведь

не зря говорится:
«Будущее – это настоящее, которое рождено прошлым…»

Слайд 6 Задачи исследования:
1) Узнать, кто придумал

Задачи исследования:  1) Узнать, кто придумал олонхо? Какова история происхождения

олонхо? Какова история происхождения олонхо? Есть ли связь между

олонхо и историческими истоками народа саха?
2) Выяснить, для чего нам нужно знать эпос народа?
3) Проанализировать, сохранились ли якутские традиции (на каком-нибудь примере)?

Слайд 7 Гипотеза исследования:
Предположим, что на примере олонхо можно изучить

Гипотеза исследования:Предположим, что на примере олонхо можно изучить жизнь, традиции,

жизнь, традиции, обычаи народа и это является основой нравственного

воспитания.

Слайд 8 Методы и средства исследования:


Найти литературу, посвященную

Методы и средства исследования:  Найти литературу, посвященную олонхо; Познакомиться

олонхо;
Познакомиться с историческими кинофильмами, рассказывающим о версиях;

происхождения народа саха.
Обратиться к всемирной информационной сети Интернет .



Слайд 9 План исследования:
1) Героический эпос олонхо.
2) Происхождение олонхо.
3) Олонхосуты.
4)

План исследования:1) Героический эпос олонхо.2) Происхождение олонхо.3) Олонхосуты.4) Исполнение олонхо.5) Сюжетные

Исполнение олонхо.
5) Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо.
6) «Ысыах»

в олонхо.
7) «Ысыах» сегодня.
8) Актуальность олонхо.
9) Выводы .

Слайд 10 Введение:

На рубеже тысячелетий для народа саха всё ещё

Введение:На рубеже тысячелетий для народа саха всё ещё остаётся загадкой происхождение

остаётся загадкой происхождение и историческая родина его героического эпоса

олонхо, а значит происхождение и история народа саха. Этот вопрос будет волновать всех, кто интересуется историей и культурой больше и больше по мере развития науки, образования, общей культуры, и наконец, по мере повышения уровня нравственного состояния общества.



Слайд 11 Якутский героический эпос – олонхо - величайшее достояние народа

Якутский героический эпос – олонхо - величайшее

саха, пронёсшего его сквозь столетия, занимает достойное место среди

шедевров мирового народного творчества. «Олонхо для якутского народа есть энциклопедия мудрости его искусства и поэзии. Это музей где собран весь алмазный фонд поэтического гения этого народа, где вершины духовного и материального творения его в прошлом»

Д. К. Сивцев - Суорун Омоллон


Слайд 12 Происхождение олонхо
Возникновение олонхо восходит в глубину

Происхождение олонхо Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Эпос появился тогда,

веков. Эпос появился тогда, когда предки якутов жили на

юге Сибири, в тесном общении с тюрко-монгольскими народами Саян и Алтая. На это указывает общность в сюжетах героических сказаний, сходство в языке, названиях. Становление и дальнейшее развитие продолжалось вплоть до XVII века.
Эпические сказания создавались в условиях разложения первобытнообщинного строя, межродовых и межплеменных столкновений, борьбы за самостоятельность существования племени.

Слайд 13 Чем отличается олонхо от эпоса других народов

Чем отличается олонхо от эпоса других народов  Олонхо – это

Олонхо – это название старинных эпических сказаний, суть

которых – воспевание боевых подвигов боотуров, которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников, ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков. Олонхо для якута – это «Калевала» для финна, «Манас» для киргиза, «Илья Муромец» для русского.
Красота якутского эпоса – олонхо – в его высоком поэтическом дыхании, пленительном сочетании фантастического с реальным, лирического с эпическим и житейского с героическим.
Мощь олонхо в силе мудрости его идеи – идеи жизнеутверждения, торжества жизни над смертью, победы счастливого, процветающего в мире народа над насилием кровожадных хищников.


Слайд 14 Исполнителей якутских былин называют олонхосутами.

Т. В. Захаров

Исполнителей якутских былин называют олонхосутами. Т. В. Захаров - Чээбий Е.

- Чээбий
Е. Е. Иванова
Д. М. Говоров
олонхосуты




Слайд 15 Живые носители эпоса

Живые носители эпоса   Петр РешетниковДарья ТомскаяФедора ИвановаВладимир Семёнов

Петр Решетников

Дарья Томская
Федора Иванова
Владимир Семёнов


Слайд 16 Исполнение олонхо

Исполнение олонхо

Слайд 17 Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо
Якутское олонхо

Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо Якутское олонхо сформировалось на основе

сформировалось на основе идеологии родового строя. Оно отражает космогонические

представления народа, его религиозные верования. В соответствии с ними Вселенная состоит из 3-х миров – Среднего, Верхнего, Нижнего.

Слайд 18 Строение Мира в олонхо
Срединный мир – айыы или

Строение Мира в олонхо Срединный мир – айыы или орто дойду

орто дойду – является центром Вселенной, где живут люди,

причем каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа – «иччи». Среди них есть духи добрые и злые. Племя людей, населяющих Срединный мир, называют айыы аймага, родственники божеств.

Нижний мир – Ютюгэн (преисподняя), или Нукэн уодэн (мрачная преисподняя) – мир злых чудовищ, мешающих счастливой жизни людей. Их глава Арсан Дуолай. Существа Нижнего мира – абаасы, однорукие и одноглазые циклопы – родственники черта.

Верхний мир богов во главе с Юрюнг Аар-тойоном. К сонму богов принадлежат Дьылга-Хаан – бог судьбы и рока, Иэйэсит – покровительница скота, Айыхсыт – богиня новорожденных, Илбис-Хаан – бог грома. В Верхнем мире живут также добрые и злые божества.


Посредниками между людьми и богами являются шаманы и шаманки. Белые шаманы общались с добрыми духами, черные – со злыми. Содержание каждого олонхо составляет фантастическая история человечества от появления первых людей, обустраивающих счастливую жизнь на земле. Но её разрушают существа Нижнего мира. Они грабят, загоняют скот, похищают женщин. В этой связи возникает необходимость защитить людей, вернуть мир на землю, для чего нужно уничтожить абаасы. Эту сложную задачу разрешают герои-богатыри. Добрые божества Верхнего мира покровительствуют людям, злые – Нижнему миру.



Слайд 19 Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно

Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения

передаются из поколения в поколение. У народа САХА это

ЫСЫАХ.



Слайд 20 Вот как описывается ысыах в олонхо

Вот как описывается ысыах в олонхо

Слайд 21 «Ысыах» в олонхо
Большой или великий «улуу ысыах» в

«Ысыах» в олонхоБольшой или великий «улуу ысыах» в «олонхо» начинается с

«олонхо» начинается с широкого оповещения народа с приглашением всех

удалых героев и богатырей. При этом приглашенным описывается красота дочери устроителя «ысыаха» и сообщается также, что добиться её руки прибыли такие-то знаменитые герои и богатыри, имена которых гремят на трёх мирах.

Слайд 22 « Ысыах » в олонхо
Богатыри и герои не

« Ысыах » в олонхоБогатыри и герои не могут не идти

могут не идти на это приглашение, иначе их могут

«ославить» как трусов. В случае успеха и победы их ждёт счастье брака с красавицей, в честь которой поются хвалебные гимны на всех мирах.


Слайд 23 Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в

Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в то же время

то же время и семейным праздником, т.к. устроители «Ысыах»

празднуют также и рост своей семьи в лице дочери, долженствующей дать жизнь новым поколениям, т.е. пустить корни в далекое будущее.

Слайд 24 «Ысыах» имеет большое значение для воспитания молодого поколения

«Ысыах» имеет большое значение для воспитания молодого поколения и для закаливания

и для закаливания его боевого духа. Молодёжь испытывается на

«Ысыах», закаляется на состязаниях. С участием на «ысыахах» молодых людей связано представление о достижении ими зрелости, после чего они уже взрослые люди.



Слайд 25 Большой Ысыах может затянуться на годы, когда в

Большой Ысыах может затянуться на годы, когда в состязаниях примут участие

состязаниях примут участие равные по силе и в результате

чего могут вспыхнуть нескончаемые войны на всех трех мирах. В таких случаях устроители «Ысыах» разоряются дотла. Большой «Ысыах» кончается малым, рамки которого значительно сужены и участниками которого являются представители семейного и родовых кругов.

Слайд 26

Малый «Ысыах» является праздником побед и подвигов жениха,

Малый «Ысыах» является праздником побед и подвигов жениха, а также начала

а также начала брачной жизни новой семьи. Этот Ысыах

длится до поездки молодых в дом мужа.
Новобрачную после материнского алгыс» садят на оседланного коня, разукрашенного самым лучшим украшением, причем, на седло она поднимается по спине раба, едущего в качестве «эмньит кулут».


Слайд 27 «Алгыс» – напутствие матери
На длинном и долгом пути

«Алгыс» – напутствие материНа длинном и долгом пути своёмНа дорожных ухабах,На

своём
На дорожных ухабах,
На рытвинах не разбейся!
Пусть злоязычные бед тебе

не накличут!
Пусть десять пальцев имеющиеся тебя не тронут!
Пусть много детей у тебя родится,
Пусть потомство твое процветает,
Стань главой большого дома,
Будь хозяйкой уютного дома!

Из олонхо «Кыыс Дэбилийэ»


Слайд 28 Якутская невеста (XVII в.)
Современный костюм
невесты

Якутская невеста (XVII в.)Современный костюм невесты

Слайд 29 Ысыах сегодня

Ысыах сегодня

Слайд 30 Ысыа́х (якутск. Ыhыах) — день празднования Нового года

Ысыа́х (якутск. Ыhыах) — день празднования Нового года в Якутии, Праздник

в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в

честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Слайд 31 Празднование

Жители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды,

ПразднованиеЖители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды, вместе со всеми

вместе со всеми россиянами — зимой, и ещё по

древней традиции — летом. Якутия — крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.
Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыах проводился 22 июня — в день летнего солнцестояния.

Слайд 32 История


Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются

ИсторияИсследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии.

степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты

с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.
Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

Слайд 33

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время

круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе

по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год.

Осуохай


Слайд 34
Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое

Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе…

развитие в
современном Ысыахе…


Слайд 35 Значение олонхо для современного мира
В нашем обществе духовные

Значение олонхо для современного мираВ нашем обществе духовные и материальные потребности

и материальные потребности не могут быть удовлетворены. Негативные явления,

как алкоголизм, насилие, межнациональные конфликты, неумение слышать друг друга, ожесточенность людей, хамство, безразличие и т.д. является настоящей бедой всего человечества, в том числе и нашей республики.
И теперь нам, как никогда раньше, нужно глубже познакомиться с достижениями, вершинами якутского устного народного творчества.

Слайд 36



Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036

Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036 от 15. 11.

от 15. 11. 2006 г.
День провозглашения ЮНЕСКО
ЯКУТСКОГО

героического эпоса ОЛОНХО

ШЕДЕВРОМ
устного и нематериального наследия человечества,

т.е. 25 ноября, объявлен национальным праздником – Днем олонхо.


Слайд 37 В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был

В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был посвящен признанию решением

посвящен признанию решением ЮНЕСКО якутского эпоса олонхо «Шедевром Устного

и Нематериального Наследия Человечества».

Духовные ценности, лежащие в основе национального праздника Ысыах и якутского героического эпоса олонхо,
воспевают торжество жизни и уважение к истории и культурным традициям якутского народа и утверждают почтение к опыту прошлого, величие настоящего и уверенность в будущем.


Слайд 38

Итогом изучения эпоса Олонхо в рамках предмета «Исторя

Итогом изучения эпоса Олонхо в рамках предмета «Исторя и культура народов РС(Я) стали следующие результаты:

и культура народов РС(Я) стали следующие результаты:


Слайд 39 Личностные:
- Сформированы основы

Личностные:- Сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости

российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою малую Родину,

ценность многонационального российского общества. Сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- Сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Учащиеся знают основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов.

Слайд 40 - Знают творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3

- Знают творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд,

сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо

и их подвиги, могут назвать два-три обряда, традиции,  праздники народов РС(Я);
- Могут находить средства художественной выразительности в тексте произведений;
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Метапредметные:


Слайд 41 Предметные:
-Умеют применять полученные знания на практике и в

Предметные:-Умеют применять полученные знания на практике и в жизни;- Используют знания

жизни;
- Используют знания по культуре народов РС(Я) на других

предметах;
- Готовы к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Слайд 42 Вывод:
По воле судеб

Вывод:По воле судеб народ саха, будучи оттеснённым ордами

народ саха, будучи оттеснённым ордами Чингисхана на далёкий и

дикий Север, надолго остался без письменности, но его мощная духовная культура, складывавшаяся в течение многих веков, свободно развивалась в виде устной народной поэзии, передаваемой от поколения к поколению, и появилось великое Олонхо.
После зарождения письменности, литературного языка, эпос олонхо стал плодотворной почвой для развития настоящей эпической поэзии Саха…

Слайд 43 На материале олонхо можно изучать жизнь и быт,

На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции

обычаи и традиции народа Саха в целой системе.
На текстах

олонхо можно в совершенстве овладеть родным языком.
В содержании олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки.
Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха.
Олонхо – философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны. Здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения народа Саха.


Слайд 44 Литература:
Якутия. Историко-литературный атлас. ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2007;

Литература:Якутия. Историко-литературный атлас. ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2007; Правительство республики Саха

Правительство республики Саха (Якутия), 2007; Институт гуманитарных исследований Республики

Саха (Якутия), 2007; Роскартография, географическая основа, 2007.
Олонхо абылана - Магия олонхо.
Е.Д. Андросов. Оруосуттар. Изд. «Бичик», 2000.
Мирнинский район. Изд. «Бичик», 2005.

  • Имя файла: prezentatsiya-k-state-yakutskiy-geroicheskiy-epos-olonho-v-obrazovatelnom-prostranstve-detey-s-ovz.pptx
  • Количество просмотров: 163
  • Количество скачиваний: 1