Презентация на тему Усечённая пирамида

Исторические фактыДо середины 19 века более 80% оперированных пациентов умирало от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений операционных ран, причины которых были неизвестны.1863 г. Пастер открыл причины гниения и брожения, началось бурное развитие микробиологии, и хирурги быстро
Асептика и антисептика. Исторические фактыДо середины 19 века более 80% оперированных пациентов умирало от гнойных, Исторические факты-В 60-е годы 19 века английский хирург Джозеф Листер, основываясь на Внедрение антисептического метода привело к новому этапу в развитии хирургии, получившему название Антисептика  -комплекс мероприятий, направленных на уменьшение количества микробов в ране, снижение Химические антисептики   В настоящее время существует более 17 групп химических Химические антисептики кислоты: борная кислота 2-3% р-р для промывания ран, гнойных полостей Биологические антисептики антибиотики пенициллины: бензилпенициллин, оксациллин, метициллин, ампициллин, карбенициллин. цефалоспорины: 1 и Биологические антисептики        протеолитические ферменты Биологические антисептики          ИММУННЫЕ -комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей инфекции в рану или Экзогенное инфицированиеПути передачиВоздушно-капельныйКонтактныйИмплантационныйИсточники инфекцииВосприимчивыйорганизмБольной,бацило-носитель,животные Эндогенное инфицирование Экзогенная – инфекция, попадающая в рану из внешней среды: из воздуха (воздушная); методы антисептики воздействуют на эндогенную инфекцию, методы асептики-  на основные методы обработки инструментов, перевязочного материала и белья – Термической обработке не подлежат эндоскопические инструменты  ( торакоскопы, лапароскопы, эндоскопы…) Из химических средств для дезинфекции и стерилизации широко используются следующие

Слайд 2 Исторические факты
До середины 19 века более 80% оперированных

пациентов умирало от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений операционных

ран, причины которых были неизвестны.
1863 г. Пастер открыл причины гниения и брожения, началось бурное развитие микробиологии, и хирурги быстро накопили опыт, говорящий о том, что причиной раневых осложнений являются микроорганизмы.
Н.И.Пирогов считал, что заражение ран вызывается руками хирурга, через белье и перевязочный материал. Использовал для дезинфекции спирт, ляпис и йод.
1847 г. венгерский врач Игнац Земмельвейс, работая в акушерской клинике Венского университета, настоял на том, чтобы весь мед. Персонал мыл руки раствором хлорной извести. Эти, казалось бы простые антисептические мероприятия, позволили резко снизить смертность родильниц.

Слайд 3 Исторические факты
-В 60-е годы 19 века английский хирург

Джозеф Листер, основываясь на открытиях Пастера, пришел к выводу,

что микроорганизмы попадают в рану из воздуха и с рук хирурга. В 1865 г. применил повязку с раствором карболовой кислоты при лечении открытого перелома. Листер разработал систему мероприятий, получивших наименование антисептического метода хирургической работы:
распыление раствора карболовой кислоты в воздухе
операционной, обработке рук хирурга, операционного
поля, инструментов, перевязочного и шовного материала
3% раствором карболовой кислоты, использование
многослойных повязок, пропитанных карболовой кислотой.

Метод Листера получил широкое распространение, поскольку позволил снизить послеоперационную летальность в несколько раз.

Слайд 4 Внедрение антисептического метода привело к новому этапу в

развитии хирургии, получившему название антисептического периода.
Отрицательные стороны антисептического метода:
-

отравление персонала и пациентов парами карболовой кислоты
- сильнейшие дерматиты и обширные некрозы тканей в зоне операционного поля и раны.

В 1890 г. немецким хирургом Бергманом был разработан и предложен метод использования температуры кипящей воды и пара для уничтожения микробов на инструментах, белье, перевязочном и шовном материале, названный асептическим методом хирургической работы.
Асептика получила широкое применение в практической хирургии без использования антисептических препаратов.Однако вскоре стало понятно, что отказ от антисептиков совершенно неоправдан, так как без них была невозможна подготовка рук хирурга и операционного поля.
С развитием химии появились менее токсичные и более эффективные антисептики, что привело к созданию такой системы хирургической работы, при которой асептика сочетается с использованием различных антисептиков.

Слайд 5 Антисептика
-комплекс мероприятий, направленных на уменьшение количества

Антисептика -комплекс мероприятий, направленных на уменьшение количества микробов в ране, снижение

микробов в ране, снижение опасности их проникновения в рану

и развития в ней.
физическая антисептика – методы, создающие в ране неблагоприятные условия для развития бактерий (марля, тампоны, дренажи).
механическая антисептика – удаление из раны микробов, некротизированных тканей, свертков крови, инородных тел (ПХО).
химическая – использование химических веществ для уничтожения бактерий в ране (обработка операционного поля, рук хирурга, шовного материала и т.д.).
биологическая – повышение иммуно-биологических сил организма (вакцины, сыворотки, плазма, кровь,антибиотики и т.д.).

Слайд 6 Химические антисептики
В настоящее время существует

Химические антисептики  В настоящее время существует более 17 групп химических

более 17 групп химических антисептиков:
группа галлоидов: Йод – 1-5-10%спиртовая

настойка. Для наружного применения. Используется для обработки кожи вокруг раны, для обработки ссадин, царапин, поверхностных ран; Йодинол – 1% р-р,используется для промывания ран, полоскания зева; Йодонат и Йодопирон – органическое соединение йода, используют 1%р-р, обрабатывают операционное поле; Повидон-йодин – органическое соединение йода (0,1 – 1% свободного йода), используется для обработки кожи, а также раневых поверхностей.
производные нитрофурана: фурагин – применяется в виде 0,1% р-ра
для промывания гнойных ран, полостей абсцессов, санации трахеобронхиального дерева и т.д.

Слайд 7 Химические антисептики
кислоты: борная кислота 2-3% р-р для

промывания ран, гнойных полостей и т.д.

салициловая кислота – оказывает антибактериальное действие, используется в виде 1% и 2% спиртовых р-ров и в виде мазей.
окислители: перекись водорода и перманганат калия – при соединении с органическими веществами выделяют атомарный кислород, обладающий антимикробным действием.
красители: бриллиантовый зеленый и метиленовый синий – используются в виде спиртового и водного растворов для обработки поверхностных ран и ссадин.
детергенты: хлоргексидина биглюконат, 0,5% спиртовой р-р используется для обработки рук хирурга и операционного поля; 0,1-0,2% водный р-р – для промывания ран и слизистых оболочек, лечения гнойных ран. Входит в состав растворов для обработки рук и операционного поля ( «Пливасепт» )

Слайд 8 Биологические антисептики антибиотики

цефалоспорины: 1 и 2 поколения – цефалоридин, цефазолин, цефалексин;

3 пок. – цефотаксим, цефтазидим, цефтриаксон; 4 пок. – цефпиром (кейтен), цефепим (максипим).
аминогликозиды: гентамицин, тобрамицин, амикацин.
макролиды: эритромицин, олеандомицин, азитромицин.
тетрациклины: метациклин, доксициклин.
фторхинолоны: офлоксацин, ципрофлоксацин.
карбапенемы: тиенам, меронем.
линкозамины: линкомицин, клиндомицин.
гликопептиды: ванкомицин.
Выбор антибиотика, дозировки и сроки антибактериальной терапии зависят от вида, локализации и клинического течения инфекции.

Слайд 9 Биологические антисептики

Биологические антисептики    протеолитические ферменты  обладают способностью лизировать

протеолитические ферменты
обладают способностью лизировать некротизированные

ткани,
фибрин, гной, усиливают лечебный эффект антибиотиков.
ферменты животного происхождения: трипсин, хемотрипсин, рибонуклеаза, коллагеназа;
бактериального происхождения: террилитин, стрептокиназа;
растительного происхождения: папаин, бромелаин.
БАКТЕРИОФАГИ –
вирусы бактерий, способные репродуцироваться в бактериальной клетке, вызывая ее лизис.
используют антистафилококковый, антистрептококковый бактериофаги, бактериофаг- антиколи.

Слайд 10 Биологические антисептики

Биологические антисептики     ИММУННЫЕ СРЕДСТВАактивная иммунизация – анатоксины

ИММУННЫЕ СРЕДСТВА
активная иммунизация – анатоксины стафилококковый

и
столбнячный.
пассивная иммунизация – антистафилококковая гипериммунная плазма, антисинегнойная, антиколибацилярная.
- антистафилококковый и противостолбнячный гамма-глобулин (из крови доноров, иммунизированных соответствующими анатоксинами).
- противостолбнячная сыворотка (иммунная сыворотка животных, иммунизированных столбнячным анатоксином).
- противогангренозная (сыворотка животных, содержащая антитела к четырем основным возбудителям газовой гангрены)

Слайд 11 -комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей

инфекции в рану или организм человека.
Асептика – одна из

основ, на которую опирается хирургия.
в хирургии необходимо соблюдение основного положения асептики – все, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т.е. стерильно.
для соблюдения этого правила следует помнить об источниках инфекции. Этих источников два:
экзогенный и эндогенный.

место
внедрения
микроорганизмов

Слайд 14 Экзогенная – инфекция, попадающая в рану из внешней

Экзогенная – инфекция, попадающая в рану из внешней среды: из воздуха

среды: из воздуха (воздушная); с брызгами слюны или других

жидкостей (капельная); с предметов, оставляемых в ране – шовный материал, дренажи и т.д. (имплантационная).
Эндогенная – инфекция, находящаяся внутри организма или на его покровах (кожа,желудочнокишечный тракт, дыхательные пути).Может попасть в рану непосредственно (контактный путь передачи) либо по сосудистым структурам (лимфогенный и гематогенный пути)

Слайд 15 методы антисептики воздействуют на
эндогенную инфекцию,

методы антисептики воздействуют на эндогенную инфекцию, методы асептики- на экзогенную

методы асептики-
на экзогенную инфекцию.

предупреждение контактного

инфицирования (основного пути) достигается стерилизацией операционного белья, перевязочного и шовного материала, перчаток, инструментов, обработкой рук хирурга и операционного поля.

Слайд 16 основные методы обработки инструментов, перевязочного

основные методы обработки инструментов, перевязочного материала и белья –

материала и белья – стерилизация в сухожаровых шкафах и

паровых стерилизаторах (автоклавах).
в сухожаровом шкафу стерилизация осуществляется при 180 градусах в течение 60 мин (шприцы,инструменты, стеклянная посуда).
в автоклавах стерилизация проводится в течении 20мин при давлении 2 атм., что соответствует температуре 132,9 градуса (операционное белье, перевязочный материал)

Слайд 17 Термической обработке не подлежат эндоскопические инструменты

Термической обработке не подлежат эндоскопические инструменты ( торакоскопы, лапароскопы, эндоскопы…)

( торакоскопы, лапароскопы, эндоскопы…) – стерилизуются в газовом стерилизаторе

окисью этилена, в формалиновой камере, в растворах хлоргексидина.
Все имплантируемые в организм человека материалы стерилизуются различными способами: гамма-излучением, автоклавированием, химической или газовой стерилизацией.

Слайд 18 Из химических средств для дезинфекции и