Презентация на тему Существует ли зависимость математических способностей от психических свойств личности

XXI век – век информационных технологий, поэтому математические специальности на сегодняшний день очень востребованы. Данный профиль требует обширных познаний в области математики, чтобы получить эти знания, нужны математические способности.Из этих суждений мы и сформулировали тему
Авторы: Пыпин Арсений Антонович, Мещерякова Надежда ФёдоровнаArseniy Pypin, Meshcheryakova Nadezda.Руководитель: Неживлёва XXI век – век информационных технологий, поэтому математические специальности на сегодняшний Содержание: 1.Математические способности1.1 Тест на «чувство числа»1.2 Успеваемость2.Психические свойства личности 2.1Темперамент2.2Направленность2.3Характер2.4Умения2.4.1 Тест 1. Математические способности.Точного определения математическим способностям нет, но каждый из нас понимает, 1.1 Тест на «чувство числа». 		Недавно профессор психологии и неврологии Элизабет Бреннор 1.2 Успеваемость. 		Психолог объяснила нам, что необязательно выявлять приобретённые математические способности с 2. Психические свойства личности.		Для проекта мы выбрали именно психические свойства, так как 2.1 Темперамент.Учёные искали взаимосвязь между умственными способностями человека и типом темперамента, но 2.2 Направленность.Для выявления направленности наиболее точна и популярна анкета Басса (см. приложение 2.3 Характер.Наше отношение к тем или иным поступкам, явлениям в действительности формирует 2.4 Умения.Умения бывают двух видов – общие и специальные. Специальные умения характеризуются 2.4.1 Тест на память (см приложение №3). Он представлен в виде таблицы 1.После сравнения результатов на наличие математического потенциала («чувство числа») и успеваемости учеников, В начале проекта мы ставили цель: Выявить наилучший набор психических свойств для Список литературы ru.wikipedia.orgFb.ruPsi- technology.netPsyera.ru studfiles.net Womanadvice.ru Psy-wikireading.ru И другие

Слайд 2 XXI век – век информационных технологий, поэтому

Из этих суждений мы и сформулировали тему и цель нашего проекта:
Тема: Существует ли зависимость математических способностей от психических свойств личности.
Цель: Выявить наилучший набор психических свойств для успешного освоения математических знаний.
В ходе исследовательской работы мы дали определение математическим способностям, благодаря помощи школьного психолога выяснили, что такое психические свойства личности, выделили их основные компоненты: темперамент, характер, направленность, умения. Затем на основе полученных знаний подобрали специальные тесты, позволяющие определить математические способности и Психические свойства обучающихся 6-ых и 8-ых классов.
Провели тестирование, проверили каждый тест по данным авторами критериям, на основе полученных результатов сделали выводы о взаимосвязи математических способностей и психических свойств человека и использовании материалов данного исследования в практической деятельности.

Содержание:
1.Математические способности
1.1 Тест на «чувство числа»
1.2 Успеваемость
2.Психические

свойства личности
2.1Темперамент
2.2Направленность
2.3Характер
2.4Умения
2.4.1 Тест на память
2.4.2 Тест на тип

мышления
3. Выводы

Слайд 4 1. Математические способности.

Точного определения математическим способностям нет, но

каждый из нас понимает, что это набор качеств, определяющий

уровень успешности в технической сфере.

Математические способности

Приобретённые – это оценка полученных знаний (успеваемость)

Врождённые – это математический
потенциал, данный от природы

Слайд 5 1.1 Тест на «чувство числа».
Недавно профессор психологии

и неврологии Элизабет Бреннор и её коллега Ариэль Старр

доказали, что врождённые математические способности напрямую зависят от «чувства числа». То есть, если «чувство числа» развито хорошо, то и врождённый математический потенциал хороший.
Исходя из открытия профессора Бреннор, мы будем выяснять, в какой степени развито «чувство числа» у обучающихся 6-х и 8-х классов нашего лицея. На сайте psi-technology.net мы нашли тест на выявление «чувства числа», такой же как и в работе профессора.
Мы провели онлайн-тестирование ребят в кабинете информатики. Ученики видели на мониторе много кружочков синего и красного цвета в течение 2 секунд, после этого они должны были ответить, каких кружочков было больше. И так 12 раз.

Слайд 6 1.2 Успеваемость.
Психолог объяснила нам, что необязательно выявлять

приобретённые математические способности с помощью тестов, достаточно будет узнать

успеваемость участников тестирования, ведь школа и оценивает качество полученных знаний ( 2 – неудовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично).

Слайд 7 2. Психические свойства личности.

Для проекта мы выбрали именно

психические свойства, так как они раскрывают основные проявления личности,

и для каждого человека их набор индивидуален. Ведь ценно узнать, эгоист имеет больший математический потенциал или альтруист, общительный человек с математическими предрасположенностями или замкнутый и т.д.

Определение: Психические свойства личности – динамический и органический набор характеристик человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром.
В их структуру входят: темперамент, направленность, характер и умения.

Слайд 8 2.1 Темперамент.
Учёные искали взаимосвязь между умственными способностями человека

и типом темперамента, но в результате исследования зависимость не

была найдена. Возможно, результат наших исследований будет такой же, но нельзя забывать, что математические - это не умственные способности, в отличии от них они бывают двух видов – приобретённые и врождённые.
Существует множество тестов на выявление типа темперамента, чтобы выбрать наиболее результативный, мы обратились за помощью к школьному психологу, она подобрала нам тест Айзенка (см. приложение №1). После прохождения 57 вопросов можно узнать свой тип темперамента: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

Определение: Темперамент — это биологический фундамент, на котором выстраивается личность человека, как социального существа.

Слайд 9 2.2 Направленность.
Для выявления направленности наиболее точна и популярна

анкета Басса (см. приложение №2). Эта анкета определяет три

основных вида направленности:

на взаимодействие
(человек проявляет интерес к совместной деятельности);

на дело
(человек с такой направленностью берет руководство в свои руки);

на себя
(для такого человека коллектив чужд, главное для него -- личное первенство и престиж).

В этой анкете 27 вопросов, на каждый из которых даётся 3 варианта ответа. Нужно
выбрать, какой вариант вам подходит больше всего, а какой - меньше.

Определение: Направленность личности -- это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Слайд 10 2.3 Характер.
Наше отношение к тем или иным поступкам,

явлениям в действительности формирует черты характера. Характер - обширное

понятие, соответственно и черт характера очень много.
Поэтому мы не сможем найти их все у участников тестирования. По совету психолога мы решили находить лишь те черты характера, которые наиболее близки к полученным зависимостям. Но, к сожалению, таковых не оказалось. И характер пришлось оставить.

Определение: Характер – это система относительно постоянных психических особенностей отдельного человека, которые определяют его поведение в различных жизненных обстоятельствах, а также при взаимодействии с обществом.

Слайд 11 2.4 Умения.
Умения бывают двух видов – общие и

2.4 Умения.Умения бывают двух видов – общие и специальные. Специальные умения

специальные. Специальные умения характеризуются приобретением каких-либо индивидуальных навыков для

конкретного вида деятельности. Зачастую их либо очень сложно выявить, либо невозможно, ввиду этого мы будем работать с общими умениями – памятью и типом мышления.

Определение: Умения — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Слайд 12 2.4.1 Тест на память (см приложение №3).
Он

2.4.1 Тест на память (см приложение №3). Он представлен в виде

представлен в виде таблицы с двенадцатью числами, которые предстоит

запомнить за 20 секунд, а потом воспроизвести.
Таблица.

2.4.2 Тест на тип мышления (см приложение №4).
В настоящее время очень популярен тест на тип мышления Г.В. Резапкиной. Благодаря этому тесту можно обнаружить у человека один из пяти типов мышления: предметно-действительное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативное.

Слайд 13 1.После сравнения результатов на наличие математического потенциала («чувство

числа») и успеваемости учеников, мы пришли к выводу: если

у человека есть врождённые математические способности, то он может их развить.
2.Наше исследование показало, что абстрактно-символическим мышлением обладают ученики c хорошей успеваемостью по математике, но также нам удалось заметить, что у большинства отличников и хорошистов преобладает не только абстрактно-символическое, но и креативное мышление. У обучающихся со словесно-логическим мышлением наихудшие математические способности.
3. В процессе обработки результатов тестирования нами было выявлено: у тестируемых с отметками по математике 4-5 (высокие), результаты по тесту на память оказались довольно низкие, отсюда мы делаем вывод: забывчивые люди могут обладать большими математическими способностями, нежели с очень хорошей памятью.
Мы считаем, что 2-й и 3-й выводы взаимосвязаны, человек с плохой памятью не может запомнить правила, теоремы, формулы и т.д., поэтому он вынужден применять креативность при решении задач. В целом, для математика важно понимать материал, а не заучивать его.
4. Зависимость между темпераментом и умственными способностями не была найдена учёными, зато между темпераментом и математическими способностями нам удалось заметить: холерики не предрасположены к точным наукам.

Выводы (таблица)

Слайд 14 В начале проекта мы ставили цель: Выявить наилучший

В начале проекта мы ставили цель: Выявить наилучший набор психических свойств

набор психических свойств для успешного освоения математических знаний.

На основании

проведённых исследований, мы можем утверждать, что данный перечень включает следующие свойства:
Обладание “чувством числа”
абстрактно-символическое и креативное мышление
забывчивость
Не холерик

Но как писал Британский философ Карлейль Т. :“Даже самая благосклонная судьба не позволит ленивому человеку достичь чего-то.”

• Имя файла: sushchestvuet-li-zavisimost-matematicheskih-sposobnostey-ot-psihicheskih-svoystv-lichnosti.pptx