Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русский символизм как литературное течение

Содержание

Из истории символизма Символизм (от греч. sumbolon – «знак», «символ») – литературно-художест-венное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ. 13.11.2013О_А
Русский символизм как литературное течение«Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, Из истории символизма  Символизм (от греч. sumbolon – «знак», «символ») – Символизм – в литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе. В России символизм сформировался в начале 1890-х годов и Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Истоки символизмаТермин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», Истоки символизмаМногие художественные от-крытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, Символизм как миропонимание   Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – Три главных составляющих нового течения: мистическое содержание;символы;расширение художественной впечатлительности.   Символисты Мистическое содержание  На рубеже 19 - 20 в. в. появилось электричество, Символ – ключ к тайнеСимвол – основная категория поэтики символистов.Символ – знак Из «Толкового словаря» символистовВечер – символ таинственности, мистических очарований.Дым – символ непознаваемости, Расширение художественной впечатлительности Поэтика символизма  Стихи русских символистов – «поэзия оттенков» Основные темы символистов Жизнь       Смерть Группировки символистов13.11.2013 Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу    В начале Старшее поколение символистов.  Петербургское крыло13.11.2013Д. МережковскийЗ. ГиппиусН. Минский Дмитрий Сергеевич Мережковский  (1866-1941 гг.)Русский писатель, поэт, критик, переводчик, исто-рик, религиозный Старшее поколение символистов.  Московское крылоВ. Брюсов13.11.2013К. БальмонтФ. СологубВ. Брюсов Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни В 1901 Младосимволисты 13.11.2013В. ИвановИ. Анненский Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)  (1880-1934гг.)13.11.2013Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты».В Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)13.11.2013Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов».У поэта много стихов, Особенности русского символизма:повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру Роль символизма в литературеОбогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.Символисты придали слову невиданную Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более
Слайды презентации

Слайд 2 Из истории символизма
Символизм (от греч. sumbolon

Из истории символизма Символизм (от греч. sumbolon – «знак», «символ») –

– «знак», «символ») – литературно-художест-венное направление, считавшее целью искусства

интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ.

13.11.2013

О_А


Слайд 3
Символизм – в литературе интернациональное явление,

Символизм – в литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе.

получившее распространение в Европе.
Основы эстетики символизма

сложились во Франции в 60-70 годах 19 века в творчестве Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме.
Стремясь постичь тайное в мироздании, стремясь проникнуть в подсознание, где бессилен обычный язык, символисты обращаются к эмоциям, чувствам, интуиции, а не к разуму.

13.11.2013



Слайд 4
В России символизм сформировался в

В России символизм сформировался в начале 1890-х годов и

начале 1890-х годов и существовал примерно до 1917 года.

В развитии русского символизма выделяют два этапа: «старшие символисты» и «младосимволисты».
Рубеж 19 - 20в. Исторические события этого времени вторгаются в повседневную жизнь людей, ломая привычные устои.
В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Возникают новые эстетические явления на фоне сильного подъёма философской мысли. Рождается система взглядов, получившая название «декаданс» (от франц. «упадок»).
Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая впоследствии название «поэтический ренессанс» или «Серебряный век».

13.11.2013


Декаданс (от франц. «упадок») – общее обозначение кризисных явлений в искусстве конца 19 – начала 20 века.


Слайд 5 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от

теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и

В.Соловьёва

13.11.2013


Платон

Ф. Ницше

В. Соловьёв


Слайд 6 Истоки символизма
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён

Истоки символизмаТермин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским

в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте —

«Le Symbo-lisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
«Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объектив-ных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»

13.11.2013


Жан Мореас


Слайд 7
К тому времени существовал другой,

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство»,

уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы

в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах.

13.11.2013



Слайд 8 Истоки символизма
Многие художественные от-крытия и философские идеи символизма

Истоки символизмаМногие художественные от-крытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся

были предсказаны выдающимся философом, поэ-том, переводчиком В. Со-ловьёвым (1853

– 1900).
Он верил в спасительную миссию Красоты;
посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство;
облик «всеединства» - мис-тический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

13.11.2013


В. Соловьёв (1853 – 1900)


Слайд 9 Символизм как миропонимание Реалисты всегда являются простыми

Символизм как миропонимание  Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты –

наблюдателями, символисты – всегда мыслители.

К. Бальмонт

Теоретические основы русского символизма были сформулированы литературным критиком, поэтом Д. Мережковским в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литера-туры» (1893год), в статье К. Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии», в работе Вячеслава Иванова «Мысли о символизме».


13.11.2013



Слайд 10 Три главных составляющих нового течения:
мистическое содержание;
символы;
расширение художественной впечатлительности.

Три главных составляющих нового течения: мистическое содержание;символы;расширение художественной впечатлительности.  Символисты

Символисты широко использовали мотивы и образы разных

культур. Излюбленным источником были греческая и римская мифологии.

13.11.2013



Слайд 11 Мистическое содержание
На рубеже 19 - 20

Мистическое содержание На рубеже 19 - 20 в. в. появилось электричество,

в. в. появилось электричество, паровое отопление, учёные совершают великие

открытия в медицине, но не прекращаются войны, нет лекарства от жестокости, зависти и одиночества. Россия переживала кризис. Возрастает интерес к таинственному, мистическому.
«И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком… Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана», - писал Д. Мережковский в своей книге.
Мистическое содержание объявляется главным предметом нового искусства.
Мне мило отвлечённое
Им жизнь я создаю…
Я всё уединённое,
Неявное люблю.
Я – раб моих таинственных, необычайных снов…

З. Гиппиус «Надпись на книге» 1896


13.11.2013



Слайд 12 Символ – ключ к тайне
Символ – основная категория

Символ – ключ к тайнеСимвол – основная категория поэтики символистов.Символ –

поэтики символистов.
Символ – знак иной действительности.
Символы призваны помочь проникнуть

в суть скрытых явлений.
Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова.
В понимании символов важную роль играет контекст.
Символ связан с областью тайного.
Символ приглашает читателя к сотворчеству.
Поэт в своих стихах обращается к «посвящённым».
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
В. Брюсов «Творчество» 1895

13.11.2013



Слайд 13 Из «Толкового словаря» символистов
Вечер – символ таинственности, мистических

Из «Толкового словаря» символистовВечер – символ таинственности, мистических очарований.Дым – символ

очарований.
Дым – символ непознаваемости, загадочности.
Земля – серая обыденность.
Лодка, чёлн

– символ земного бытия
Ночь – мрачная таинственность бытия.
Сон – сладостный миг откровения.
Солнце – далёкий свет, непостижимый идеал.
Сумерки – трещина между мирами.
Смерть – избавление от тяжести пошлого мира.

13.11.2013



Слайд 14 Расширение художественной впечатлительности

Расширение художественной впечатлительности

И зову мечтателей… Вас я не зову! К. Бальмонт

Символ, расширяя значение слова, становится важнейшим средством передачи чувства, настроения авторского замысла. Слушатель или читатель воспринимает текст во всей его многозначности. Начинается сотворчество. Слова-символы пробуждают в читателе его собственные мысли и чувства.
У каждого поэта-символиста свой путь в искусстве, но всех их объединяет поклонение высоким мечтам и чувствам, желание изменить мир, сделать его прекрасным.
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивости радужной игры.
Не кляните, мудрые, что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
К. Бальмонт 1902


13.11.2013



Слайд 15 Поэтика символизма
Стихи русских символистов – «поэзия

Поэтика символизма Стихи русских символистов – «поэзия оттенков»

оттенков»

(В. Брюсов).
Символ как основная категория является связующим звеном между материальным и идеальным миром.
Мироощущение может сжиматься в пределах символа или разрастаться до Вселенной.
Читателю предоставляется возможность завершить только намеченный поэтом образ.
Художественный образ отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ отсутствует как зрительная реальность.
Стремление к музыкальности и гармонии. Музыкальность – важнейший принцип символизма.
Свобода восприятия читателем образов-символов.
Подвижность и многозначность слова.
Расширены ритмические возможности русского стиха.


13.11.2013



Слайд 16 Основные темы символистов
Жизнь

Основные темы символистов Жизнь    Смерть        Бог13.11.2013

Смерть

Бог

13.11.2013



Слайд 17 Группировки символистов
13.11.2013

Группировки символистов13.11.2013

Слайд 18 Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу  В начале 1890-х

В начале 1890-х годов о новых путях развития литературы

заявили Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др.

Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.
Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

13.11.2013



Слайд 19 Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

13.11.2013

Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло13.11.2013Д. МережковскийЗ. ГиппиусН. Минский

Слайд 20 Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941 гг.)
Русский писатель, поэт, критик,

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941 гг.)Русский писатель, поэт, критик, переводчик, исто-рик, религиозный

переводчик, исто-рик, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды

Гиппиус.

Статья «О причинах упадка и новых течениях совре-менной русской литера-туры» - теоретические основы символизма.

13.11.2013



Слайд 21 Старшее поколение символистов. Московское крыло
В. Брюсов
13.11.2013

К. Бальмонт
Ф. Сологуб
В.

Старшее поколение символистов. Московское крылоВ. Брюсов13.11.2013К. БальмонтФ. СологубВ. Брюсов

Брюсов


Слайд 22 Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни В

жизни
В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах

заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др.
Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни.
Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

13.11.2013



Слайд 23 Младосимволисты

13.11.2013

В. Иванов
И. Анненский

Младосимволисты 13.11.2013В. ИвановИ. Анненский

Слайд 24 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934гг.)
13.11.2013

Теоретик «младосимволистов». Организует литературный

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934гг.)13.11.2013Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты».В

кружок «Аргонавты».
В статье «О религиозных пере-живаниях» (1903г.) утверждал «взаимное

соприкосновение ис-кусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе».

Слайд 25 Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
13.11.2013

Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов».
У

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)13.11.2013Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов».У поэта много

поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва,

особенно ка-сающиеся темы Вечной Женственности.
А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем.


Слайд 26 Особенности русского символизма:
повышенное внимание к проблеме личности и

Особенности русского символизма:повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему

истории, ко внутреннему миру личности;
героико-трагическое переживание социальных и духовных

конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

13.11.2013



Слайд 27 Роль символизма в литературе
Обогатил русскую поэтическую культуру множеством

Роль символизма в литературеОбогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.Символисты придали слову

открытий.
Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём

множество дополнительных оттенков и смыслов.
Поэзия символизма необычайно музы-кальна, богата ассонансами и алли-терациями.

13.11.2013



  • Имя файла: russkiy-simvolizm-kak-literaturnoe-techenie.pptx
  • Количество просмотров: 138
  • Количество скачиваний: 0