Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская классика как отражение Библии

Содержание

Цели исследования- Изучить существование библейской лексики и фразеологии в современном русском литературном языке.- Исследовать уровень знакомства окружающего социума (школа, друзья, семья) с библеизмами.- Проанализировать употребление библейской лексики в русской литературе (на примере нескольких произведений).- Создать словарь
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ Автор: Иванова Варвара Дмитриевна, учитель русского Цели исследования- Изучить существование библейской лексики и фразеологии в современном русском литературном - Собрать, изучить и систематизировать материал по теме исследования- Разработать анкету и Актуальность темыДля русского сознания эти ценности связаны прежде всего с Библией. Библия Научный аппарат исследованияФразеологизм, фразеологическая единица, - общее название семантически несвободных сочетаний слов, «Все чрез Него начало быть...»    Книга книг... Так говорят Библия стала первой и главной книгой русской культуры.   С тех Русская литература связана с Библией.   Сейчас Книга книг вернулась в Число литературных произведений на русском языке, содержащих размышления о Русская литература XIX века от Василия Жуковского В.А.Жуковский     Жуковского называют родоначальником новой русской поэзии. В А.С.Пушкин     Роль А.С. Пушкина в русской поэзии огромна. А.С.Пушкин о Библии.    В возрасте 30 лет, по свидетельству А.С.Пушкин «Пророк»     Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»- почти дословное повторение М.Ю.Лермонтов     М.Ю. Лермонтов - одна из наиболее трагических Н.А.Некрасов    Тема религиозности Некрасова – одна из самых неизученных. Ф.М.Достоевский       Евангелие было главной книгой Достоевского. «Мне отмщение, и Аз воздам».     Библейская тематика отражена «Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»     А Фёдор Иванович Тютчев.         Родился Молитвы.      Есть молитвы, с помощью которой человек Бог в русской душе    Каждый человек должен иметь в Отче нашЯ слышал – в келии простойСтарик молитвою чудесной	Молился так передо Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву?    А.С.Пушкину и Значение духовных шедевров.   Духовные шедевры  слова делают нас добрее, Вечные нравственные ценности, заложенные в Книге Книг всех времён и народов, составляют Практическая значимость:Эта исследовательская работа будет полезна обучающимся, учителям русского языка и литературы, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайды презентации

Слайд 2 Цели исследования
- Изучить существование библейской лексики и фразеологии

Цели исследования- Изучить существование библейской лексики и фразеологии в современном русском

в современном русском литературном языке.
- Исследовать уровень знакомства окружающего

социума (школа, друзья, семья) с библеизмами.
- Проанализировать употребление библейской лексики в русской литературе (на примере нескольких произведений).
- Создать словарь библеизмов, основываясь на словаре
Ашукина Н.С., Ашукиной М.Г.
« Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» и «Школьный
фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова.
- Способствовать повышению уровня общей и языковой культуры
окружающего общества.

Слайд 3 - Собрать, изучить и систематизировать материал по теме

- Собрать, изучить и систематизировать материал по теме исследования- Разработать анкету

исследования


- Разработать анкету и провести изучение общественного мнения
по

данному вопросу.

- Провести углубленный сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Фета, лингвистический анализ произведений русской классической литературы разных лет.

- Провести выборку библейских выражений из академических изданий,
их систематизацию и обработку.

- Вести просветительскую работу через проведение бесед и выпуск бюллетеней.

Задачи исследования


Слайд 4 Актуальность темы
Для русского сознания эти ценности связаны прежде

Актуальность темыДля русского сознания эти ценности связаны прежде всего с Библией.

всего с Библией.
Библия – одна из величайших книг

на земле.
Постижение её – процесс бесконечный, протянувшийся на многие столетия.

Современное состояние русского языка, засоренного, с одной стороны,
иноязычной лексикой, с другой стороны, ненормативными словами, вызывает
серьезные опасения. Назрела острая необходимость обратиться к правильной, богатой литературной речи великих русских писателей и поэтов

Для современного общества важен процесс возрождения духовных,
нравственных ценностей.


Слайд 5 Научный аппарат исследования
Фразеологизм, фразеологическая единица, - общее название

Научный аппарат исследованияФразеологизм, фразеологическая единица, - общее название семантически несвободных сочетаний

семантически несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи(как

сходные с ними по форме синтаксические структуры – словосочетания или предложения), а воспроизводятся в ней в социально закрепленном за ними устойчивом соотношении смыслового содержания и
определенного лексико-грамматического состава

Крылатые слова – устойчивые изречения, появившиеся в языке
из определенного литературного, публицистического и научного источника или на их основе, а также высказывания исторических деятелей, получившие широкое распространение в речи

Библеизмы – фразеологизмы и крылатые слова, пришедшие в русский язык из библейских текстов


Слайд 6 «Все чрез Него начало быть...»

«Все чрез Него начало быть...»  Книга книг... Так говорят о

Книга книг... Так говорят о Библии, тем самым обозначая

с предельной краткостью ее место в человеческий культуре.
Книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего. Это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования.

Слайд 7 Библия стала первой и главной книгой русской культуры.

Библия стала первой и главной книгой русской культуры.  С тех

С тех пор, как славянский перевод Евангелия,

Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями Кириллом и Мефодием, появился на Руси, Библия стала первой и главной книгой русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и мышлению, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности и основам словесного художества. Библия вошла в народное сознание, в повседневный быт и духовное бытие, в обыденную и высокую речь; она не воспринималась как переводная, но как родная и умеющая роднить людей всех языков.

Слайд 8 Русская литература связана с Библией.
Сейчас

Русская литература связана с Библией.  Сейчас Книга книг вернулась в

Книга книг вернулась в семьи, школы, библиотеки, стало ясно,

что духовная связь с нею не утрачена. И прежде всего напомнил об этом сам, русский язык, в котором крылатые библейские слова устояли против натиска канцелярской мертвечины, безудержного сквернословия и помогли сберечь дух, разум и благозвучие родной речи.
Возвращение Библии позволило читателям совершить и еще одно открытие: оказалось, что вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой книг, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды...

Слайд 9 Число литературных произведений на русском

Число литературных произведений на русском языке, содержащих размышления о

языке, содержащих размышления о Библии, ее образы и мотивы,

чрезвычайно велико, даже перечислить их вряд ли возможно. Идея творящего слова пронизывает всю Библию — от Первой книги Моисеевой до Откровения Иоанна Богослова. Она торжественно и мощно выражена в Евангелии от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
В XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры.

Слайд 10 Русская литература XIX

Русская литература XIX века от Василия Жуковского до

века от Василия Жуковского до Александра Блока всегда была

сосредоточена на жгучих нравственных проблемах, хотя и подходила к ним с разных точек зрения. Она всегда волновалась этими проблемами и редко могла останавливаться только на бытописании. Писатели, которые ограничивались житейскими сложностями, оказывались оттесненными к периферии. В центре читательского внимания всегда были писатели, тревожащиеся проблемами вечного.
"И в Духа Святаго, Господа Животворящего…" Духом этим наполнен был русский девятнадцатый век (даже когда бунтовал). Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния - это и животворило его.


Слайд 11 В.А.Жуковский
Жуковского называют родоначальником

В.А.Жуковский   Жуковского называют родоначальником новой русской поэзии. В его

новой русской поэзии. В его личности и творчестве удивительно

сочетание европейской образованности, романтизма и даже мистицизма - с твердой православной верой.
Чисто религиозных стихов у Жуковского немного, но его перу принадлежат довольно многочисленные прозаические рассуждения на духовные темы: "О молитве", "О внутренней жизни" и др.
Знаменателен и тот факт, что стихотворение Жуковского "Молитва русского народа" в переработанном варианте превратилось в гимн Российской империи: "Боже, царя храни".
Молитва русского народа.
Боже! Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Все ниспошли!

Слайд 12 А.С.Пушкин
Роль А.С. Пушкина

А.С.Пушкин   Роль А.С. Пушкина в русской поэзии огромна. Исключительность

в русской поэзии огромна. Исключительность этой роли обусловлена тем,

что Пушкин отразил в своем творчестве глубинные особенности русского национального духа.

Слайд 13 А.С.Пушкин о Библии.
В возрасте

А.С.Пушкин о Библии.  В возрасте 30 лет, по свидетельству Смирновой,

30 лет, по свидетельству Смирновой, Пушкин специально стал изучать

древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. У него возникла мысль перевести Книгу Иова. Незадолго до смерти Пушкин высказал свое отношение к Евангелию: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.»

Слайд 14 А.С.Пушкин «Пророк»
Стихотворение А.С.Пушкина

А.С.Пушкин «Пророк»   Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»- почти дословное повторение начала

«Пророк»- почти дословное повторение начала VI главы Книги пророка

Исайи. О чем рассказывается в этом эпизоде библейской книги? Почему, по Пушкину, серафим должен был произвести такую болезненную операцию с человеком? Потому что человек, соприкоснувшийся лицом к лицу с Богом, должен погибнуть, исчезнуть, раствориться. Пророк Исайя так и говорит: горе мне, я человек грешный, с грешными устами, живущий среди грешных людей. И Бог, когда посылает его на служение, вовсе его не утешает, не ободряет и не убеждает: "Ничего подобного, ты останешься целым". Да, Бог молчаливо признает, что прикосновение к Нему для грешного человека смертельно. И чтобы не произошло этого обжигающего, опаляющего соприкосновения, огненный серафим меняет сердце человека, его уста, очищает его всего. И тогда человек становится проводником Божьей воли.

Слайд 15 М.Ю.Лермонтов
М.Ю. Лермонтов -

М.Ю.Лермонтов   М.Ю. Лермонтов - одна из наиболее трагических фигур

одна из наиболее трагических фигур в русской литературе. Традиционно

наравне сопоставляемый с Пушкиным, он во многом был ему противоположен. В нем совместились драма личности и драма целого поколения. Люди 30-х гг. формировались медленнее, самостоятельно вырабатывая жизненные принципы.
Библейские и, в частности, ветхозаветные образы характерны для творчества М.Ю. Лермонтова, для его лирики, драм, прозы и поэм, являются неотъемлемым компонентом его художественного стиля. Наиболее показательные примеры роли библейской образности в творчестве поэта – поэмы "Мцыри" и "Демон", "Сказка для детей", его лирические шедевры, переосмысляющие молитву и т.п.

Слайд 16


Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания. В его поэзии не встретишь искрометного и бьющего весельем стиха, а вот печали — море. . Поэт пытается выстоять, призывая на помощь Всевышнего, ибо не надеется на слишком инфантильных и инертных современников. В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка. И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному.

Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...


Слайд 17 Н.А.Некрасов
Тема религиозности Некрасова –

Н.А.Некрасов  Тема религиозности Некрасова – одна из самых неизученных. По

одна из самых неизученных. По мнению Н. Скатова, со

стихотворения "Влас" (1855) "круто и глубоко в творчество Некрасова входит религиозность, даже намека на которую нет ни в одном произведении, созданном за все предшествующие многие годы. Н. Скатов пишет: "Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию" Другой современный исследователь – Н. Мостовская утверждает: "Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства. Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы.
Библейские мотивы присутствуют в следующих произведениях Некрасова"Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям", в поэмах "Саша", "Тишина«)

Слайд 18 Ф.М.Достоевский
Евангелие было

Ф.М.Достоевский    Евангелие было главной книгой Достоевского. «Я происходил

главной книгой Достоевского. «Я происходил из семейства русского и

благочестивого,» — писал Достоевский в 1873 году.
В Петропавловской крепости Достоевский написал "Детскую сказку", позже названную "Маленький герой", в котором рассказано о пробуждении жертвенной любви в душе юного героя. 22 декабря 1849 года, когда был объявлен приговор и были сделаны приготовления к казни осужденных, Достоевский был уверен, что через несколько минут умрет и "будет с Христом". Нежданное помилование он пережил как воскрешение из мертвых. Позже это не раз припомнилось в романах и в разговорах с современниками, но впервые рассказано в письме брату, написанном в тот удивительный день, когда в течение нескольких минут его жизни сошлись Голгофа и Пасха.

Слайд 19 «Мне отмщение, и Аз воздам».

«Мне отмщение, и Аз воздам».   Библейская тематика отражена в

Библейская тематика отражена в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой романа Раскольников убивает, проливает кровь, идя против библейской заповеди «не убий». Он ставит под сомнение ее абсолютность. С точки зрения расхожего представления, мы думаем, что вот он убил - и пришла внешняя кара. Но внешней кары нет. Родион Раскольников прекрасно мог уйти от ответственности и фактически ушел. Никто не мог доказать его причастность к убийству старухи-процентщицы. Но вы все помните, что он говорил потом: «Я же не старуху убил, я себя убил. Так-таки себя и ухлопал навеки». Оказывается, убийство - это выстрел в себя. Заповедь «не убий» - не механический заслон, а глубочайший нравственный миропорядок, который дан человеку. В этом смысле важны слова Писания: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Слайд 20 «Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»

«Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»   А рядом

А рядом с ним Соня Мармеладова.

Соня, глубоко верующая, «переступила» ради голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрёкшей себя на страдание ради других. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, её жертвенность, её чистоту.
Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»- вот вывод, к которому приходит Достоевский.


Слайд 21 Фёдор Иванович Тютчев.

Фёдор Иванович Тютчев.     Родился 23 ноября 1803

Родился 23 ноября 1803 г. в

с. Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. В 1804 г. семья переехала в Москву, где и обосновалась надолго. Только в 1812 г., с приближением армии Наполеона, Тютчевым пришлось выехать в Ярославскую губернию. Дети в те дни жили общим возбуждением и патриотическим воодушевлением, - впечатление от событий 1812 г. формировало характеры и судьбы.
Несмотря на распространенное мнение, что Тютчев в молодости не был религиозен, он достаточно регулярно посещал богослужения Православной Церкви. "В этих обрядах, столь глубоко исторических в этом русско-византийском мире, где жизнь и обрядность сливаются, во всем этом… открывается величие несравненной поэзии", - писал он. В 1840 г., поздравляя родителей с праздником Пасхи, он жаловался: "Я никак не могу привыкнуть к тому, чтобы встретить его наступление без тоски по родине".
Поэтическое наследие Тютчева невелико: всего 390 стихотворений, но его поэзия считается эталоном философской глубины. В его стихах отразились метания и колебания его сложной натуры, но сравнительно немногочисленные стихи, посвященные чисто религиозной тематике, свидетельствуют о глубоком и искреннем стремлении к вере:
«Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.»

Слайд 22 Молитвы.
Есть молитвы, с

Молитвы.   Есть молитвы, с помощью которой человек просит о

помощью которой человек просит о своем здоровье, о душевном

успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но есть одна молитва, самая главная, которую знает каждый верующий человек. Это удивительная по своей силе и красоте молитва “Отче наш”.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь!


Слайд 23
Бог в русской душе

Каждый

Бог в русской душе  Каждый человек должен иметь в душе

человек должен иметь в душе своей святыню, которую он

берег бы, как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над повседневной житейской суетой, давала бы смысл и цену его существованию, освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего одушевления.
Только смирение перед Христом и последование Ему могут преобразить человеческую душу и привести людей к истинному объединению и взаимной любви — именно этому учат нас произведения русских классиков.

Слайд 24 Отче наш
Я слышал – в келии простой
Старик

Отче нашЯ слышал – в келии простойСтарик молитвою чудесной	Молился так

молитвою чудесной
Молился так передо мной:
«Отец людей! Отец небесный!
Да Имя

Вечное Твое,
Святится нашими сердцами!
Да придет царствие твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою; -
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей!
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщения
Избави нас!» - Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Чуть-чуть мерцал издалека;
И сердце чаяло отрады
От той молитвы старика.
А.С.Пушкин.

Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,-
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
Всеобщий наш отец, который в небесах,
Да свято имя мы твое блюдем в сердцах,
Да прийди царствие твое, да будет воля
Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг,- и мы прощаем должников,
И не введи ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
Афанасий Фет

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и А.А.Фета


Слайд 25 Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву?

Похожи ли стихотворения поэтов на библейскую молитву?  А.С.Пушкину и Фету

А.С.Пушкину и Фету удалось сохранить все религиозное,

каноническое содержание этой молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, введя особую авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитву “Отче наш” мы относим к религиозной литературе, а стихотворения поэтов к произведениям светской литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует отметить, что такие светлые, чистые, добрые стихи могли быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям, жизни.

Слайд 26 Значение духовных шедевров.
Духовные шедевры

Значение духовных шедевров.  Духовные шедевры слова делают нас добрее, нравственно

слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес

после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе.
Пусть приходят вам на память образы Библии в произведениях великих писателей и поэтов в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)

Слайд 27 Вечные нравственные ценности, заложенные в Книге Книг всех

Вечные нравственные ценности, заложенные в Книге Книг всех времён и народов,

времён и народов, составляют незыблемую основу нашей жизни. Библия

была и навсегда останется эталоном Красоты, Любви, Добра, душевной Чистоты и Нравственности. Вот почему все великие мыслители,философы, учёные, писатели и поэты черпают знания и истины из этого бездонного источника высокой морали. И именно поэтому мы должны изучать творчество русских писателей и поэтов

Слайд 28 Практическая значимость:
Эта исследовательская работа будет полезна обучающимся, учителям

Практическая значимость:Эта исследовательская работа будет полезна обучающимся, учителям русского языка и

русского языка и литературы, ОПК, МХК, классным руководителям, родителям

и всем, кто борется за повышение уровня общей языковой культуры и неравнодушен к процессу возрождения духовно - нравственных ценностей современного общества, основанных на Библии и шедеврах русской классики.

  • Имя файла: russkaya-klassika-kak-otrazhenie-biblii.pptx
  • Количество просмотров: 117
  • Количество скачиваний: 0