Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Основы стиховедения

Содержание

В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая силлабическая
Основы стиховедения   Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая Стихотворный  размер    Двусложный (один ударный и ДвусложныеlU — l   - ямб - двусложный размер стиха Трехсложныеl — U U l  - Стопа		СТОПА   является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение Рифма –  созвучие в окончании двух или СтрофаСтрофа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.1. двустишие2. трёхстишие Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики1.Пронумеровать гласные в строке;2.Определить Летний вечер       (А. Блок)  1 МЕТРИЧЕСКАЯ   		Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский СИЛЛАБИЧЕСКАЯ		Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  		Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных Силлабо-тоническая		Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число По расположению 1.Парная или смежная ІААББІ,    когда По ударению1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)Пример: вода - беда  По звучанию1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в По составу1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом…свет…привет2. Сложные, когда слово рифмуется Двустишиеэто строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААlПример:-Би-би-би! – гудит или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной Четверостишие или катрен-это строфа, состоящая из 4-х стиховПример (Н. Некрасов)1.Задумав правдивую повесть Октава  - это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать Сонет-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с Онегинская строфаСостоит из 3-х катренов и двустишия Пример (А. С. Пушкин)	1.Мой дядя ТРЕТЬЮ УЖ НОЧЬ ВОТ НА ЭТОМ ХОЛМЕ ЗА ОВРАГОМ (А. ФЕТ) ЛИТЕРАТУРА.  • Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б.
Слайды презентации

Слайд 2 В русском стихосложении чаще всего встречаются три

В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая

системы:


метрическая

силлабическая
тоническая

практикуются и смешанные формы





Слайд 3 Стихотворный размер
Двусложный
(один ударный и один безударный

Стихотворный размер  Двусложный (один ударный и один безударный слог).

слог).



Трёхсложный
( один ударный и два безударных

слога)



Слайд 4 Двусложные
lU — l - ямб -

ДвусложныеlU — l  - ямб - двусложный размер стиха

двусложный размер стиха

с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский)
Я знаю - город будет,  2,4,6 Я знаю - саду цвесть,  2,4,6 Когда такие люди  2,4,6 В стране советской есть. 2,4,6

l — U l - хорей - двусложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы  1,3,7 Пробирается луна,  3,7 На печальные поляны  1,3,7 Льет печально свет она. 1,3,5,7








Слайд 5 Трехсложные
l — U U l -

Трехсложныеl — U U l -    дактиль –

дактиль – трёхсложный размер

стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,-  1,4,7,10 Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору  2,5,8,11 Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха
с ударением на 3-ий слог.
Пример (А.Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9 И колодцы земных городов! 3,6,9











Слайд 6 Стопа
СТОПА  является первичной ритмической единицей в стихе

Стопа		СТОПА  является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение

и представляет собою объединение ударного слога с одним или

двумя неударными. l l
Пример

Буря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы




Слайд 7 Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов

слов
Рифма делится по:
1.расположению
2. ударению
3. звучанию
4. составу


Слайд 8 Строфа
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией,

СтрофаСтрофа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.1. двустишие2.

способом рифмовки.
1. двустишие
2. трёхстишие или терцина
3. четверостишие или катрен
4.

октава- это восьмистишие
5. сонет
6. «онегинская строфа»


Слайд 9 Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и

Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики1.Пронумеровать гласные в

строфики
1.Пронумеровать гласные в строке;
2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на

стопы, указать его стопность;
4.Характеристика рифмы
а) по расположению;
б) по ударению;
в) по звучанию;
г) по составу;
5. Вид строфы


Слайд 10 Летний вечер

Летний вечер    (А. Блок) 1   2

(А. Блок)
1 2

3 4 5 6 7 8 9
ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная
ІААІ – женская ,точная, простая
ІББІ – мужская ,точная, простая
Катрен

Слайд 11 МЕТРИЧЕСКАЯ

Ведёт своё название от греческого metron

МЕТРИЧЕСКАЯ  		Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский

– мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и

краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.


Слайд 12 СИЛЛАБИЧЕСКАЯ

Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ		Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое

строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической,

происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.

Слайд 13 ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся

ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 		Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных

определённым чередованием ударных слогов
Система получила своё название от греческого

tonos – напряжение, тон, ударение.

Слайд 14 Силлабо-тоническая
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней

Силлабо-тоническая		Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только

учитывается не только число ударений, но также и количество

слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.

Слайд 15 По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ,

По расположению 1.Парная или смежная ІААББІ,  когда

когда


рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки
через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,
когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А



Слайд 16 По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог

По ударению1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)Пример: вода -

(М)
Пример: вода - беда 

весло - унесло 
2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка - нитка 
рокот - ропот
3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается - называется

Слайд 17 По звучанию

1. Точные – предполагают совпадение полное или

По звучанию1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков

близкое всех звуков в словах
моро’зы
ро’зы
2. неточные- это несовпадение
в осаде
офсайте


Слайд 18 По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
…свет
…привет

2.

По составу1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом…свет…привет2. Сложные, когда слово

Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами

Лет

до ста расти
Нам без старости

Слайд 19 Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной

Двустишиеэто строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААlПример:-Би-би-би! –

рифмовкой lААl

Пример:
-Би-би-би! – гудит машина. А
-Не поеду без бензина!

А



Слайд 20 или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х

или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и

стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте

Алигьери)

Пример:
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А

Слайд 21 Четверостишие или катрен
-это строфа, состоящая из 4-х стихов

Пример

Четверостишие или катрен-это строфа, состоящая из 4-х стиховПример (Н. Некрасов)1.Задумав правдивую

(Н. Некрасов)
1.Задумав правдивую повесть 2.Без всяких эффектных затей, 3.Я взять не

решаюсь на совесть 4.Погибель крестьянки моей,


Слайд 22 Октава
- это восьмистишие

Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха

Октава - это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать

божественные тайны 
2.Не думай разгадать по книгам мудрецов: 
3.У брега сонных

вод, один бродя, случайно, 
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный 
6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 
7.Невольно с уст твоих размерные октавы 
8.Польются, звучные, как музыка дубравы.

Слайд 23 Сонет
-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов,

Сонет-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и

2 терцины и с определённым способом рифмовки
Пример (И. Анненский)
1.Есть

книга чудная, где с каждою страницей 2.Галлюцинации таинственно свиты: 3.Там полон старый сад луной и небылицей, 4.Там клен бумажные заворожил листы, 5.Там в очертаниях тревожной пустоты, 6.Упившись чарами луны зеленолицей, 7.Менады белою мятутся вереницей, 8.И десять реет их по клавишам мечты. 9.Но, изумрудами запястий залитая, 10.Меня волнует дев мучительная стая: 11.Кристально чистые так бешено горды. 12.И я порвать хочу серебряные звенья... 13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, 14.И режут сердце мне их узкие следы...

Слайд 24 Онегинская строфа
Состоит из 3-х катренов и двустишия
Пример

Онегинская строфаСостоит из 3-х катренов и двустишия Пример (А. С. Пушкин)	1.Мой

(А. С. Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А 2.Когда не

в шутку занемог, Б 3.Он уважать себя заставил А 4.И лучше выдумать не мог. Б 5.Его пример — другим наука; В 6.Но, Боже мой, какая скука В 7.С больным сидеть и день и ночь, Г 8.Не отходя ни шагу прочь! Г 9.Какое низкое коварство Д 10.Полуживого забавлять, Е 11.Ему подушки поправлять, Е 12.Печально подносить лекарство, Д 13.Вздыхать и думать про себя: Ж 14.Когда же черт возьмет тебя! Ж






Слайд 25 ТРЕТЬЮ УЖ НОЧЬ ВОТ НА ЭТОМ ХОЛМЕ ЗА

ТРЕТЬЮ УЖ НОЧЬ ВОТ НА ЭТОМ ХОЛМЕ ЗА ОВРАГОМ (А. ФЕТ)

ОВРАГОМ (А. ФЕТ)
1

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж

1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся
чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке 2.5-ти стопный дактиль
3.Характеристика рифмы:
а)IААI - парная,
б) женская
в) точная
г) простая
4. двустишие

  • Имя файла: osnovy-stihovedeniya.pptx
  • Количество просмотров: 286
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Australia
Следующая - fg