Слайд 2
Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери
– Древней Руси.
Д.С. Лихачев
Древнерусская литература- это
русская литература первых веков её существования (11-17 в.в.)
Слайд 3
988 ГОД -
РУСЬ ПРИНИМАЕТ ХРИСТИАНСТВО
славянские просветители –
братья
Кирилл и Мефодий
Слайд 4
КИРИЛЛИЦА –
ПЕРВАЯ СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА
Слайд 7
ПЕРВЫЕ РУССКИЙ ПИСАТЕЛИ -
МОНАХИ, СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛИ
монах Нестор
Симеон Полоцкий
протопоп Аввакум
Слайд 8
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
(ВРЕМЕННЫХ - МИНУВШИХ)
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
- НАЧАЛО XII ВЕКА
Её автор – монах
Киево-Печерского монастыря
Нестор..
Слайд 10
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Историзм
(героями древнерусской литературы
является преимущественно исторические лица), нет практически в произведениях древнерусской
литературы вымысла, литература основана на факте.
2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы
(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было)..
Слайд 11
3 Церковный характер произведения:
основными хранителями и переписчиками
книг в древней Руси были монахи. Менее всего заинтересованные
в распространении книг светского содержания. (Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские).
Слайд 13
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература Киевской Руси (11 –
первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской
письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литератур. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.
Слайд 14
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 –
середина 13 века). Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская,
Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).
Слайд 15
Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения
северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). «Повесть
о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.
Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда» Епифаний Премудрый ).
Слайд 16
В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература,
а также литература Твери. С демократической городской культурой связано
«Хождение за три моря Афанасия Никитина».
Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.
Слайд 17
Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 –
17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных
литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.
Слайд 18
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Летопись. Так называлась погодная (по «летам»
– по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех
событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.
Слайд 19
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Хождение – жанр, в котором описывались
всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение
за три моря Афанасия Никитина).
Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Слайд 21
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Он проповедовал идею деятельной жизни, в
которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том,
что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.
Слайд 23
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ
И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Слайд 24
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ
И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Произведение имеет черты
исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных
сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.
Слайд 26
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Летописание началось на Руси
в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры
Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
Слайд 27
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
В начале 12 века монах
того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» –
одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.
Слайд 28
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Ранее всех и более всех святых,
явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси
преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.
Троицко-Сергиевская Лавра
Слайд 29
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Кроме того, личность Сергия представляется исторически
важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые
из них были основаны при его жизни, а ещё более возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.
Слайд 30
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА,
ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
«Житие протопопа Аввакума»
– полемическое произведение,
в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора.
Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг.
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Сожжение протопопа Аввакума
Слайд 31
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Время создания – 80-е годы
XIII века
Место создания – г. Владимир монастырь Рождества Богородицы
Автор – современник князя
В центре повести три подвига Александра Невского