Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Литературное чтение. Научные основы чтения и анализа художественного произведения

Содержание

Цели литературного чтенияразвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
Литературное чтениеНаучные основы чтения и анализа художественного произведения Цели литературного чтенияразвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных Задача – воспитание эстетически развитого читателяспособность к пониманию позиции автораспособность к собственному В основе эстетического развития – литературная деятельность - воспитание творческого читателяне однозначная Предмет литературной деятельности - художественное целое произведения, художественная модель мира, в центре Процесс литературной деятельности школьника – процесс создания автором и воссоздания читателем художественного Художественный образ«обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления» Художественный образ (ХО)Изобразительные художественные средства описывают ХО: как представлен, в кого воплощен; Художественное произведение ТЕМА – область отражения реальностижизненный материал, взятый для изображенияосновная общественная проблема, поставленная в произведении Проблематика – сфера авторской концепции мира и человека, область постановки вопросовобласть осмысления, Пафос – эмоциональный тон произведения, область художественных решенийэпико-драматическийгероикаромантикатрагизмсентиментализмюмор и сатира Пафос эпико-драматическийглубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нём; Пафос героикиборьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые Пафос романтикистремление к возвышенному идеалу; область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие Пафос трагизмаосознание непоправимой утраты, важных жизненных ценностей - человеческой жизни, социальной, национальной Юмор и сатира Юмор - «мягкая насмешка» выражение оптимизма, душевного здоровья, приятия Художественное произведениеСодержание: идейно-тематическая основа Форма: жизненные картины, композиция, сюжет, язык Эстетический вкусэто система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся Восприятиев психологии: познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании Восприятие1) собственно чтение;2) включение психических процессов;3) включение эмоциональных реакций и более сложных Читательское восприятие СФЕРА читательских эмоцийэмоциональные читательские реакции на содержание (ЭЧС) Эмоциональные читательские реакции на СФЕРА читательского воображенияВоссоздающее воображение (ВВ) Творческое воображение (ТВ) СФЕРА осмысления произведенияОсмысление художественной формы: 1 уровень – осмысление роли изобразительно-выразительных средств Особенности восприятия  произведений художественной литературы младшими школьникамивосприятие литературного произведения зависит: от Виды отношения к художественной литературенаивно-реалистическое: отождествление читаемого с действительностью;понимание литературы как выдумки, Уровни понимания текста- фактический (поверхностный, репродуктивный) на уровне темы;- аналитический (подтекст)и концептуальный (идея) Отношение  к действующим лицамэмоциональное;интеллектуально-оценочное Методические выводызнакомить с историческим периодом, который нашел отражение в произведении;знакомить с творчеством
Слайды презентации

Слайд 2 Цели литературного чтения
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной

Цели литературного чтенияразвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении

отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к

искусству слова;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России и других стран.

Слайд 3 Задача – воспитание эстетически развитого читателя
способность к пониманию

Задача – воспитание эстетически развитого читателяспособность к пониманию позиции автораспособность к

позиции автора
способность к собственному суждению о произведении и жизненных

явлениях, в нем отраженных

Слайд 4 В основе эстетического развития – литературная деятельность -

В основе эстетического развития – литературная деятельность - воспитание творческого читателяне

воспитание творческого читателя
не однозначная оценка изучаемого произведения
многозначность и глубина

художественной модели мира

Слайд 5 Предмет литературной деятельности -
художественное целое произведения, художественная

Предмет литературной деятельности - художественное целое произведения, художественная модель мира, в

модель мира, в центре которой стоит герой, погруженный в

поток жизненных событий. Автор и читатель переживают эту жизнь эстетически, оформляя её в художественный образ

Слайд 6 Процесс литературной деятельности школьника – процесс создания автором

Процесс литературной деятельности школьника – процесс создания автором и воссоздания читателем

и воссоздания читателем художественного образа
освоение отношения «автор –художественный текст

– читатель»

диалог между автором и читателем, опосредованный художественным текстом


Слайд 7 Художественный образ
«обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму

Художественный образ«обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления»

конкретного индивидуального явления»

С.И. Ожегов


Слайд 8 Художественный образ (ХО)
Изобразительные художественные средства описывают ХО: как

Художественный образ (ХО)Изобразительные художественные средства описывают ХО: как представлен, в кого

представлен, в кого воплощен; реалистичный или воображаемый
Выразительные художественные

средства – качества речи: экспрессивная лексика, тропы, фигуры речи

Слайд 10 Художественное произведение

Художественное произведение

Слайд 11 ТЕМА – область отражения реальности
жизненный материал, взятый для

ТЕМА – область отражения реальностижизненный материал, взятый для изображенияосновная общественная проблема, поставленная в произведении

изображения

основная общественная проблема, поставленная в произведении


Слайд 12 Проблематика – сфера авторской концепции мира и человека,

Проблематика – сфера авторской концепции мира и человека, область постановки вопросовобласть

область постановки вопросов
область осмысления, понимания писателем отраженной действительности (субъективная

сторона художественного произведения; визитная карточка писателя)

Слайд 13 Пафос – эмоциональный тон произведения, область художественных решений
эпико-драматический
героика
романтика
трагизм
сентиментализм
юмор

Пафос – эмоциональный тон произведения, область художественных решенийэпико-драматическийгероикаромантикатрагизмсентиментализмюмор и сатира

и сатира



Слайд 14 Пафос эпико-драматический
глубокое и несомненное приятие мира в целом

Пафос эпико-драматическийглубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в

и себя в нём;
бытие осознаётся в его изначальной

и безусловной конфликтности (драматизм), но сама эта конфликтность воспринимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и диалектическое развитие бытия

Слайд 15 Пафос героики
борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление

Пафос героикиборьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов,

и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные;
действия

людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью;
свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия не могут быть героическими

Слайд 16 Пафос романтики
стремление к возвышенному идеалу;
область эмоционального переживания

Пафос романтикистремление к возвышенному идеалу; область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие

и стремления, не переходящего в действие


Слайд 17 Пафос трагизма
осознание непоправимой утраты, важных жизненных ценностей -

Пафос трагизмаосознание непоправимой утраты, важных жизненных ценностей - человеческой жизни, социальной,

человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного

счастья, ценностей культуры;
объективная основа трагического - неразрешимый характер жизненного конфликта

Слайд 18 Юмор и сатира
Юмор - «мягкая насмешка» выражение

Юмор и сатира Юмор - «мягкая насмешка» выражение оптимизма, душевного здоровья,

оптимизма, душевного здоровья, приятия жизни;

Сатира - «беспощадное высмеивание»


Слайд 19 Художественное произведение
Содержание: идейно-тематическая основа
Форма: жизненные картины, композиция,

Художественное произведениеСодержание: идейно-тематическая основа Форма: жизненные картины, композиция, сюжет, язык

сюжет, язык


Слайд 20 Эстетический вкус
это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности

Эстетический вкусэто система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства,

и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его

представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности;
носит непосредственно-эмоциональный характер, значит обнаруживается он только в соприкосновении с предметом, вызывающим эстетическое отношение

Слайд 21 Восприятие
в психологии: познавательный психологический процесс, в результате которого

Восприятиев психологии: познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в

происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при

их непосредственном воздействии на органы чувств

в искусстве – художественное восприятие:
сложный процесс соучастия и сотворчества субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором. Восприятие, при котором переживается форма.


Слайд 22 Восприятие
1) собственно чтение;
2) включение психических процессов;
3) включение эмоциональных

Восприятие1) собственно чтение;2) включение психических процессов;3) включение эмоциональных реакций и более

реакций и более сложных психических процессов – ВВ и

ТВ;
4) осмысление содержания и художественной формы.

Слайд 23 Читательское восприятие

Читательское восприятие

Слайд 24 СФЕРА читательских эмоций
эмоциональные читательские реакции на содержание (ЭЧС)
Эмоциональные

СФЕРА читательских эмоцийэмоциональные читательские реакции на содержание (ЭЧС) Эмоциональные читательские реакции на художественную форму (ЭЧФ)

читательские реакции на художественную форму (ЭЧФ)


Слайд 25 СФЕРА читательского воображения
Воссоздающее воображение (ВВ)
Творческое воображение (ТВ)

СФЕРА читательского воображенияВоссоздающее воображение (ВВ) Творческое воображение (ТВ)

Слайд 26 СФЕРА осмысления произведения
Осмысление художественной формы:
1 уровень – осмысление

СФЕРА осмысления произведенияОсмысление художественной формы: 1 уровень – осмысление роли изобразительно-выразительных

роли изобразительно-выразительных средств
2 уровень – осмысление особенностей композиции


Осмысление содержания:
1 уровень - концептуальное
2 уровень - аналитическое
3 уровень - репродуктивное


Слайд 27 Особенности восприятия произведений художественной литературы младшими школьниками
восприятие литературного

Особенности восприятия произведений художественной литературы младшими школьникамивосприятие литературного произведения зависит: от

произведения зависит:
от конкретно-чувственного опыта читателя;
умения воссоздать словесные

образы, соответствующие авторскому тексту

Слайд 28 Виды отношения к художественной литературе
наивно-реалистическое: отождествление читаемого с

Виды отношения к художественной литературенаивно-реалистическое: отождествление читаемого с действительностью;понимание литературы как

действительностью;

понимание литературы как выдумки, не связанной с реальной жизнью;

отношение

к литературе как обобщенному изображению действительности


Слайд 29 Уровни понимания текста
- фактический (поверхностный, репродуктивный) на уровне

Уровни понимания текста- фактический (поверхностный, репродуктивный) на уровне темы;- аналитический (подтекст)и концептуальный (идея)

темы;


- аналитический (подтекст)и концептуальный (идея)


Слайд 30 Отношение к действующим лицам
эмоциональное;

интеллектуально-оценочное

Отношение к действующим лицамэмоциональное;интеллектуально-оценочное

  • Имя файла: literaturnoe-chtenie-nauchnye-osnovy-chteniya-i-analiza-hudozhestvennogo-proizvedeniya.pptx
  • Количество просмотров: 133
  • Количество скачиваний: 0