Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Композиция романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Содержание

Жанр произведенияЖанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».
Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»Презентация была выполнена учителем Русского и Литературы Михайловой Ольгой ЕвгеньевнойМОУ «Оранжерейнинская СОШ» Жанр произведенияЖанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и Сюжетные линии романа   1 сюжетная линия   Онегин – Композиция Глава 1 – развернутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной линии Открытость романа – важная композиционная особенность  Необычность развязки – отсутствие определенности Основной принцип романа – симметрия и параллелизм.  Симметрия выражается Цельность Татьяны противопоставляется натуре ОнегинаОнегин 2. Два письма, композиция которых параллельна  Ожидание ответа – реакция Антитеза частей романаГлава 1 -   Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2 Основная композиционная единица романа - глава  Каждая новая глава – новый Композиционная роль лирических отступлений   Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы: Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.Перед объяснением с Онегиным;Перед сном Татьяны;Перед Композиционная роль пейзажаПоказывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны. Роль вставных элементовПисьма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль Композиционная роль внутреннего времени романа    Не всегда романное время Композиционная роль предметно-бытовой деталиНовые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа Авторское отношение к композиции     Несмотря на четкость композиции,
Слайды презентации

Слайд 2 Жанр произведения
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое

Жанр произведенияЖанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое

произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно

переходит от повествования к лирическим отступлениям.
ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».

Слайд 3 Сюжетные линии романа
1 сюжетная линия

Сюжетные линии романа  1 сюжетная линия  Онегин – Татьяна:Знакомство

Онегин – Татьяна:
Знакомство – вечер у Лариных

(Пора пришла – она влюбилась)
Разговор с няней – письмо Онегину
Через два дня объяснение в саду
Сон Татьяны. Именины
Татьяна приходит в дом Онегина
Отъезд в Москву
Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)
Письмо к Татьяне. Объяснение

2 сюжетная линия
Онегин – Ленский:
Знакомство в деревне
Разговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт)
Именины Татьяны
Дуэль



Слайд 4 Композиция
Глава 1 – развернутая экспозиция
Глава 2 –

Композиция Глава 1 – развернутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной

завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3

– завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)
Глава 8 – развязка I сюжетной линии


Слайд 5 Открытость романа – важная композиционная особенность
Необычность

Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности

развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден…

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел

Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.

Слайд 6 Основной принцип романа – симметрия и

Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в

параллелизм.
Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации

в 3 и 8 главах:
встреча – письмо – объяснение
Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

Принцип организации романа


Слайд 7 Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина

Онегин



Цельность Татьяны противопоставляется натуре ОнегинаОнегин

- Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать
Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство!
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я…



Татьяна




Я вас люблю (к чему лукавить?)…

Параллелизм романа


Слайд 8 2. Два письма, композиция которых параллельна

2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция

Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения
3.

Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах)
4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)


Слайд 9 Антитеза частей романа
Глава 1 - Петербург

Антитеза частей романаГлава 1 -  Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2

– жизнь Онегина
Глава 2 - Деревня

– жизнь Татьяны

Слайд 10 Основная композиционная единица романа - глава
Каждая

Основная композиционная единица романа - глава Каждая новая глава – новый

новая глава – новый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.

Слайд 11 Композиционная роль лирических отступлений
Лирические отступления

Композиционная роль лирических отступлений  Лирические отступления связаны с сюжетом романа.

связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых , неподкупных,
Непостижимых для ума…
2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).


Слайд 12 Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу.
Начало

Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы:

8 главы:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
Конец 1 главы:
Иди же к невским берегам
Новорожденное творенье.
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки шум и брань.
Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал…


Слайд 13 Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.
Перед объяснением

Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.Перед объяснением с Онегиным;Перед сном

с Онегиным;
Перед сном Татьяны;
Перед дуэлью.
Часто содержат обращения к читателю,

что позволяет сочетать лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.


Слайд 14 Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе.
Характеризует духовный

Композиционная роль пейзажаПоказывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны.

мир героев.
Часто сопутствует образу Татьяны.


Слайд 15 Роль вставных элементов
Письма написаны не онегинской строфой, что

Роль вставных элементовПисьма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную

подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг

с другом.
Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
- песня девушек – перед объяснением с Онегиным;
- сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.


Слайд 16 Композиционная роль внутреннего времени романа

Композиционная роль внутреннего времени романа  Не всегда романное время соотносится

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени,

хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

Слайд 17 Композиционная роль предметно-бытовой детали
Новые вещи знаменуют новый этап

Композиционная роль предметно-бытовой деталиНовые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

в жизни героя и, соответственно, в организации романа


Слайд 18 Авторское отношение к композиции

Авторское отношение к композиции   Несмотря на четкость композиции, создается

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится

к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

  • Имя файла: kompozitsiya-romana-aspushkina-evgeniy-onegin.pptx
  • Количество просмотров: 176
  • Количество скачиваний: 0