Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Лермонтов - недопетая песня

Содержание

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.И многие годы неслышно прошли; Но
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между Несмотря на кажущуюся простоту «Три пальмы» (1838) — сложное философское произведение. Для Так ставится в стихотворении проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы». Бог услышал негодование гордых пальм: тут же появился большой и яркий караван, Таким образом, пальмы, не случайно названные «гордыми», были сурово наказаны за то, Подчеркивает эту мысль последняя строфа стихотворения, резко контрастирующая с первой:И ныне все Напрасно пророка о тени он просит —Его лишь песок раскаленный заносит,Да коршун КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН Речь в стихотворении идёт не просто о пальмах, здесь автор использует приём Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя: прекрасный оазис в начале произведения Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов Хотя я судьбой на заре моих дней,  О южные горы, отторгнут от В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось Лермонтовские места на Кавказе В Кисловодске и его окрестностях есть несколько достопримечательностей, связанных с именем М. за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник

росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый,

под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали… И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.


Слайд 3 Несмотря на кажущуюся простоту «Три пальмы» (1838) —

Несмотря на кажущуюся простоту «Три пальмы» (1838) — сложное философское произведение.

сложное философское произведение. Для Лермонтова исключительно важным был вопрос

о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней.

Слайд 4 Так ставится в стихотворении проблема смысла жизни: пальмы

Так ставится в стихотворении проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».

не хотят жить «без пользы».


Слайд 5 Бог услышал негодование гордых пальм: тут же появился

Бог услышал негодование гордых пальм: тут же появился большой и яркий

большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой

из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда «сумрак на землю упал / По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!».

Слайд 6 Таким образом, пальмы, не случайно названные «гордыми», были

Таким образом, пальмы, не случайно названные «гордыми», были сурово наказаны за

сурово наказаны за то, что не удовольствовались предназначенным им

уделом и посмели «на Бога роптать».

Слайд 7 Подчеркивает эту мысль последняя строфа стихотворения, резко контрастирующая

Подчеркивает эту мысль последняя строфа стихотворения, резко контрастирующая с первой:И ныне

с первой:
И ныне все дико и пусто кругом —
Не

шепчутся листья с гремучим ключом:

Слайд 8 Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь

Напрасно пророка о тени он просит —Его лишь песок раскаленный заносит,Да

песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и

щиплет над ним.

Слайд 9 КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И

КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО

ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО

О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ .

Слайд 10 Речь в стихотворении идёт не просто о пальмах,

Речь в стихотворении идёт не просто о пальмах, здесь автор использует

здесь автор использует приём олицетворения. В описании пальм можно

увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

Слайд 11 Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя: прекрасный

Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя: прекрасный оазис в начале

оазис в начале произведения и картина его гибели в

конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.

Слайд 14 Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее —

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто,

иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и

сомненья,      В бездействии состарится оно.      Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,          Как пир на празднике чужом.
     К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.      Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный      Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья,      Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья,      Мы лучший сок навеки извлекли.


Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства — Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный,          Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы,          Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой,      Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына          Над промотавшимся отцом.


Слайд 17 Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов

стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово

"мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

Слайд 19 Хотя я судьбой на заре моих дней,  О южные

Хотя я судьбой на заре моих дней,  О южные горы, отторгнут

горы, отторгнут от вас,  Чтоб вечно их помнить, там надо

быть раз;  Как сладкую песню отчизны моей,  Люблю я Кавказ!

…Кавказ был колыбелью его поэзии
так же, как он был колыбелью поэзии
Пушкина, и после Пушкина никто так
поэтически не отблагодарил Кавказ
за дивные впечатления его
девственно-величавой природы, как
Лермонтов…

В.Г. Белинский


Слайд 20 В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл

В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где

в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В

дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства.

Слайд 21 Лермонтовские места
на Кавказе

Лермонтовские места на Кавказе

Слайд 22 В Кисловодске и его окрестностях есть несколько достопримечательностей,

В Кисловодске и его окрестностях есть несколько достопримечательностей, связанных с именем

связанных с именем М. Ю. Лермонтова, который бывал здесь

о бабушкой Е. А. Арсеньевой еще в детские годы, а затем уже взрослым в период ссылки на Кавказ. Во время ссылки 1837г. Лермонтов жил в доме А. Ф. Реброва. Место, где была ресторация, парк, территория крепости и бывшей солдатской слободки, знаменитый колодец нарзана, а также Кольцо-гора, водопад на реке Ольховке и скала в Ольховском ущелье - все это связано с именем поэта, описано в „Княжне Мери".

Лермонтовская скала (ущелье р. Ольховки, в
3 км от Кисловодска). 

Лермонтовская площадка (лечебный парк).

Кольцо-гора (южный отрог Боргустанского хребта).

Крепость (пер. Крепостной, 3).


Слайд 23

Современный Железноводск изменился
настолько, что в нем почти ничего не
осталось от того времени, когда здесь
бывал М. Ю. Лермонтов. Однако есть
возможность осмотреть дом Карпова, в
котором жил поэт летом 1841 г.,
пройтись по аллеям парка, где гулял он
с друзьями. Можно выпить минеральной
воды из источника лермонтовских
времен. Память о М. Ю. Лермонтове
хранят вековые дубы и ясени,
молчаливые скалы и тропинки горы Железной, где бродил поэт.

НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Здание галереи расположено в центре города, до него недолго пройти пешком от железнодорожного вокзала. Здесь находится источник нарзана, существовавший еще во время пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова. Прежде галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-lermontov-nedopetaya-pesnya.pptx
  • Количество просмотров: 90
  • Количество скачиваний: 0