Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Былинное творчество в живописи русских мастеров

«Кто больше бывал, тот больше знает»«Быль не сказка, из нее слова не выкинешь»«Бывальщину слушать лучше сказки»
«Былинное творчество в живописи русских мастеров»Работу выполнил Гуляков Никита, ученик 7 классаРуководитель: Карпова Н.А. «Кто больше бывал, тот больше знает»«Быль не сказка, из нее слова не выкинешь»«Бывальщину слушать лучше сказки» Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных В фольклористике существуют разные взгляды на Былины русского  фольклора “Как пряму ехати — живу не бывати— нет пути В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Оригинальный взгляд на русский эпос отразил Андрей Рябушкин. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его Портреты великих мастеров, воплотивших былинный эпос в живописи
Слайды презентации

Слайд 2 «Кто больше бывал, тот больше знает»
«Быль не сказка,

«Кто больше бывал, тот больше знает»«Быль не сказка, из нее слова не выкинешь»«Бывальщину слушать лучше сказки»

из нее слова не выкинешь»
«Бывальщину слушать лучше сказки»


Слайд 3 Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о

Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или

героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.
Былины,

как правило, написаны  тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Впервые термин «былины» был введён  Иваном Сахаровым в сборнике «Сказания русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Слайд 4



В

В фольклористике существуют разные взгляды на время

фольклористике существуют разные взгляды на время возникновения былин.

Одни исследователи  считают, что жанр былин сложился в условиях Киевской Руси, одновременно с описываемыми событиями, и в последующее время получил лишь развитие. Другие ученые утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси.
  * * *
По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых — борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.



Слайд 5 Былины русского фольклора

Былины русского фольклора

Слайд 6

В середине XIX века русские былины

В середине XIX века русские былины

начали  активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.
Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко. 
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме.



«Садко» –Иван Репин

Слайд 7
“Как пряму ехати — живу

“Как пряму ехати — живу не бывати— нет пути

не бывати— нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни

пролетному. Направу ехати — женату быти. Налеву ехати — богату быти”. Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. Тема выбора пути, когда резко меняется весь жизненный путь, постоянно возникала перед ним. Знаменитая картина “Витязь на распутье” стала одним из итогов многолетних трудов Васнецова.



«Витязь на распутье» – Виктор Васнецов




Слайд 8

В «Богатырях» Васнецова Илья

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет

Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с

печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий воин появляется у Васнецова задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.


«Богатыри» – Виктор Васнецов

Слайд 9
Одновременно с «Богатырями»

Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет

свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте

с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:
«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину». (Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля)


Сверху: «Илья Муромец» – Виктор Васнецов, снизу слева: «Богатырь» -Михаил Врубель, снизу справа: «Пан» - Михаил Врубель

Слайд 10
Оригинальный взгляд

Оригинальный взгляд на русский эпос отразил Андрей Рябушкин. В графической

на русский эпос отразил Андрей Рябушкин. В графической серии «Русские былинные

богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты  . Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.

Слайд 12

Если бы

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника

не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.  Богатыри

в интерпретации Билибина бывали очень разными. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов . Главная отличительная черта богатырей Билибина― минимум идеологии. 



«Причудный богатырь Бова Королевич» - Иван Билибин

Слайд 13
Противоположный подход был у Николая Рериха.

Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине

Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании

древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

«Богатырский фриз» – Николай Рерих

Слайд 15
Но чем дальше Рерих

Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его

углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что

делали предшественники. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь.  Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года.
«Богатыри проснулись» - Николай Рерих

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-bylinnoe-tvorchestvo-v-zhivopisi-russkih-masterov.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 0