Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Сны Раскольникова как королевская дорога к постижению образа героя

Сновидения – королевская дорога к бессознательному.Зигмунд ФрейдСон – это пустяки, главное установить причину сна. И. Ильф и Е. Петров «12 стульев» (Остап Бендер)
Сны Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как «королевская дорога» Сновидения – королевская Цель исследования: проанализировать, как в снах героя романа отражается бессознательное, которое фиксируется, Сон как художественный приёмСон – это общение человека со своим подсознанием. Сны Начнём… 	Что заставляет самого обыкновенного человека идти на преступление?	На этот счёт может Итак, я полагаю, героя, о котором идёт речь, на преступление толкнула не Сон 1-ый. 	Герой видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет с Сон 2-ой.	Родион видит себя в Египте, в оазисе: пальмы, голубая и холодная Сон 3-й	Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар. Это не сон, а Сон 4-й	Раскольников видит во сне, как он вновь убивает и не может Раскольников и старуха-процентщица Алёна Ивановна Сон 5-ый	Это сон из эпилога, который существенно отличается от предыдущих. Это даже Родион Раскольников и Соня Мармеладова на каторге И несколько слов в заключение… Таким образом, во всех сновидениях главного героя
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3 Сновидения – королевская

Сновидения – королевская      дорога к бессознательному.Зигмунд

дорога к бессознательному.
Зигмунд

Фрейд

Сон – это пустяки, главное установить причину сна.

И. Ильф и Е. Петров «12 стульев» (Остап Бендер)

Слайд 4 Цель исследования: проанализировать, как в снах героя романа

Цель исследования: проанализировать, как в снах героя романа отражается бессознательное, которое

отражается бессознательное, которое фиксируется, сохраняется и существует в личности

героя, не делясь на прошедшее, настоящее и будущее.

Объект исследования: бессознательное в снах Раскольникова.

Предмет исследования: 5 снов главного героя романа Достоевского как «королевская дорога» к бессознательному» (Зигмунд Фрейд).

Гипотеза: в снах главного героя «Преступления и наказания» отражаются не только бессознательные потребности, установки, воспоминания, конфликты и желания Раскольникова, но и авторская позиция Достоевского, написавшего социально-психологический роман.


Слайд 5 Сон как художественный приём
Сон – это общение человека

Сон как художественный приёмСон – это общение человека со своим подсознанием.

со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека

и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Бориса Годунова, Ильи Обломова, художника Чарткова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.


Слайд 6 Начнём…
Что заставляет самого обыкновенного человека идти на

Начнём… 	Что заставляет самого обыкновенного человека идти на преступление?	На этот счёт

преступление?
На этот счёт может бытовать столько мнений, сколько раз

человек задастся этим вопросом.


Слайд 8 Итак, я полагаю, героя, о котором идёт речь, на

Итак, я полагаю, героя, о котором идёт речь, на преступление толкнула

преступление толкнула не кровожадность, а сложившаяся жизненная ситуация ,

именуемая часто финансовой ямой, в которую студент Раскольников, проживающий в г. Санкт-Петербург в арендованной им каморке, попал не по собственной воле и не из-за безответственности. Раскольников не вёл асоциальный образ жизни и не был безработным. Напротив, он брал столько работы, сколько было возможно. Но набор учеников и работы по переводу текстов не удовлетворяли потребностей студента, что время от времени вынуждало обращаться к услугам старухи-процентщицы. И этот замкнутый круг стал толчком для зарождения преступного замысла, который полностью поглотил разум добропорядочного гражданина. Мысли о несправедливости в жизни сделали старуху объектом планируемого Раскольниковым деяния, которое позволило бы ему не только обогатиться и решить загнавшие его в тупик финансовые трудности в один миг, но и прославиться, проверить себя как того, кто «имеет право», кто может «переступить»… Хочу заметить, что идея убийства ради решения финансовых проблем окончательно утвердила себя после созревшей в его мозгу теории о праве на убийство для сильных личностей, размышлениям над которой Раскольников отдал немало времени. Мысль преступлении витала уже долго в голове у героя. Но страх перед наказанием и здравый смысл его до поры до времени останавливали. Но тут ещё подслушанный разговор в трактире, пьяная девочка … И путём убеждения самого себя в необходимости решить все проблемы именно таким образом Раскольников решает осуществить «безобразную мечту». Опираясь на изложенное выше, попробуем разобраться в снящихся Раскольникову снах до преступления и после, о которых поговорим дальше.

Слайд 9 Сон 1-ый.
Герой видит себя ребенком, ему семь

Сон 1-ый. 	Герой видит себя ребенком, ему семь лет. Он гуляет

лет. Он гуляет с отцом за городом. Душно, серо.

Дорога проходит мимо кабака, олицетворяющего грязь, пьянство и разврат. Рядом "церковь с зеленым куполом" и кладбище. Хохот, крики, драка. Проходя мимо кабака, Раскольников увидел, как несколько пьяных мужиков бьют «старую клячу» («Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает»). Пьяная толпа в телеге бесится, и Миколка бьет лошадь. Наконец, кто-то кричит: "Топором ее, чего! Покончить с ней разом...". Однако никто, кроме Родиона и старичка, стоящего в толпе, не пытается остановить пьяных мужиков. Мальчик бросается защищать лошадь, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы…» Раскольников просыпается "весь в поту" и решает отказаться от убийства: "Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп? Я ведь не вытерплю, не вытерплю!" – мучается он.
Герой как будто заранее ищет поддержки и оправдания себе, своим помыслам. Также, видя собственную реакцию на убитую лошадь, он может прочувствовать отношения общества к тому, что собирается совершить. Только убивать беззащитную старуху станет уже он, а уж остальные, возможно, станут её защищать, но делать это будут всё те же пьяные мужики, к которым он относится прескверно И, конечно же, понимание того, что убийство - это жестоко, страшно и бесчеловечно, тоже мучает Раскольникова после этого сна.

Слайд 10 Сон 2-ой.
Родион видит себя в Египте, в оазисе:

Сон 2-ой.	Родион видит себя в Египте, в оазисе: пальмы, голубая и

пальмы, голубая и холодная вода, “чистый, с золотыми блестками

песок”. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова Он пьет воду прямо из ручья… Но тут бьют часы, он просыпается и, взяв топор, идет убивать.

Вероятно, нахождение его самого во сне (!) в оазисе обозначает то, что вокруг пустыня. И пустыня эта Петербург, а значит вонь, жара, жажда. Оазис как решение всех проблем - именно то, что ищут измученные путники в пустыне. Гостеприимное пристанище неописуемой красоты с голубой и холодной водой. С тенью пальм, под которыми можно укрыться от утомляющего солнца, которое мешает наслаждаться жизнью. Этот сон как предвестник того, что все правильные решения приняты, осталось только действовать . И вот теперь он - «оазис» - как решение всех проблем!


Слайд 12 Сон 3-й
Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар.

Сон 3-й	Третий сон - это бредовый сон, сон-кошмар. Это не сон,

Это не сон, а видение сразу после совершения преступления.

Раскольникову мерещится, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Много свидетелей, разговоры, стоны, жалобы. Потом все затихает. Герою страшно, он боится разоблачения. В этом сне в преображенном виде проступают события дня убийства. Страх, испытываемый Раскольниковым в комнате (“он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась...”), заставляет вспомнить пережитый ужас сразу после убийства, когда он обнаружил, что дверь была не заперта на крючок, а потом притаился за дверью и слушал, как снаружи стучат, зовут старуху, разговаривают о том, что дверь “не на замке, а на крючке” - “значит, кто-нибудь из них дома”. Раскольников связывает избиение хозяйки, произошедшее во сне, со своим преступлением.
Этот сон вызван страхом быть разоблачённым, переживаниями о том, что не все улики уничтожены им. И действительно, позже Настасья замечает кровь, но откуда она? Если он имел неаккуратность оставить такой след, то сколько их еще?! Такая мысль преследовала главного героя во сне и наяву.

Слайд 14 Сон 4-й
Раскольников видит во сне, как он вновь

Сон 4-й	Раскольников видит во сне, как он вновь убивает и не

убивает и не может убить старушку. Он вдруг обнаруживает,

что Алена Ивановна живая, когда заглядывает ей снизу в лицо. Этот сон - своего рода издевательство, глумление «старой ведьмы» и толпы над героем. Раскольников думал, что может убить, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, над ним смеются, не боятся и не считают «необыкновенным». Мне кажется, этот сон можно рассматривать и как сон – прощение, так как к этому моменту Раскольников признал себя «тварью дрожащей», вспомнил и пожалел Лизавету. Теперь он чувствует свою вину, он «видит» и «слышит», что огромное количество людей смеётся над ним.
То, что во сне он не может убить старушку (уже с уменьшительно-ласкательным «уклоном» называя так жертву своего преступления), вероятно, означает то, что она как источник его проблем, как сама проблема, от которой он хотел избавиться, не погибла. То есть самой старушки в живых не стало, а проблема осталась и только увеличилась. Может, Лизавета олицетворяет в этом сне новую проблему, появления которой он и не хотел вовсе. И тут же огромное количество людей, которых он сам осуждал за их разврат, пьянство, грязные помыслы, смеются над ним, и ничего противопоставить он им не способен, поскольку чувствует свою вину.

Слайд 15 Раскольников и старуха-процентщица Алёна Ивановна

Раскольников и старуха-процентщица Алёна Ивановна

Слайд 16 Сон 5-ый
Это сон из эпилога, который существенно отличается

Сон 5-ый	Это сон из эпилога, который существенно отличается от предыдущих. Это

от предыдущих. Это даже не один сон, а сжатый

пересказ тех снов, которые снились Раскольникову во время болезни в острожной больнице. Он называет их «бессмысленным бредом», «горячешными грезами». В этих снах нет самого Раскольникова как действующего лица. Это сны о какой-то страшной болезни, пришедшей из глубины Азии в Европу. Ее разносят «микроскопические существа» - «трихины», которые обладают умом и волей и вселяются в тела людей. Мир гибнет, но спасаются несколько, которые должны «начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей». Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции.
Вывод о будущем сделан скорее всего из сравнения писателем жизни героя в детстве и во взрослой жизни, когда он был студентом. Если сейчас происходит такое – что будет происходить позже?
Таким образом, сны Раскольникова в эпилоге романа помогают понять не только самого героя, но и авторскую позицию, самого Достоевского-пророка.

Слайд 17 Родион Раскольников и Соня Мармеладова на каторге

Родион Раскольников и Соня Мармеладова на каторге

  • Имя файла: sny-raskolnikova-kak-korolevskaya-doroga-k-postizheniyu-obraza-geroya.pptx
  • Количество просмотров: 175
  • Количество скачиваний: 6