Слайд 2
СКАЗКА-БЫЛЬ (БЫВАЛЬЩИНА) - ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА: РАССКАЗ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
ПРОИСШЕСТВИИ, СЛУЧАЕ, ИМЕВШЕМ МЕСТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
«Я ведь, друзья мои,
пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
М.М.Пришвин
Слайд 3
ЦЕЛЬ МАСТЕРСКОЙ -
Раскрыть особенности
характера героев сказки-
были через
их литературные
портреты
Слайд 4
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Где и когда происходит действие?
Действие сказки-были происходит в
1943г., во время Великой Отечественной войны.
В селе около
г.Переяславль-Залесский
Слайд 5
2. Что в «Кладовой солнца является сказочным, а
что напоминает быль?
Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в
ситуации выбора. На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам собственного пути, и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.
Быль в сказке «Кладовая солнца» - указаны конкретное место действия и историческое время.
Слайд 6
3. Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
Пришвин ведет повествование очень
интересно: одного автора - рассказчика как будто нет. Речь
идет от первого лица множественного числа: «Мы».
Слайд 7
Литературный портрет- описание
внешности и внутреннего мира героя
Слайд 9
ВОПРОС 1
ЧТО УВИДЕЛА НАСТЯ, ИСПУГАННАЯ ЛОСЕМ,
НА ЧЕРНОМ ПНЕ?
Слайд 10
ГАДЮКА ЛЕЖАЛА, СВЕРНУВШИСЬ КОЛЕЧКОМ В ТЕПЛОМ ЛУЧЕ
СОЛНЦА.
ОТВЕТ
Слайд 11
ВОПРОС 2
В РАЙОНЕ
КАКОГО ГОРОДА ЖИЛИ
ДЕТИ?
Слайд 12
ДЕТИ ЖИЛИ В РАЙОНЕ ГОРОДА
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОГО.
ОТВЕТ
Слайд 13
ВОПРОС 3
КТО НАЗВАЛ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
«МУЖИЧКОМ В МЕШОЧКЕ»?
Слайд 14
ГЕРОЯ ТАК НАЗВАЛИ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ.
ОТВЕТ
Слайд 15
ВОПРОС 4
ПЕРЕЧИСЛИТЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО , ДОСТАВШЕЕСЯ
В НАСЛЕДСТВО ДЕТЯМ.
Слайд 16
ДЕТЯМ ДОСТАЛАСЬ ИЗБА ПЯТИСТЕННАЯ, КОРОВА ЗОРЬКА, ТЕЛУШКА ДОЧКА,
КОЗА ДЕРЕЗА, БЕЗЫМЕННЫЕ ОВЦЫ,КУРЫ, ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ПЕТЯ И ПОРОСЕНОК
ХРЕН.
ОТВЕТ
Слайд 17
ВОПРОС 5
НА СКОЛЬКО ЛЕТ МИТРАША МЛАДШЕ
НАСТИ?
Слайд 18
МИТРАША МЛАДШЕ НАСТИ НА ДВА ГОДА
ОТВЕТ
Слайд 19
ВОПРОС 6
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЕЛАНЬ?
Слайд 20
ЕЛАНЬ – ТОПКОЕ МЕСТО В БОЛОТЕ
ОТВЕТ
Слайд 21
ВОПРОС 7
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ПАЛЕСТИНКА?
Слайд 22
ПАЛЕСТИНКОЙ В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТ ПРИЯТНОЕ МЕСТО В ЛЕСУ.
ОТВЕТ
Слайд 23
ВОПРОС 8
ЧТО ИЗ ЕДЫ ДЕТИ ВЗЯЛИ В
ЛЕС ?
Слайд 24
НАСТЯ ВЗЯЛА С СОБОЙ КАРТОШКУ, МОЛОКО И ХЛЕБ
ОТВЕТ
Слайд 25
ВОПРОС 9
ПОЧЕМУ ДЕРЕВЬЯ ИНОГДА СТОНАЛИ НА ВСЕ
БОЛОТО?
Слайд 26
ЗЛОЙ ВЕТЕР КАЧАЛ ДЕРЕВЬЯ, КОТОРЫЕ МЕСТАМИ ПРОКОЛОЛИ ДРУГ
ДРУГА, И ПРИ ДУНОВЕНИИ ВЕТРА СТОНАЛИ ОТ БОЛИ
ОТВЕТ
Слайд 27
ВОПРОС 10
СКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЛА СОБАКА ТРАВКА БЕЗ
ХОЗЯИНА?
Слайд 28
СОБАКА ЖИЛА БЕЗ ХОЗЯИНА ДВА ГОДА
ОТВЕТ
Слайд 29
ВОПРОС 11
КАКОГО ЦВЕТА БЫЛА СОБАКА ТРАВКА?
Слайд 30
СОБАКА ТРАВКА БЫЛА РЫЖЕЙ С ЧЕРНЫМ РЕМЕШКОМ ПО
ВСЕЙ СПИНЕ.ПОД ГЛАЗАМИ БЫЛИ ЧЕРНЫЕ ПОЛОСКИ С ЗАГИБОМ ВРОДЕ
ОЧКОВ.
ОТВЕТ
Слайд 31
ВОПРОС 12
ПОЧЕМУ ЕЛАНЬ НАЗЫВАЛИ СЛЕПОЙ?
Слайд 32
В ОБЫКНОВЕННОЙ ЕЛАНИ ВИДНА В СЕРЕДИНЕ ВОДИЦА,
А
В СЛЕПОЙ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО УВИДЕТЬ.
ОТВЕТ
Слайд 33
ВОПРОС 13
Почему автор не описывает игры детей, забавы,
развлечения?
Слайд 34
ДЕТЯМ НЕКОГДА БЫЛО ИГРАТЬ И РАЗВЛЕКАТЬСЯ. НА
ИХ ПЛЕЧИ
ЛЕГЛА ЗАБОТА О БОЛЬШОМ ХОЗЯЙСТВЕ, “О
ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВАХ”. АВТОР
И ВОСХИЩАЕТСЯ, И
ГОРДИТСЯ ИМИ: “НО С ТАКОЙ ЛИ БЕДОЙ СПРАВЛЯЛИСЬ
НАШИ ДЕТИ В ТЯЖКИЕ ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!”.
ОТВЕТ
Слайд 36
Эпитет, метафора,
гипербола, сравнение
Слайд 37
Эпитет
- это художественно-образное определение,
подчеркивающее наиболее существенный в
данном
контексте признак предмета или явления;
применяется для того,
чтобы вызвать у читателя
зримый образ человека, вещи, природы и т.д
Метафора
-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Слайд 38
Гипербола-
средство художественного изображения,
основанное на чрезмерном преувеличении; образное
выражение,
заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств,
силы, значения,
размера изображаемого явления
Сравнение-
это стилистический приём,
основанный на образном сопоставлении двух предметов
или состояний
Слайд 39
Задание 1
Студия исследовательская
«Настя»
Слайд 40
Проведите наблюдения над текстом
и создайте словесный портрет
Насти
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте
записи
Слайд 41
ПОРТРЕТ НАСТИ
Внешний
Возраст
Внешность
Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами……
Внутренний
Трудолюбивость
Хозяйственность
Любовь к
окружающим и умершим родителям
Слайд 42
НАСТЯ
«…Настя вставала далеко до солнца, в
предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке
выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Слайд 43
ПОРТРЕТ НАСТИ
Внешний
Возраст : 12 с хвостиком
Внешность: волосы ни
темные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу
крупные, как золотые монетки и частые; носик был чистеньки и смотрел вверх
Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами……
Сравнение - как золотая курочка
Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх
Внутренний
Трудолюбивая , как мама – вставала далеко до солнца; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственность: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Любовь к окружающим и умершим родителям: Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей,
улыбается, тот "начинает злиться и хорохориться". Настя сначала
поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. маленькая
перепалка заканчивается примирением и дружной работой.
Слайд 44
Студия исследовательская
«Митраша»
Слайд 45
Проведите наблюдения над текстом
и создайте словесный портрет
Митраши
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте
записи
Слайд 46
ПОРТРЕТ МИТРАШИ
Внешний
Возраст
Внешность
Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами……
Внутренний
Трудолюбивость
Хозяйственность
Любовь к
окружающим и умершим родителям
Слайд 47
МИТРАША
«Митраша был моложе сестры на два
года. Ему было всего только десять лет с
хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
Слайд 48
ПОРТРЕТ МИТРАШИ
Внешний
Возраст : 10 с хвостиком
Внешность: коротенький, но
очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький
глядит вверх
Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами……
Метафора – мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядит вверх, золотые веснушки
Гипербола - есть ладило длиной больше чем в два его роста
Внутренний
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами
Хозяйственность: не нем лежит все мужское хозяйство и общественные заботы
Любовь к окружающим и умершим родителям: вспомнит, как отец наставляет его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор
Слайд 49
Задание 2
Студия исследовательская
«Настя»
Слайд 50
Прочитайте эпизод «Сборы Насти и Митраши за ягодой»
Прочитайте его выразительно по ролям : автор, Настя, Митраша
Какие
черты характера проявляются в этом эпизоде?
Слайд 51
Студия исследовательская
«Митраша»
Слайд 52
Прочитайте эпизод «На Блудовом болоте»
Прочитайте его по ролям
Какие
черты характера проявляются в этом эпизоде?
Слайд 53
Задание 3
Выступления по
Вопросам (на дом)
Что вы знаете
об имени Настя, Анастасия?
Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что
вы знаете об этом имени?
Почему дружные дети поссорились?
Почему Пришвин назвал рассказ «Кладовая солнца»?
Слайд 54
Общая таблица
«Портреты Насти и Митраши»
ОБЩЕЕ
Слайд 55
СИНКВЕЙН – ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПЯТИ СТРОК
1
стр – существительное, обозначающее тему
2 стр – два прилагательных,
раскрывающих какие-то интересные признаки
3 стр – три глагола, которые раскрывают действие
4 стр – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки
5 стр – существительное, выступающее как итог, вывод
Слайд 59
ТЕСТЫ М. М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
1. Жанр произведения:
а)
повесть;
б) сказка;
в) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь
в нём идет :
а) о богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
Слайд 60
4. Тема произведения:
а) единство человека и природы,
необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления
о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
а) Митраши и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
Слайд 61
7. Смысл истории сосны и ели:
а) элемент сказки,
объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) рассказ
о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
Слайд 62
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, -
это правда:
а) принципа «Один за всех и все за
одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
Слайд 63
12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора
стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор
употребил:
а) антитезу;
б) аллегорию;
в) сравнение.
13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
Слайд 64
14. В предложении: « Земля под ногой стала
как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в)
гипербола.
15. В отрывке : « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола;
б) олицетворение;
в) метафора.