Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Эволюция темы свободы в лирике Пушкина 9 класс

Ода «Вольность»Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру... Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок……Увы! куда ни брошу
Как менялось его понимание свободы и отношение к ней… Ода «Вольность»Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, Итак,В Петербургский период творчества Пушкин пишет оду «Вольность»/не без влияния крамольной оды Считает ли Пушкин самодержавие и крепостное право («рабство») естественным явлением?Как мысль о Сопоставим оду «Вольность» (1817), стихотворения «К Чаадаеву» (1818) и «Свободы сеятель пустынный» «К Чаадаеву»Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, «К Чаадаеву» (1818) Пушкин догадался вдруг, что внешний мир, живущий в рабстве, «Свободы сеятель пустынный» (1823). Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; «Узник» (1822), «Кто, волны, вас остановил?» (1823), «К морю» (1824)Что понимал Пушкин Каков итог «Стансы»1826          «Во глубине Итак,  Надо помнить о сложном положении, в котором оказался Пушкин после Как показаны отношения человека и государственной власти в стихотворении «Анчар»? Обладает ли О какой свободе пишет Пушкин в стихотворениях «Пора, мой друг, пора» 1834, В конце жизни Пушкин пишет уже не о политической свободе, а о Так о каких свободах писал Пушкин? О разных. Сначала о политических программах
Слайды презентации

Слайд 2 Ода «Вольность»
Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты,

Ода «Вольность»Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где

где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня

венок, Разбей изнеженную лиру... Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок…
…Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.


…Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье;

И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.


Слайд 3 Итак,
В Петербургский период творчества Пушкин пишет оду «Вольность»/не

Итак,В Петербургский период творчества Пушкин пишет оду «Вольность»/не без влияния крамольной

без влияния крамольной оды А. Н. Радищева/, в которой

воспевает конституционную монархию и приходит к выводу: пренебрегать законами нельзя ни властителям, ни народу.
Свобода понимается именно как политическое устройство, законным образом (теоретически) гарантирующее определенные права. Самодержавие возмущало тем, что ничего не гарантировало.

Слайд 4 Считает ли Пушкин самодержавие и крепостное право («рабство»)

Считает ли Пушкин самодержавие и крепостное право («рабство») естественным явлением?Как мысль

естественным явлением?
Как мысль о естественном порядке вещей отражена в

композиции (то есть построении, структурном членении) стихотворения «Деревня»?
Ее композиции: первая часть – идиллия, вторая – сатира.
Образ лирического героя: себя изображает философом, «другом человечества» (а не мальчишкой-шалопаем). Возрастающий пафос негодования: «Здесь барство дикое… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Возникают ноты сомнения в разумном разрешении «свыше» болезненных проблем общества:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Слайд 5 Сопоставим оду «Вольность» (1817), стихотворения «К Чаадаеву» (1818)

Сопоставим оду «Вольность» (1817), стихотворения «К Чаадаеву» (1818) и «Свободы сеятель

и «Свободы сеятель пустынный» (1823).
Как изменялись политические надежды Пушкина?

От чего (или от кого) зависит установление политической свободы в каждом из этих стихотворений? Какая позиция кажется вам более реальной?

Слайд 6 «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли

«К Чаадаеву»Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные

юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит

еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Оно гораздо «легче» и живее, ближе к современности, понятнее. В нем есть личная горячность. Оно отличается по жанру – это дружеское послание.
ранний Пушкин именно в этом жанре искал и нашел свой голос; считается, что именно послание помогло ему разрушить классицистическую систему жанров в лирике. Оно относится к средним жанрам – не высоким и не низким, – а потому не было особенно регламентировано.
Чем отличается выраженная в нем политическая позиция?
Гораздо большей революционностью. Призывом разрушить самодержавие, а не ждать «мания царя». Кто будет разрушать?
Круг молодежи, которая горит свободой (друзья, заговорщики…) Почему вдруг такая перемена? Что случилось? Прежде были абстрактные размышления и готовность подождать хорошего закона, а теперь вдруг такая горячность?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо двигаться по строфам и спрашивать себя: зачем вступление о том, какие забавы исчезли?


Слайд 7 «К Чаадаеву» (1818)
Пушкин догадался вдруг, что внешний

«К Чаадаеву» (1818) Пушкин догадался вдруг, что внешний мир, живущий в

мир, живущий в рабстве, влияет на людей. И свое

драгоценное чувство свободы и он, и все его друзья вполне могут с годами потерять по давлением внешнего мира. Вывод радикальный – надо разрушить этот несвободный мир, но сохранить внутреннюю свободу. Стихи горячие, поскольку задевают что-то очень личное – эту молодую уверенность в своей свободе. Откуда видно, что свобода для него – нечто личное? – из сравнений. И со свиданием любовным она сравнивается, и со звездой пленительного счастья…

Слайд 8 «Свободы сеятель пустынный» (1823).
Свободы сеятель пустынный, Я вышел

«Свободы сеятель пустынный» (1823). Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до

рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное

семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Это Южная ссылка и своего рода итог пушкинских мыслей о политической свободе.

Полюбовавшись на разгромленных греков и увидев в них разбойников и попрошаек, а не романтических героев, не дождавшись никаких освободительных побед ни в Европе, ни дома, Пушкин задумался: а почему это свобода никому не нужна?

И догадался, что пока народы сами не захотят освобождения, никто их насильно освободить не сможет. Стихи, конечно, горькие, но достаточно трезвые. По сути это признание: да, я вышел до звезды, и жить мне тоже предстоит в несвободном мире. Вопрос закрыт. То есть встает другой вопрос: как жить?


Слайд 9 «Узник» (1822), «Кто, волны, вас остановил?» (1823), «К

«Узник» (1822), «Кто, волны, вас остановил?» (1823), «К морю» (1824)Что понимал

морю» (1824)
Что понимал Пушкин под словами «свободная стихия»?
Все эти

стихи написаны в Южной ссылке, все – романтические. Они рассказывают о стихиях, которыми человек управлять не в силах (кем бы он ни был – хоть царем) Почему Пушкин с таким удовольствием их описывает?
Что еще выражают свободные стихии?
Душу поэта. Все эти вольные герои: орел, ветер, море – метафорическое выражение свободной души поэта, неподвластной никаким земным властям. Все романтики так выражали бесконечность человеческой души – это аксиома.

Слайд 10 Каков итог "романтических" размышлений Пушкина о свободе?
человек не

Каков итог

родится несвободным – его делает таким мир, в котором

он живет.
Эта зависимость характера от обстоятельств – реалистическая идея…
Сопоставьте стихотворение 1827 года «Во глубине сибирских руд» со стихотворениями «Стансы» (1826). ).
Как относится Пушкин к декабристам и их делу после 14 декабря 1825 года? Как он относится к Николаю I? Как совместить то и другое?

Слайд 11 «Стансы»1826

«Стансы»1826     «Во глубине сибирских руд» 1827 В

«Во глубине сибирских руд» 1827
В надежде

славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.


Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.


Слайд 12 Итак,
Надо помнить о сложном положении, в

Итак, Надо помнить о сложном положении, в котором оказался Пушкин после

котором оказался Пушкин после того, как его освободили из

Михайловского.
С одной стороны, он не отрекся от своих друзей и по-прежнему верен свободе. С другой, он уже давно (на Юге) догадался, что заговор – путь тупиковый, потому что народу не нужна свобода, которой бредит молодежь.
С третьей, он не хочет ссориться с новым царем, который так дружелюбно с ним обошелся. И вот Пушкин пишет противоречивые вещи: с одной стороны – послание в Сибирь, с другой – «Стансы», в которых прославляет Николая I.
Тут надо обратить внимание на то, как Пушкин переходит с прославления молодого царя на прославление Петра I. Зачем? Чтоб ненавязчиво подбросить пример для подражания. И из всего, за что Пушкин хвалит Петра, постоянно повторяется один мотив: Петр умел прощать и мириться с подданными, он был «незлобен памятью".

Слайд 13 Как показаны отношения человека и государственной власти в

Как показаны отношения человека и государственной власти в стихотворении «Анчар»? Обладает

стихотворении «Анчар»? Обладает ли раб какой-либо свободой?
Короткий период мирных

отношений с государством закончился, и перед Пушкиным опять встал вопрос: как жить свободному человеку в несвободном мире?
Стихотворение можно рассматривать, конечно, и в ряду философских. Но можно и здесь поговорить о том, кто отвечает за принесенное в мир зло?
Зло – анчар, однако он свой яд сам по себе никому не «навязывает» – яд находится в пустыне, вдали от людей. Виноват князь – он отдал приказ. И виноват раб, потому что у него есть выбор: умереть, не выполнив приказ владыки, или умереть от того же яда. У человека всегда остается свобода выбора.

Слайд 14 О какой свободе пишет Пушкин в стихотворениях «Пора,

О какой свободе пишет Пушкин в стихотворениях «Пора, мой друг, пора»

мой друг, пора» 1834, «Из Пиндемонти»?
Пора, мой друг, пора!

покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

Из Пиндемонти
Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова 1 Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними.                 Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...


Слайд 15 В конце жизни Пушкин пишет уже не о

В конце жизни Пушкин пишет уже не о политической свободе, а

политической свободе, а о свободе духовной, внутренней. Интересно, из

чего она состоит. Во-первых, появляется мотив побега в некую «келью», которая в разных стихах видится по-разному. В «Пора, мой друг, пора…» – это «мой дом – моя крепость» (можно припомнить его желание уехать с семьей в деревню, отойти от света и политики, а особенно – от двора).
В стихотворении «Из Пиндемонти» речь идет о приоритетах в области разных «свобод», и политическая свобода оценена гораздо ниже внутренней и вообще свободой не считается. И здесь есть пояснение, что для Пушкина составляет внутреннюю несвободу (жажда власти и лакейство – на равных) и свободу – жить красотой, как собственной душе угодно.
Духовная независимость от общепринятых устремлений и догм / «самостоянье человека, залог величия его»/

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-evolyutsiya-temy-svobody-v-lirike-pushkina-9-klass.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 2