Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Первая волна эмиграции – 1918-1940 гг

Содержание

Положение русской литературы в изгнании
Презентация Первая волна эмиграции –  1918-1940 гг  Положение русской литературы в изгнании Понятие Эмиграция существовала и в царской России (так первым русским писателем – эмигрантом После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 20-х годов стало очевидно, Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью: большинство эмигрантов вынуждено Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы За пределами родины оказались религиозные философы Николай Бердяев Сергей Булгаков Николай Лосский Лев Шестов Лев Карсавин Эмигрантами стали Фёдор Шаляпин Константин Коровин известный актерМихаил  Чехов известный актерИван Мозжухин звезды балета   Анна Павлова композиторы Сергей Рахманинов         Илья Стравинский Из числа известных писателей эмигрировали эмигрировалИван Бунин эмигрировал эмигрировал эмигрировал эмигрировала эмигрировалДон - Аминадо эмигрировалБорис Зайцев эмигрировалАлександр Куприн эмигрировалАлексей Ремизов эмигрировалИгорь Северянин эмигрировалАлексей Толстой эмигрировалаТэффи эмигрировалСаша Черный Выехали за границу и молодые литераторы Марина Цветаева Выехали за границу и молодые литераторыМарк Алданов Выехали за границу и молодые литераторы Георгий Адамович Выехали за границу и молодые литераторы Георгий Иванов Выехали за границу и молодые литераторы Владимир Ходасевич Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А. Пушкина  В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на В 1930 Иван Бунин писал: Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни Это, однако, не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской В новых непривычных условиях ( Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям. Писатели старшего поколения исповедовали позицию Георгий  Газданов «Отдать себе отчет в том, что в России или в эмиграции, в Старшее поколение писателей - эмигрантов Стремление К старшему поколению писателей относятИвана Бунина К старшему поколению писателей относят К старшему поколению писателей относятАлександра Куприна К старшему поколению писателей относят Зинаиду Гиппиус К старшему поколению писателей относят Дмитрия Мережковского К старшему поколению писателей относятМихаила Осоргина Литература В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги Бориса Зайцева В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга А. Куприн выпускает два романа «Купол святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний «Живые лица» Зинаиды Гиппиус  Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны:- тоска по Смысл обращения к Смысл обращения к Смысл обращения к Смысл обращения к Смысл обращения к Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не затронутый события юности реконструирует Александр Куприн - «Юнкера» последнюю автобиографическую книгу русского писателя - дворянина пишет Иван Бунин – «Жизнь Арсеньева» путешествие к путешествие к Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка трагическим События гражданской войны и революции перемежаются со снами, видениями, уводящими в Скорбной обличительностью насыщены дневники Ивана Бунина Роман М. Осоргина И. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму - эпопею Осмыслению причин революции посвящен Осмыслению причин революции посвящен Осмыслению причин революции посвященисторические романы примкнувшего к писателям старшего поколения М. Алданова – «Ключ», «Бегство», «Пещера» Осмыслению причин революции посвящентрехтомный «Распутин» В. Наживина Сополагая Младшее поколение писателей в эмиграции Иной позиции придерживалось младшее К К К К К К К К К Судьба молодых писателей сложилась различно В. Набоков и Г. Газданов завоевали общеевропейскую, в случае Набокова, даже мировую славу. Марк Алданов, начавший активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском журнале Наиболее драматична судьбапогибшего при загадочным обстоятельствах Бориса Поплавского Наиболее драматична судьбарано умерших Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать литературным трудом Гайто Газданов стал таксистом        Дональд Кнут развозил товары Юрий Терапиано служил в фармацевтической фирмемногие перебивались грошовым приработком Характеризуя положения Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души Жизнь Немалой популярностью пользовался «Роман с кокаином» Марка Агеева (псевдоним М. Леви) Широкое распространение приобрела и бытовая проза: Ирина Одоевцева Нина Берберова Роман из эмигрантской жизни Первый исследователь эмигрантской литературы Глеб Струве писал: Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику  Владимир Набоков Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику  Юрий Терапиано Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристикуВасилий Яновский Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристикуГалина Кузнецова В. Набоков и Г. Газданов принадлежали к В. Набокова и Г. Газданова объединяло стремление найти альтернативу отчаянию, изгнаннической неприкаянности, Медитативная проза Г. Газданова, технически остроумная и беллетристически элегантная была обращена к В основе мироощущения Г. Газданова - философия жизни как сопротивления и выживания.  В первом, в значительной степени автобиографическом романе В романах Своеобразно преломился опыт русского эмигранта и в первом романе Блистательных персонажей, героев - победителей, одержавших победу в сложных, а подчас и Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни - таков пафос творчества В эмиграции В. Набоков также создает  сборник рассказов В эмиграции В. Набоков также создает         В промежуточном положении между В промежуточном положении между М. Цветаева в эмиграции переживает творческий взлет, обращается к жанру поэмы, В Чехии, а затем во Франции  М. Цветаевой написаны: В. Ходасевич издает в эмиграции вершинные свои сборники В. Ходасевич становится наставником молодых поэтов, объединившихся в группу Г. Иванов, пережив легковесность ранних сборников, получает статус первого поэта эмиграции, Особое место в литературном наследии эмиграции занимают квазимемуары Г. Иванова Г. Адамович публикует программный сборник Центры рассеяния Русские эмигранты в США Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской культуры в начале 20-х В Константинополе в течение нескольких месяцев издавался еженедельник В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции стал Берлин.Русская диаспора в С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими Существенная особенность русского Берлина – диалог двух ветвей культуры – зарубежной и оставшейся в России. В Германию выезжают многие советскиеписатели В Германию выезжают многие советские писатели Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии          К 1923 в Париже В Париже живут Александр Куприн В Париже живут     Алексей Ремизов В Париже живёт Дмитрий Мережковский В Париже живёт Владислав  Ходасевич В Париже живётГеоргий Иванов В Париже живётГеоргий Адамович В Париже живётГайто  Газданов В Париже живётБорис Поплавский С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и групп, ведущую позицию На заседании Молодые парижские литераторы объединились в группу С 1923 по 1924 в Париже собиралась также группа поэтов и художников Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись культурной и литературной жизни русского зарубежья. В дешевых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась новая школа эмигрантской поэзии, Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом Второй мировой войны, когда, Русские писатели - эмигранты останутся верны приютившей их стране, оккупированному Парижу.  Термин Писательница  Зинаида Шаховская    станет сестрой в военном госпитале. примкнут к Сопротивлению И. Бунин в горькие годы оккупации напишет книгу о торжестве любви, человеческого начала «Темные аллеи».  Восточные центры рассеяния – Харбин и Шанхай. Молодой поэт Алексей Ачаир организует в Харбине литературное объединение В харбинском журнале печатались поэты Арсений Несмелов Существенное направление харбинской ветви русской словесности составит этнографическая проза – Николай С 1942 литературная жизнь сместится из Харбина в Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага            В Праге был Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл С Прагой связано творчество М. Цветаевой, которая создает в Чехии лучшие свои произведения. До начала второй мировой войны в Праге выходило около 20 русских литературных Среди пражских литературных объединений – «Скит поэтов», «Союз русских писателей и журналистов».  Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США. Писатель Георгий Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал здесь русское издательство Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго  Основные события жизни русской литературной эмиграции. Одним из центральных событий жизни русской эмиграции станет полемика В. Ходасевича и В основном полемика разворачивалась на страницах парижских газет В. Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского языка Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы Г. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и В отличие от В. Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям эмиграции гармонию пушкинского языка, Г.   Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие Споры о литературе шли и в среде Статьи Г. Газданова, Б. Поплавского о положении молодой эмигрантской литературы внесли свою В статье Отсутствие современных интересов, заклинание прошлого превращает эмиграцию в Эмигрантская литература стоит перед неизбежностью освоения новой реальности. Страдания русских эмигрантов, которыми должна питаться литература, тождественны откровению, сливаются с На атмосферу русской литературы в изгнании значительным образом повлияет полемика сменовеховцев Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя родины пойти на компромисс с Трагическую роль сменовеховство сыграет в судьбе М. Цветаевой, муж которой С. Эфрон В том же 1921 в Софии был выпущен сборник На евразийской платформе выходил журнал На евразийской платформе выходил журнал Литературно - общественные издания русской эмиграции Одним из самых влиятельных общественно - политических и литературных журналов русской эмиграции Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью. Всего вышло 70 номеров В В В В В В В Журнал давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом С 1937 издатели С 1937 издатели С 1937 издатели Основным печатным органом писателей За 4 года вышло 10 номеров журнала. Б. Поплавский так определял значение нового журнала: В журнале публиковались также заметки о кино, фотографии, спорте. Журнал отличало высокое, Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган республиканско - демократического объединения Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции - неотъемлемая часть
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 9

Положение
русской литературы
в изгнании

Положение русской литературы в изгнании

Слайд 11 Понятие "русское зарубежье" возникло и оформилось после октябрьского

Понятие

переворота, когда Россию массово начали покидать беженцы.


Слайд 13 Эмиграция существовала и в царской России (так первым

Эмиграция существовала и в царской России (так первым русским писателем –

русским писателем – эмигрантом считают Андрея Курбского, жившего в

16 в.),
но не носила такого масштабного характера.


Слайд 15 После 1917 из России выехало около
2-х

После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В

миллионов человек.
В центрах рассеяния –
Берлине, Париже, Харбине


была сформирована "Россия в миниатюре", сохранившая все черты русского общества. 

Слайд 17 За рубежом выходили русские газеты и журналы, были

За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и

открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь.


Слайд 18 Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех

Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного

особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим:
в

прошлом - потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем - жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность.


Слайд 20 Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине

Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 20-х годов стало

20-х годов стало очевидно, что России не вернуть и

в Россию не вернуться.


Слайд 21 Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой

Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью: большинство эмигрантов

неустроенностью: большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы "Рено"

или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста. 

Слайд 23 Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов,

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были

писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на

всю жизнь.

Слайд 26 За пределами родины оказались
религиозные философы

За пределами родины оказались религиозные философы

Слайд 27 Николай Бердяев

Николай Бердяев

Слайд 28 Сергей Булгаков

Сергей Булгаков

Слайд 29 Николай Лосский

Николай Лосский

Слайд 30 Лев Шестов

Лев Шестов

Слайд 31 Лев Карсавин

Лев Карсавин

Слайд 32 Эмигрантами стали

Эмигрантами стали

Слайд 33 Фёдор Шаляпин


Фёдор Шаляпин          Илья Репин

Илья Репин



Слайд 34 Константин Коровин

Константин Коровин

Слайд 35 известный актер
Михаил Чехов

известный актерМихаил Чехов

Слайд 36 известный актер
Иван Мозжухин


известный актерИван Мозжухин

Слайд 37 звезды балета
Анна Павлова

звезды балета  Анна Павлова         Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский



Слайд 38 композиторы

композиторы

Слайд 39
Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов     Илья Стравинский

Илья Стравинский



Слайд 40

Из числа известных писателей
эмигрировали


Из числа известных писателей эмигрировали

Слайд 43 эмигрировал
Иван Бунин

эмигрировалИван Бунин

Слайд 45 эмигрировал

эмигрировал           Иван Шмелев

Иван Шмелев


Слайд 46 эмигрировал

эмигрировал        Аркадий Аверченко

Аркадий

Аверченко



Слайд 47 эмигрировал

эмигрировал        Константин Бальмонт

Константин Бальмонт


Слайд 48 эмигрировала

эмигрировала        Зинаида Гиппиус

Зинаида

Гиппиус


Слайд 49 эмигрировал
Дон - Аминадо

эмигрировалДон - Аминадо

Слайд 50 эмигрировал
Борис Зайцев

эмигрировалБорис Зайцев

Слайд 51 эмигрировал
Александр Куприн

эмигрировалАлександр Куприн

Слайд 52 эмигрировал
Алексей Ремизов

эмигрировалАлексей Ремизов

Слайд 53 эмигрировал
Игорь Северянин

эмигрировалИгорь Северянин

Слайд 54 эмигрировал
Алексей Толстой

эмигрировалАлексей Толстой

Слайд 56 эмигрировала
Тэффи

эмигрировалаТэффи

Слайд 57 эмигрировал
Саша Черный

эмигрировалСаша Черный

Слайд 58 Выехали за границу
и молодые литераторы






Марина Цветаева

Выехали за границу и молодые литераторы Марина Цветаева

Слайд 60 Выехали за границу
и молодые литераторы










Марк Алданов

Выехали за границу и молодые литераторыМарк Алданов

Слайд 62 Выехали за границу
и молодые литераторы








Георгий Адамович


Выехали за границу и молодые литераторы Георгий Адамович

Слайд 63 Выехали за границу
и молодые литераторы








Георгий Иванов


Выехали за границу и молодые литераторы Георгий Иванов

Слайд 65 Выехали за границу
и молодые литераторы








Владимир Ходасевич


Выехали за границу и молодые литераторы Владимир Ходасевич

Слайд 67
Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской

Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший

войны, запечатлевшая
рухнувший в небытие
дореволюционный
уклад, оказывалась
в

эмиграции одним
из духовных оплотов
нации.

Слайд 69 Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения
А.

Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А. Пушкина 

Пушкина
 


Слайд 70
В то же время, в эмиграции литература была

В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные

поставлена в неблагоприятные условия:
отсутствие читателей, крушение социально-психологических устоев,

бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры.


Слайд 72 Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет

Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы,

русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.


Слайд 74 В 1930 Иван Бунин писал:
"Упадка за последнее

В 1930 Иван Бунин писал:

десятилетие, на мой взгляд, не произошло.

Из видных писателей,

как зарубежных, так и "советских", ни один, кажется, не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли.
А, кроме того, здесь, за рубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своим художественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на них современности". 

Слайд 77 Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то

где бы то ни было, изгнанники из России получили

взамен право творческой свободы - возможность говорить, писать, публиковать созданное без оглядки на тоталитарный режим, политическую цензуру.


Слайд 78
Это, однако, не свело литературный процесс к

Это, однако, не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу

идеологическим спорам.

Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или

гражданская неподотчетность спасшихся от террора писателей, а многообразие свободных творческих поисков. 

Слайд 80 В новых непривычных условиях ("Здесь нет ни стихии

В новых непривычных условиях (

живого быта, ни океана живого языка, питающих работу художника",

- определял Б.Зайцев) писатели сохранили не только политическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования. 

Слайд 82 Развитие русской литературы в изгнании шло по разным

Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям.

направлениям.


Слайд 83 Писатели старшего поколения исповедовали позицию "сохранения заветов",

Писатели старшего поколения исповедовали позицию

самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением
(поэзия Г.

Иванова, "парижской ноты"), появились писатели, ориентированные на западную традицию –
Владимир Набоков

Слайд 85 Георгий Газданов

Георгий Газданов

Слайд 86 "Мы не в изгнаньи, мы в посланьи",

- формулировал "мессианскую" позицию "старших" Д. Мережковский. "


Слайд 87
«Отдать себе отчет в том, что в России

«Отдать себе отчет в том, что в России или в эмиграции,

или в эмиграции, в Берлине или на Монпарнасе, человеческая

жизнь продолжается, жизнь с большой буквы, по - западному, с искренним уважением к ней, как средоточию всего содержания, всей глубины жизни вообще", - такой представлялась задача литератора писателю младшего поколения
Б. Поплавскому.


Слайд 89
"Следует ли напоминать еще один раз, что

культура и искусство суть понятия динамические",

подвергал сомнению
ностальгическую
традицию
Г. Газданов. 

Слайд 91

Старшее поколение писателей - эмигрантов

Старшее поколение писателей - эмигрантов

Слайд 92
Стремление "удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое"

Стремление


(Г. Адамович) - в основе творчества писателей старшего

поколения, успевших
войти в литературу
и составить себе
имя еще в
дореволюционной России. 

Слайд 93 К старшему поколению писателей относят








Ивана Бунина

К старшему поколению писателей относятИвана Бунина

Слайд 95 К старшему поколению писателей относят

К старшему поколению писателей относят

Иван Шмелева



Алексея Ремизова



Слайд 96 К старшему поколению писателей относят








Александра Куприна

К старшему поколению писателей относятАлександра Куприна

Слайд 97 К старшему поколению писателей относят








Зинаиду Гиппиус

К старшему поколению писателей относят Зинаиду Гиппиус

Слайд 99 К старшему поколению писателей относят








Дмитрия Мережковского

К старшему поколению писателей относят Дмитрия Мережковского

Слайд 100 К старшему поколению писателей относят








Михаила Осоргина


К старшему поколению писателей относятМихаила Осоргина

Слайд 101 Литература "старших" представлена преимущественно прозой.

Литература

Слайд 103 В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги

книги
"Жизнь Арсеньева" (Нобелевская премия 1933),
"Темные аллеи"
Ивана Бунина


Слайд 104 В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги


"Солнце мертвых", "Лето Господне", «Богомолье» Ивана Шмелева


Слайд 105 В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга

В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга


"Сивцев Вражек"
Михаила Осоргина


Слайд 106 В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги Бориса Зайцева

Бориса Зайцева
"Путешествие Глеба", "Преподобный Сергий Радонежский"


Слайд 107 В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга

В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга


"Иисус Неизвестный"
Дмитрия Мережковского


Слайд 108 А. Куприн выпускает два романа
«Купол святого Исаакия

А. Куприн выпускает два романа «Купол святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть

Далматского» и «Юнкера», повесть "Колесо времени".


Слайд 109 Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний

Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний «Живые лица» Зинаиды Гиппиус 

«Живые лица»
Зинаиды Гиппиус 


Слайд 111 Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

границу выехали

Игорь Северянин



Саша Черный



Слайд 112 Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

границу выехали

Давид Бурлюк




Константин Бальмонт


Слайд 113 Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

границу выехали

Зинаида Гиппиус



Вячеслав Иванов


Слайд 114 В историю русской поэзии в изгнании они внесли

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив

незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Георгию Иванову


Георгию Адамовичу




Слайд 115 В историю русской поэзии в изгнании они внесли

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив

незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Владиславу Ходасевичу



Марине Цветаевой


Слайд 116 В историю русской поэзии в изгнании они внесли

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив

незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Борису Поплавскому



Анатолию Штейгеру



Слайд 117 Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической

Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине.

памяти об утраченной родине.


Слайд 119 Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное

Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее.

и поэтизированное прошедшее.


Слайд 120 Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего

Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны:- тоска

поколения, ретроспективны:
- тоска по "вечной России"
- события революции и

гражданской войны
- историческое прошедшее
- воспоминания о детстве и юности


Слайд 122 Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей,

Смысл обращения к

композиторов, жизнеописания святых:
И. Бунин пишет о Толстом -

«Освобождение Толстого»

Слайд 123 Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей,

Смысл обращения к

композиторов, жизнеописания святых:
М. Цветаева - о Пушкине -

«Мой Пушкин»


Слайд 124 Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей,

Смысл обращения к

композиторов, жизнеописания святых:
В. Ходасевич - о Державине –

«Державин»


Слайд 125 Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей,

Смысл обращения к

композиторов, жизнеописания святых:
Борис Зайцев - о Жуковском, Тургеневе,

Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии)

Слайд 126 Смысл обращения к "вечной России" получили биографии

Смысл обращения к

писателей, композиторов, жизнеописания святых:
М. Цетлин о декабристах и

могучей кучке – «Декабристы: судьба одного поколения», «Пятеро» и другие).

Слайд 127 Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и

Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не

юности, еще не затронутый великой катастрофой, видится "с другого

берега" идиллическим, просветленным
поэтизирует прошлое Иван Шмелев – «Богомолье», «Лето Господне»

Слайд 128 события юности реконструирует
Александр Куприн - «Юнкера»

события юности реконструирует Александр Куприн - «Юнкера»

Слайд 129 последнюю автобиографическую книгу русского писателя - дворянина пишет

последнюю автобиографическую книгу русского писателя - дворянина пишет Иван Бунин – «Жизнь Арсеньева»


Иван Бунин – «Жизнь Арсеньева»


Слайд 130 путешествие к "истокам дней" запечатлевает

путешествие к

Бориса Зайцев –


«Путешествие Глеба»


Слайд 131 путешествие к "истокам дней" запечатлевает

Алексей

путешествие к

Толстой –

«Детство Никиты»


Слайд 132
Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в

Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка

которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской войны.



Слайд 133 События гражданской войны и революции перемежаются со

События гражданской войны и революции перемежаются со снами, видениями, уводящими

снами, видениями, уводящими в глубь народного сознания, русского духа

в книгах
Алексея Ремизова
"Взвихренная Русь", "Учитель музыки",
"Сквозь огнь скорбей".

Слайд 135 Скорбной обличительностью насыщены дневники
Ивана Бунина "Окаянные дни".

Скорбной обличительностью насыщены дневники Ивана Бунина




Слайд 136
Роман М. Осоргина "Сивцев Вражек" отражает жизнь

Роман М. Осоргина

Москвы в военные

и
предвоенные годы,
во время революции.

Слайд 137 И. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре

И. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму -

в Крыму - эпопею "Солнце мертвых", которую Т. Манн

назвал "кошмарным, окутанным в поэтический блеск документом эпохи".

Слайд 138 Осмыслению причин революции посвящен
"Ледяной поход" Р. Гуля

Осмыслению причин революции посвящен

Слайд 139 Осмыслению причин революции посвящен
"Зверь из бездны" Е. Чирикова

Осмыслению причин революции посвящен

Слайд 140 Осмыслению причин революции посвящен
исторические романы примкнувшего к писателям

Осмыслению причин революции посвященисторические романы примкнувшего к писателям старшего поколения М. Алданова – «Ключ», «Бегство», «Пещера»

старшего поколения
М. Алданова – «Ключ», «Бегство», «Пещера»


Слайд 141 Осмыслению причин революции посвящен
трехтомный «Распутин» В. Наживина

Осмыслению причин революции посвящентрехтомный «Распутин» В. Наживина

Слайд 142 Сополагая "вчерашнее" и "нынешнее", старшее поколение делало выбор

Сополагая

в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая

необходимости вживаться в новую действительность эмиграции.
Это обусловило и эстетический консерватизм "старших".

Слайд 143
"Пора бросить идти по следам Толстого? –

Недоумевал

Иван Бунин. –

А по чьим следам надо идти?". 


Слайд 144

Младшее поколение писателей в эмиграции

Младшее поколение писателей в эмиграции

Слайд 145 Иной позиции придерживалось младшее "незамеченное поколение" (термин

Иной позиции придерживалось младшее

писателя, литературного критика

В. Варшавского),
зависимое от иной

социальной и
духовной среды,
отказавшееся от реконструкции
безнадежно утраченного. 

Слайд 146 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России


Слайд 147 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Владимир Набоков



Гайто Газданов


Слайд 148 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Марк Алданов



Михаил Агеев



Слайд 149 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Борис

Поплавский



Нина Берберова



Слайд 150 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Анатолий Штейгер



Дональд Кнут


Слайд 151 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России


Ирина Кнорринг



Лидия Червинская


Слайд 152 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Владимир Смоленский



Ирина Одоевцева


Слайд 153 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Николай Оцуп



Илья Голенищев-Кутузов



Слайд 154 К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие

К

создать себе прочную литературную репутацию в России

Юрий Мандельштам



Юрий Терапиано



Слайд 155 Судьба молодых писателей
сложилась различно

Судьба молодых писателей сложилась различно

Слайд 156
В. Набоков и Г. Газданов завоевали общеевропейскую,
в

В. Набоков и Г. Газданов завоевали общеевропейскую, в случае Набокова, даже мировую славу.

случае Набокова,
даже мировую славу.


Слайд 157 Марк Алданов, начавший активно печатать исторические романы в

Марк Алданов, начавший активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском

самом известном эмигрантском журнале "Современные записки", примкнул к "старшим". 


Слайд 158 Наиболее драматична судьба
погибшего при загадочным обстоятельствах Бориса Поплавского

Наиболее драматична судьбапогибшего при загадочным обстоятельствах Бориса Поплавского

Слайд 159 Наиболее драматична судьба
рано умерших

Наиболее драматична судьбарано умерших

Анатолия Штейгера



Ирины Кнорринг


Слайд 160 Практически никто из младшего поколения писателей не мог

Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать литературным трудом

заработать литературным трудом


Слайд 161 Гайто Газданов стал таксистом





Гайто Газданов стал таксистом    Дональд Кнут развозил товары

Дональд Кнут

развозил товары


Слайд 162 Юрий Терапиано служил в фармацевтической фирме






многие перебивались грошовым

Юрий Терапиано служил в фармацевтической фирмемногие перебивались грошовым приработком

приработком




Слайд 163
Характеризуя положения "незамеченного поколения", обитавшего в мелких дешевых

Характеризуя положения

кафе Монпарнаса, В. Ходасевич писал:
"Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса

питается и поддерживается оскорблениями и нищетой: За столиками Монпарнаса сидят люди, из которых многие днем не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе. На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество". 


Слайд 165 Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на

Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю

долю "незамеченного поколения", отразились в бескрасочной поэзии "парижской ноты",

созданной Г. Адамовичем.

Слайд 166 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Бориса Поплавского «Флаги»


Слайд 167 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Николая Оцупа «В дыму»


Слайд 168 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Анатолия Штейгера
«Эта жизнь, Дважды два –

четыре»



Слайд 169 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Лидии Червинской «Приближение»



Слайд 170 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
В. Смоленского «Наедине»


Слайд 171 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Дональда Кнута «Парижские ночи»


Слайд 172 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Анны Присмановой «Тень и тело»


Слайд 173 Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная

в сборниках
Ирины Кнорринг «Стихи о себе»


Слайд 174 Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее

Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской

оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.




Слайд 175 Жизнь "русского монпарно" запечатлена в романах
Б. Поплавского

Жизнь


"Аполлон Безобразов", "Домой с небес".


Слайд 176 Немалой популярностью пользовался «Роман с кокаином»
Марка Агеева

Немалой популярностью пользовался «Роман с кокаином» Марка Агеева (псевдоним М. Леви)

(псевдоним М. Леви)


Слайд 177 Широкое распространение приобрела и бытовая проза:
Ирина Одоевцева

Широкое распространение приобрела и бытовая проза: Ирина Одоевцева


"Ангел смерти", "Изольда", "Зеркало"


Слайд 178 Нина Берберова
"Последние и первые"

Нина Берберова

Слайд 179

Роман
из эмигрантской жизни

Роман из эмигрантской жизни

Слайд 180 Первый исследователь эмигрантской литературы Глеб Струве писал:
"Едва

Первый исследователь эмигрантской литературы Глеб Струве писал:

ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу

русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы - критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная проза".


Слайд 181 Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику Владимир Набоков

Владимир Набоков
«Другие

берега»


Нина Берберова
"Курсив мой"



Слайд 182 Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику Юрий Терапиано

мемуаристику

Юрий Терапиано

"Встречи«


Владимир Варшавский
"Незамеченное поколение"



Слайд 183 Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристикуВасилий Яновский

мемуаристику

Василий Яновский
"Поля Елисейские«


Ирина Одоевцева
"На берегах Невы",
"На

берегах Сены"



Слайд 184 Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристикуГалина Кузнецова

мемуаристику

Галина Кузнецова "Грасский дневник"


Слайд 185 В. Набоков и Г. Газданов принадлежали к "незамеченному

В. Набоков и Г. Газданов принадлежали к

поколению", но не разделили его судьбы, не усвоив ни

богемно-нищенского образа жизни "русских монпарно", ни их безнадежного мироощущения


Слайд 186 В. Набокова и Г. Газданова объединяло стремление найти

В. Набокова и Г. Газданова объединяло стремление найти альтернативу отчаянию, изгнаннической

альтернативу отчаянию, изгнаннической неприкаянности, не участвуя при этом в

круговой поруке воспоминаний, характерной для "старших".


Слайд 187 Медитативная проза Г. Газданова, технически остроумная и беллетристически

Медитативная проза Г. Газданова, технически остроумная и беллетристически элегантная была обращена

элегантная
была обращена
к парижской

действительности 20 - 60-х

годов.


Слайд 188 В основе мироощущения Г. Газданова - философия жизни

В основе мироощущения Г. Газданова - философия жизни как сопротивления и выживания. 

как сопротивления и выживания. 


Слайд 189 В первом, в значительной

В первом, в значительной степени автобиографическом романе

степени автобиографическом романе "Вечер у Клэр"
Г. Газданов давал

своеобразный поворот традиционной для эмигрантской литературы теме ностальгии, заменяя тоску по утраченному реальным воплощением "прекрасного сна".

Слайд 190 В романах "Ночные дороги", «
Призрак Александра Вольфа",
"Возвращение

В романах

Будды" спокойному отчаянию "незамеченного поколения" Г. Газданов противопоставил героический

стоицизм, веру в духовные силы личности, в ее способность к преображению. 

Слайд 191 Своеобразно преломился опыт русского эмигранта и в первом

Своеобразно преломился опыт русского эмигранта и в первом романе

романе
В. Набокова

"Машенька",
в котором путешествие
к глубинам памяти,
к "восхитительно
точной России" высвобождало героя
из плена унылого существования.


Слайд 193 Блистательных персонажей, героев - победителей, одержавших победу в

Блистательных персонажей, героев - победителей, одержавших победу в сложных, а подчас

сложных, а подчас и драматичных, жизненных ситуациях, В. Набоков

изображает в своих романах "Приглашение на казнь", "Дар", "Ада", "Подвиг".

Слайд 194 Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни

Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни - таков пафос

- таков пафос творчества В. Набокова, скрывавшийся за игровой

доктриной и декларативным эстетизмом.

Слайд 195 В эмиграции В. Набоков также создает
сборник

В эмиграции В. Набоков также создает сборник рассказов

рассказов
"Весна в Фиальте»


мировой бестселлер романы "Отчаяние"

"Камера обскура"

"Лолита"



Слайд 196 В эмиграции В. Набоков также создает

В эмиграции В. Набоков также создает

"Король, дама, валет»





«Посмотри на
Арлекинов»


"Пнин" "Бледное пламя"





Слайд 197   В

     В промежуточном положении между

промежуточном положении между "старшими" и "младшими" оказались поэты, издавшие

свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе еще в России:

Владимир Ходасевич


Георгий Иванов



Слайд 198 В промежуточном положении между "старшими" и "младшими"

В промежуточном положении между

оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и

довольно уверенно заявившие о себе еще в России

Марина Цветаева


Георгий Адамович

В эмигрантской поэзии они стоят особняком



Слайд 199
М. Цветаева в эмиграции переживает творческий взлет,

обращается

М. Цветаева в эмиграции переживает творческий взлет, обращается к жанру поэмы,

к жанру поэмы,

"монументальному" стиху.


Слайд 200 В Чехии, а затем во Франции М.

В Чехии, а затем во Франции М. Цветаевой написаны:

Цветаевой написаны: "Царь-девица", "Поэма Горы", "Поэма Конца", "Поэма воздуха",

"Крысолов", "Лестница", "Новогоднее",
"Попытка комнаты". 

Слайд 204 В. Ходасевич издает в эмиграции вершинные свои сборники

В. Ходасевич издает в эмиграции вершинные свои сборники

"Тяжелая лира", "Европейская ночь"


Слайд 205 В. Ходасевич становится наставником молодых поэтов, объединившихся в

В. Ходасевич становится наставником молодых поэтов, объединившихся в группу

группу "Перекресток"


Слайд 206 Г. Иванов, пережив легковесность ранних сборников, получает

Г. Иванов, пережив легковесность ранних сборников, получает статус первого поэта

статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в

золотой фонд русской поэзии: "Стихи", "Портрет без сходства", "Посмертный дневник".

Слайд 207 Особое место в литературном наследии эмиграции занимают квазимемуары

Особое место в литературном наследии эмиграции занимают квазимемуары Г. Иванова

Г. Иванова "Петербургские зимы", "Китайские тени",
его скандально известная

поэма в прозе
"Распад атома".


Слайд 208 Г. Адамович публикует программный сборник "Единство", известную

Г. Адамович публикует программный сборник

книгу эссе "Комментарии". 


Слайд 209


Центры рассеяния

Центры рассеяния

Слайд 211
Русские эмигранты в США

Русские эмигранты в США

Слайд 212 Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились
Константинополь,

Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин.

София, Прага, Берлин,
Париж, Харбин.


Слайд 213 Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской

Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской культуры в начале

культуры в начале 20-х годов.

Здесь оказались
бежавшие с

Врангелем
из Крыма русские
белогвардейцы,
которые затем рассеялись по Европе

Слайд 214 В Константинополе в течение нескольких месяцев издавался

В Константинополе в течение нескольких месяцев издавался еженедельник

еженедельник "Зарницы", выступал
А. Вертинский



Значительная русская колония возникла

и в Софии, где выходил журнал
"Русская мысль".

Слайд 216
В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции

В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции стал Берлин.Русская диаспора

стал Берлин.

Русская диаспора в Берлине
до прихода к власти


Гитлера составляла
150 тысяч человек. 

Слайд 217 С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано

С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств,

188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика –

А. Пушкин, Л. Толстой,
произведения современных авторов –
И. Бунина, А. Ремизова, Н. Берберовой,
М. Цветаевой,
был восстановлен Дом искусств (по подобию петроградского),
образовалось содружество писателей, музыкантов, художников "Веретено",
работала "Академия прозы".

Слайд 219 Существенная особенность
русского Берлина –

диалог двух ветвей

Существенная особенность русского Берлина – диалог двух ветвей культуры – зарубежной и оставшейся в России.



культуры – зарубежной

и оставшейся в России.


Слайд 220 В Германию выезжают многие советские
писатели

В Германию выезжают многие советскиеписатели

Максим Горький



Владимир Маяковский


Слайд 221 В Германию выезжают многие советские писатели

В Германию выезжают многие советские писатели

Юрий Тынянов



Константин Федин



Слайд 222 "Для нас нет в области книги разделения

на Советскую Россию и эмиграцию", - декларировал берлинский журнал

"Русская книга".

Слайд 223 Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала

Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в

угасать и в Германии начался экономический кризис, центр эмиграции

переместился в Париж - с середины 20 - х годов - столицу русского зарубежья. 

Слайд 224  

     К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч

К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев.

В Париже живёт


Иван Бунин


Слайд 225 В Париже живут

Александр Куприн



В Париже живут Александр Куприн

Марина Цветаева



Слайд 226 В Париже живут


В Париже живут   Алексей Ремизов

Алексей Ремизов



Зинаида Гиппиус



Слайд 227 В Париже живёт
Дмитрий Мережковский


В Париже живёт Дмитрий Мережковский

Слайд 228 В Париже живёт
Владислав Ходасевич


В Париже живёт Владислав Ходасевич

Слайд 229 В Париже живёт
Георгий Иванов


В Париже живётГеоргий Иванов

Слайд 230 В Париже живёт
Георгий Адамович


В Париже живётГеоргий Адамович

Слайд 231 В Париже живёт
Гайто Газданов

В Париже живётГайто Газданов

Слайд 232 В Париже живёт
Борис Поплавский

В Париже живётБорис Поплавский

Слайд 233 С Парижем связана деятельность основных литературных кружков

С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и групп, ведущую

и групп, ведущую позицию среди которых занимала
"Зеленая лампа".



Слайд 235 "Зеленая лампа" была организована в Париже
З. Гиппиус

и Д. Мережковским,
во главе общества встал Г. Иванов.



Слайд 237 На заседании "Зеленой лампы" обсуждались новые книги, журналы,

На заседании

речь шла о русских литераторах старшего поколения.
"Зеленая лампа"

объединяла "старших" и "младших", в течение всех предвоенных лет была наиболее оживленным литературным центром Парижа. 

Слайд 240 Молодые парижские литераторы объединились в группу "Кочевье", основанную

Молодые парижские литераторы объединились в группу

ученым - филологом и критиком М. Слонимом.
Это «свободное

литературное объединение», по определению его создателя М.Л.Слонима, основанное весною 1928 в Париже.
В своей деятельности «Кочевье» ориентировалось прежде всего на литературную эмигрантскую молодежь, которая охотно посещала «четверговые» вечера «Кочевья» в Таверне Дюмениль на Монпарнасе.
Слоним поставил цель сделать «Кочевье» свободной литературной трибуной, лишенной каких-либо групповых, партийных пристрастий. 

Слайд 241 С 1923 по 1924 в Париже собиралась также

С 1923 по 1924 в Париже собиралась также группа поэтов и художников

группа поэтов и художников "Через".


Слайд 242 Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись

Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись культурной и литературной жизни русского зарубежья.

культурной и литературной жизни русского зарубежья.


Слайд 243 В дешевых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась

В дешевых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась новая школа эмигрантской

новая школа эмигрантской поэзии, известная как "парижская нота".


Слайд 245 Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом

Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом Второй мировой войны,

Второй мировой войны, когда, по словам В. Набокова, "станет

на русском Парнасе темно".

Слайд 246 Русские писатели - эмигранты останутся верны приютившей их

Русские писатели - эмигранты останутся верны приютившей их стране, оккупированному Парижу. 

стране, оккупированному Парижу. 


Слайд 247 Термин "Сопротивление" возникнет и приживется в среде русских

Термин

эмигрантов, многие из которых окажутся его активными участниками.

Георгий Адамович

запишется
добровольцем
на фронт

Слайд 248
Писательница
Зинаида Шаховская

Писательница  Зинаида Шаховская  станет сестрой в военном госпитале. Мать

станет сестрой
в военном госпитале.

Мать Мария
(поэтесса

Елизавета
Кузьмина - Караваева)
погибнет в немецком
концлагере, расточая
духовную помощь и поддержку.

Слайд 249 примкнут к Сопротивлению

примкнут к Сопротивлению


Гайто - Газданов


Николай Оцуп


Дональд Кнут




Слайд 250 И. Бунин в горькие годы оккупации напишет

И. Бунин в горькие годы оккупации напишет книгу о торжестве любви, человеческого начала «Темные аллеи». 

книгу о торжестве любви, человеческого начала «Темные аллеи». 


Слайд 251 Восточные центры рассеяния –
Харбин и Шанхай.

Восточные центры рассеяния – Харбин и Шанхай.

Слайд 252 Молодой поэт Алексей Ачаир организует в Харбине литературное

Молодой поэт Алексей Ачаир организует в Харбине литературное объединение

объединение "Чураевка".
Собрания "Чураевки" включали до 1000 человек.
За

годы существования "Чураевки" в Харбине было выпущено более 60 поэтических сборников русских поэтов.

Слайд 254 В харбинском журнале "Рубеж"




печатались поэты

В харбинском журнале

Марианна Колосова

 



Слайд 255 печатались поэты

Арсений Несмелов




печатались поэты Арсений Несмелов           Валерий Перелешин

Валерий Перелешин



Слайд 256 Существенное направление харбинской ветви русской словесности составит

Существенное направление харбинской ветви русской словесности составит этнографическая проза –

этнографическая проза –
Николай Байков - "В дебрях

Маньчжурии", "Великий Ван", "По белу свету".


Слайд 257 С 1942 литературная жизнь сместится
из Харбина в

С 1942 литературная жизнь сместится из Харбина в Шанхай.

Шанхай.


Слайд 258 Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага 

Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага 

Слайд 259  

      В Праге был основан Русский народный

В Праге был основан Русский народный университет, приглашено

5 тысяч русских студентов, которые могли продолжить образование на казенном коште. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов.

Слайд 260 Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки

Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл

сыграл "Пражский лингвистический кружок".


Слайд 261 С Прагой связано творчество М. Цветаевой, которая создает

С Прагой связано творчество М. Цветаевой, которая создает в Чехии лучшие свои произведения.

в Чехии лучшие свои произведения.


Слайд 262 До начала второй мировой войны в Праге выходило

До начала второй мировой войны в Праге выходило около 20 русских

около 20 русских литературных журналов и 18 газет.


Слайд 263 Среди пражских литературных объединений – «Скит поэтов», «Союз

Среди пражских литературных объединений – «Скит поэтов», «Союз русских писателей и журналистов». 

русских писателей и журналистов». 


Слайд 264 Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию,

Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США.

США.


Слайд 265 Писатель Георгий Гребенщиков, переехав в 1924 в США,

Писатель Георгий Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал здесь русское издательство

организовал здесь русское издательство "Алатас".


Слайд 266 Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте,

Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго 

Чикаго 


Слайд 267


Основные события жизни
русской литературной эмиграции.

Основные события жизни русской литературной эмиграции.

Слайд 268 Одним из центральных событий жизни русской эмиграции станет

Одним из центральных событий жизни русской эмиграции станет полемика В. Ходасевича

полемика
В. Ходасевича и Г. Адамовича,
продолжавшаяся с 1927

по 1937.


Слайд 269 В основном полемика разворачивалась на страницах парижских

В основном полемика разворачивалась на страницах парижских газет

газет "Последние новости" (печатался Г. Адамович) и "Возрождение" (печатался

В. Ходасевич).

Слайд 270 В. Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в

В. Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского

изгнании сохранение русского языка и культуры.
Он ратовал за

мастерство, настаивал на том, что эмигрантская литература должна наследовать величайшие достижения предшественников, "привить классическую розу" к эмигрантскому дичку. 

Слайд 272 Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток"

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы

Слайд 273 Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток"

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы



Георгий Раевский




Илья Голенищев-Кутузов




Слайд 274 Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток«

Юрий

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы

Мандельштам




Владимир Смоленский




Слайд 275 Г. Адамович требовал от молодых поэтов не столько

Г. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты

мастерства, сколько простоты и правдивости

"человеческих

документов",

возвышал голос

в защиту "черновиков,
записных книжек"


Слайд 276 В отличие от В. Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям

В отличие от В. Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям эмиграции гармонию пушкинского

эмиграции гармонию пушкинского языка, Г. Адамович не отвергал упадническое,

скорбное мироощущение, а отражал его.


Слайд 277 Г. Адамович - вдохновитель литературной

Г.  Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю

школы, вошедшей в историю русской зарубежной литературы под именем

"парижской ноты«
(А. Штейгер, Л. Червинская и др.).

Слайд 278 К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича

К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции

присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции


Слайд 279 К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича

К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса,

присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции

Альфред Бем


Пётр Бицилли



Слайд 280 К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича

К литературным спорам Г. Адамовича и В. Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса,

присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции

Марк Слоним

Владимир Набоков Владимир Варшавский




Слайд 281

Споры о литературе шли и в среде "незамеченного

Споры о литературе шли и в среде

поколения"
 


Слайд 282 Статьи Г. Газданова, Б. Поплавского о положении молодой

Статьи Г. Газданова, Б. Поплавского о положении молодой эмигрантской литературы внесли

эмигрантской литературы внесли свою лепту в осмысление литературного процесса

за рубежом.

Слайд 283 В статье "О молодой эмигрантской литературе" Г. Газданов

В статье

признавал, что новый социальный опыт и статус покинувших Россию

интеллигентов, делает невозможным сохранение иерархического облика, искусственно поддерживаемой атмосферы дореволюционной культуры.


Слайд 284 Отсутствие современных интересов, заклинание прошлого превращает эмиграцию в

Отсутствие современных интересов, заклинание прошлого превращает эмиграцию в

"живой иероглиф".


Слайд 285 Эмигрантская литература стоит перед неизбежностью освоения новой реальности.

Эмигрантская литература стоит перед неизбежностью освоения новой реальности.

"Как жить? - спрашивал Б. Поплавский в статье «О

мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции».
Погибать. Улыбаться,
плакать, делать
трагические жесты,
проходить, улыбаясь
на огромной глубине, в страшной нищете. Эмиграция - идеальная обстановка для этого".

Слайд 286 Страдания русских эмигрантов, которыми должна питаться литература,

Страдания русских эмигрантов, которыми должна питаться литература, тождественны откровению, сливаются

тождественны откровению, сливаются с мистической симфонией мира.
Изгнаннический Париж,

по мнению
Б. Поплавского, станет "зерном будущей мистической жизни", колыбелью возрождения России. 

Слайд 287 На атмосферу русской литературы в изгнании значительным

На атмосферу русской литературы в изгнании значительным образом повлияет полемика

образом повлияет полемика сменовеховцев и евразийцев. В 1921 в

Праге вышел сборник «Смена вех».
Авторы - Н. Устрялов, С. Лукьянов, А. Бобрищев - Пушкин (бывшие белогвардейцы).

Слайд 290
Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя родины

Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя родины пойти на компромисс

пойти на компромисс с большевиками.
В среде сменовеховцев зародится

национал - большевизм - "использование большевизма в национальных целях".


Слайд 294 Трагическую роль сменовеховство сыграет в судьбе М. Цветаевой,

Трагическую роль сменовеховство сыграет в судьбе М. Цветаевой, муж которой С.

муж которой С. Эфрон был завербован советскими службами.


Слайд 296 В том же 1921 в Софии был выпущен

В том же 1921 в Софии был выпущен сборник

сборник "Исход к Востоку".
Авторы сборника - П. Савицкий,

П. Сувчинский, князь Н. Трубецкой, Г. Флоровский - настаивали на особом промежуточном положении России - между Европой и Азией, видели Россию как страну с мессианским предназначением.

Слайд 298 На евразийской платформе выходил журнал "Версты", в котором

На евразийской платформе выходил журнал

печатались


Слайд 300 На евразийской платформе выходил журнал "Версты", в котором

На евразийской платформе выходил журнал

печатались

Марина Цветаева


Алексей Ремизов Андрей Белый





Слайд 301


Литературно - общественные
издания русской эмиграции

Литературно - общественные издания русской эмиграции

Слайд 302 Одним из самых влиятельных общественно - политических и

Одним из самых влиятельных общественно - политических и литературных журналов русской

литературных журналов русской эмиграции были
"Современные записки", издававшиеся эсерами

В. Рудневым, М. Вишняком, И. Бунаковым (Париж, 1920-1939, основатель
И. Фондаминский - Буняков).

Слайд 303 Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью.

Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью. Всего вышло 70


Всего вышло 70 номеров журнала, в которых печатались наиболее

известные писатели русского зарубежья.


Слайд 304 В "Современных записках" увидели свет
«Защита Лужина», «Приглашение на

В

казнь», «Дар»
Владимира Набокова



Слайд 305 В "Современных записках" увидели свет
«Митина любовь» и

В

«Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина



Слайд 306 В "Современных записках" увидели свет
стихотворения Георгия Иванова


В

Слайд 307 В "Современных записках" увидели свет
«Сивцев Вражек» Михаила Осоргина


В

Слайд 308 В "Современных записках" увидели свет
«Хождение по мукам»

В

Алексея Толстого



Слайд 309 В "Современных записках" увидели свет
«Ключ» Марка Алданова

В

Слайд 310 В "Современных записках" увидели свет
автобиографическая проза
Фёдора Шаляпина

В

Слайд 311 Журнал давал рецензии на большинство вышедших в

Журнал давал рецензии на большинство вышедших в России и за

России и за рубежом книг практически по всем отраслям

знаний. 

Слайд 312 С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать также

С 1937 издатели

ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения


Александра Ремизова


Алексея Ачаира



Слайд 313 С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать

С 1937 издатели

также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения

Гайто Газданова



Ирину Кнорринг



Слайд 314 С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать

С 1937 издатели

также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения
Лидию Червинскую


Слайд 315 Основным печатным органом писателей "незамеченного поколения", долгое время

Основным печатным органом писателей

не имевших своего издания, стал журнал "Числа" (Париж, 1930-1934,

ред. Н.Оцуп).

Слайд 316 За 4 года вышло 10 номеров журнала.

За 4 года вышло 10 номеров журнала.


"Числа" стали рупором идей "незамеченного поколения", оппозицией традиционным "Современным

запискам".

Слайд 317 "Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали

Георгия Иванова


Георгия Адамовича

Бориса Поплавского




Слайд 318 "Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали

Раиса Блох

Лидию Червинскую


Михаила Агеева





Слайд 319 "Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали

Ирину Одоевцеву



Слайд 320 Б. Поплавский так определял значение нового журнала:

Б. Поплавский так определял значение нового журнала:

"Числа" есть
атмосферическое
явление,

почти
единственная
атмосфера
безграничной свободы, где может дышать новый человек".


Слайд 321 В журнале публиковались также заметки о кино, фотографии,

В журнале публиковались также заметки о кино, фотографии, спорте. Журнал отличало

спорте.
Журнал отличало высокое, на уровне дореволюционных изданий, качество

полиграфического исполнения. 

Слайд 322 Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган

Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган республиканско - демократического

республиканско - демократического объединения "Последние новости", монархическое выражавшее идею

Белого движения "Возрождение", газеты "Звено", "Дни", "Россия и славянство".

Слайд 323 Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской

Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции - неотъемлемая

эмиграции - неотъемлемая часть русской культуры ХХ века, блистательная

и трагическая страница в истории русской литературы.

  • Имя файла: prezentatsiya-pervaya-volna-emigratsii-–-1918-1940-gg.pptx
  • Количество просмотров: 73
  • Количество скачиваний: 0