Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Топика. Риторическое учение

1. Что такое топика?Топика — это риторическое учение, которое было создано для того, чтобы помочь оратору разрабатывать содержательную сторону речи.Свое название топика получила от древнегреческого слова topoi, которое переводится на русский язык как «общие места»; в
Топика. 1. Что такое топика?Топика — это риторическое учение, которое было создано для 2. Как оратор использует «общие места»? А все дело в том, что 2.1. Кое-что еще о концепции Платона… 	Эта идея не могла не пользоваться 3. Зачем нужна топика? 	Оратор, который готовит речь, стоит перед важной задачей: 4. Что такое примышление? 	Василий Великий так объяснял его сущность: «..примышлением... называется 5. Как помогает топика?	Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим опыт других ораторов, помогает 6. Как традиционно рассматривали топику?	Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство, поскольку 7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»?Риторические топосы следует отличать от 8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории?Негативное отношение к риторике очень 9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они?Но еще более важным контраргументом 10. Топика как явление из культуры Древней Греции.Необходимо также иметь в виду, ?При этом вера во всемогущество разума распространялась не только на науку, но
Слайды презентации

Слайд 2 1. Что такое топика?
Топика — это риторическое учение,

1. Что такое топика?Топика — это риторическое учение, которое было создано

которое было создано для того, чтобы помочь оратору разрабатывать

содержательную сторону речи.
Свое название топика получила от древнегреческого слова topoi, которое переводится на русский язык как «общие места»; в латинском языке существовало аналогичное выражение - loci communi.
Общее риторическое место - это конкретный способ, при помощи которого оратор развивает тему, раскрывает ее аспекты, значимые с точки зрения установки речи. ? общие риторические места можно считать рекомендациями оратору, которые обобщают удачные находки предшественников, то есть систематическим каталогом уместных и удачных суждений и аргументов, которые когда-либо придумывались ораторами.

Слайд 3 2. Как оратор использует «общие места»?
А все

2. Как оратор использует «общие места»? А все дело в том,

дело в том, что топосы отражают универсальную организацию человеческого

мышления, то есть представляют собой набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Здесь будет уместным отметить, что топика тесно связана с концепцией знания как припоминания, созданной Платоном. Платона по праву называют основателем идеализма, поскольку он первым сформулировал представление об идеях - идеальных образцах, которые воплощаются в реальных предметах. Согласно этой концепции, любое познание представляет собой не открытие чего-то нового, а припоминание, узнавание того, что уже отражено в идеях, существующих независимо от человеческого сознания. Желающих подробнее ознакомиться с этой теорией на оригинальном материале отошлем к диалогу Платона «Менон»; там, в частности, описывается, как неграмотный раб к припоминает геометрические знания, которые изначально содержатся в его сознании, но являются неосознанными ?

Впрочем, «изобретая» речь, оратор неизбежно использует те или иные общие риторические места независимо от того, отдает ли он себе в этом отчет.


Слайд 4 2.1. Кое-что еще о концепции Платона…

Эта идея

2.1. Кое-что еще о концепции Платона… 	Эта идея не могла не

не могла не пользоваться популярностью и в Средние века,

поскольку напрямую была связана е представлением о творении: бог создал мир в соответствии со своим замыслом, а следовательно, мир существовал и до того, как он появился, но не реально, а в виде божьего замысла.
Это представление находило противников даже в Средние века, например, в виде номиналистов, полагавших, что слова - это только названия для классов предметов и явлений, которые не имеют ничего общего с божественным замыслом. Тем не менее, оно достаточно характерно для христианского мышления и объясняет тот факт, что топика получила наибольшее развитие именно в Средние века.



Слайд 5 3. Зачем нужна топика?

Оратор, который готовит речь,

3. Зачем нужна топика? 	Оратор, который готовит речь, стоит перед важной

стоит перед важной задачей: ему необходимо подобрать аргументы и

представить тезис таким образом, чтобы его речь оказала требуемое воздействие.

Из хаоса идей, аргументов, соображений и фактов он должен создать текст, который будет максимально понятным для аудитории и одновременно будет способствовать достижению целей, стоящих перед оратором.
Как мы поступаем в такой ситуации? Естественно, мы думаем о том, что можно вообще сказать в связи с избранной темой, и как эта соотносится с тем тезисом, который нам необходимо доказать. Другими словами, мы начинаем обдумывать, изучать предмет речи. В результате этого мы выделяем самые разные аспекты предмета речи и определяем, соответствуют ли они теме и способствуют ли решению проблемы.


Слайд 6 4. Что такое примышление?

Василий Великий так объяснял

4. Что такое примышление? 	Василий Великий так объяснял его сущность: «..примышлением...

его сущность:

«..примышлением... называется подробнейшее и точнейшее обдумывание представленного,

которое следует за первым чувственным представлением... Например, у всякого есть простое представление о хлебном зерне, по которому узнаем видимое нами. Но при тщательном исследовании сего зерна входит в рассмотрение многое, я даются зерну различные именования, обозначающие представляемое. Ибо одно и то же зерно называем то плодом, то семенем, то еще пищею - плодом как цель предшествовавшего земледелия, семенем как начало будущего, пищею как нечто пригодное к приращению тела у вкушающего. <...> Одним словом, обо всем, что познается чувством и в подлежащем кажется чем-то простым, но по умозрению принимает различные понятия, говорится, что оно умопредставляемо по примышлению».

Слайд 7 5. Как помогает топика?

Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим

5. Как помогает топика?	Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим опыт других ораторов,

опыт других ораторов, помогает отказаться в процессе создания речи

от спонтанной и не всегда систематической разработки темы. Понятно, что в некоторых случаях, когда оратор сталкивается с трудностями, такое средство может оказаться очень полезным.


Слайд 8 6. Как традиционно рассматривали топику?

Топика традиционно рассматривалась как

6. Как традиционно рассматривали топику?	Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство,

очень мощное средство, поскольку она опиралась на представление о

познании как припоминании. Фактически это означает, что при помощи топики оратор мог «извлекать» из сознания аудитории те представления, которые в нем уже содержатся. С этой точки зрения должно быть понятно, почему в Средние века топику могли считать особо эффективным средством поиска аргументов.

Слайд 9 7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»?


Риторические

7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»?Риторические топосы следует отличать

топосы следует отличать от общих мест в обычном смысле

этого выражения, несмотря на их сходство и «генетическую близость».
«Общим местом» обычно называют банальность, избитую, тривиальную мысль, которая для всех очевидна, не требует доказательств, а потому вообще не представляет интереса. В этом выражении присутствует отрицательная оценка: утверждение, что в речи какого-то человека нет ничего, кроме общих мест, следует понимать скорее как упрек в бессодержательности, чем как указание на обоснованность.

Слайд 10 8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории?
Негативное

8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории?Негативное отношение к риторике

отношение к риторике очень ярко выразил В. Г. Белинский:
«И

какие же плоды этого учения? — Бездушное резонерство, расплывающееся холодной и пресной водой общих мест или высокопарных риторических украшений». И далее: риторика, «которой до сих пор нас учат, дает только губительную способность варьировать отвлеченную мысль общими местами и растягивать пустоту в бесконечность, другими словами - пускать мыльные пузыри».

Следует признать, что не последнюю роль в дискредитации риторики сыграла топика, которая со временем из действенного средства, используемого в общественной практике, превратилась в набор жестких правил, которые школьники были вынуждены применять в процессе изучения риторики. Другими словами, в какой-то момент риторика и толика утратили свою связь с практикой общения и убеждения и стали «искусством в себе», искусством, существующим ради себя самого.
Однако это не означает, что оценка Белинского является совершенно правильной. Действительно, очень плохо, когда оратор говорит «ни о чем», но причина этого не столько в риторике и топике, сколько в том, каким образом они преподаются, в каких сферах используются, а также в качествах самого оратора, который почему-то оказывается неспособным говорить точно, уместно, по существу и действительно метко и остроумно. Цицерон, например, был прекрасным оратором, и это несмотря на то, что он тоже очень строго следовал риторическим рекомендациям и сам их вырабатывал.


Слайд 11 9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они?
Но

9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они?Но еще более важным

еще более важным контраргументом в данном случае может служить

тот факт, что рассуждения Белинского вполне поддаются описанию с точки зрения топики. В частности, он рассматривает риторику в связи с теми результатами («плодами»), которые она приносит. А это один из топосов, который в риторике называли «причиной»: это общее место предполагает при обращении к предмету речи рассматривать причины, которые привели к его возникновению, а также следствия, к которым он приводит. В первом случае задается вопрос «что привело к возникновению этого явления?», во втором — вопросы «причиной чего стало данное явление? что возникло благодаря ему?»

Слайд 12 10. Топика как явление из культуры Древней Греции.
Необходимо

10. Топика как явление из культуры Древней Греции.Необходимо также иметь в

также иметь в виду, что топика — это явление,

очень характерное для культуры Древней Греции, для сознания человека того времени. С одной стороны, в ней мы можем узнать некоторые важные черты собственного мышления, так как от античности нам досталось множество культурных черт. С другой стороны, эти особенности все равно будут для нас чем-то чуждым: это все-таки другая культура, удаленная от нас во времени. Тем более что наша культура «впитала» не только наследие античной культуры, но и христианство, да и создано после античности было много оригинального.

Известный исследователь античной н средневековой культуры С. С. Аверинцев очень емко описал характерное для античной культуры стремление к систематизации и каталогизации.

Человек античности верил в возможность охватить весь мир при помощи разума, распределить его по категориям и затем использовать эти категории в своей деятельности. Чтобы понять, насколько важна эта черта для античной культуры, достаточно вспомнить, что именно в античности были «изобретены». Логика с ее силлогизмами, метафизика с ее «сущностями», «признаками» и «действиями», а также теория права.

?


Слайд 13 ?
При этом вера во всемогущество разума распространялась не

?При этом вера во всемогущество разума распространялась не только на науку,

только на науку, но и на искусство. В качестве

примера С. С. Аверинцев приводит рекомендации относительно написания биографии человека, которые давались античными авторами:









Уже одно это описание позволяет в первом приближении представить, что такое топика.

«Как разъясняет античная теория, составителю биографии надо было, прежде всего, вычленить рубрику “происхождение” и затем разделить ее на подрубрики “народ”, “отечество”, “предки”, и “родители”, чтобы трактовать каждую подрубрику обособленно; далее, в рубрике “деяния” должны быть выделены подрубрики “душа”, “тело” и “судьба”; в первой из них в свою очередь различаются отдельные добродетели или пороки, во второй - отдельные телесные качества, в третьей - наличие или отсутствие благоприятных обстоятельств, каковы власть, богатство и обилие друзей и т. п.» (С. С. Аверинцев приводит древнегреческие обозначения этих «рубрик», которые мы опускаем).


  • Имя файла: topika-ritoricheskoe-uchenie.pptx
  • Количество просмотров: 173
  • Количество скачиваний: 0