Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культурогенез, основные школы и концепции культурологии

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры. Генезис культуры
Тема. Культурогенез, основные школы и концепции культурологии.Лекция Генезис культуры.Основные направления и школы Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и Известным представителем неклассических философских и, особенно, научных представлений о С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера   Эту проблему, но несколько с иной Концепция О. Шпенглера.Основной труд – «Закат Европы» (1918).Основные идеи:Шпенглер отрицает духовное единство 4. Идея о соотношении понятий «культура» и «жизнь».	Культура, как и любой живой Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев   Всю свою творческую Неофрейдистская концепция культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры шведский Концепция Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Россия и Европа» (1870).Основные идеи:Единой для всего В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация.5. Цивилизация Культура в постсоветский период   Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю ЛИТЕРАТУРА Основная1.Гуревич П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., 20082.Грушевицкая Т. Г.Э,
Слайды презентации

Слайд 2 Культурогенез — процесс появления и становления

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и

культуры любого народа и народности в общем и появления

культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Генезис культуры

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

Главный вопрос культурогенеза: «Какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен?».


Слайд 3 Известным представителем неклассических философских и,

Известным представителем неклассических философских и, особенно, научных представлений о

особенно, научных представлений о человеке был австрийский ученый, врач

и психолог XIX — XX вв. Зигмунд Фрейд. Классические философские представления о человеке, как и о мире, заключаются, главным образом, в том, что он представляет собой разумное или сознательное существо. Как разумен мир, так разумен и человек. Сознание или мышление является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В XIX в., как мы уже видели, прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет собой маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. А в науке о человеке — психологии (от греческих слов псюхэ — душа и логос — наука) первым усомнился в его разумной природе Зигмунд Фрейд. Нам кажется, говорит он, что человек — целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Бессознательное в человеке — это совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

Идеи Зигмунда Фрейда, неожиданные и очень смелые для конца XIX в., потрясли Европу, вызвали как острую критику, так и восторженные отзывы, стали широко известными, завоевали огромную популярность, положили начало новому направлению в психологии и составили целую эпоху в истории наук о человеке.

Значительным событием в истории философской и общественной мысли XIX в. было появление марксизма. Духовное наследие, оставленное немецкими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляет собой не только систему философских взглядов, но также (и даже в большей степени) — экономическую теорию и социально-политическое учение.

Основные направления и школы в культурологии.


Слайд 4 С первых тысячелетий Homo sapiens начинает

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться

осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно

отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.
Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки , Передней Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки , Передней и Средней Азии Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки , Передней и Средней Азии , на полуострове Индостан Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки , Передней и Средней Азии , на полуострове Индостан и Китайской равнине .
Великие культуры Древнего Востока — Древнего Египта Великие культуры Древнего Востока — Древнего Египта , Шумера, Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана, государство хеттов и Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии — при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.

Итак, в гегелевской трактовке по существу есть два понятия Запада:
1)расширительное, соединяющее античность и христианскую культуру западноевропейских народов;
2) узкое, подразумевающее лишь последнюю.
Компромиссная точка зрения представлена К. Ясперсом Компромиссная точка зрения представлена К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени». Он, подобно Шпенглеру , помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием иудеев, греков и римлян.


Слайд 5 Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера
Эту проблему,

Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера  Эту проблему, но несколько с иной

но несколько с иной точки зрения, с точки зрения

кризиса культуры Эту проблему, но несколько с иной точки зрения, с точки зрения кризиса культуры , одновременно с Бердяевым Эту проблему, но несколько с иной точки зрения, с точки зрения кризиса культуры , одновременно с Бердяевым в том же 1918 г. в работе «Закат Европы» поставил немецкий культуролог О. Шпенглер Эту проблему, но несколько с иной точки зрения, с точки зрения кризиса культуры , одновременно с Бердяевым в том же 1918 г. в работе «Закат Европы» поставил немецкий культуролог О. Шпенглер (1880—1936). Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире, потому что ее пессимистический настрой совпал с мироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем.
Западную культуру Шпенглер считает одной из трех самых великих культур, наряду с античной и арабской. Ее характеризует символ бесконечности, с которым Шпенглер связывает особенности европейца как культурного феномена. Именно тяга к расширению окружающего пространства заставляла европейцев пускаться в авантюры крестовых походов, совершать кругосветные путешествия и превратила путешествия для европейца в модус вивенди (лат. образ жизни) вообще. Тяга к бесконечности побудила европейцев построить устремленные ввысь готические соборы, изобрести пароход и автомобиль, микроскоп и телескоп.

Символ бесконечности, по мнению Шпенглера, лежит и в основе христианства: христианский Бог бесконечен и вечен, ему присущи бесконечная мудрость и бесконечное могущество. Идея бесконечности пронизывает науку и философию Нового времени. Картезианская физика, ньютоновская механика, европейская математика бесконечных множеств, бесконечных рядов, бесконечно малых величин и все крупнейшие философские системы Нового времени, по мнению Шпенглера, подтверждают эту идею.
Душу европейской культуры Шпенглер назвал «фаустовой душой», поскольку нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, она символически представлена в «Фаусте» Гете Душу европейской культуры Шпенглер назвал «фаустовой душой», поскольку нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, она символически представлена в «Фаусте» Гете . Итак, по Шпенглеру все направления европейской культуры — архитектура, скульптура, живопись, литература, театр, музыка — характеризуются «фаустовой душой» и пространственной бесконечностью, органически связанной со временем, которое для любой культуры не является бесконечным, и для западной культуры этот конец наступил в XX в. Близкую и неизбежную гибель западной культуры Шпенглер связывает с характером той цивилизации, в какую она выродилась в XX в.; в этой цивилизации философия оказалась никому не нужной, искусство перестало быть таковым и выродилось в массовые зрелища, наука стала служанкой техники и политики, интересы людей сосредоточились вокруг власти и денег. Все это напомнило Шпенглеру состояние Римской империи накануне ее конца: огромные города, огромные здания, разрушительные войны, державы, империализм.


Слайд 6 Концепция О. Шпенглера.
Основной труд – «Закат Европы» (1918).
Основные

Концепция О. Шпенглера.Основной труд – «Закат Европы» (1918).Основные идеи:Шпенглер отрицает духовное

идеи:
Шпенглер отрицает духовное единство человечества. Он как и Данилевский

полагает, что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой (всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур)

2. Отрицание возможности продуктивного диалога между разными культурами.

3. В основе любой культуры лежит прасимвол, который и является источником ее своеобразия, создавая то, что называется «душа культуры».


Слайд 7 4. Идея о соотношении понятий «культура» и «жизнь».
Культура,

4. Идея о соотношении понятий «культура» и «жизнь».	Культура, как и любой

как и любой живой организм, проходит в своем развитии

через ряд жизненных циклов:
Фаза детства (мифологический этап);
Фаза зрелости (метафизико-религиозный этап);
Фаза старости (этап, называемый цивилизацией).

Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает.
Для цивилизации характерен кризис духовной культуры (мораль, искусство, литература) и развитие технической составляющей культуры (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает.

5. Идея о неизбежной гибели культур.


Слайд 8 Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев

Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев  Всю свою творческую жизнь

Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев (1874—1948) писал о

свободе и о культуре . Но самым неангажированным произведением на эту тему была «Философия неравенства» в 13-м письме «О культуре». Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, «России страшный год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию. «Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной».

Бердяев выводит основной закон культуры — преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности. У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы.

Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму. «Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь».

Н. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией


Слайд 9 Неофрейдистская концепция культуры
Представитель неофрейдистской концепции культуры Представитель

Неофрейдистская концепция культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры

неофрейдистской концепции культуры шведский ученый К.Г. Юнг Представитель неофрейдистской концепции

культуры шведский ученый К.Г. Юнг (1875—1961) изложил свои взгляды в работе «Архетип и символ», где проанализировал понятие «коллективное бессознательное» и его образы — «архетипы» , которые определил как источник общечеловеческой символики (мифов, сновидений и т.д.). В чистом виде архетип в сознание не входит, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к архетипу «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. «Это спутанные, темные образы, воспринимаемы как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемое как нечто бесконечно превосходящее человека».

В «Архетипе и символе» Юнг показывает, что «для точности необходимо различать "архетип" и "архетипическое представление"». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как «архетипические представления» явились источником мифологии, религии В «Архетипе и символе» Юнг показывает, что «для точности необходимо различать "архетип" и "архетипическое представление"». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как «архетипические представления» явились источником мифологии, религии , искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они «предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках», они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Этот процесс происходит по мере развития сознания и все большего его разрыва с бессознательным и по мере становления и все большего развития культуры . В работе «Об образах коллективного бессознательного» Юнг все изложенные процессы иллюстрирует богатейшим культурно-историческим материалом, что делает работу не только хорошо обоснованной философской концепцией, но и увлекательнейшим чтением, ненавязчивым объяснением — через процесс развития архетипа в архетипические представления и далее символы  — природы фундаментальных образов и идей нашей современной культуры.
С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает с вторжением архетипов. Расовая мифология фашистов и коммунистический миф — очень примитивны с очки зрения разума, но они захватили миллионы европейских сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия — все эти проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время о вторжении сил, намного превосходивших человеческий разум.


Слайд 10 Концепция Н.Я. Данилевского.
Основной труд: «Россия и Европа»

Концепция Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Россия и Европа» (1870).Основные идеи:Единой для

(1870).
Основные идеи:
Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не

существует, а существуют уникальные культуры с неповторимым содержанием.
2. Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «культурно-исторический тип».
3. Культурно-исторический тип – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. Всего Данилевский насчитывал 10 таких культурно-исторических типов.


Слайд 11 В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа:

В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация.5.

этнографический, политический, цивилизация.
5. Цивилизация – это этап расцвета культуры,

на котором она проявляет себя в основных 4-х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере.


Слайд 12 Культура в постсоветский период
Период

Культура в постсоветский период  Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю

1985—1991 гг. вошел в современную историю России Период

1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович , Г. Вишневская Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович , Г. Вишневская , писатели А. Солженицын Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович , Г. Вишневская , писатели А. Солженицын и Т. Войнович Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации , Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович , Г. Вишневская , писатели А. Солженицын и Т. Войнович , художник Э. Неизвестный … Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 г. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 7090 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 г. было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 г. — меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе «Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей, открытия в области генной инженерии, ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов, литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственная почка, ткано, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е гг. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

  • Имя файла: kulturogenez-osnovnye-shkoly-i-kontseptsii-kulturologii.pptx
  • Количество просмотров: 118
  • Количество скачиваний: 1