Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская культура Серебряного века

Содержание

Границы : от начала 90–х гг. 19 века до 1917 г. Определение «серебряный век» ввел С.К. Маковский, основатель и редактор литературного журнала «Аполлон».
«Мы подарили Западу начало  нашего века…» Границы :  от начала 90–х гг. 19 века до 1917 г. Критический реализм – направление в литературе, которое предполагало обращение к насущным проблемам М.Горькому (1868 - 1936) и В.Г.Короленко (1853 - 1921) оказались близки проблемы Репин              СуриковРимский-Корсаков Творцами «серебряного века» нельзя назвать всех его современников.  К Хроника ключевых событий эпохи1890-е - начало эпохи экономического роста. Реформы Витте.1894 – Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три Настроения  Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве поэтов и художников РЕАЛИЗММОДЕРНИЗМАВАНГАРДСимволизмАкмеизмПримитивизмКубизмСупрематизмАналитическое искусствоФутуризмЛучизмАбстракционизмОсновные направления  в литературе и искусстве  к.19-нач. 20 в. РЕАЛИЗММОДЕРНАВАНГАРДСимволизмАкмеизмФутуризмОсновные направления  в литературе  к.19-нач. 20 в. Литература Модернизм (фр. moderne- новейший, современный) – общее название всех новых Поэзия –это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Символизм (греч.symbolon – знак, символ) Характерные черты:Поэтика намека и иносказания;Сочетание реального и Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск, только Иннокентий Анненский Я - слабый сын больного поколеньяИ не пойду искать альпийских роз. Ни «Старшие символисты»Брюсов В.Я.Бальмонт К.Д.Сологуб Ф      (Тетерников)Кузмин М.А.Гиппиус З.Н.Мережковский Д.С. Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Валерий Яковлевич Брюсов   Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,  Грязные крылья по ВСЁ КРУГОМ  Страшное, грубое, липкое, грязное,  Жестко-тупое, Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, Зинаида Николаевна Гиппиус    Душе, единостью чудесной,  Любовь единая Акмеизм Акмеизм (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)Стремление вернуть поэзии ощущение реальной Поэты - акмеистыГумилев Н.С.Ахматова А.АМандельштам О.Э.Городецкий С.М.Лозинский М.Л.Нарбут В.И.Адамович Г.В.Иванов Г.ВЗенкевич М.А.А.АхматоваН.Гумилев и С.ГородецкийО.Э.Мандельштам Песня последней встречиТак беспомощно грудь Сероглазый король   Слава тебе, безысходная боль!  Умер вчера сероглазый король. Футуризм (лат.futurum – будущее)бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпыотрицание культурных традиций, Футуристы Литературное объединение «Гилея» - первое крупное содружество футуристовПервый поэтический сборник футуристов, вышедший Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Поэзия должна была вырваться из У-лицаЛицаУдоговгодовРез-че-че-резжелезных коней Велемир  Хлебников Бобэоби пелись губыВээоми пелись взорыПиээо пелись бровиЛиээй – пелся обликГзи-гзи-гээо пелась цепь,Так Бобэоби пелись губыВээоми пелись взорыПиээо пелись бровиЛиээй – пелся обликГзи-гзи-гээо пелась О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, Перевертень (Кукси, кум, мук и скук) Кони, топот, инок. Но не речь, Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л Изобразительное искусство РЕАЛИЗММОДЕРНИЗМАВАНГАРДСимволизмНеопримитивизмКубизмСупрематизмАналитическое искусствоФутуризмЛучизмАбстракционизмОсновные направления  в искусстве  к.19-нач. 20 в. В.Э. Борисов- Мусатов «Автопортрет с сестрой» «Водоём», 1902 г. В.Э. Борисов-МусатовИ каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, «Гармония», 1900г. «Девушка на балконе», 1900г. «Летняя мелодия», 1905 г. М. Врубель «Царевна Лебедь»,1900г «Пан», 1898г «Демон летящий», 1899г «Демон сидящий», 1890г. «Демон поверженный», 1902г Микалоюс Константинас  Чюрленис Соната моря Истина Звездная соната К.С. Петров-Водкин Купание красного коня
Слайды презентации

Слайд 2 Границы : от начала 90–х гг. 19 века

Границы : от начала 90–х гг. 19 века до 1917 г.

до 1917 г.
Определение «серебряный век» ввел С.К. Маковский,

основатель и редактор литературного журнала «Аполлон».


Слайд 3 Критический реализм – направление в литературе, которое предполагало

Критический реализм – направление в литературе, которое предполагало обращение к насущным

обращение к насущным проблемам общества, попытку художественными средствами наметить

их решения.

Толстой Л.Н. (1828 - 1910)
Чехов А.П. (1860 - 1904)
Бунин И.А. (1870 - 1953)
Куприн А.И. (1870 - 1938)


Слайд 4 М.Горькому (1868 - 1936) и В.Г.Короленко (1853 -

М.Горькому (1868 - 1936) и В.Г.Короленко (1853 - 1921) оказались близки

1921) оказались близки проблемы низов общества, людей бедных и

обездоленных.

Слайд 5 Репин

Репин       СуриковРимский-Корсаков

Суриков
Римский-Корсаков


Слайд 6 Творцами «серебряного века» нельзя назвать всех

Творцами «серебряного века» нельзя назвать всех его современников. К ним

его современников.
К ним принадлежат те, чьи произведения

несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия.

Слайд 8 Хроника ключевых событий эпохи
1890-е - начало эпохи экономического

Хроника ключевых событий эпохи1890-е - начало эпохи экономического роста. Реформы Витте.1894

роста. Реформы Витте.
1894 – начало царствования Николая II.
С 1902

– массовое создание политических партий:
1904-1905 – русско-японская война
1905-1907 – первая русская революция.
1906 – создание I государственной Думы; аграрная реформа Столыпина.
1914 – начало Первой мировой войны.
1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.


Слайд 9 Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал,

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в

что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился

в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество.
В художественных произведениях стали звучать пессимистические настроения, появилось ощущение надвигающейся катастрофы

Слайд 10 Подобные настроения были характерны для узкого

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и

круга творческой интеллигенции и получили название «декадентство».

Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В.Брюсов.

Слайд 11 Юноша бледный со взором горящим Ныне даю

Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три

я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее

– область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
В.Брюсов.

Слайд 12 Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве поэтов и художников

отражение в творчестве поэтов и художников


Слайд 13

РЕАЛИЗМ
МОДЕРНИЗМ
АВАНГАРД
Символизм
Акмеизм
Примитивизм

Кубизм
Супрематизм
Аналитическое искусство
Футуризм
Лучизм
Абстракци
онизм


Основные направления в литературе и искусстве к.19-нач.

РЕАЛИЗММОДЕРНИЗМАВАНГАРДСимволизмАкмеизмПримитивизмКубизмСупрематизмАналитическое искусствоФутуризмЛучизмАбстракционизмОсновные направления в литературе и искусстве к.19-нач. 20 в.

20 в.


Слайд 14

РЕАЛИЗМ
МОДЕРН
АВАНГАРД
Символизм
Акмеизм





Футуризм



Основные направления в литературе к.19-нач. 20 в.

РЕАЛИЗММОДЕРНАВАНГАРДСимволизмАкмеизмФутуризмОсновные направления в литературе к.19-нач. 20 в.

Слайд 15 Литература

Литература

Слайд 17 Модернизм (фр. moderne- новейший, современный) –

Модернизм (фр. moderne- новейший, современный) – общее название всех новых

общее название всех новых направлений в культуре 20 века.

Новое течение, предполагавшее отказ от сложившихся традиций и классических форм

Слайд 18 Поэзия –это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство,

Поэзия –это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда

апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в

себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…

Слайд 19 Символизм (греч.symbolon – знак, символ) Характерные черты:
Поэтика намека и иносказания;
Сочетание

Символизм (греч.symbolon – знак, символ) Характерные черты:Поэтика намека и иносказания;Сочетание реального

реального и таинственного;
наполнение слов, красок, звуков глубинным, символическим смыслом;
Связь

между душевными переживаниями героев и потусторонним миром;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога

Слайд 20 Милый друг,
иль ты не видишь,
Что все видимое

Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск,

нами –
Только отблеск,
только тени
От незримого очами?
Милый друг,
иль

ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий
В. Соловьев

Слайд 21 Иннокентий Анненский

Иннокентий Анненский

Слайд 22 Я - слабый сын больного поколенья
И не пойду

Я - слабый сын больного поколеньяИ не пойду искать альпийских роз.

искать альпийских роз.
Ни ропот волн, ни рокот ранних

гроз
Мне не дадут отрадного волненья.

Но милы мне на розовом стекле
Алмазные и плачущие горы,
Букеты роз увядших на столе
И пламени вечернего узоры.

Когда же сном объята голова,
Читаю грез я повесть небылую.
Сгоревших книг забытые слова
В туманном сне я трепетно целую
И. Анненский

Слайд 23 «Старшие символисты»
Брюсов В.Я.
Бальмонт К.Д.
Сологуб Ф

«Старшие символисты»Брюсов В.Я.Бальмонт К.Д.Сологуб Ф   (Тетерников)Кузмин М.А.Гиппиус З.Н.Мережковский Д.С.

(Тетерников)
Кузмин М.А.
Гиппиус З.Н.
Мережковский Д.С.


Слайд 25 Поэзия символистов – это поэзия для

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.

избранных, для аристократов духа.
Символ – это

эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”:
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать
За ним другое, – то, что скрыто.

Слайд 26 Валерий Яковлевич Брюсов
Брюсову по праву принадлежит одно

Валерий Яковлевич Брюсов  Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих

из ведущих мест в истории русского символизма.

В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве.
.



Слайд 27 Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса, Грязные крылья по темной

Грязные крылья по темной почве раскинуты, Кругло-тяжелые веки безжизненно

сдвинуты, Тянется шея – беззвучная, черная Яуза. Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе. Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники? Нет! качая грозными крыльями в воздухе, То приближаются хищные птицы – стервятники. Падали запах знаком крылатым разбойникам, Грозен голос близкого к жизни возмездия. Встанешь, глядишь…а они все кружат над покойником, В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.

Слайд 28
ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное,

ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное,

Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое,

тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!



Слайд 29


Но жалоб не надо; что радости в

Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем,

плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.


Слайд 30 Зинаида Николаевна Гиппиус
Душе, единостью

Зинаида Николаевна Гиппиус  Душе, единостью чудесной, Любовь единая дана. Так

чудесной, Любовь единая дана. Так в послегрозности небесной Цветная

полоса - одна. Но семь цветов семью огнями Горят в одной. Любовь одна, Одна до века, и не нами Ей семицветность суждена. В ней фиолетовость и алость, В ней кровь и золото вина, То изумрудность, то опалость... И семь сияний - и одна. Не все ль равно, кого отметит, Кого пронижет луч до дна, Чье сердце меч прозрачный встретит, Чья отзовется глубина? Неразделимая нетленна, Неуловимая ясна, Непобедимо неизменна Живет любовь, - всегда одна. Переливается, мерцает, Она всецветна - и одна. Ее хранит, ее венчает Святым единством - белизна.

Слайд 31 Акмеизм

Акмеизм

Слайд 32 Акмеизм (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)
Стремление вернуть

Акмеизм (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)Стремление вернуть поэзии ощущение

поэзии ощущение реальной жизни, словам их первоначальный смысл;
безупречный эстетический

вкус, красота и отточенность художественного слова;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств




Слайд 33 Поэты - акмеисты
Гумилев Н.С.
Ахматова А.А
Мандельштам О.Э.
Городецкий С.М.
Лозинский М.Л.
Нарбут

Поэты - акмеистыГумилев Н.С.Ахматова А.АМандельштам О.Э.Городецкий С.М.Лозинский М.Л.Нарбут В.И.Адамович Г.В.Иванов Г.ВЗенкевич М.А.А.АхматоваН.Гумилев и С.ГородецкийО.Э.Мандельштам

В.И.
Адамович Г.В.
Иванов Г.В
Зенкевич М.А.
А.Ахматова
Н.Гумилев и С.Городецкий
О.Э.Мандельштам


Слайд 34 Песня последней встречи
Так беспомощно грудь

Песня последней встречиТак беспомощно грудь

холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой»
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

1911


Слайд 35 Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!  Умер вчера

Сероглазый король  Слава тебе, безысходная боль!  Умер вчера сероглазый король.

сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал,  Муж мой, вернувшись,

спокойно сказал:  "Знаешь, с охоты его принесли,  Тело у старого дуба нашли.  Жаль королеву. Такой молодой!..  За ночь одну она стала седой".  Трубку свою на камине нашел  И на работу ночную ушел.  Дочку мою я сейчас разбужу,  В серые глазки ее погляжу.  А за окном шелестят тополя:  "Нет на земле твоего короля..." 1910

Слайд 36 Футуризм (лат.futurum – будущее)
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений

Футуризм (лат.futurum – будущее)бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпыотрицание культурных

толпы
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее
бунт

против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы
поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка
Абсолютная свобода поэтического слова, словотворчество, звукопись




Слайд 37 Футуристы

Футуристы

В.В.Хлебников
(1885-1922)
Д.Д.Бурлюк В.В.Маяковский
(1882-1967) ( 1893-1930)

Слайд 38 Литературное объединение «Гилея» - первое крупное содружество футуристов
Первый

Литературное объединение «Гилея» - первое крупное содружество футуристовПервый поэтический сборник футуристов,

поэтический сборник футуристов, вышедший в 1912 г. Наиболее известен

благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту, в котором содержался призыв
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».

Слайд 39 Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Поэзия

Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Поэзия должна была вырваться

должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на

площади

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

В.В.Маяковский
«А вы могли бы?»


Слайд 40 У-
лица
Лица
У
догов
годов
Рез-
че-
че-
рез
железных коней

У-лицаЛицаУдоговгодовРез-че-че-резжелезных коней

Слайд 41 Велемир Хлебников

Велемир Хлебников

Слайд 42 Бобэоби пелись губы
Вээоми пелись взоры
Пиээо пелись брови
Лиээй –

Бобэоби пелись губыВээоми пелись взорыПиээо пелись бровиЛиээй – пелся обликГзи-гзи-гээо пелась

пелся облик
Гзи-гзи-гээо пелась цепь,
Так на холсте каких-то соответствий
Вне притяжения

жило Лицо.


Слайд 43

Бобэоби пелись губы
Вээоми пелись взоры
Пиээо пелись брови
Лиээй

Бобэоби пелись губыВээоми пелись взорыПиээо пелись бровиЛиээй – пелся обликГзи-гзи-гээо

– пелся облик
Гзи-гзи-гээо пелась цепь,
Так на холсте каких-то соответствий
Вне

притяжения жило Лицо.

Слайд 44 О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют

смехами,
что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ

надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 45 Перевертень
(Кукси, кум, мук и скук)
Кони, топот,

Перевертень (Кукси, кум, мук и скук) Кони, топот, инок. Но не

инок.
Но не речь, а черен он.
Идем, молод,

долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя! Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с Смерти-Мавки.

Слайд 46 Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л

Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз        Алексей Крученых

эз
       Алексей Крученых


Слайд 48 Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 49

РЕАЛИЗМ
МОДЕРНИЗМ
АВАНГАРД
Символизм

Неопримитивизм

Кубизм
Супрематизм
Аналитическое искусство
Футуризм
Лучизм
Абстракци
онизм


Основные направления в искусстве к.19-нач. 20 в.

РЕАЛИЗММОДЕРНИЗМАВАНГАРДСимволизмНеопримитивизмКубизмСупрематизмАналитическое искусствоФутуризмЛучизмАбстракционизмОсновные направления в искусстве к.19-нач. 20 в.

Слайд 50 В.Э. Борисов- Мусатов

В.Э. Борисов- Мусатов

Слайд 51 «Автопортрет с сестрой»

«Автопортрет с сестрой»

Слайд 52 «Водоём», 1902 г.

«Водоём», 1902 г.

Слайд 53 В.Э. Борисов-Мусатов
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это

В.Э. Борисов-МусатовИ каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий

только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И

медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями
И в кольцах узкая рука.
А.Блок «Незнакомка»


«Призраки»


Слайд 54 «Гармония», 1900г.
«Девушка на балконе», 1900г.

«Гармония», 1900г. «Девушка на балконе», 1900г.

Слайд 55 «Летняя мелодия», 1905 г.

«Летняя мелодия», 1905 г.

Слайд 56 М. Врубель

М. Врубель

Слайд 57 «Царевна Лебедь»,
1900г

«Царевна Лебедь»,1900г

Слайд 58 «Пан», 1898г

«Пан», 1898г

Слайд 59 «Демон летящий», 1899г

«Демон летящий», 1899г

Слайд 61 «Демон сидящий», 1890г.

«Демон сидящий», 1890г.

Слайд 62 «Демон поверженный», 1902г

«Демон поверженный», 1902г

Слайд 63 Микалоюс Константинас Чюрленис

Микалоюс Константинас Чюрленис

Слайд 64 Соната моря

Соната моря

Слайд 65 Истина

Истина

Слайд 66 Звездная соната

Звездная соната

Слайд 67 К.С. Петров-Водкин

К.С. Петров-Водкин

  • Имя файла: russkaya-kultura-serebryanogo-veka.pptx
  • Количество просмотров: 109
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Бурундуки