Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Итальянская композиторская школа XVI века

Содержание

ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века олигархическую, с дожем во главе). Это была богатая, процветающая республика. Венеция являлась крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. Именно в Венеции, где
Итальянская композиторская школа XVI векаГлавными художественными центрами Италии на протяжении XVI века ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века олигархическую, Собор Св. Марка Внутренний интерьер Фрагмент Внешне Венеция выглядела городом ярким и праздничным, в котором большое внимание уделялось Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей Праздник Св. Роха Вид гавани Св. Марка Художники ВенецииВероятно, именно этой праздничностью внешней жизни объясняется заметное преобладание колористического начала Джорджоне. Гроза Сельский концерт Спящая Венера Три философа Веронезе. Брак в Кане Пир в доме Левия Проповедь Иоанна Крестителя Тинторетто. Вознесение Христово Музицирующие женщины Тициан. Аллегория возрастов Вакханалия Венера и кавалер, играющий на лютне Венера и кавалер, играющий на органе Даная Концерт Мадонна с вишнями Саломея с головой Иоанна Крестителя Schola cantorumСогласно декрету венецианского правительства от 18 июня 1403 года. капелла собора Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей Адриан Вилларт (1480-1562)Большое влияние на формирование профессиональных музыкальных традиций в Венеции оказал Вилларту удалось объединить лучшие традиции нидерландской полифонии с национальными особенностями венецианской музыки Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612) Большую роль в развитии венецианской школы Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди в Венеции. Особенности стиля венецианцевОбщее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и декоративности находит В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен второй орган, У Дж. Габриели значительную роль играют красочные сопоставления звуковых масс в разной Римская полифоническая школаДлительный период социально-политических сложностей сменяется восстановлением былого могущества пап, начиная Собор Св. Петра Площадь Св. Петра Леонардо да Винчи работал в Риме с 1513 по 1516 гг..Рафаэль переехал Рафаэль. Фрески станца делла Синьятура. Афинская школа. Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. Сотворение Адама Адам Страшный суд Сикстинская хоровая капеллаРимский папа Сикст IV (понтификат с 1471 по 1484 гг.) Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)Родился в 1525 году в нескольких милях от В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора в соборе В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга месс). Войдя Месса «Папа Марчелло»В 1562-63 гг. в доме у кардинала Вителли была исполнена В 1577 году папа Григорий XIII призвал Палестрину принять участие в реформе Тесная дружба связывала Палестрину с известным римским священником Филиппо Нери (1515-95, канонизирован Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 – светский, 49 МессаВ XVI веке развитии можно выделить три линии:Традиционные типы месс a cappella, Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.Органные мессы, представляющие собой рассредоточенный в процессе МотетМотет на протяжении XVI века утрачивает бифункциональность и практика его бытования ограничивается Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется: композиторы в качестве отдельных, Жанры светской музыкиВ развитии жанров светской музыки можно выделить две линии. Одна ФроттолаФроттола (от ит. frotta – толпа) - бытовая уличная песня, которая в В сборнике Петруччи в 1504 году было опубликовано 62 фроттолы одиннадцати композиторов. ВиланеллаВ переводе с итальянского языка слово виланелла означает: villa – деревня, nella Фактура по преимуществу аккордовая - полифонические приемы используются весьма редко. Одной из МадригалСо второй трети XVI века после более чем столетнего забвения в композиторскую Содержание мадригалаМадригал XVI века – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно лирического содержания. Обычно темой «Как белый и нежный лебедь	С песнею смерть приемлет,	Так плачу я, влекомый	К пределу Этапы развития мадригалаПервый период развития мадригала (1530-1540-е годы – первая книга мадригалов В раннем мадригале слились две стилистические ветви – церковная и светская. С Второй периодВторая половина XVI века -Чиприан де Роре, Николо Вичентино, Андреа Габриели, Введение genere cromatico (musica falsa) - хроматических звуков тесно связывалось со стремлением В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов» - музыкально-риторических фигур, в В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с фроттольным и мотетным принципом Третий периодКонец XVI и начало XVII века – Лука Маренцио, Карло Джезуальдо Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве Джезуальдо. Два типа тематизма С конца XVI века в связи с развитием монодии возникает традиция исполнения Драматический мадригалВ качестве особой разновидности мадригала в творчестве О. Веки, А. Банкьери, Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с традиционными персонажами народной комедии Лютневая музыкаИзлюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня - струнный щипковый На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны пятиструнные Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки вокальных произведений, Франческо Милано  (ок. 1497-ок.1543) Расцвет лютневого искусства наступает в середине XVI Строго-полифонический склад не характерен для лютни.Обычно лютнисты чередуют имитации, аккордовые звучности, унисоны, Втнченцо Галилеи (ок. 1520—1591) Среди других итальянских лютнистов нужно назвать Винченцо Галилеи
Слайды презентации

Слайд 2 Венеция
В политическом отношении Венеция представляла собой республику (с

ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века

кон. 13 века олигархическую, с дожем во главе). Это

была богатая, процветающая республика.
Венеция являлась крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. Именно в Венеции, где мощно развивались не только торговля, но и искусства, в художественной сфере ощущаются взаимодействия византийских, западноевропейских и восточных традиций. Ярким примером тому является собор Св. Марка, где мозаика Византии, скульптура Древнего Рима соседствуют с готическими элементами.

Слайд 3 Собор Св. Марка

Собор Св. Марка

Слайд 4 Внутренний интерьер

Внутренний интерьер

Слайд 5
Фрагмент

Фрагмент

Слайд 6
Внешне Венеция выглядела городом ярким и праздничным, в

Внешне Венеция выглядела городом ярким и праздничным, в котором большое внимание

котором большое внимание уделялось различным церемониям и всевозможным торжествам;

религиозные праздники превращались в народные гуляния и карнавалы. Яркое представление о празднично-карнавальном характере общественной жизни и культуры Венеции дают полотна А. Каналетто (1697-1768).

Слайд 7 Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Слайд 8 Праздник Св. Роха

Праздник Св. Роха

Слайд 9 Вид гавани Св. Марка

Вид гавани Св. Марка

Слайд 10 Художники Венеции
Вероятно, именно этой праздничностью внешней жизни объясняется

Художники ВенецииВероятно, именно этой праздничностью внешней жизни объясняется заметное преобладание колористического

заметное преобладание колористического начала над пластическим в живописи венецианских

мастеров – Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Паоло Веронезе (1528-1588), Якопо Тинторетто (1518-1594).

Слайд 11 Джорджоне. Гроза

Джорджоне. Гроза

Слайд 12 Сельский концерт

Сельский концерт

Слайд 13 Спящая Венера

Спящая Венера

Слайд 14 Три философа

Три философа

Слайд 15 Веронезе. Брак в Кане

Веронезе. Брак в Кане

Слайд 16 Пир в доме Левия

Пир в доме Левия

Слайд 17 Проповедь Иоанна Крестителя

Проповедь Иоанна Крестителя

Слайд 18 Тинторетто. Вознесение Христово

Тинторетто. Вознесение Христово

Слайд 19 Музицирующие женщины

Музицирующие женщины

Слайд 20 Тициан. Аллегория возрастов

Тициан. Аллегория возрастов

Слайд 21 Вакханалия

Вакханалия

Слайд 22 Венера и кавалер, играющий на лютне

Венера и кавалер, играющий на лютне

Слайд 23 Венера и кавалер, играющий на органе

Венера и кавалер, играющий на органе

Слайд 24 Даная

Даная

Слайд 25 Концерт

Концерт

Слайд 26 Мадонна с вишнями

Мадонна с вишнями

Слайд 27 Саломея с головой Иоанна Крестителя

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Слайд 28 Schola cantorum
Согласно декрету венецианского правительства от 18 июня

Schola cantorumСогласно декрету венецианского правительства от 18 июня 1403 года. капелла

1403 года. капелла собора Св Марка стала schola cantorum,

где обучали пению. Пышные церемонии в соборе Св. Марка и во Дворце дожей (избрание дожа, обряд «обручения» его с морем, прием послов и проч.), а также на великолепной площади перед ними и на большом канале (карнавалы, гонки гондол, фейерверки) требовали музыкального оформления, соответствовавшего величию республики.

Слайд 29 Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Слайд 30 Адриан Вилларт (1480-1562)
Большое влияние на формирование профессиональных музыкальных

Адриан Вилларт (1480-1562)Большое влияние на формирование профессиональных музыкальных традиций в Венеции

традиций в Венеции оказал нидерландский композитор Адриан Вилларт, которого

считают учеником Жоскена Депре. С 1527 года и до конца своей жизни он был капельмейстером собора Св. Марка и его по праву считают основоположником венецианской композиторской школы XVI века.

Слайд 31
Вилларту удалось объединить лучшие традиции нидерландской полифонии с

Вилларту удалось объединить лучшие традиции нидерландской полифонии с национальными особенностями венецианской

национальными особенностями венецианской музыки – в первую очередь, с

ее красочностью и декоративностью. Среди его сочинений – мессы, мотеты, мадригалы, шансон, инструментальные рическары. Учениками Вилларта были Чиприан де Роре, Дж. Царлино, Н. Вичентино, Андреа Габриели.

Слайд 32 Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612)
Большую роль

Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612) Большую роль в развитии венецианской

в развитии венецианской школы сыграли дядя и племянник –

Андреа и Джованни Габриели - уроженцы Венеции.
Первоначально Андреа был певцом капеллы в соборе Св. Марка, которой руководил Вилларт, затем он несколько лет работал в герцогской капелле Мюнхена, но вновь вернулся в Венецию, где занимал должность органиста собора Св. Марка. Он создал большое количество хоровых композиций для капеллы собора, писал мадригалы, а также органные композиции. В 1584 году он уступил должность органиста собора своему племяннику и ученику Джованни.

Слайд 33

Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством

Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди в

своего дяди в Венеции. Затем несколько лет (1575-1579) проработал

в капелле баварского герцога в Мюнхене вместе с О. Лассо. После смерти дяди в 1584 году Джованни Габриели стал первым органистом собора Св. Марка.

Слайд 34 Особенности стиля венецианцев
Общее устремление венецианской культуры к пышности,

Особенности стиля венецианцевОбщее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и декоративности

красочности и декоративности находит свое воплощение и в музыке:


в увеличении состава исполнителей и количества голосов в хоровых композициях,
в использовании инструментов, располагающихся в различных частях собора,
в чередовании инструментальных и хоровых разделов.

Слайд 35

В конце XV века в соборе Св. Марка

В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен второй

был установлен второй орган, что позволило создавать музыку для

двух хоров (то чередующихся между собой, то звучащих одновременно), сопровождаемых двумя органами и другими инструментами. Благодаря этому венецианским композиторам удалось достичь особой мощи и сочности звучания.

Слайд 36
У Дж. Габриели значительную роль играют красочные сопоставления

У Дж. Габриели значительную роль играют красочные сопоставления звуковых масс в

звуковых масс в разной тембровой окраске, он пишет многохорные

композиции (2-х и 3-х хорные составы) и доводит этот вид техники до совершенства.
В его творчестве, приходящемся на рубеж двух стилевых эпох (полифонической и гомофонной), проявляются черты как уходящего, так и нарождающегося стиля. Это касается, прежде всего, жанрового многообразия: наряду с мессами, он пишет Священные симфонии, Священные песнопения, концерты для голосов, мотеты, мадригалы, инструментальные пьесы.

Слайд 37 Римская полифоническая школа
Длительный период социально-политических сложностей сменяется восстановлением

Римская полифоническая школаДлительный период социально-политических сложностей сменяется восстановлением былого могущества пап,

былого могущества пап, начиная с Сикста IV (1471-84). Так

называемые «ренессансные папы» — Мартин V, Николай V, Сикст IV, Пий II, Юлий II, Лев X — украшают город многочисленными церквами (прежде всего, это Собор Святого Петра), дворцами, заботятся о благоустройстве улиц, приглашают великих художников и архитекторов.

Слайд 38 Собор Св. Петра

Собор Св. Петра

Слайд 39 Площадь Св. Петра

Площадь Св. Петра

Слайд 40
Леонардо да Винчи работал в Риме с 1513

Леонардо да Винчи работал в Риме с 1513 по 1516 гг..Рафаэль

по 1516 гг..
Рафаэль переехал в Рим в конце 1508

по приглашению папы Юлия II, где расписал парадные покои Ватиканского дворца, проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме).
Микеланджело прожил в Риме большую часть своей жизни - скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99) в соборе Св. Петра, роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), в 1546 году Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте).

Слайд 41 Рафаэль. Фрески станца делла Синьятура. Афинская школа.

Рафаэль. Фрески станца делла Синьятура. Афинская школа.

Слайд 42 Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. Сотворение Адама

Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. Сотворение Адама

Слайд 43 Адам

Адам

Слайд 44
Страшный суд

Страшный суд

Слайд 45 Сикстинская хоровая капелла
Римский папа Сикст IV (понтификат с

Сикстинская хоровая капеллаРимский папа Сикст IV (понтификат с 1471 по 1484

1471 по 1484 гг.) основал Сикстинскую хоровую капеллу, чтобы

обеспечить высокий музыкальный уровень богослужения. Первоначально в нее входили 10 певцов, затем их количество достигло тридцати. Все певцы были высоко образованными музыкантами, обладали не просто отличной певческой культурой, но и владели мастерством полифонической композиции. Певцами капеллы в свое время были великие нидерландцы – Дюфаи и Жоскен Депре.

Слайд 46 Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)
Родился в 1525 году

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)Родился в 1525 году в нескольких милях

в нескольких милях от Рима в городке Палестрина. В

1537 году уже числился певчим в римской церкви Санта-Мария Маджоре.

Слайд 47
В 1544 году он получает должность органиста и

В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора в

руководителя хора в соборе родного города, а спустя 7

лет назначается руководителем хора собора Св. Петра в Риме благодаря покровительству нового папы Юлия III, который прежде был кардиналом в Палестрине и знал Джованни как выдающегося музыканта.


Слайд 48

В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора

В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга месс).

(первая книга месс). Войдя в 1555 году в состав

Сикстинской капеллы, Палестрина вскоре вынужден был покинуть ее, так как был женат и имел двух сыновей. В дальнейшем Палестрина работал в Латеранском соборе и в церкви Санта- Мария Маджоре, а с 1571 года и до конца своей жизни (1594) он возглавлял капеллу Юлия собора Св. Петра.

Слайд 49 Месса «Папа Марчелло»
В 1562-63 гг. в доме у

Месса «Папа Марчелло»В 1562-63 гг. в доме у кардинала Вителли была

кардинала Вителли была исполнена месса (названной впоследствии «Мессой Папы

Марчелло»), которая якобы убедила высшее духовенство в том, что полифоническая музыка способна не разрушать церковный текст, позволяет «слышать» слова. Вслед за этим авторитет Палестрины в вопросах церковной музыки стал непререкаемым,

Слайд 50

В 1577 году папа Григорий XIII призвал Палестрину

В 1577 году папа Григорий XIII призвал Палестрину принять участие в

принять участие в реформе собрания церковных песнопений (градуалов). В

1584 году под патронажем папства было учреждено «Общество мастеров музыки», из которого в дальнейшем родилась Академия Санта Чечилия. Кроме Палестрины туда вошли музыканты Дж.М. Нанино, О. Гриффи, А. Кривели и др.

Слайд 51
Тесная дружба связывала Палестрину с известным римским священником

Тесная дружба связывала Палестрину с известным римским священником Филиппо Нери (1515-95,

Филиппо Нери (1515-95, канонизирован в 1622). Он считается основателем

конгрегации ораторианцев. Нери ввел практику проведения духовных собраний в специальных помещениях - в молельнях (лат. oratorium), после которых исполнялись священные песни (лауды). В дальнейшем из этой традиции родится жанр оратории.


Слайд 52
Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов

Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 – светский,

(91 – светский, 49 духовных), 70 гимнов, 68 офферториев,

35 магнификатов, 11 литаний.
В 1555, 1581, 1586 и 1594 годах Палестрина выпустил четыре книги мадригалов, две из них содержали четырехголосные, две другие - пятиголосные образцы. В трех последних книгах мадригалов встречаются распространенные в практике итальянских композиторов (так называемые) "мадригализмы" – музыкально-риторические фигуры: типизированные музыкальные обороты, изображающие те или иные слова поэтического текста.

Слайд 53 Месса
В XVI веке развитии можно выделить три линии:
Традиционные

МессаВ XVI веке развитии можно выделить три линии:Традиционные типы месс a

типы месс a cappella, сложившиеся в творчестве у нидерландских

мастеров: теноровая месса на cantus firmus, использующая одноголосный григорианский или светский источник; месса-пародия; месса-парафраза; как отдельная разновидность – каноническая месса. Помимо этого в творчестве Палестрины развивается практика имитационно-полифонической циклической композиции мессы, свободной от цитированного первоисточника.

Слайд 54

Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.
Органные мессы, представляющие

Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.Органные мессы, представляющие собой рассредоточенный в

собой рассредоточенный в процессе богослужения цикл органных пьес, чередующихся

с хоровым пением.


Слайд 55 Мотет
Мотет на протяжении XVI века утрачивает бифункциональность и

МотетМотет на протяжении XVI века утрачивает бифункциональность и практика его бытования

практика его бытования ограничивается во второй половине столетия лишь

духовной сферой. Он становится однотекстовым, пронизывается сквозным имитационно-полифоническим развитием. Наряду с мотетом развивается жанр духовного мадригала.

Слайд 56

Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется:

Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется: композиторы в качестве

композиторы в качестве отдельных, самостоятельных композиций пишут гимны, оффертории,

магнификаты, литании, респонсории, пассионы.


Слайд 57 Жанры светской музыки

В развитии жанров светской музыки можно

Жанры светской музыкиВ развитии жанров светской музыки можно выделить две линии.

выделить две линии. Одна связана с развитием многоголосной песни,

близкой бытовым музыкальным традициям (фроттола, виланелла), другая – с усвоением полифонических принципов композиции (мадригал).

Слайд 58 Фроттола
Фроттола (от ит. frotta – толпа) - бытовая

ФроттолаФроттола (от ит. frotta – толпа) - бытовая уличная песня, которая

уличная песня, которая в последней трети XV века приобрела

многоголосный склад (в основном 4-хголосие). По своему содержанию песни достаточно разнообразны: среди них любовные, шуточные, комические и нравоучительные. Преобладает аккордовый склад при ведущей роли верхнего голоса.

Слайд 59
В сборнике Петруччи в 1504 году было опубликовано

В сборнике Петруччи в 1504 году было опубликовано 62 фроттолы одиннадцати

62 фроттолы одиннадцати композиторов. К числу первых авторов относится

Жоскен Депре, а самыми популярными считались Бартоломео Тромбончино и Марко Кара.
Всего за три десятилетия было издано более тридцати сборников фроттол, вслед за тем этот жанр вытесняется другими.

Слайд 60 Виланелла
В переводе с итальянского языка слово виланелла означает:

ВиланеллаВ переводе с итальянского языка слово виланелла означает: villa – деревня,

villa – деревня, nella – девушка.
На первых порах

виланеллы были трехголосными, и в них широко применялось параллельное движение голосов. В дальнейшем жанр начинает активно развиваться – в период с 1550 до 1580 г.г. было создано около 1800 виланелл, 3-х и 4-х голосных.

Слайд 61
Фактура по преимуществу аккордовая - полифонические приемы используются

Фактура по преимуществу аккордовая - полифонические приемы используются весьма редко. Одной

весьма редко. Одной из характерных черт является очевидная танцевальность.


Среди авторов – Бартоломео Тромбончино, Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола, Лука Маренцио, Орландо Лассо.

Слайд 62 Мадригал
Со второй трети XVI века после более чем

МадригалСо второй трети XVI века после более чем столетнего забвения в

столетнего забвения в композиторскую практику возвращается мадригал. Большую роль

в его возрождении сыграл Пьетро Бембо, призывавший современных ему поэтов (Людовико Ариосто, Торквато Тассо, Джамбаттиста Гварини и др.) учиться у Петрарки и сам копировавший его поэтические формы.

Слайд 63 Содержание мадригала
Мадригал XVI века – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно

Содержание мадригалаМадригал XVI века – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно лирического содержания. Обычно

лирического содержания. Обычно темой поэтических текстов мадригалов была любовь,

чаще всего пронизанная страданием, жалобами, переживаниями, сопровождаемыми картинами природы, порой пересекающимися со сложными вопросами философии жизни:

Слайд 64


«Как белый и нежный лебедь
С песнею смерть приемлет,
Так

«Как белый и нежный лебедь	С песнею смерть приемлет,	Так плачу я, влекомый	К

плачу я, влекомый
К пределу жизни.
Но странно пути различны:
Он -

гибнет безутешным,
А я – отхожу в блаженстве».

Слайд 65 Этапы развития мадригала
Первый период развития мадригала (1530-1540-е годы

Этапы развития мадригалаПервый период развития мадригала (1530-1540-е годы – первая книга

– первая книга мадригалов вышла в 1538 году) связан

с творчеством Якоба Аркадельта (ок.1514-1572; работал во Флоренции и в Риме), Филиппо Вердело (ум. до 1552, работал во флорентийском соборе, затем при папском дворе) и Адриана Вилларта (1480-1562, работал в соборе Св. Марка в Венеции).

Слайд 66
В раннем мадригале слились две стилистические ветви –

В раннем мадригале слились две стилистические ветви – церковная и светская.

церковная и светская. С точки зрения фактурного изложения ранний

мадригал представлял собой две разновидности: аккордово-гомофонного типа и имитационно-полифонического. В первом случае можно говорить о близости традициям бытовой песни (в частности, фроттоле), во втором – об усвоении приемов нидерландской полифонии (мотетного письма). Тем самым мадригал синтезировал лучшие достижения в развитии малых форм.

Слайд 67 Второй период
Вторая половина XVI века -Чиприан де Роре,

Второй периодВторая половина XVI века -Чиприан де Роре, Николо Вичентино, Андреа

Николо Вичентино, Андреа Габриели, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. В

это время начинает развиваться хроматический мадригал.
Николо Вичентино (1511-1565) – ученик Вилларта – в 1555 году написал трактат “L’antica musica ridotta alla moderna prattica” («Античная музыка, приведенная в современную практику»). В нем он рассуждает о возможности сочинения музыки в хроматическом роде – как у греков.

Слайд 68
Введение genere cromatico (musica falsa) - хроматических звуков

Введение genere cromatico (musica falsa) - хроматических звуков тесно связывалось со

тесно связывалось со стремлением найти интонационно точное воплощение эмоционально-смысловой

стороны текста. Использование повышенных и пониженных тонов способствовало выражению всевозможных оттенков речи.
Помимо этого, начинается смелое и развернутое применение диссонансов в многоголосии и очевидно проявляется процесс перехода от модальной системы ладовой организации к тональной.

Слайд 69
В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов»

В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов» - музыкально-риторических фигур,

- музыкально-риторических фигур, в которых закрепляется соответствие определенных слов

и мелодических оборотов. Например, слово “sospiro” (вздох) изображалось двумя-тремя аккордами с паузой посредине слова;
“volo” (полет) – волнообразным мелодическим рисунком; “pieta” (сострадание), “amaro pianto” (горькие слезы) – передавались при помощи хроматизмов и диссонансов; “morte” (смерть) – влечет за собой торможение ритмического движения и остановку – паузу – во всех голосах… и т.д.

Слайд 70
В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с

В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с фроттольным и мотетным

фроттольным и мотетным принципом формообразования с различными видами куплетной

повторности, но и тяготение к сквозной форме.

Слайд 71 Третий период
Конец XVI и начало XVII века –

Третий периодКонец XVI и начало XVII века – Лука Маренцио, Карло

Лука Маренцио, Карло Джезуальдо (князь Венозы), Клаудио Монтеверди.
Одним

из конструктивных принципов становится контрастность: форма строится на чередовании полифонических разделов с гомофонными, диатонических с хроматическими, консонантных с диссонантными.

Слайд 72
Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве

Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве Джезуальдо. Два типа

Джезуальдо. Два типа тематизма – хроматический и диатонический –

отчетливо обособляются друг от друга. Хроматизация приводит не к нейтрализации ладового колорита, а, напротив, подчеркивает выразительность мажора и минора – двух ладов, все более очевидно выделяющихся в ряду других.

Слайд 73

С конца XVI века в связи с развитием

С конца XVI века в связи с развитием монодии возникает традиция

монодии возникает традиция исполнения мадригала в переложении для солирующего

голоса в сопровождении инструментов.
Начиная со своей V книги мадригалов (1605), К. Монтеверди вводит инструменты в качестве аккомпанирующих голосов.

Слайд 74 Драматический мадригал
В качестве особой разновидности мадригала в творчестве

Драматический мадригалВ качестве особой разновидности мадригала в творчестве О. Веки, А.

О. Веки, А. Банкьери, А. Стриджо развивается драматический мадригал

(или мадригальная комедия). Он представлял собой многочастную хоровую композицию на текст комедийной или пасторальной пьесы. Все партии действующих лиц (включая монологи) исполнялись хоровым ансамблем.

Слайд 75
Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с

Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с традиционными персонажами народной

традиционными персонажами народной комедии dell’arte. Наиболее ранняя мадригальная комедия

в 5-ти частях - «Болтовня женщин за стиркой» А. Стриджо стала прототипом для других образцов этого жанра («Приятные маскарады» Дж. Кроче, «Амфипарнас» О. Веки, «Старческое сумасбродство» А. Банкьери).
Драматический мадригал стал важным этапом на пути рождения оперы.

Слайд 76 Лютневая музыка
Излюбленным инструментом в итальянской светской практике была

Лютневая музыкаИзлюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня - струнный

лютня - струнный щипковый инструмент с коротким грифом и

отогнутой назад головкой, на которой расположены колки для настройки струн. На остров Сицилия и в Испанию она была завезена сарацинами и маврами, и в дальнейшем получила широкое распространение по всей Европе.

Слайд 77
На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских

На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и

дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства, она постоянно звучала

в кружках гуманистов, во всевозможных «академиях» XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в различных ансамблях, включая театральные. На лютне играли Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Джорджоне, Караваджо.

Слайд 80
В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня

В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны

(в XV известны пятиструнные инструменты). Строй лютни был различным,

чаще всего использовалась настройка квартово-терцового типа: A D G Н Е' А'. На протяжении столетия издавались ряд авторских сборников, но в основном пьесы для лютни распространялись в многочисленных рукописных собраниях.

Слайд 81
Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные

Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки вокальных

пьесы, обработки вокальных произведений, танцев.
Для лютни перекладывали и

обрабатывали все, что нравилось слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров.
Их национальная принадлежность была весьма разноликой: в итальянских рукописях появлялись немецкие танцы, в немецких - итальянские, польские, французские. Это были своего рода интернациональные сборники, где происходил свободный обмен жанрами бытовой музыки.


Слайд 82 Франческо Милано (ок. 1497-ок.1543)
Расцвет лютневого искусства наступает

Франческо Милано (ок. 1497-ок.1543) Расцвет лютневого искусства наступает в середине XVI

в середине XVI века, и в Италии он связан

с именем выдающегося лютниста Франческо да Милано, прозванного современниками “божественным”. Его “Семь книг для лютни” приобрели общеевропейское значение.
Франческо да Милано был придворным лютнистом герцога Гонзаго в Мантуе, с 1530 по 1535 год служил лютнистом у кардинала Ипполито Медичи во Флоренции, позднее - личным лютнистом папы Павла III.

Слайд 83

Строго-полифонический склад не характерен для лютни.
Обычно лютнисты чередуют

Строго-полифонический склад не характерен для лютни.Обычно лютнисты чередуют имитации, аккордовые звучности,

имитации, аккордовые звучности, унисоны, переплетая их гаммообразными и другими

пассажами, причем число голосов изменяется - в созвучиях их может быть и три, и четыре, в пассажах чаще перекликаются или параллельно движутся два.

  • Имя файла: italyanskaya-kompozitorskaya-shkola-xvi-veka.pptx
  • Количество просмотров: 103
  • Количество скачиваний: 0