Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Духовное развитие общества в начале ХХ века. Литература

РеализмРеалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с
Духовное развитие общества в начале ХХ века. Литература.Реализм СимволизмАкмеизмФутуризм РеализмРеалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой Символизм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon — знак, символ), европейское литературно-художественное направление Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра А. БелыйСимволисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили Акмеизм (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая степень чего-либо, цветущая сила), ФутуризмВ 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для
Слайды презентации

Слайд 2 Реализм
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX

РеализмРеалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н.

в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой

труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6», 1892; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Чайка», 1896 и др.), и молодые писатели И.А. Бунин (1870--1953; сб. рассказов «На край земли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из Сан-Франциско», 1915) и А.И. Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).

Одновременно в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому (1868--1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома Гордеев», 1899; пьесы «Мещане», 1901;

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

А.И. Куприн

И.А. Бунин 1870--1953


Слайд 3 Символизм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon — знак,

Символизм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon — знак, символ), европейское литературно-художественное

символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20

вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев , натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в.

Как наименование поэтического направления термин символизм использован в 1886 поэтом Ж. Морсасом. К движению французских символистов примкнули также Ж. Лафорг, П. Клодель, Анри де Ренье, бельгийцы М. Метерлинк и Э. Верхарн и многие другие поэты и критики-эссеисты. После распада символизма как литературной группировки в 1898 его влияние продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами: в немецкой, бельгийской, австрийской (Г. Гофмансталь, Р. Рильке), норвежской (поздний Г. Ибсен), русской литературах.

Поль Мари Верлен

Валери П

Ренье Анри Де


Слайд 4 Серебряный век - это период расцвета духовной культуры:

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки,

литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства.
Он протекал с

90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал.
Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное.
После октябрьской революции положение изменилось.
Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”.
Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадка литературы, основами нового искусства провозглашал «символы», «мистическое содержание»

Брюсов В.Я

Сологуб Ф.К

Фёдор Тютчев(1803—1873).

Мережковский Д.С.


Слайд 5 А. Белый
Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и

А. БелыйСимволисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и

др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.)

утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу

Л.Д.Менделеева и А.А.Блок

Константин Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова

Гиппиус З.Н.


Слайд 6 Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его

Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли

внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в

объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития. Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива.

Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

В.В. Гиппиус


Слайд 7 Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни

и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.
Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев,

Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности.
Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

Лев Шестов


Слайд 8 Акмеизм (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая

Акмеизм (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая степень чего-либо, цветущая

степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала

20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение . Акмеизм возник как реакция на символизм. Представители акмеизма объединившиеся в группу «Цех поэтов» и выступавшие в журнале «Аполлон» (1909—17), возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», против многосмысленных и текучих поэтических образов.

Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества», акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики. Акмеисты противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни, вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории (О. Мандельштам, сборник «Камень», 1913), поэтизацию биологического начал бытия (М. Зенкевич, В. Нарбут). Апология «сильной личности» и «первобытных» чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилева, оставляла его в рамках антидемократического, индивидуалистического сознания.

Мандельштам Осип Эмильевич

Н. Гумилев

А. Ахматова

М. Зенкевич


Слайд 9 Футуризм
В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом

ФутуризмВ 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно

зародилось еще одно литературное направление - футуризм.
Футуризм (от

латинского futurum — будущее)
С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала.
Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины.
В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы.

Футуризм, распадался на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы -- новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников).

В.В.Маяковский

Бурлюк Д.Д

Ю.Яковлев, В.Шлезингер, Е.Симонов, Б.Пастернак, М.Ульянов и др. Москва. 1956


Слайд 10 Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н. Клюев,

поэты (Н. Клюев, П. Орешин). Не выдвигая четкой эстетической

программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам в «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных, по его мнению, русских поэтов (наряду с Блоком, Ахматовой, Кузминым) назовет Н.А. Клюева (1887--1937), в десятые годы получившего известность (сборник «Сосен перезвон», 1912), в двадцатые затравленного и в конце тридцатых убитого.

«Клюев -- пришелец с величавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоится на эллинской важности и простоте. Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин (1895--1925), соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства (сборник «Радуница», 1916 и др.).

Сергей Есенин и Николай Клюев. Петроград, 1916 г.

Пётр Орешин


  • Имя файла: duhovnoe-razvitie-obshchestva-v-nachale-hh-veka-literatura.pptx
  • Количество просмотров: 91
  • Количество скачиваний: 1