Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Древнерусские стяги

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Что такое стяг?Знаменоватися по-древнерусски означало отличаться, выделяться чем-либо, и поднимавшийся на древке сакральный символ племени или группы родов лег в основу польской, а по сути – общеславянской геральдики. Но прежде чем
Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Автор:Кабанова Татьяна СергеевнаДревнерусские стяги Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Что такое стяг?Знаменоватися по-древнерусски означало отличаться, выделяться Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Сакральные стяги славянских племен VIII – IX Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Хвосты (языки, яловцы) нередко заменялись скошенным снизу Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Древнерусская форма знаменного символа – полотнище одноцветной Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Об огромном значении стяга неоднократно упоминалось в Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Существует предположение, что до конца XIV века Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9В XVII в. слово «стяг» в письменных Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Информационные ресурсыhttp://silaev-ag.ru/ - Русская геральдика http://www.cross-roads.ru/armour/coat-of-mail.html - Русские доспехи
Слайды презентации

Слайд 2 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Что такое стяг?
Знаменоватися

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Что такое стяг?Знаменоватися по-древнерусски означало отличаться,

по-древнерусски означало отличаться, выделяться чем-либо, и поднимавшийся на древке

сакральный символ племени или группы родов лег в основу польской, а по сути – общеславянской геральдики. Но прежде чем прочно обосноваться в гербах, этот знаменный символ был призван стяжать, т.е. снискать, приобрести или добыть небесное заступничество всем, кто следовал за ним. Отсюда и возникло название прикрепленного к древку матерчатого полотнища со священным изображением на нем – стяг. Его предшественником был лишенный какого бы ни было полотнища родоплеменной символ, крепившийся на шесте и послуживший праобразом позднейших наверший.

Слайд 3 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Сакральные стяги славянских

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Сакральные стяги славянских племен VIII –

племен VIII – IX веков хранились в «жилищах богов»

- языческих храмах, и торжественно выносились оттуда для сопровождения в походе войска. Княжеские стяги дохристианской Руси, весьма вероятно, имели трапециевидную форму с треххвостым или с трехступенчатым вырезом на противоположном древку конце. Тогда же наряду с цельными одноцветными полотнищами появились и сшивные, состоящие из средника и окружавшей его каймы другого цвета.

Идентичные символам на поднепровскихпоясных бляхах фигуры наверший древнеславянских стягов.


Слайд 4 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Хвосты (языки, яловцы)

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Хвосты (языки, яловцы) нередко заменялись скошенным

нередко заменялись скошенным снизу вверх откосом, и подобная конструкция

сшивного полотнища удерживалась на Руси вплоть до XVII века. Навершия стягов все чаще становились крестообразными, но прежняя «языческая» их форма еще просматривается на иконах XIV –XV веков.

Русские стяги середины
X столетия


Слайд 5 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Древнерусская форма знаменного

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Древнерусская форма знаменного символа – полотнище

символа – полотнище одноцветной или узорчатой ткани треугольной или

квадратной формы, прикрепленное к древку, имевшему копьевидное или фигурное навершие. Потивоположный древку острый угол треугольного стяга мог перерастать в длинную косицу – узкую ленту того же материала.

Всадник с полковым знаменем. Прорисовка фрагмента иконы«Церковь воинствующая» Москва, 1550-е годы.



Слайд 6 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Об огромном значении

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Об огромном значении стяга неоднократно упоминалось

стяга неоднократно упоминалось в древнерусских летописях: «Выступи полкъ, и

подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строились войска, а когда битва распадалась на ряд отдельных схваток, стяг служил ориентиром, указателем хода боя и сбора войска. Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, неизбежно вызывавшее бегство войска. Поэтому в междоусобных войнах все усилие соперников направлялось к овладению княжеским стягом соперника, и вокруг него разгоралась самая жестокая сеча.


Художник
Владимир Семенов


Слайд 7 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
Существует предположение, что

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9Существует предположение, что до конца XIV

до конца XIV века символика стягов целиком была княжеской,

т.е. родотерриториальной или основанной на личных знаках Рюриковичей. В полседнее десятилетие XIV века на них начал появляться образ Иисуса Христа – «Спас Нерукотворный»: «…И велел государь хоругви христианьскые розвертити, спречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись л Куликовской битве). Тогда же в употребление вошел термин «знамя», до XVII в. существовавший параллельно с термином «стяг».

Слайд 8 Июнь 2009
Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9
В XVII в.

Июнь 2009Кабанова Т.С. МОУ СОШ №9В XVII в. слово «стяг» в

слово «стяг» в письменных источниках не встречается. Уже в

XVI в. собственное знамя было в каждом полку и называлось «большим знаменем», а у сотен, на которые делились полки, были «меньшие знамена». И если о ранге стягов доподлинно ничего не известно, знамена отличались друг от друга по достоинству, отражая степень важности своего носителя.

Двухсторонняя икона Спаса Нерукотворенного, аналогами которой становились изображения на обеих сторонах полотнищ древнерусских стягов. Новгород, XII век.



  • Имя файла: drevnerusskie-styagi.pptx
  • Количество просмотров: 117
  • Количество скачиваний: 0
Следующая - ОПАСНЫЕ