Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Разработка урока для 7 класса по теме Церковный раскол

Содержание

Церковь после СмутыЦерковь, как и остальное население, разделилось на две части:Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев.Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны. В 1619 г.Филарет возвратился
Церковь после СмутыЦерковь, как и остальное население, разделилось на две части:Патриарх Илларион Патриарх Филарет (1554 - 1633 гг) Церковь в годы Смуты Власть и церковь. Церковный раскол.Домашнее задание:Параграф 24 в р/т №5,6 Раскол в Русской православной церкви Раскол – разделение Русской православной церкви во второй половине XVII века вследствие Сообщество церковнослужителей-нижегородцев в селе Кирикове.Московский кружок «боголюбцев» (ревнителей древнего благочестия). Необходимость церковных Село Кириково, находившееся      в 3-х км от Иларион, сын Анания, (в дальнейшем митрополит Суздальский и духовник царя Фёдора Алексеевича) Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Никон, Патриарх Московский От священника до патриархаСмерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному Начало расколаПротопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев;( 1620 -1682 ) — противник богослужебной Жизненный путь Аввакума.Происходил из бедной семьи, начитанный, строгого нрава,он беспощадно преследовал всякое Страдания Аввакума   Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений Страдания Аввакума   Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений Труды АввакумаНачало «Жития» Аввакума со вступительной заметкой Епифания (в круге), автографы. Ему Смерть и посмертная судьба14 лет он просидел на хлебе и воде в В 1646-1648 годах Стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви 1652 год - начало патриаршества НиконаЦерковная реформа началась на рубеже 1653-1654 гг. Реформы Никона Единый культ богослужения Образец – греческий богослужебный чин. Исправление богослужебных Крестные ходы навстречу солнцу (вместо посолонь) Трисоставной-восьмиконечный крест заменялся двучастным-четырёхконечным Предписывалось 5. Раскол. Огнепальный Аввакум Противники Никона:  1. Противники властолюбия, жестокости Никона2. Старообрядчество - совокупность различного рода религиозных групп в России, возникших в середине с. ГригоровоЮный Аввакум Петров Аввакум Петров в селе Лопатищи1638 – дьякон в селе Лапотищи близ Макарьева1651 1664 – Аввакум возвращён в Москву после падения Никона. Продолжает раскольническую деятельность, 6. Первые заволжские скиты Репрессии староверов 	На репрессии патриарха Никона против ослушников 7. Дело патриарха Никона Светское имя – Никита Минич Найдите ошибки в тексте и подчеркните их  В начале XVII века
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 11 Церковь после Смуты
Церковь, как и остальное население, разделилось

Церковь после СмутыЦерковь, как и остальное население, разделилось на две части:Патриарх

на две части:
Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев.
Большая

часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны.
В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.

Н. Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.


Слайд 12 Патриарх Филарет (1554 - 1633 гг)

Патриарх Филарет (1554 - 1633 гг)    Митрополит Филарет

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)-патриарх, отец Михаила

Федоровича (первого царя из династии Романовых) В 1600 г царем Борисом Годуновым Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь Его жена Ксения Ивановна Шестова была пострижена под именем Марфы. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским Участвовал в свержении Лжедмитрия I В октябре 1608 г был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где был наречен патриархом .Арестован поляками и до сентября 1619 г был в плену в Польше. После возвращения из плена в Москве был избран патриархом .Правил государством совместно с сыном Михаилом вплоть до своей смерти в 1633 г


Слайд 13 Церковь в годы Смуты

Церковь в годы Смуты

Слайд 14 Власть и церковь. Церковный раскол.
Домашнее задание:
Параграф 24 в

Власть и церковь. Церковный раскол.Домашнее задание:Параграф 24 в р/т №5,6

р/т №5,6


Слайд 15 Раскол в Русской православной церкви

Раскол в Русской православной церкви

Слайд 16 Раскол – разделение Русской православной церкви во второй

Раскол – разделение Русской православной церкви во второй половине XVII века

половине XVII века вследствие церковной реформы 1656-1667 гг. на

«никониан» (сторонников официальной церкви) и «старообрядцев»

Слайд 17
Сообщество церковнослужителей-нижегородцев в селе Кирикове.
Московский кружок «боголюбцев» (ревнителей

Сообщество церковнослужителей-нижегородцев в селе Кирикове.Московский кружок «боголюбцев» (ревнителей древнего благочестия). Необходимость

древнего благочестия).
Необходимость церковных перемен.
Реформы патриарха Никона.
Раскол. Огнепальный

Аввакум.
Первые заволжские скиты. Репрессии староверов.
Дело патриарха Никона.

План урока


Слайд 18 Село Кириково, находившееся

Село Кириково, находившееся   в 3-х км от Лыскова,

в 3-х км от Лыскова,

в настоящее время вошло в его городскую черту

с. Кириково

1. Сообщество

церковнослужителей-нижегородцев

в селе Кирикове


Слайд 19 Иларион, сын Анания, (в дальнейшем митрополит Суздальский и

Иларион, сын Анания, (в дальнейшем митрополит Суздальский и духовник царя Фёдора

духовник царя Фёдора Алексеевича) в 1692 году поставил в

родном селе каменную Успенскую церковь

В начале 1630-х гг. священник Анания, служивший в деревянной тогда кириковской церкви, возглавил сообщество нижегородских приходских священников, поставившее перед собой задачу борьбы за очищение духовной жизни России. В кружок входили Иван Неронов, Павел Коломенский, Никита Минич (будущий патриарх Никон), Аврамий (строитель лысковского Казанского монастыря), Агафоник, Иван Курочка.


Слайд 20 Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Никон, Патриарх

Минич)
Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)(

1605-1681 гг)
с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода . Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника.


Слайд 22 От священника до патриарха
Смерть детей в 1635 году

От священника до патриархаСмерть детей в 1635 году привела Никиту к

привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил

жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Соловецком монастыре.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.


Слайд 24 Начало раскола
Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев;( 1620 -1682

Начало расколаПротопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев;( 1620 -1682 ) — противник

) — противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века;

духовный писатель.

Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Один из них Аввакум. Раскольники
( старообрядцы) почитают Аввакума священномучеником и исповедником.


Слайд 26 Жизненный путь Аввакума.
Происходил из бедной семьи, начитанный, строгого

Жизненный путь Аввакума.Происходил из бедной семьи, начитанный, строгого нрава,он беспощадно преследовал

нрава,он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил.
Аввакум один

из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и сослали в Тобольск на 6 лет.

Путешествие Аввакума по Сибири


Слайд 28 Страдания Аввакума
Семья протопопа несла все

Страдания Аввакума  Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений

тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным

приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)


Слайд 29 Страдания Аввакума
Семья протопопа несла все

Страдания Аввакума  Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений

тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным

приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)


Слайд 30 Труды Аввакума
Начало «Жития» Аввакума со вступительной заметкой Епифания

Труды АввакумаНачало «Жития» Аввакума со вступительной заметкой Епифания (в круге), автографы.

(в круге), автографы.
Ему приписывают 43 сочинения, в том

числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.


Слайд 31 Смерть и посмертная судьба
14 лет он просидел на

Смерть и посмертная судьба14 лет он просидел на хлебе и воде

хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая

свою проповедь. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.Аввакум почитается как священномученик и исповедник.

«Сожжение протопопа Аввакума»
В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.


Слайд 32 В 1646-1648 годах

В 1646-1648 годах

царь Алексей Михайлович при своём московском дворе организовал кружок «боголюбцев» (ревнителей древнего благочестия).

Вопрос: кто из кириковского кружка вошёл в московский придворный кружок «боголюбцев»?

2. Московский кружок "боголюбцев"

(ревнителей древнего благочестия)

Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, Аввакум Петров, Никон, ставший архимандритом столичного Новоспасского монастыря, окольничий Фёдор Ртищев обсуждали вопросы об исправлении церковных книг по единым образцам


Слайд 33 Стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды

Стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды и книги Русской

и книги Русской церкви с обрядами других православных церквей

(в первую очередь Греческой) для превращения Русской церкви и Российского государства в «истинное» православное царство.
В понимании царя, патриарха Никона и некоторых других «придворных боголюбцев» Россия являлась центром вселенского православия, который должен объединить все православные церкви под своим покровительством.
В будущем предполагалось и государственное соединение православного Востока с Россией путём отвоевания Константинополя у турок.
Активная поддержка греческими патриархами идеи церковной реформы, т.к. они заинтересованы в том, чтобы Россия освободила подчинённые им патриархаты от турецкого владычества.

3. Необходимость церковных перемен


Слайд 34 1652 год - начало патриаршества Никона
Церковная реформа началась

1652 год - начало патриаршества НиконаЦерковная реформа началась на рубеже 1653-1654

на рубеже 1653-1654 гг. По инициативе Никона и Алексея

Михайловича церковный собор 1654 г. согласился на исправление богослужебных книг по «древним славянским и греческим образцам». Окончательно все церковные нововведения получили утверждение на соборе 1666 г. и на Большом соборе 1667 г. с участием двух греческих патриархов и многочисленных греческих архиереев.

4. Реформы патриарха Никона


Слайд 35 Реформы Никона
Единый культ богослужения
Образец – греческий

Реформы Никона Единый культ богослужения Образец – греческий богослужебный чин. Исправление

богослужебный чин. Исправление богослужебных книг по греческим образцам. Иконы

только греческого письма

Единоголосие во время церковной службы. Сокращались тексты некоторых молитв

Крестное знамение тремя перстами вместо двуперстного

Поясные поклоны вместо земных




Слайд 36 Крестные ходы навстречу солнцу (вместо посолонь)
Трисоставной-восьмиконечный

Крестные ходы навстречу солнцу (вместо посолонь) Трисоставной-восьмиконечный крест заменялся двучастным-четырёхконечным

крест заменялся двучастным-четырёхконечным
Предписывалось совершать литургию на пяти просфорах,

а не на семи, как было до реформы

«Трегубая аллилуйя» вместо 2 раз

Вместо написания «Исус» вводилось «Иисус»





Слайд 37 5. Раскол.
Огнепальный Аввакум

Противники Никона:
1.

5. Раскол. Огнепальный Аввакум Противники Никона: 1. Противники властолюбия, жестокости Никона2.

Противники властолюбия, жестокости Никона
2. Малограмотные служители церкви, не подготовленные

для работы с новыми книгами
3. Идейные противники (защитники старой веры) говорили
образцы – не греческие, а старинные русские книги
греческая вера испортилась
выступали против латинского влияния, т.к. греческие книги изданы в Риме

Раскол – религиозное движение, в результате которого произошло отделение от РПЦ части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653-1656


Слайд 38
Старообрядчество - совокупность различного рода религиозных групп в

Старообрядчество - совокупность различного рода религиозных групп в России, возникших в

России, возникших в середине XVII века в результате раскола

РПЦ, отказавшихся принять нововведения патриарха Никона. Для раннего старообрядчества характерны отрицание мира, в котором господствует антихрист, проповедь близкого конца света, аскетизм, приверженность старым обрядам. Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666-1667. Анафема снята в 1971

Аскетизм – убеждение, требующее самой строгой, воздержанной жизни

Анафема – церковное проклятие


Слайд 39
с. Григорово
Юный Аввакум Петров

с. ГригоровоЮный Аввакум Петров

в с. Григорове

Аввакум Петров (1605-1610? – 1682) – протопоп, духовный лидер старообрядчества, писатель, публицист

Аввакум Петров родился в селе Григорове Нижегородского края в семье священника


Слайд 40
Аввакум Петров в селе Лопатищи
1638 – дьякон в

Аввакум Петров в селе Лопатищи1638 – дьякон в селе Лапотищи близ

селе Лапотищи близ Макарьева
1651 – бежит в Москву; служит

справщиком церковных книг у патриарха Иосифа
1654 – как непримиримый противник церковной реформы удалён Никоном из типографии
1656 – ссылка в Даурию

Слайд 41
1664 – Аввакум возвращён в Москву после падения

1664 – Аввакум возвращён в Москву после падения Никона. Продолжает раскольническую

Никона. Продолжает раскольническую деятельность, увлекает на свою сторону княгиню
Урусову

и боярыню Морозову. В новых церковных обрядах видит влияние католичества. Ссылка в Мезень, потом в Пафнутьевский монастырь и Пустозёрск 1666 – вызван на собор, расстрижен и проклят 1667 – ссылка в Пустозёрск, заточение в земляную тюрьму Пишет «Житие протопопа Аввакума», автор свыше 100 литературных произведений Рассылает грамоты о «старой вере»: о воцарении

дьявола, о скором пришествии антихриста, о бегстве из мира и самосожжении. Аввакум сожжён в срубе в Пустозёрске 1. 04.1682

Пафнутьевский монастырь около Калуги


Слайд 42 6. Первые заволжские скиты
Репрессии староверов
На репрессии

6. Первые заволжские скиты Репрессии староверов 	На репрессии патриарха Никона против

патриарха Никона против ослушников его воли сторонники старой веры

ответили массовым бегством в глухомани Нижегородского Заволжья. Уже в 1656/1657 г. на притоке Керженца Белмаше беглым монахом из-под Смоленска Ефремом Потёмкиным был основан первый скит, из которого он наведывался с проповедями на Макарьевскую ярмарку. Старообрядцы приняли активное участие в движении Степана Разина, а после его разгрома начались массовые самосожжения. 1672 год – создание особой Нижегородской митрополии. Печерский и Макарьевский монастыри становятся тюрьмами для учителей раскола

Скит – жилище отшельника, место уединения. В старообрядчестве – любой монастырь или поселение монастырского типа


Слайд 43 7. Дело патриарха Никона




Светское имя – Никита

7. Дело патриарха Никона Светское имя – Никита Минич

Минич

Сын мордовского крестьянина из села Вельдеманова (ныне Перевозский район) Изучал книжную премудрость в Макарьевском монастыре В 20 лет – священник в своём селе В 30 лет после смерти детей постригся в монахи под именем Никона

1643 – игумен Кожеозерского монастыря близ Каргополя 1646 – архимандрит Новоспасского монастыря в Москве. «Собинный друг» царя 1648 – новгородский митрополит 1652-1658 – патриарх 1654 – проведение церковной реформы 1656 – осуждение раскольников и отлучение их от церкви

1605-1681

Никон: «Священство выше царства» 1658 – добровольное отречение от патриаршества и удаление в Новоиерусалимский монастырь под Москвой 1666 – собор лишает Никона патриаршества и отправляет простым монахом в Ферапонтов монастырь 1676-1681 – заключение в Кирилло-Белозерский монастырь 1681 – умирает в Ярославле






Это конфликт двух властей: духовной и светской


  • Имя файла: razrabotka-uroka-dlya-7-klassa-po-teme-tserkovnyy-raskol.pptx
  • Количество просмотров: 48
  • Количество скачиваний: 0