Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Мужская и женская народная одежда

Содержание

«Всяк портной на свой раскрой».Портные – люди, которые шьют одежду. Их называли так потому, что в Древней Руси одежда называлась «порты» или «портище».Портные, в зависимости от того, что они шили, назывались:-шубниками-кафтанниками-рукавичниками-карманниками.* Как вы думаете, что шили
Мужская и женская народная одежда.«По одёжке встречают…» «Всяк портной на свой раскрой».Портные – люди, которые шьют одежду. Их называли «Не поносишь старого – не носить и нового».Одежду шили, как правило, дома.В Функции народного костюма.Религиозно-магическая – одежда защитит, убережёт от порчи, сглаза, недоброго колдовства.Социальная. Мужской костюм.РУБАХА – основной элемент одежды. Шили из холста, без плечевых швов, «Шойданник» - для лета, Зимняя мужская одежда. Для зимы из овчины мехом Женская одежда. САРАФАН – повседневная одежда для девушки и обязательная часть венчального костюма. Дочку- в колыбельку,     приданое- Передник с «грудинкой». Передник Московской губернии был неповторимый Плечевая одежда: нагрудник, шушунчик, шушпан( рис. 13;15); сукман( рис.17); кохта(рис.21); корсетка (одежда Украшения, аксессуары. Верхняя одежда: зипун, полушубок, душегрея (короткая Образцы женской одежды. Детская одежда. «Два сапога – пара и оба на левую ногу». Самой древней обувью Образцы  обуви. По возрасту и убор. Девочки до 12 лет носили повязки.Затем надевали венец. Украшения.  В косу девочки Свадебные хлопоты. В некоторых губерниях свадебным убором служил В Воронежской губернии в числе наиболее распространённых был головной убор, состоявший из Головные уборы Московской губернии. Кокошники трапециевидной формы с плоским верхом, сделанные из Мужские головные уборы.  14 век. Шапки, напоминающие Причёски. Мужчины в 14 веке, чтобы придать солидность своей внешности стали носить Практическая часть.ЗАДАНИЕ: ПОДБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
Слайды презентации

Слайд 2 «Всяк портной на свой раскрой».
Портные – люди, которые

«Всяк портной на свой раскрой».Портные – люди, которые шьют одежду. Их

шьют одежду. Их называли так потому, что в Древней

Руси одежда называлась «порты» или «портище».
Портные, в зависимости от того, что они шили, назывались:
-шубниками
-кафтанниками
-рукавичниками
-карманниками.
* Как вы думаете, что шили эти люди?


Слайд 3 «Не поносишь старого – не носить и нового».
Одежду

«Не поносишь старого – не носить и нового».Одежду шили, как правило,

шили, как правило, дома.
В бедных семьях – сама хозяйка,

а в более богатых – служанка.
До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти не сохранилось: её донашивали, перешивали и латали до полной ветхости.
МАТЕРИАЛ для одежды каждый изготавливал в своём хозяйстве. Использовали шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позднее. Домашнее прядение и ткачество в 9 – 13 веках уже было достаточно развито. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили и шили одежду.
«СЕРМЯГА» - грубое неокрашенное домотканое сукно.
Человека, одетого в одежду из такого сукна, называли «сермяжным».



Слайд 4 Функции народного костюма.
Религиозно-магическая – одежда защитит, убережёт от

Функции народного костюма.Религиозно-магическая – одежда защитит, убережёт от порчи, сглаза, недоброго

порчи, сглаза, недоброго колдовства.
Социальная. Каждый человек считал, что ему

от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, изменение по своему желанию платья считалось обманом людей и Бога, то есть грехом.
Эстетическая. Понимание красоты одежды в далёкие времена определяло не яркость и богатство отделки, а соответствие религиозному и общественному идеалу.
Мемориальная. Язык костюма был обращён к традиции поминания предков ( следование их заповедям, жизненной и бытовой практике, сохранение традиций).
Утилитарная (практическая).
Индивидуальная.


Слайд 5 Мужской костюм.
РУБАХА – основной элемент одежды. Шили из

Мужской костюм.РУБАХА – основной элемент одежды. Шили из холста, без плечевых

холста, без плечевых швов, с малоскошенными рукавами, ластовицами и

боковыми вставками. Разрез под застёжку делали с левой стороны( косоворотка ). Носили – навыпуск, подпоясывали поясами (служил оберегом, в него прятали гребень, огниво).
ПОДОПЛЁКА – подкладка из грубого холста. Выкраивали в форме прямоугольника или клина (30 см), пришивали к полочке и спинке.

Слайд 6

Праздничная рубаха Особое внимание

Праздничная рубаха
Особое внимание уделялось

свадебным рубахам, которые делались из не крашенного холста или из клетчатой пестряди, а позднее – из покупного ситца.
Подол и низ рукавов украшали вышивкой, которая чередовалась с тканными узорами, а по краю пришивалось кружево ручного вязания шириной до 5 см красного или белого цвета. По вороту – расшивали блёстками.

Слайд 7

Штаны на «гашнике».

Мужские «ПОРТЫ» или «ШТАНЫ» шились обычно неширокими, холщовыми, синего или чёрного цвета. Верх штанов собирали на «гашнике» - шнуре из суровых ниток.
Праздничные штаны шили из пестрядинного или покупного полотна. Особенно нарядными считались штаны из полотна в полоску. В некоторых губерниях использовали домотканое или шерстяное полотно.
В случае неуплаты податей владельцу таких нарядных портов говорили: «Франтить горазд, а податей не платишь».


Слайд 8

«Шойданник» - для лета,

«Шойданник» - для лета,

тулуп – для зимы.

С весны до осени мужчины носили КАФТАНЫ. Наиболее распространённым по покрою был кафтан-балахон с прямыми полами и спинкой и клиньями, вставленными в боковой шов
( рис. 16)
Были распространены такие кафтаны, как «шойданник» ( рис.18) или «азям» (рис.17).


Слайд 9 Зимняя мужская одежда.
Для зимы

Зимняя мужская одежда. Для зимы из овчины мехом внутрь

из овчины мехом внутрь шили шубы, полушубки, тулупы. Шубы

подпоясывали, когда выходили за пределы деревни, а в своей деревне – только в праздники.
Тулупы делали без застёжки, с длинными рукавами и большим воротником, подпоясывали кушаком. Надевали тулупы зимой в дорогу поверх кафтана или шубы. У знати шубы были на собольем меху, а у людей попроще – на заячьем или собачьем. Самые бедные покрывались кожухом. Иногда под кафтан поддевался зипун
Рис. 10 –кафтан;
Рис.15 – тулуп.


Слайд 10 Женская

Женская одежда.    (Воронежская губерния).

одежда. (Воронежская губерния).
Основной вид

одежды – рубаха. Её шили из 4 полотнищ: 2 – спереди, 2 – сзади, а швы располагались посередине груди, спины и по бокам. По горловине ткань собиралась под узкую «обшивку», часто переходящую в стоячий воротник высотой от 1,5 до 3 см, который застёгивался на пуговицу или завязывался тесьмой, продетой в две петли.
Иногда встречался большой отложной воротник – жерелок.


Слайд 11 САРАФАН – повседневная одежда для девушки и обязательная

САРАФАН – повседневная одежда для девушки и обязательная часть венчального костюма.

часть венчального костюма.


Слайд 12 Дочку- в колыбельку,

Дочку- в колыбельку,   приданое- в коробейку. Воронежские

приданое- в коробейку.
Воронежские клетчатые юбки-понёвы украшали вышитыми

узорами. Особенность их декора – расшитые белой шерстью контуры тканных клеток (этот приём назывался «выложить белью»).
Во многих уездах были распространены юбки из домотканого одноцветного ( синего, бордового) или полосатого материала.
Праздничные юбки украшались лентами, галунами, которые назывались «обнарядкой».
Поверх юбки надевался передник из сатина, ситца, атласа, украшенный вышивкой, лентами, бахромой.


Слайд 13 Передник с «грудинкой».
Передник Московской

Передник с «грудинкой». Передник Московской губернии был неповторимый и

губернии был неповторимый и уникальный по своему декоративному убранству.

Он служил ярким и эффектным украшением праздничной одежды.
Передник с «грудинкой» надевался через голову, состоял из двух частей:
-небольшого куска ткани прямоугольной формы – «грудинки»;
-пришитого к нему прямого полотнища.
Держался передник на лямках, а сзади завязывался на тесёмки.




Слайд 14 Плечевая одежда: нагрудник, шушунчик, шушпан( рис. 13;15); сукман(

Плечевая одежда: нагрудник, шушунчик, шушпан( рис. 13;15); сукман( рис.17); кохта(рис.21); корсетка

рис.17); кохта(рис.21); корсетка (одежда без рукавов рис. 20).


Слайд 15 Украшения, аксессуары.
Верхняя одежда: зипун,

Украшения, аксессуары. Верхняя одежда: зипун, полушубок, душегрея (короткая одежда

полушубок, душегрея (короткая одежда на лямках, иногда отороченная мехом

с застёжкой впереди); телогрея( короткая одежда с воротником и рукавами без меховой отделки).
Непременные аксессуары: пояс-покрома (носили с праздничной одеждой).
Украшения:
-монисто – из бисера;
-косники – для кос(сл.14; рис.14).
-подмахорники и гайтаны – поясные наспинные украшения.
* Рукавицы – у богатых людей на дорогом меху из бархата, шёлка, украшались вышивкой; у бедных – варежки из толстой шерсти.



Слайд 16 Образцы женской одежды.

Образцы женской одежды.

Слайд 17 Детская одежда.

Детская одежда.

Слайд 18 «Два сапога – пара и оба на левую

«Два сапога – пара и оба на левую ногу». Самой древней

ногу».
Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли-поршни.


Делали и простые башмаки – чоботы.
В основном шили сапоги (для холодного времени утеплялись войлоком).
Сапоги надевались на онучи – куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. Зимние онучи делали из меха и назывались шкарпетками. Сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму в процессе носки.
Валеная обувь – валенки, катанки – появились в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Стоили они очень дорого.
ЛАПТИ – плелись из коры ивы, берёзы, дуба, вяза (1пара – 3-4 деревца). Лапти имели малый срок службы:
а) зимой пронашивались за 10 дней;
б) после оттепели – за 4 дня;
в) летом, в страдную пору – за 3 дня.
«В дорогу идти – пять пар лаптей плести».
Стоили лапти – не более 5 копеек, а сапоги – несколько рублей.

Слайд 19 Образцы обуви.

Образцы обуви.

Слайд 20 По возрасту и убор.
Девочки

По возрасту и убор. Девочки до 12 лет носили повязки.Затем надевали венец.

до 12 лет носили повязки.
Затем надевали венец.


Слайд 21 Украшения.
В

Украшения. В косу девочки вплетали гарусные нити

косу девочки вплетали гарусные нити или накосники.
Повзрослевшие девушки украшали

волосы лентой. Это означало, что её можно сватать (рис. В).
«Честной» колпак (рис. А) свидетельствовал о том, что девушка стала невестой и скоро наденет венок, называемый «девичья красота» ( рис. Б), (из искусственных цветов).

Слайд 22 Свадебные хлопоты.

В некоторых губерниях

Свадебные хлопоты. В некоторых губерниях свадебным убором служил кокошник

свадебным убором служил кокошник .
В других губерниях надевали венец

невесты (или свадебный венец).

Слайд 23 В Воронежской губернии в числе наиболее распространённых был

В Воронежской губернии в числе наиболее распространённых был головной убор, состоявший

головной убор, состоявший из сороки и позатыльника. Сверху его

часто покрывали красным ситцевым платком с набивным рисунком. Костюм дополнялся рогатой кичкой.

Слайд 24 Головные уборы Московской губернии.
Кокошники трапециевидной формы с плоским

Головные уборы Московской губернии. Кокошники трапециевидной формы с плоским верхом, сделанные

верхом, сделанные из бархата и украшенные золотым шитьём, блёстками,

фольгой.
Платок существовал в качестве самостоятельного головного убора (фабрики по производству платков: фабрика Котова, фабрика Гучкова).
Платок был дорогим подарком. Его дарили на свадьбу, на рождение ребёнка, на крестины.
Рис. 14. Портрет крестьянки, художник И. П. Аргунов, 1784 год.

Слайд 25 Мужские головные уборы.
14 век.

Мужские головные уборы. 14 век. Шапки, напоминающие колпак. Зимой

Шапки, напоминающие колпак. Зимой – малахаи – овчинные треухи.
15

век. Стали носить тюфьи – маленькие круглые шапочки. Колпак – распространённый головной убор (богатые шили их из белого атласа и украшали жемчугом). Зимой колпак подбивался мехом.
17 век. Появился науруз – разновидность колпака, шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами или кистями.
Распространены были и мурмолки – шапки с плоской, расшитой книзу тульей.
Горлатные шапки – были исключительной принадлежностью князей и бояр.
Бедный люд – шапка из сукна или войлока. Зимой, подшитые недорогим мехом. «ПО СЕНЬКЕ И ШАПКА.»


Слайд 26 Причёски.
Мужчины в 14 веке, чтобы придать солидность своей

Причёски. Мужчины в 14 веке, чтобы придать солидность своей внешности стали

внешности стали носить окладистые бороды. Бритьё бороды и усов

запрещалось законом. Волосы постригали очень коротко. И вскоре возникла мода на причёску «под горшок». К 16 веку в Москве уже было Несколько парикмахерских. Они располагались под прямо открытым небом. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой парикмахерской. Если же на стрижку не было денег, то можно было постричься и дома – горшков в каждом хозяйстве было достаточно.
Девичья причёска – это коса (однокоска), которую перед венчанием на девичнике или после бани расплетали и не заплетали до самого венчания. Перед венчанием волосы заплетали уже в две косы. Закладывая их так. Чтобы образовались «рога», подражающие рогам животных. Прощание с косой было для невесты прощанием со свободой, с родительским домом.
Замужней женщине необходимо было скрывать свои волосы. Появиться с непокрытой головой – опростоволоситься – значило опозориться.
Молодые девушки до замужества могли ходить с распущенными волосами. Волосы поддерживал венец – узкая металлическая или матерчатая полоска, которая, охватывая лоб, сзади крепилась на затылке. Венец расшивался бусами, бисером. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга, которые спускались вдоль щёк. В косы девушки вплетали ленты или золотые нити.

  • Имя файла: muzhskaya-i-zhenskaya-narodnaya-odezhda.pptx
  • Количество просмотров: 157
  • Количество скачиваний: 0