Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по истории на тему Русская православная церковь в 17 веке

Содержание

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории — церковный раскол.В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.Каковы же причины раскола? Кто в
Русская православная церковь в XVII веке Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических Автокефалия Русской церквиКогда и в связи с чем Русская церковь добилась фактической Автокефалия Русской церквиКогда русская церковь окончательно стала автокефальной?В 1589 г. в России Церковь в годы СмутыКак сказалась Смута  на положении Русской церкви?В годы Церковь после СмутыПосле Смуты наступило время наивысшего могущества церкви. Главой церкви был Церковь в середине XVII в.Осложнилось или улучшилось положение церкви с принятием Соборного Ревнители древлего благочестияРешением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг.XVII в. в Исправление церковных книг и обрядовПочему спустя век после Стоглавого собора вопрос Рукописные богослужебные книгиМинея Четья, март(Успенский список).Новгород, 1540-е — нач. 1550-х гг.Бумага, чернила, Старопечатные  богослужебные книгиВ чем состоит важнейшее преимущество печатной книги над рукописной Исправление церковных книгИсправление церковных книг было необходимо.Но как исправлять? По греческим образцам Исправление церковных книгВ чем недостаток исправления книг по греческим образцам??За столетия, прошедшие Патриарх НиконНикон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в семье Патриарх НиконВ 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран патриархом Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко. «Премудрая двоица»Автор «Служебника» 1653 г. киевский богослов  Епифаний Славинецкий призывал «Восхвалити «Премудрая двоица»Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии» государства и церкви «Священство» и «царство»Когда ранее в русской истории провозглашалось превосходство церковной власти над Исправление церковных книгПатриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.Худ. А. Кившенко.Став в 1652 Реформа НиконаТроеперстное крещение вместо двоеперстного.Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного.Написание «Иисус» вместо «Исус».Поясные Клобук патриарха НиконаВ домашней переписной книге патриарха Никона этот клобук значится как Новый ИерусалимТолько поддержка восточных, греческих церквей могла превратить Россию в настоящий Третий Два Иерусалима1. Храм Рождества   в Вифлееме2. Храм Гроба Господня Два ИерусалимаХрам Гроба Господняв ИерусалимеВоскресенский собор  в Новом Иерусалиме РасколРеформа вызвала сопротивление.Патриарха обвиняли в том, что он вводит «новую веру», «латинство». РасколЕсли патриарх Никон, исходя из теории «Москва – Третий Рим», считал необходимым Протопоп АввакумАввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск и Протопоп АввакумВ марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия в Конфликт Никона с царемВ 1658 г. между царем и патриархомпроизошел конфликт. Алексей Низложение патриарха НиконаВ 1667 г. церковный собор с участием патриархов ПаисияАлександрийского и Ссылка НиконаНикон был лишен  патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь зимой Ссылка НиконаВ Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в 1672 Ссылка НиконаВ июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в Кирилло-Белозерский СтарообрядчествоПосле низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против Соловецкое восстаниеНе признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители — Соловецкого Соловецкое восстаниеВосемь лет — с января 1668 г. по январь 1676 г. Состав старообрядцевСреди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов и священников, но практически СтарообрядчествоКрестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не только от гонений на СтарообрядчествоЦерковные иерархи практически не присоединились к расколу. За «старую веру» выступил лишь СтарообрядчествоВ чем состоит сходство беспоповства с протестантизмом?В чем его принципиальное отличие от СтарообрядчествоСтарообрядчествоПоповцы(Беглопоповцы)БеспоповцыНово- зыбковскаяиерархия.(с 1846 г. —РоссийскаяДревле- православнаяЦерковь)Бело- криницкая иерархия.(РусскаяПравославная старо- обрядческая  Церковь)Поморское Подводим итогиКаковы же причины раскола?   Кто в нем участвовал Подводим итогиЧем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?Патриарх Никон Источники иллюстрацийСлайд 3. http://www.bratstvo.kiev.ua/im/iiona.jpgСлайд 4. http://rus-icons.narod.ru/part10/part105/small/s_1_1_97-2.jpgСлайд 5. http://www.orthodoxworld.ru/russian/istoria/book/2/11/germogen.jpg;http://oficery.ru/uploads/CAC9A3WP(1).jpgСлайд 6. Романовы. Триста лет Источники иллюстрацийСлайд 18. http://www.kmrz.ru/catimg/33/335991.jpgСлайд 19. http://www.visualrian.ru/storage/PreviewWM/0338/57/033857.jpgСлайд 20. http://chron.eduhmao.ru/img_7_12_0_4.jpegСлайд 21. http://www.sculptor-polegaev.ru/gallery/big/patr1.jpgСлайд 22. http://vadimzhuravlev.narod.ru/tema01_PIC/klobuk.jpgСлайд Источники иллюстрацийСлайд 30. http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13786Слайд 31. http://images.google.ru/imgresСлайд 32. http://www.museum.ru/imgB.asp?844Слайд 33. http://azbuka-hrist.narod.ru/k/img/kelya.jpgСлайд 34. http://img-2005-09.photosight.ru/21/1045538.jpgСлайд
Слайды презентации

Слайд 2
Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых

из самых трагических событий в своей истории — церковный раскол.
В

эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.

Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и каковы его последствия?
Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?


Слайд 3 Автокефалия Русской церкви



Когда и в связи с чем

Автокефалия Русской церквиКогда и в связи с чем Русская церковь добилась

Русская церковь добилась фактической автокефалии (самостоятельности)?

В 1441 г. собор русского

духовенства отверг заключенную в 1439 г. Флорентийскую унию и сверг ее сторонника митрополита Исидора.
В 1448 г. без санкции патриарха был избран русский митрополит Иона

?


Слайд 4 Автокефалия Русской церкви



Когда русская церковь окончательно стала автокефальной?
В

Автокефалия Русской церквиКогда русская церковь окончательно стала автокефальной?В 1589 г. в

1589 г. в России было введено патриаршество.
?
Первым русским патриархом
стал

Иов

Слайд 5 Церковь в годы Смуты




Как сказалась Смута на положении

Церковь в годы СмутыКак сказалась Смута на положении Русской церкви?В годы

Русской церкви?

В годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос.


Церковь стала опорой в годину бедствий.
Патриарх Иов не признал власти Лжедмитрия I.
Патриарх Гермоген отверг власть поляков и содействовал созыву ополчения, заплатив за это смертью в тюрьме.
Церковь стала ведущей патриотической силой

?


Слайд 6 Церковь после Смуты
После Смуты наступило время наивысшего могущества

Церковь после СмутыПосле Смуты наступило время наивысшего могущества церкви. Главой церкви

церкви.
Главой церкви был патриарх Филарет — отец царя

Михаила.
Филарет являлся подлинным правителем государства.
Как и царь, он именовался Великим Государем.
В 1633 г. Филарет умер.
В 1634–1640 гг. на патриаршестве пребывал Иоасаф I,
в 1642–1652 гг. – Иосиф.
Их авторитет далеко уступал авторитету Филарета.

Клобук патриарха Филарета.
Худ. Ф. Солнцев.


Слайд 7 Церковь в середине XVII в.



Осложнилось или улучшилось положение

Церковь в середине XVII в.Осложнилось или улучшилось положение церкви с принятием

церкви с принятием Соборного уложения 1649 г.?

Монастыри и патриаршая кафедра

лишились права
держать городские дворы и слободы.
Монастыри лишились права принимать земельные вклады.
Ряд дел был передан из церковных судов в светские.
Часть духовенства воспринимала это не просто как утрату
привилегий, но как покушение на саму церковь.
Перед церковью стояли и другие сложные проблемы.

?


Слайд 8 Ревнители древлего благочестия
Решением этих проблем занимался сложившийся в

Ревнители древлего благочестияРешением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг.XVII в.

40-х гг.
XVII в. в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия».
В

него вошли: царский духовник и протопоп кремлевского Благовещенского собора Степан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, царский постельничий Федор Ртищев, настоятель Новоспасского монастыря Никон, протопоп Аввакум Петров и другие.
Ревнители были обеспокоены падением нравов духовенства,
«многогласием» в церковных службах, различиями в обрядах.

Когда впервые церковь всерьез озаботилась падением нравов духовенства? О чем говорит возвращение к этому вопросу?

?


Слайд 9 Исправление церковных книг и обрядов



Почему спустя век после Стоглавого

Исправление церковных книг и обрядовПочему спустя век после Стоглавого собора вопрос

собора вопрос о различиях в церковных обрядах и разночтениях в

церковных книгах вновь оказался актуален?

После завершения централизации государства разночтения в церковных книгах и обрядах были нетерпимы, поэтому их унификация стала необходима.
Достигло значительных успехов книгопечатание, благодаря чему унификация богослужебных книг стала возможна.

?


Слайд 10 Рукописные богослужебные книги

Минея Четья, март
(Успенский список).
Новгород, 1540-е —

Рукописные богослужебные книгиМинея Четья, март(Успенский список).Новгород, 1540-е — нач. 1550-х гг.Бумага,

нач. 1550-х гг.
Бумага, чернила, киноварь, полуустав.
Темпера, золото.
Переплет: доски, кожа,

металл.

Написана по повелению митрополита Макария для Успенского собора Московского Кремля.

Рукопись представляет собой огромный фолиант, написанный полууставом в два столбца писцами «макарьевской» школы.

Украшена заставками на золотом фоне в нововизантийском стиле.

Слайд 11 Старопечатные богослужебные книги



В чем состоит важнейшее преимущество печатной книги над

Старопечатные богослужебные книгиВ чем состоит важнейшее преимущество печатной книги над рукописной

рукописной с точки зрения унификации текста?
Каждая рукопись содержит свои ошибки. Все печатные

книги идентичны.


?

Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г.
Типограф Василий Михайлович Гарабурда


Слайд 12 Исправление церковных книг
Исправление церковных книг было необходимо.
Но как

Исправление церковных книгИсправление церковных книг было необходимо.Но как исправлять? По греческим

исправлять? По греческим образцам или по древнерусским «харатейным» спискам?



В чем

преимущество первого варианта?

Он позволял Русской церкви сблизиться с православными церквами греческого Востока, а России — стать лидером мирового православия, о чем мечтал Алексей Михайлович. На этом варианте настаивал прибывший в Россию иерусалимский патриарх Паисий.

?


Слайд 13 Исправление церковных книг


В чем недостаток исправления книг по

Исправление церковных книгВ чем недостаток исправления книг по греческим образцам??За столетия,

греческим образцам?
?
За столетия, прошедшие с 988 г. русские и

греческие обряды и книги стали сильно различаться.
Между тем, со времен Флорентийской унии греческая церковь считала в России «испроказившейся»

Греческий монастырь на святой горе Афон


Слайд 14 Патриарх Никон
Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605

Патриарх НиконНикон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в

г. в семье мордовского крестьянина.
Служил приходским священником, но после

смерти детей на 31-м году жизни постригся в монахи в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.
Затем стал настоятелем Кожеозерского монастыря в Каргопольском уезде.
В 1646 г., будучи в Москве, сблизился с ревнителями древлего благочестия и царем Алексеем Михайловичем. Был назначен архимандритом придворного московского Новоспасского монастыря, а затем – митрополитом Новгородским.

Слайд 15 Патриарх Никон
В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа

Патриарх НиконВ 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран

Никон был избран патриархом Московским и всея Руси. Всего за

шесть лет он прошел путь от игумена провинциального монастыря до предстоятеля Русской церкви.
Никон был суров и властен. Он утверждал, что священство «преболе царства есть». Пользуясь влиянием на молодого государя, Никон добился, чтобы его, как и царя, именовали «Великим Государем».


Слайд 16

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко.

гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко.


Слайд 17 «Премудрая двоица»

Автор «Служебника» 1653 г. киевский богослов Епифаний

«Премудрая двоица»Автор «Служебника» 1653 г. киевский богослов Епифаний Славинецкий призывал «Восхвалити

Славинецкий призывал «Восхвалити и прославити утешительными песнями» Бога, «яко

избра в начальство и снабдение людем своим премудрую двоицу: великого государя царя Алексея Михайловича и великого государя святейшего Никона патриарха».


Патриарх Никон


Слайд 18 «Премудрая двоица»
Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии»

«Премудрая двоица»Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии» государства и

государства и церкви и о «двоице» царя и патриарха впервые говорилось

в VI в. в «Новелле» императора Юстиниана:
«Величайшие даны людям от высшего человеколюбия Божия дары – священство и царство; одно управляет божественными делами, другое начальствует и заботится о человеческих делах, и оба происходят от одного и того же начала… Доброе согласие обоих начал доставляет всяческую пользу людям».

Никон и Алексей Михайлович


Слайд 19 «Священство» и «царство»




Когда ранее в русской истории провозглашалось

«Священство» и «царство»Когда ранее в русской истории провозглашалось превосходство церковной власти

превосходство церковной власти над светской?

Учение Никона о превосходстве «священства»

над «царством» опиралось на рассуждения Иосифа Волоцкого:
«Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской».

?

Саккос патриарха Никона


Слайд 20 Исправление церковных книг

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.
Худ.

Исправление церковных книгПатриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.Худ. А. Кившенко.Став в

А. Кившенко.
Став в 1652 г. патриархом, Никон
решительно
начал церковную
реформу по греческим образцам.



Слайд 21 Реформа Никона
Троеперстное крещение вместо двоеперстного.
Троекратное пение «аллилуйя» вместо

Реформа НиконаТроеперстное крещение вместо двоеперстного.Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного.Написание «Иисус» вместо

двукратного.
Написание «Иисус» вместо «Исус».
Поясные поклоны вместо земных.
Движение крестного хода

в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»).
Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.
Новые правила иконописания.

Патриарх Никон. Скульптор С.Г. Полегаев.


Слайд 22 Клобук патриарха Никона

В домашней переписной книге патриарха Никона

Клобук патриарха НиконаВ домашней переписной книге патриарха Никона этот клобук значится

этот клобук значится как «клобук новый на греческое дело».

По форме тульи и намёта он заметно отличается от клобуков, которые носили русские патриархи до середины XVII в.

Скорее всего, появление клобука «на греческое дело» связано со стремлением Никона к сближению с восточными православными церквами.

Слайд 23 Новый Иерусалим
Только поддержка восточных, греческих церквей могла превратить

Новый ИерусалимТолько поддержка восточных, греческих церквей могла превратить Россию в настоящий

Россию в настоящий Третий Рим — центр православного мира.
Но Никон

видел Москву не только Третьим Римом, но и Вторым Иерусалимом, не только столицей ведущей православной державы, но и местом пребывания Божьей Благодати.
Под Москвой на Истре он выстроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Слайд 24 Два Иерусалима
1. Храм Рождества в Вифлееме
2. Храм

Два Иерусалима1. Храм Рождества  в Вифлееме2. Храм Гроба Господня в

Гроба Господня
в Иерусалиме
3. Храм Воскресения Господня

в Новом Иерусалиме.


1

2


3


Слайд 25 Два Иерусалима
Храм Гроба Господня
в Иерусалиме
Воскресенский собор в Новом

Два ИерусалимаХрам Гроба Господняв ИерусалимеВоскресенский собор в Новом Иерусалиме

Иерусалиме


Слайд 26 Раскол
Реформа вызвала сопротивление.
Патриарха обвиняли в том, что он

РасколРеформа вызвала сопротивление.Патриарха обвиняли в том, что он вводит «новую веру»,

вводит «новую веру», «латинство». Злейшими врагами Никона стали «ревнители

древлего благочестия», особенно Иван Неронов и Аввакум Петров.



Почему патриарха обвиняли в «латинстве»? Ведь он опирался на православные греческие образцы?

?

Протопоп Аввакум. Худ. Т. Быкова


Слайд 27 Раскол
Если патриарх Никон, исходя из теории «Москва –

РасколЕсли патриарх Никон, исходя из теории «Москва – Третий Рим», считал

Третий Рим», считал необходимым сближение с греческим православием, то его противники, исходя

из той же теории, полагали, что русское православие — единственно правильное, и презирали греческое православие, испорченное Флорентийской унией с католиками.

Защитники «старого обряда» были уверены в порочности всего иноземного.

Протопоп Аввакум


Слайд 28 Протопоп Аввакум
Аввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем

Протопоп АввакумАввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск

в Якутск и Енисейский острог, а оттуда — в

Даурию, в Нерчинск.

Всю дорогу он прошел пешком, через горы, по льду рек и озер, терпел голод, холод, побои. В пути умерли два его сына.

В 1664 г., после 10-летней ссылки Аввакум был возвращен в Москву, но за восстановление старых обрядов вновь сослан в Пустозерск.

Протопоп Аввакум. Современный художник.


Слайд 29 Протопоп Аввакум
В марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву

Протопоп АввакумВ марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия

для участия в церковном соборе. Соборным решением Аввакум был

расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерск.
В 1670 г. Аввакума и его спутников Епифания, Лазаря и Федора посадили в земляную тюрьму. Соратникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке.
В Пустозерске Аввакум написал свое «Житие» и многочисленные послания и письма.
В 1682 г. Аввакума и его сподвижников сожгли заживо в срубе.

Протопоп Аввакум.
Современный художник


Слайд 30 Конфликт Никона с царем
В 1658 г. между царем

Конфликт Никона с царемВ 1658 г. между царем и патриархомпроизошел конфликт.

и патриархом
произошел конфликт.
Алексей Михайлович потребовал,
чтобы Никон впредь не

именовался
Великим Государем.
Возмущенный Никон заявил, что не
желает быть патриархом «на Москве»,
и уехал в Новый Иерусалим. Однако
он не сложил патриаршего сана и не
позволил избрать нового патриарха.
Низложить патриарха не мог ни царь,
ни собор русского духовенства.
Россия оставалась без патриаршей
власти восемь лет.

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Худ. В. Шварц


Слайд 31 Низложение патриарха Никона
В 1667 г. церковный собор с

Низложение патриарха НиконаВ 1667 г. церковный собор с участием патриархов ПаисияАлександрийского

участием патриархов Паисия
Александрийского и Макария Антиохийского лишил Никона
патриаршего сана

и предписал ему впредь именоваться
просто монахом Никоном, а не патриархом Московским.






Лишение Никона на соборе
патриаршего сана.
Неизвестный
художник


Слайд 32 Ссылка Никона


Никон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный

Ссылка НиконаНикон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь зимой

Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь зимой


Слайд 33 Ссылка Никона

В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676

Ссылка НиконаВ Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в

г. Лишь в 1672 г. ему разрешили выходить из

кельи и монастыря.
В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне».

Патриарх Никон в ссылке в Ферапонтовом монастыре


Слайд 34 Ссылка Никона
В июне 1676 г. Никона перевели в

Ссылка НиконаВ июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в

суровое заточение в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1681 г. царь Федор

Алексеевич, вопреки вражде патриарха Иоакима к Никону, приказал перевести опального патриарха в Воскресенский монастырь.
Никон не успел вернуться в любимую обитель: 17 августа 1681 г. он умер в дороге, на р. Которосли в Ярославле.

Кирилло-Белозерский монастырь, место последнено заключения патриарха Никона


Слайд 35 Старообрядчество
После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не

СтарообрядчествоПосле низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу

прекратились.
Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович.

Собор 1666–67

г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев.

Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Заволжье, на Урале.


Старообрядческий скит


Слайд 36 Соловецкое восстание
Не признали никонианской реформы монахи самой северной российской

Соловецкое восстаниеНе признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители —

обители — Соловецкого монастыря.


Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против

новопечатных книг. Худ. С. Милорадович

Слайд 37 Соловецкое восстание
Восемь лет — с января 1668 г.

Соловецкое восстаниеВосемь лет — с января 1668 г. по январь 1676

по январь 1676 г. — мятежные монахи, отказавшиеся даже

молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск.




Слайд 38 Состав старообрядцев
Среди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов

Состав старообрядцевСреди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов и священников, но

и священников, но практически не было бояр и дворян.



Чем

объясняется такой состав старообрядчества?

?

Лишь боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова, дочери окольничего Прокопия Соковнина, присоединились к старообрядчеству.
Феодосия — вдова Глеба Морозова, брата боярина Бориса Морозова. После смерти мужа и его брата располагала громадным состоянием, щедро помогала староверам.

В. Суриков. Голова боярыни Морозовой.


Слайд 39 Старообрядчество
Крестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не

СтарообрядчествоКрестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не только от гонений

только от гонений на старую веру, но и от

десятины и других повинностей. Для них борьба за старую веру стала и борьбой против угнетения.

Посадские ненавидели Никона, пытавшегося, вопреки Уложению 1649 г., сохранить церковные «белые слободы», возмущались активным участием церкви в торговле и промыслах.

Рядовое духовенство, раздраженное гордыней и высокомерием патриарха, было привержено тем церковным правилам и книгам, по которым служило всю жизнь.

Для дворян же участие в расколе означало опалу, потерю службы, утрату поместий и вотчин.

Слайд 40 Старообрядчество
Церковные иерархи практически не присоединились к расколу. За «старую

СтарообрядчествоЦерковные иерархи практически не присоединились к расколу. За «старую веру» выступил

веру» выступил лишь один епископ Павел Коломенский.
После его смерти

рукополагать старообрядческих священнослужителей стало некому.
Старообрядчество разделилось на «поповцев» и «беспоповцев».
Первые принимали и «перекрещивали» беглых «никонианских» священников.
Вторые сочли, что «священство погибло». Священников им заменили «наставники» («начетчики») – люди, сведущие в Писании, умеющие вести церковную службу. Однако наставники не могли совершать таинства. Поэтому старообрядцы-беспоповцы отказались от большей части таинств (кроме крещения).

Слайд 41 Старообрядчество



В чем состоит сходство беспоповства с протестантизмом?
В чем

СтарообрядчествоВ чем состоит сходство беспоповства с протестантизмом?В чем его принципиальное отличие

его принципиальное отличие от протестантизма?

Те и другие отказались от

священников и заменили их проповедниками-мирянами (пасторами, наставниками).
Но кальвинисты принципиально отрицали необходимость священства, считая, что человеку не нужен посредник для общения с Богом, а беспоповцы пошли на этот шаг вынужденно из-за отсутствия священства.

?


Слайд 42 Старообрядчество

Старообрядчество
Поповцы
(Беглопоповцы)
Беспоповцы
Ново- зыбковская
иерархия.
(с 1846 г. —
Российская
Древле- православная
Церковь)
Бело- криницкая иерархия.
(Русская
Православная старо- обрядческая Церковь)
Поморское согласие
Федосеевское согласие
Часовенное согласие
Отдельные мелкие согласия

СтарообрядчествоСтарообрядчествоПоповцы(Беглопоповцы)БеспоповцыНово- зыбковскаяиерархия.(с 1846 г. —РоссийскаяДревле- православнаяЦерковь)Бело- криницкая иерархия.(РусскаяПравославная старо- обрядческая Церковь)Поморское согласиеФедосеевское согласиеЧасовенное согласиеОтдельные мелкие согласия

Слайд 43 Подводим итоги
Каковы же причины раскола? Кто в

Подводим итогиКаковы же причины раскола?  Кто в нем участвовал и

нем участвовал и каковы его последствия?

Раскол Русской православной церкви

был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире.
Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий.
Основными участниками старообрядческого движения стали духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне.

?


Слайд 44 Подводим итоги
Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви

Подводим итогиЧем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?Патриарх

и государства?

Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над

светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом.
Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно.
Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству.

?


Слайд 45 Источники иллюстраций

Слайд 3. http://www.bratstvo.kiev.ua/im/iiona.jpg
Слайд 4. http://rus-icons.narod.ru/part10/part105/small/s_1_1_97-2.jpg
Слайд 5. http://www.orthodoxworld.ru/russian/istoria/book/2/11/germogen.jpg;
http://oficery.ru/uploads/CAC9A3WP(1).jpg
Слайд

Источники иллюстрацийСлайд 3. http://www.bratstvo.kiev.ua/im/iiona.jpgСлайд 4. http://rus-icons.narod.ru/part10/part105/small/s_1_1_97-2.jpgСлайд 5. http://www.orthodoxworld.ru/russian/istoria/book/2/11/germogen.jpg;http://oficery.ru/uploads/CAC9A3WP(1).jpgСлайд 6. Романовы. Триста

6. Романовы. Триста лет служения России. М., белый город,

2007, С. 69.
Слайд 10. Государственный исторический музей. М., 2007, С. 66.
Слайд 11. http://www.gelos.ru/month/oct2003/bigimages/evangelie.jpg
Слайд 13. www.omolenko.ru
Слайд 14. Государственный исторический музей. М., 2007, С. 91.
Слайд 15. http://www.mj.rusk.ru/images/2005/120.jpg
Слайд 16. Романовы. Триста лет служения России. М., Белый город, 2007, С. 121.
Слайд 17. http://images.evrazia.org/images/raskol_ria_nikon.jpg


Слайд 46 Источники иллюстраций
Слайд 18. http://www.kmrz.ru/catimg/33/335991.jpg
Слайд 19. http://www.visualrian.ru/storage/PreviewWM/0338/57/033857.jpg
Слайд 20. http://chron.eduhmao.ru/img_7_12_0_4.jpeg
Слайд

Источники иллюстрацийСлайд 18. http://www.kmrz.ru/catimg/33/335991.jpgСлайд 19. http://www.visualrian.ru/storage/PreviewWM/0338/57/033857.jpgСлайд 20. http://chron.eduhmao.ru/img_7_12_0_4.jpegСлайд 21. http://www.sculptor-polegaev.ru/gallery/big/patr1.jpgСлайд 22.

21. http://www.sculptor-polegaev.ru/gallery/big/patr1.jpg
Слайд 22. http://vadimzhuravlev.narod.ru/tema01_PIC/klobuk.jpg
Слайд 24. http://www.chas-daily.com/win/1998/10/16/g_7101.jpg;
http://photo.things-that-matter.ru/data/media/25/Dsc02083_copy.jpg;
http://www.redrodgers.com/gallery/data/500/MG_2143.jpg
Слайд 25. http://www.filaxi.com/images/library/map2.jpg;
http://www.archi.ru
Слайд 26.

http://www.rusk.ru/images/2007/6072.jpg
Слайд 27. http://www.belaya-krinica.kiev.ua/os/Foto/img194.jpg
Слайд 28. http://drevlepravoslav.ucoz.ru/_bl/1/55496.jpg
Слайд 29. http://www.starover-pomorec.lv/pic/avvakum1.jpg


  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-na-temu-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-17-veke.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 1