Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по истории казачества Зимние календарные праздники

Содержание

СвяткиВ казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня – 19 декабря по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда
Календарные праздники казаков Зима СвяткиВ казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником. Святки С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодежь, Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким хламом двери хат, ворота, В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских». В это Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли после Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Поздним Начинали колядовать дети. За окном раздавались дружные голоса: «Можно похристославить?». Получив добро, Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодежь, и даже Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от одного В это же время колядовали и девочки, которые составляли отдельные от мальчиков Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что за время колядования комната В домах эта шумная компания пела церковные песни, выпрашивала у хозяев все, Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато Гадания в святочные дни (после Рождества) также составляли значительную часть развлечений станичной Крещение (Богоявление) Господне. В народе этот праздник называли «свечками», так как в По возвращению с водосвятия хозяин отпивал несколько глотков святой воды, угощал домочадцев, Как только раздавался удар колокола, из церкви начинался крестный ход. Все шли После этого все по очереди подходили к проруби за священной водой. Немало
Слайды презентации

Слайд 2 Святки
В казачьем быту святки считались самым большим,
шумным

СвяткиВ казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником.

и веселым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня

– 19 декабря
по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда казаки,
закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.

Слайд 3 С началом святок в строгой повседневной станичной жизни

С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья.

наступала пора веселья. Молодежь, собираясь на посиделки, игры, гадания

и устраивая самые различные
забавы, скрашивала унылую станичную зиму. Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным.
Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем.
К святочным вечерам молодежь всегда готовились: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой.

Слайд 4 Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким

Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким хламом двери хат,

хламом двери хат, ворота, да так, что утром домочадцы

не могли выбраться наружу.
Взрослые казаки также не любили сидеть дома, Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей

Слайд 5 В святочные вечера до Рождества не пели песен,

В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских». В

кроме «святовских».
В это же время шло интенсивное приготовление

рождественских запасов пищи. На столах размещали приготовленные домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений, капусты, огурцов, варенья, моченого терна, вина и др. До сочельника никому не разрешалось употреблять в пищу непостные продукты. Разрешались рыба, картошка, кислая капуста, соленые огурцы с постным маслом, соленые арбузы, тыква, пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из моченого терна.

Слайд 6 Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли

посте. Пищу употребляли после «первой звезды». Перед закатом солнца,

а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев
на молитву, зажигал свечу и ставил ее на каравай хлеба.

Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем,
застилалась соломой, а на нее ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Вновь произносилась молитва, и после этого приступали к еде.
Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая. Кутья (каша из цельных зерен пшеницы, позднее риса, с добавлением киш-миша, орехов, даже варенья и политая медом) символизировала плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и при рождении ребенка, крестинах и при похоронах


Слайд 7 Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким

Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям.

родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и

хуторов направлялось
в церковь. Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков).

Слайд 8 Начинали колядовать дети.
За окном раздавались дружные голоса:

Начинали колядовать дети. За окном раздавались дружные голоса: «Можно похристославить?». Получив

«Можно похристославить?». Получив добро, дружная компания входила в дом

и нестройным хором пела
Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам
служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты
Востока. Господи, слава Тебе!»


Слайд 9 Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки

Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодежь, и даже

выходила молодежь, и даже взрослые казаки. Все они собирались

большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки

Слайд 10 Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые

Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от

усердно перебегали от одного двора к другому и славили

Христа:
Я маленький мальчик,
Влез на стаканчик,
В дудочку играю,
Христа прославляю.
С праздником поздравляю,
Счастья всем желаю».

Слайд 11 В это же время колядовали и девочки, которые

В это же время колядовали и девочки, которые составляли отдельные от

составляли отдельные от мальчиков группы. Они подходили к окнам

и кричали хозяевам: «Пустите поколядовать!».
В ответ слышали: «Заходите с Богом». Зайдя в дом, начинали петь:
Коляда, ты коляда
Заходила коляда,
Запевала коляда,
Поздравляла коляда.
Хозяюшки - голубушки
Пожертвуйте нам бублички,
Конфетки и денежки,
На святые вечера
Во имя Христова Рождества

Слайд 12 Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что

Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что за время колядования

за время колядования комната была густо усеяна зернами. Их

подметали и собирали, как особую драгоценность.

Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «на доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: «пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край».
Хозяева давали им деньги, хлеб и нередко угощали водкой, которую разрешалось употреблять только после полуночи.


Слайд 13 В домах эта шумная компания пела церковные песни,

В домах эта шумная компания пела церковные песни, выпрашивала у хозяев

выпрашивала у хозяев все, что попадется на глаза, причем

в случае отказа, «по цыганской совести» бесцеремонно тащили все, что плохо лежит. Хозяева, как правило, не обижались на «цыганок» и выкупали свое добро. На вырученные деньги за колядки и за выкуп, колядовщиками приобретались сладости и подарки. Обычай запрещал покупать на эти деньги что-либо полезное для хозяйства (одежду, обувь и др.) После полуночи все «колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова

В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай «цыганичанья», который проводился также в ночь перед Рождеством и старым Новым годом. Он сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки (на цыганский манер), ходили по домам с корзинами
и мешками в сопровождении гармониста


Слайд 14 Рано утром родители возвращались из церкви и звали

Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к

всех домочадцев к богато убранному столу. После

разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем.

После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков.
Повсеместно рождественское веселье сопровождалось катанием с горок на санках.


Слайд 15 Гадания в святочные дни (после Рождества) также составляли

Гадания в святочные дни (после Рождества) также составляли значительную часть развлечений

значительную часть
развлечений станичной молодежи, особенно молодых казачек.


Слайд 16 Крещение (Богоявление) Господне.
В народе этот праздник называли

Крещение (Богоявление) Господне. В народе этот праздник называли «свечками», так как

«свечками», так как в этот день после вечерни, когда

совершается «водосвятие» (освящение воды), казачки рядом с сосудом, в котором освещается вода, ставили свечки, перевитые цветными нитками. Весь этот день проводился в строжайшем посте, не разрешали есть до первой звезды даже детям.

Слайд 17 По возвращению с водосвятия хозяин отпивал несколько глотков

По возвращению с водосвятия хозяин отпивал несколько глотков святой воды, угощал

святой воды, угощал домочадцев, а затем брал из-за иконы

освященную еще перед прошедшей Пасхой вербу и кропил этой водой все комнаты, пристройки, имущество, домашних животных.
По завершению всех этих обрядов, святую воду ставили к образам на специальную подставку. Считалось, что такая вода не может испортиться. Такое же священное действие приписывалось и простой речной воде, которая в канун Крещения получала особую силу. Вода, почерпнутая из такой проруби в канун Крещения, считалась целебной и могла помочь особенно женщинам. Для этого им нужно было почерпнуть воды и идти домой, не оборачиваясь и, загадав желание.

Слайд 18 Как только раздавался удар колокола, из церкви начинался

Как только раздавался удар колокола, из церкви начинался крестный ход. Все

крестный ход. Все шли с обнаженными головами, а детишек

старались закутать в башлыки. У проруби собиралось все станичное начальство во главе с атаманом. Все они были одеты празднично. Казачки надевали шубки или длинные пальто, отороченные мехом, а поверх покрывали разноцветные шали

В день Крещения на реках, покрытых толстым льдом (в основном на Среднем и Верхнем Дону), казаки сооружали большой высокий крест, а по бокам две ледяные формы – Чаша и Евангелие, расписанные красками.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-kazachestva-zimnie-kalendarnye-prazdniki.pptx
  • Количество просмотров: 147
  • Количество скачиваний: 2