Презентация на тему ПЛАСТМАССЫ

Дидактические цели и методические задачиДидактические цели: Приобщение учащихся к исследовательской работе; Пробудить интерес к научно-исследовательской и самостоятельной деятельности; Научить использовать знание химической науки в быту;Методические задачи: Научить учащихся работать со справочной
ПЛАСТМАССЫАННОТАЦИЯ Наша исследовательская работа отражает поисково-исследовательскую деятельность учащихся 11 «В» класса МОУ Дидактические цели и  методические задачиДидактические цели:  Приобщение учащихся к исследовательской Ряд полимеров был, по-видимому, получен еще в первой половине 19 века. Берцелиус Йенс Якоб (20.VIII.1779–7.VIII.1848) Шведский химик, член Королевской шведской Академии Наук (с Бутлеров Александр Михайлович (15.IX.1828–17.VIII.1886)Русский химик, академик Петербургской Академии Наук (с 1874). Создатель Лебедев Сергей Васильевич (25.VII.1874–2.V.1934)Советский химик. Впервые получил (1910) образец синтезированного бутадиенового каучука. Полимерами называютвещества, молекулы которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев, соединённых между Получение полимеровОсновные методыполимеризацияполиконденсацияДля реакции полимеризации характерны три стадии:инициированиерост цепиобрыв цепи1.2.3.ПОЛИКОНДЕНСАЦИЯ Поликонденсация сопровождается Полимерные  материалыкаучукиволокна химическиепластмассы Пластмассы - это Так, растущее в Малой Азии дерево Liuamber orientalis выделяет пахучую смолу, называемую Виды пластмассТЕРМОПЛАСТЫТЕРМОРЕАКТОПЛАСТЫПластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаютсяПластмассы, которые при формовании Общие физические  и  механические свойства Общие физические и механические свойства (-CH2-CH2-)n(-CH2-CH-) n       n СТАЛИ, МЕДИ и Основные потребители пластмасс – строительная индустрия, машиностроение, электротехника, транспорт, производство упаковочных материалов, товаров народного потребления Если мы внимательно оглянемся кругом, то заметим массу вещей, изготовленных Лабораторный опыт  Выданные вам образцы пластмасс (например: полиэтилен, полипропилен, фенолоформальдегидные пластмассы)

Слайд 2 Дидактические цели и методические задачи

Дидактические цели:
Приобщение

учащихся к исследовательской работе;
Пробудить интерес к научно-исследовательской

и самостоятельной деятельности;
Научить использовать знание химической науки в быту;

Методические задачи:
Научить учащихся работать со справочной и научной литературой;
Сбор, переработка и оформление полученной информации;

Слайд 3 Ряд полимеров был, по-видимому, получен еще в

Ряд полимеров был, по-видимому, получен еще в первой половине 19

первой половине 19 века. Однако химики тогда обычно пытались

подавить полимеризацию и поликонденсацию, которые вели к «осмолению» продуктов основной химической реакции, т.е., собственно, к образованию полимеров (до сих пор полимеры часто называют «смолами»). Первые упоминания о синтетических полимерах относятся к 1838 году (поливинилиденхлорид) и 1839 году (полистирол).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Подробнее о полимерах

Термин «полимерия» был введен в науку И.Берцелиусом в 1833 году для обозначения особого вида изомерии, при которой вещества (полимеры), имеющие одинаковый состав, обладают различной молекулярной массой, например этилен и бутилен, кислород и озон. Такое содержание термина не соответствовало современным представлениям о полимерах. «Истинные» синтетические полимеры к тому времени еще не были известны.

Подробнее о полимерах

Химия полимеров возникла только в связи с созданием А.М.Бутлеровым теории химического строения. А.М.Бутлеров изучал связь между строением и относительной устойчивостью молекул, проявляющейся в реакциях полимеризации. Дальнейшее свое развитие наука о полимерах получила главным образом благодаря интенсивным поискам способов синтеза каучука, в которых участвовали крупнейшие учёные многих стран (Г.Бушарда, У.Тилден, немецкий учёный К. Гарриес, И.Л.Кондаков, С.В.Лебедев и другие). В 30-х годах было доказано существование свободнорадикального и ионного механизмов полимеризации. Большую роль в развитии представлений о поликонденсации сыграли работы У.Карозерса.

С начала 20-х годов 20 века развиваются также теоретические представления о строении полимеров. Вначале предполагалось, что такие биополимеры, как целлюлоза, крахмал, каучук, белки, а также некоторые синтетические полимеры, сходные с ними по свойствам (например, полиизопрен), состоят из малых молекул, обладающих необычной способ­ностью ассоциировать в растворе в комплексы коллоидной природы благодаря нековалентным связям (теория «малых блоков»). Автором принципиально нового представления о полимерах как о веществах, состоящих из макромолекул, частиц необычайно большой молекулярной массы, был Г.Штаудингер. Победа идей этого учёного заставила рассматривать полимеры как качественно новый объект исследования химии и физики.

Слайд 4 Берцелиус Йенс Якоб
(20.VIII.1779–7.VIII.1848)
Шведский химик, член Королевской

шведской Академии Наук (с 1808), ее президент в 1810–1818.

Научные исследования охватывают все главные проблемы общей химии первой половины XIX века. Экспериментально проверил и доказал (1810–1816) достоверность законов постоянства состава и кратных отношений применительно к неорганическим оксидам и органическим соединениям. Определил атомную массу 45 химических элементов. Ввел современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений.

Открыл химические элементы церий, селен и торий. Впервые получил в свободном состоянии кремний, титан, тантал и цирконий. Предложил термин «катализ» для обозначения явлений нестехиометрического вмешательства «третьих тел» (катализаторов) в химической реакции. Опубликовал «Учебник химии» (т. 1–5, 5-е изд. 1843–1848).

Слайд 5 Бутлеров Александр Михайлович (15.IX.1828–17.VIII.1886)
Русский химик, академик Петербургской Академии

Наук (с 1874). Создатель теории химического строения органической химии.

Обосновал идею о взаимном влиянии атомов в молекуле. Предсказал и объяснил (1864) изомерию многих органических соединений. Показал (1862) возможность обратимой изомеризации, заложив основы учения о таутомерии. Синтезировал уротропин (сухой спирт). Создал школу русских химиков, в которую входили: В. В. Марковников, А. М. Зайцев, Е. Е. Вагнер, А. Е. Фаворский, И. Л. Кондаков и др.

Слайд 6 Лебедев Сергей Васильевич (25.VII.1874–2.V.1934)
Советский химик. Впервые получил (1910)

образец синтезированного бутадиенового каучука. Разработал одностадийный способ получения бутадиена

из этилового спирта. Получил СК полимеризацией бутадиена под действием металлического натрия. Разработал методы получения резины и резинотехнических изделий. Осуществил цикл исследований в области гидрогенизации этиленовых углеводородов, установил зависимость скорости присоединения водорода по двойной связи от величины, природы и местоположения заместителей

Слайд 7 Полимерами называют

вещества, молекулы которых состоят из множества повторяющихся

структурных звеньев, соединённых между собой химическими связями.
К полимерам относятся

Слайд 8 Получение полимеров
Основные методы

полимеризация
поликонденсация
Для реакции полимеризации характерны три стадии:
инициирование
рост

цепи
обрыв цепи
1.
2.
3.

ПОЛИКОНДЕНСАЦИЯ
Поликонденсация сопровождается образованием полимера и низкомолекулярного соединения

(H2O, HCl, NH3 и т. п.). Мономеры должны содержать минимум две функциональные группы.

Типичная реакция поликонденсации лежит в основе получения фенолформальдегидных смол

или полиэфирных соединений

Полимеризация – реакция образования полимера без образования низкомолекулярных продуктов. В качестве мономера используется молекула, содержащая кратную связь.

Полимерные материалы
каучуки
волокна
химические
пластмассы

Полимерные материалыкаучукиволокна химическиепластмассы

Слайд 10 Пластмассы - это

Пластмассы - это       конструкционные материалы,

конструкционные
материалы,

содержащие полимер и способные

при нагревании приобретать заданную форму и сохранять её после охлаждения.

Понятие «пластмассы» современными школьниками очень часто воспринимается как категория химическая, как нечто придуманное и синтезированное изобретателями-химиками. Однако многие полимеры встречаются в природе и не в форме брошенных человеком и загрязняющих её отработанных изделий, а как натуральные вещества, синтезированными растительными и животными организмами.

Слайд 11 Так, растущее в Малой Азии дерево Liuamber orientalis

Так, растущее в Малой Азии дерево Liuamber orientalis выделяет пахучую смолу,

выделяет пахучую смолу, называемую стираксом, которую ещё 3000 лет

назад древние египтяне использовали для бальзамирования умерших.

Стиракс, так же как «драконова кровь», выделяемая малайской пальмой ротангом, представляет собой не что иное, как полистирол. Жук Abax ater в случае опасности выстреливает в атакующего жидкостью, состоящей в основном из мономерного метилметакрилата который, полимеризуясь на на теле врага, делает его неподвижным:
метилметакрилат

Слайд 12 Виды пластмасс
ТЕРМОПЛАСТЫ
ТЕРМОРЕАКТОПЛАСТЫ

Пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются
Пластмассы, которые

при формовании

нельзя вернуть в вязкотекучее состояние

ТЕРМОПЛАСТЫ

ТЕРМОРЕАКТОПЛАСТЫ

Слайд 13 Общие физические и механические свойства
Общие физические и

Общие физические и механические свойства Общие физические и механические свойства При

механические свойства
При обычных температурах пластмассы
представляют собой твёрдые, упругие

тела.

электро-,
тепло-,
звукоизлируэщими свойствами;
почти абсолютной стойкостью к действию
агрессивных сред;

n

Свойства

основных представителей пластмасс

Слайд 15 СТАЛИ, МЕДИ и

СТАЛИ, МЕДИ и     др. металловнекоторые маркиСТАЛИ,

др. металлов

3. ХИМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ

Среди металлов

НЕ ИМЕЮТ СЕБЕ
РАВНЫХ

Они устойчивы не только к действию влаги воздуха, но и к действию кислот и щелочей

Отдельные сорта пластмасс представляют собой лучшие диэлектрики из всех известных в современной технике

По своим антифрикционным свойствам многие пластмассы значительно превосходят лучшие антифрикционные сплавы металлов. Внешний вид пластмасс не изменяется от атмосферных воздействий.
По методам переработки они имеют также немалое преимущество перед другими материалами. Благодаря изготовлению изделий из пластмасс методами прессования, литья под давлением, формования и другими методами получения устраняются отходы производства, появляется возможность его широкой автоматизации

Наконец, большим преимуществом пластических масс перед другими материалами является неограниченность и доступность сырьевой базы.

Слайд 16 Основные потребители пластмасс – строительная индустрия, машиностроение,

Если мы внимательно оглянемся кругом, то

Если мы внимательно оглянемся кругом, то заметим массу вещей, изготовленных

заметим массу вещей, изготовленных из пластмасс, которые прочно вошли

в наш быт. Большое число деталей холодильников, телевизоров, пылесосов, стиральных машин, спортивные принадлежности, игрушки, посуда, отделочные и упаковочные материалы, различные предметы галантереи, санитарии и гигиены – это далеко не полный перечень изделий из пластмасс, широко применяемых в быту.

Слайд 19 Лабораторный опыт