Презентация на тему Хлор

Хлор Положение в таблице Строение атома Физические свойства История открытия Минералы Получение Химические свойства Применение Положение в таблицеХлор - химический элемент седьмой группы, главной подгруппы, третьего периода Строение атомаЗаряд ядра +17, электронная конфигурация внешней электронной оболочки атома: 3s23p5. Хлор ВозбужденияВ невозбужденном состоянии галогены имеют валентность, равную 1, а в возбужденном (переход Молекула хлора двухатомна. Связь одинарна и образуется при перекрывании одноэлектронных р-облаков двух атомов хлора. Молекула хлора Физические свойстваС возрастанием молекулярной массы температуры плавления и кипения веществ, состоящих из Физические свойстваХлор – ядовитый газ желто-зеленого цвета с резким запахом. Это первое химическое Ядовитость газа - объясняется его большой химической активностью.Он легко вступает в Хлор - один из химических элементов, без которого немыслимо существование живых организмов. Физические свойства История открытияПервым из галогенов был открыт хлор (К. Шееле, 1774 год). Полученный В природе встречается два стабильных изотопа хлора:35Cl (75,77%) и 37Cl (24,23%).Содержание хлора МинералыКаменная соль = поваренная соль = галитКарналлитСильвин ПолучениеОсновной промышленный способ получения хлора – электролиз хлоридов щелочных металлов (NaCl, KCl). Получение2KMnO4+16HCl (конц.)= 2KCl + 2MnCl2 + 8H2O + 5Cl2 Химические свойстваХлор – активный окислитель. Энергично реагирует с металлами и большинством неметаллов (за Хлор - один из самых активных неметаллов. При взаимодействии с металлами с Cu+Cl2=CuCl22Fe+3Cl2 = 2FeCl3 H2 + Cl2 = 2 HCl(на свету)    С Неметаллами2Cl2 Образует соединения с другими галогенами:Cl2 + F2 = 2ClFCl2 + 3F2 = Хлор растворяется вводе (в 1 объеме воды растворяется 2 объема хлора) с С Бескислородными КислотамиCl2 + HBr = 2HCl + Br2Cl2 + HI = Применение хлораХлор применяют во многих отраслях промышленности, науки и бытовых нужд: Основным Для обеззараживания воды — «хлорирования». В химическом производстве соляной кислоты, хлорной Производство хлорорганических инсектицидов — веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но

Слайд 2 Положение в таблице
Строение атома
Физические свойства

История открытия
Минералы
Получение
Химические свойства
Применение

Слайд 3 Положение в таблице
Хлор - химический элемент седьмой группы,

главной подгруппы, третьего периода периодической системы элементов Д. И.

Менделеева, порядковый номер 17, относительная атомная масса 35,4527, относится к галогенам.
Общее название элементов VIIA группы – галогены – происходит от греческих слов – "галс" – соль и "генес" – рождающий, т. е. "солероды". У галогенов наиболее ярко по сравнению с остальными элементами выражены свойства неметаллов. Говорят, галогены – типичные неметаллы.

Слайд 5 Строение атома
Заряд ядра +17, электронная конфигурация внешней электронной

оболочки атома: 3s23p5. Хлор проявляет степени окисления –1, +1, +3,

+5, +7 .
При движении по группе сверху вниз число энергетических уровней увеличивается, значит увеличивается

радиус атома и ослабляется связь валентных электронов с ядром. Таким образом, среди галогенов самый маленький атом у фтора и самый большой у астата. Легче всего оторвать электрон от атома At и труднее – от атома F.

Слайд 7 Возбуждения
В невозбужденном состоянии галогены имеют валентность, равную 1,

а в возбужденном (переход электронов на вакантные d-облака) увеличивается

число неспаренных электронов до 7. Следовательно, валентность галогенов может быть 3; 5; 7 (исключение атом фтора).

Слайд 9 Молекула хлора двухатомна. Связь одинарна и образуется при

перекрывании одноэлектронных р-облаков двух атомов хлора.
Молекула хлора

Слайд 10 Физические свойства
С возрастанием молекулярной массы температуры плавления и

кипения веществ, состоящих из молекул одинакового строения, повышаются.
Все галогены

окрашены: фтор – светло-желтый, хлор – желтовато-зеленый, бром – красно-коричневый, йод – серо-фиолетовый.
За исключением фтора, который бурно реагирует с водой, галогены мало растворимы в воде. Чтобы приготовить концентрированный раствор, используют другие растворители. Водные растворы галогенов называются соответственно хлорной, бромной и йодной водой, в них галогены сохраняют в значительной мере свои свойства.

Слайд 11 Физические свойства
Хлор – ядовитый газ желто-зеленого цвета с резким

запахом. Это первое химическое оружие. Во время Первой мировой

войны 1914–1918 гг. его применяли в качестве боевого отравляющего вещества. Хлор тяжелее воздуха в

2,5 раза, поэтому стелется по земле и в виде газового облака переносится ветром  на значительные расстояния. Хлор вызывает раздражение дыхательных путей, а вдыхание большого его количества вызывает смерть от удушья. При содержании хлора в воздухе 0,9 мл/л смерть наступает в течение 5 минут.

Слайд 12 Ядовитость газа - объясняется его большой химической

активностью.
Он легко вступает в соединение почти со всеми химическими

элементами
Отнимая водород от воды, входящей в состав каждой клетки растительных и животных организмов, хлор тем самым разрушает структуру их, что влечет гибель всего живого. Активность хлора "убила" и его самого. В природе в свободном состоянии он не встречается. Если же где-либо и образуется при редких условиях (например, при извержениях подводных морских вулканов), то в очень небольших количествах, и тотчас исчезает в результате взаимодействия с окружающими веществами.

Слайд 13 Хлор - один из химических элементов, без которого

Хлор - один из химических элементов, без которого немыслимо существование живых

немыслимо существование живых организмов. Основная форма его поступления в

организм – это хлорид натрия, который стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Больше всего хлорида натрия NaCI содержится в плазме крови.
И хотя почти все пищевые продукты содержат некоторое количество поваренной соли, человек добавляет её к пище ежедневно.

Поваренная соль
NaCI

Биологическое значение и применение хлора.

Слайд 14 Физические свойства

Физические свойства

Слайд 15 История открытия
Первым из галогенов был открыт хлор (К.

История открытияПервым из галогенов был открыт хлор (К. Шееле, 1774 год).

Шееле, 1774 год). Полученный желто-зеленый газ шведский ученый принял

за сложное вещество. Лавуазье и Бертолле считали, что этот газ является оксидом неизвестного элемента "мурия".

В 1807 году английский химик Гемфри Дэви получил тот же газ, что и Шееле. Три года пытался Дэви выделить из него "мурий", но безуспешно. Он пришел к выводу, что получил новый элемент и назвал его "хлорин" (от "хлорос" – желто-зеленый). Через пять лет Гей-Люсак дал газу название хлор. В жидком виде хлор был впервые получен в 1823 году М. Фарадеем.

Слайд 16 В природе встречается два стабильных изотопа хлора:35Cl (75,77%)

и 37Cl (24,23%).
Содержание хлора в земной коре составляет 1,7%

(по массе). Важнейшие минералы: галит NaCl, сильвин KCl, бишофит MgCl2·H2O, сильвинит KCl·NaCl, карналлит KCl·MgCl2·6H2O. Кроме того, он содержится в виде соединений в морской, речной, озерной водах. Важнейший биоэлемент, необходим для нормальной жизнедеятельности организма. В живом организме содержится 0,15 % от массы тела, входит в состав клеточной и других биологических жидкостей (желудочный сок, плазма).

Распространение в природе

Слайд 17 Минералы
Каменная соль = поваренная соль = галит
Карналлит
Сильвин

МинералыКаменная соль = поваренная соль = галитКарналлитСильвин

Слайд 18 Получение
Основной промышленный способ получения хлора – электролиз хлоридов

щелочных металлов (NaCl, KCl). Также его получают окислением HCl

кислородом воздуха в присутствии катализаторов – хлорида меди (II) и хлорида железа (III):

4HCl + O2 = 2Cl2 + 2H2O
В лаборатории молекулярный хлор получают взаимодействием HCl с перманганатом калия, оксидом марганца (IV), бихроматом калия и др.:
2KMnO4+16HCl (конц.) = 2KCl+2MnCl2+8H2O+5Cl2

При нагревании:
MnO2 + 4 HCl = MnCl2 + Cl2 + 2 H2O

6HCl + KClO3 = 3Cl2 + KCl + 3H2O

Слайд 19 Получение
2KMnO4+16HCl (конц.)= 2KCl + 2MnCl2 + 8H2O +

Получение2KMnO4+16HCl (конц.)= 2KCl + 2MnCl2 + 8H2O + 5Cl2

5Cl2

Слайд 20 Химические свойства
Хлор – активный окислитель. Энергично реагирует с металлами

и большинством неметаллов (за исключением O2, N2 и благородных

газов). Вступает также в реакции диспропорционирования, для протекания которых наиболее благоприятна щелочная среда, способствующая образованию простых и сложных анионов.

Слайд 21 Хлор - один из самых активных неметаллов. При

Хлор - один из самых активных неметаллов. При взаимодействии с металлами

взаимодействии с металлами с переменной валентностью (Fe, Cr) в

отличие от соляной кислоты заставляет их проявлять большую степень окисления:

С Металлами

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

2K + Cl2 = 2 КCl

2 Fe + 3Cl2 = 2 FeCl3

Cu + Cl2 = CuCl2

Слайд 22 Cu+Cl2=CuCl2
2Fe+3Cl2 = 2FeCl3

Cu+Cl2=CuCl22Fe+3Cl2 = 2FeCl3

Слайд 23 H2 + Cl2 = 2 HCl(на свету)

H2 + Cl2 = 2 HCl(на свету)  С Неметаллами2Cl2 +

С Неметаллами
2Cl2 + C = CCl4
3Cl2 +

2P (крист.) = 2PCl3
5 Cl2 + 2 P = 2PCl5

Слайд 24 Образует соединения с другими галогенами:
Cl2 + F2 =

Образует соединения с другими галогенами:Cl2 + F2 = 2ClFCl2 + 3F2

2ClF
Cl2 + 3F2 = 2ClF3, t = 200–400 °C
Cl2 + 5F2 =

2ClF5

5Cl2 + 2Sb = 2SbCl5

Слайд 25 Хлор растворяется вводе (в 1 объеме воды растворяется

Хлор растворяется вводе (в 1 объеме воды растворяется 2 объема хлора)

2 объема хлора) с образованием "хлорной воды":

Cl2 + H2O

= 2NaCl + I2
Cl2 + FeCl2 = 2FeCl3

С Солями

Слайд 27 Применение хлора
Хлор применяют во многих отраслях промышленности, науки

и бытовых нужд:
Основным компонентом отбеливателей является хлорная вода

В производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука, из которых изготавливают изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы, одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты, игрушки, детали приборов, строительные материалы.

Слайд 28 Для обеззараживания воды — «хлорирования».
В химическом