Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Искусство Дагестана

Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо­усобицы сказывались не только на экономике края, но и тор­мозили развитие культуры народов Дагестана. И все же из­менения в социально-экономическом развитии не могли не повлечь за собой значительных достижений в области
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО народов ДагестанаВыполнил: ученик 8 класса МКОУ “ТСОШ”Алиев Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо­усобицы сказывались не только на экономике края, Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна В предгорном и нагорном Дагестане Народное искусство Дагестана в XVIII в.  носило прикладной характер. Это означало, что стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по дереву при­менялся плетенчатый орнамент отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты для носки кувшинов выделывались ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было развито ковроделие, табасаранцы и .Дальнейшее развитие получила и художественная обра­ботка серебра, золота и других цветных металлов.
Слайды презентации

Слайд 2 Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо­усобицы сказывались не

Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо­усобицы сказывались не только на экономике

только на экономике края, но и тор­мозили развитие культуры

народов Дагестана. И все же из­менения в социально-экономическом развитии не могли не повлечь за собой значительных достижений в области куль­туры. Укрепившиеся связи Дагестана с народами Кавказа и России также благотворно сказывались на развитии куль­туры Дагестана. Творческими усилиями народов Дагестана в XVIII в. были созданы прекрасные памятники материаль­ной и духовной культуры. Поселения и жилища Многочисленные вторжения иноземных захватчиков и беспрерывные феодальные междоусобицы обусловливали облик аулов Дагестана и в XVIII в. В большинстве случаев аулы строи­лись как поселения с системой укреплений. Оборонительная система в каждом месте была особой и зависела от топо­графии селения. С доступных для нападения сторон наруж­ный ряд домов ставится сплошным строем. Нижние части стен в них делаются глухими. В нужных местах этот строй домов дополняется крепостными стенами и системой боевых башен. В стенах устраиваются запирающиеся на ночь ворота, иногда с каменными створами. Сплошную закрытую оборону приходилось создавать и в селениях, расположенных в рав­нинной открытой местности. Узкие и кривые улицы легко позволяли изолировать от врага любую его часть и вести баррикадные бои. Башни часто соединялись подземными ходами между собой и с разными частями селения. Кроме того, на ближних и дальних подступах к аулу со стороны ведущих в аул дорог ставились боевые и сторожевые башни с огневой сигнализацией. Таким образом, получались эшело­нированные по глубине системы обороны. Новый способ обороны ведет в свою очередь к качествен­ным изменениям внутри селения. Ограниченная укреплениями из стен и башен, застройка становится все более тесной, поч­ти сплошной. Дома соединяются. Увеличивается этажность. В сел. Кубачи, например, или в дидойском селении Мокок старинные жилые дома часто имеют по шесть этажей. За недостатком места дома строятся над улицами, а улицы иног­да вместе с перекрестками превращаются в длинные изви­листые и темные тоннели. В зависимости от естественноисторических зон определяет­ся и способ строительства жилищ. В равнинной части Даге­стана, населенной кумыками, основным строительным мате­риалом был необожженный кирпич из глины и соломы. Это, однако, не означает, что в кумыкских селениях вовсе не было каменных построек. При строительстве мечетей и других общественных зданий употребляется тесаный и рваный ка­мень. В ряде крупных кумыкских селений, особенно в шамхальстве, жилища феодалов, как правило, строились из кам­ня. Очевидцы свидетельствуют, что в Тарках имелись дома, построенные «из камней, на каменном основании».

Слайд 3 Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна
В предгорном

Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна В предгорном и нагорном

и нагорном Дагестане основным строитель­ным материалом был камень. За

редким исключением, част­ные и общественные здания складывались из нетесаного кам­ня на глиняном растворе. Перекрытие, за исключением бо­гатых лесом зон, осуществлялось, как правило, каменными плитами. Крыши повсеместно засыпались землей, которая плотно утрамбовывалась. Лесоматериалы в жилище горцев употреблялись лишь для дверей, а иногда как опорные стол­бы. В XVIII в. в связи с укреплением позиций ислама увели­чивается строительство мечетей. Будучи гораздо крупнее жилых домов, мечеть становится архитектурной доминантой селения, особенно в тех случаях, когда она соединена с красивой вертикалью минарета. Мече­ти строятся на освященной древними традициями общест­венной площади, связывая, таким образом, этот обществен­ный форум с исламом. Мечети дают много прекрасных архи­тектурных решений, они любовно разрабатываются и снару­жи и в интерьерах, но в разных районах Дагестана они стро­ятся, как и в прежние времена, по-разному. В то время как мечети, возникающие в Южном Дагестане, продолжают по конструктивным и стилевым признакам формы мечетей Азер­байджана и других стран мусульманского Востока, мечети, строящиеся местными мастерами в глубине гор, стойко при­держиваются традиций народного жилища. Так, например, в горной Аварии мечети имеют обычную в горах плоскую кры­шу, покоящуюся на рядах мощных деревянных резных стол­бов местного рисунка, часто с лепным узором на стенах. Здесь не встречаются ни своды, ни стрельчатые арки.

Слайд 4 Народное искусство Дагестана в XVIII в.  носило прикладной

Народное искусство Дагестана в XVIII в.  носило прикладной характер. Это означало,

характер. Это означало, что высокохудожественные изделия народ­ного искусства одновременно

являлись и предметами быта. Прикладной характер определял форму, композицию и моти­вы изображения, нередко и технику изготовления предметов. Как известно, тесно связанное с ремеслом и кустарными промыслами прикладное искусство Дагестана оказывало влияние на искусство своих соседей, в свою очередь воспри­няв лучшие достижения умельцев Кавказа, Ближнего Восто­ка и России. Наибольшее развитие в Дагестане XVIII в. получила ху­дожественная обработка шерсти, камня, дерева, кости, глины и всевозможных металлов. Резьба по камню и дереву была распространена почти повсеместно. Тем не менее выделялся ряд центров камнерез­ного искусства: Дербент и соседствующие с ним лезгинские и табасаранские села, а также Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Куяда и др. В отличие от предыдущих эпох в XVIII в. в камнерезном искусстве вместо бытовавшего гео­метрического орнамента утверждается так называемый расти­тельный орнамент, основу которого составляют цветочные формы — небольшие загнутые лепестки, листочки и бутоны трилистника, завитки и стебли. Однако характер орнамента и его трактовка в изделиях камнерезных центров имели спе­цифические особенности. Так, в отличие от резного камня Кубачей, богатого и многообразного по формам и элемен­там узора, узоры аварского резного камня были более ли­нейны, энергичны по движению и очертаниям. Рельеф ре­шается более объемно, элементы узора более выгнуты по своим пропорциям, стебли узоров играют большую роль в по­строении орнамента. Каждый элемент и каждая деталь узора в аварском резном камне очень закончены по форме. Резьбой по дереву украшались рамы окон, двери, капи­тели колонн интерьера и балконов, консоли карнизов, а также домашняя утварь и предметы украшения. В Южном Даге-

Слайд 5 стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по

стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по дереву при­менялся плетенчатый

дереву при­менялся плетенчатый орнамент и немного меньше, чем в

резь­бе по камню, растительный орнамент. Даргинские, лакские и восточноаварские резчики по дереву большей частью приме­няли растительный орнамент. Резчики Северо-Восточного Да­гестана в основном использовали трехгранно-выемчатый ор­намент с изображением животных фигурок. Довольно часто прибегали к изображению плетенчатых и растительных узоров. Высокого расцвета в XVIII в. в Дагестане достигла худо­жественная керамика Балхара, Сулевкента, Испига и др. По скульптурности форм, полихронности росписи, декоративно­сти и монументальности узоров и орнаментальному богатству конец XVIII в. можно считать началом классического перио­да в развитии балхарского керамического искусства. В это же время в Сулевкенте складываются отличные от Балхара приемы украшения художественной керамики. В Южном Дагестане, в селениях Испик, Мюгюч и др., изготовлялись оригинальные по своим художественным особенностям тарелки, кувшины и другие предметы поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами. Полива в изделиях конца XVIII в. была очень насыщена и разнообразна по цвету. Дальнейшее развитие получило богатое по орнаменту и многообразное по цветовому решению узорное ткачество, рас­пространенное в Дагестане повсеместно. Но наиболее ценные,

Слайд 6 отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты

отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты для носки кувшинов

для носки кувшинов выделывались в Балхаре, Короде, Ругудже. Не

в меньшей степени в XVIII в. в Дагестане было распространено богатое по орнаменту и мно­гообразное по цветовому решению узорное вязание. Основны­ми центрами узорного вязания были Кубачи, Ахты, Микрах, Тлярата и др. Хотя в узорном вязании чаще всего применял­ся геометрический или геометризированный растительный орнамент, каждое селение, занимающееся узорным вязанием, имело свои традиционные приемы и характер трактовки узоров. В XVIII в. в Дагестане значительного развития достигло златошвейное искусство. Золотое шитье применялось чаще всего для украшения различных сумочек, подушек, игольниц, женских головных уборов и других изделий. Такими предме­тами, расшитым золотом, пользовались в основном господст­вующие сословия Дагестана. Большой оригинальностью и высокими художественными достоинствами отличались ковры, сумахи, паласы, арбабаши, а также ковровые изделия, переметные сумы, вьючные мешки и др. Причем уже в XVIII в. у каждой народности Дагестана при наличии множества типов, отличающихся структурой ткани и орнаментацией, складывались свои традиционные ти­пы ковровых изделий. Вместе с тем существовала специали­зация по отдельным видам производства внутри самих цент-

Слайд 7 ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было

ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было развито ковроделие, табасаранцы

развито ковроделие, табасаранцы и рутульцы большей ча­стью производили паласы,

а лезгины изготовляли сумахи. Высокого расцвета в Южном Дагестане достигло и изготов­ление ворсовых ковров, отличающихся разнообразием орна­мента, композиции и сочностью красок. В Северном и Цент­ральном Дагестане вырабатывались преимущественно глад­кие ковры. У аварцев — гладкие ковры «давагъин» и цинов­ки, у лакцев — валяные узорные войлоки и большие тканые паласы «турут», у кумыков — узорные войлоки арбабаши. В XVIII в. значительных успехов достигла художествен­ная обработка металла. Как и ранее, самые разнообразные изделия — кувшины, тазы, подносы и другие предметы из­готовляли мастера медночеканного дела. Особенно развито было медночеканное производство у аварцев и лакцев, кото­рые изготовляли всевозможную утварь почти для всего Да­гестана. По-прежнему основным центром производства литых котлов, светильников и т. д. оставался аул Кубачи.

.


  • Имя файла: iskusstvo-dagestana.pptx
  • Количество просмотров: 147
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Плоское зеркало
Следующая - Biz