Презентация на тему Уравнение Шредингера

§§ Волновая функция (ВФ)02Состояние частицы описывается волнойA – амплитуда волныω – частотаλ – длина волныx – координата (не координата частицы)
Уравнение ШредингераЛекция 7 §§ Волновая функция (ВФ)02Состояние частицы описывается волнойA – амплитуда волныω – частотаλ §§ Уравнение ШредингераДля частицы:Связь энергии и импульсаНайдем E и P2 из волновой функции03 04		одномерное 		уравнение		Шредингера  для свободной частицы 05ПустьТогда получаем УШ для стационарных состояний свободной частицы §§ Частица в силовом полеПусть U(x) – потенциальная энергия частицы в стационарном 07– вероятность обнаружения частицы винтервале [x, x+dx].Во всем пространствето необходимо ввести нормировку. 08Пример: дифракция электроновПеремещая детектор можно построитьграфик плотности вероятности обнаружения электронов |ψ2|Саму волновую 09Пример 2: интерференция электронов 10§§ Свойства УШ и решенияЯвления, в которых постоянная h играетсущественную роль, называют 111) E > U2) E < U 12Если U(x) – сложная функция илисодержит несколько областей,то на решение (т.е. на 13существует только при определенных значениях E = {E1, E2, … , EN, §§ Потенциальные барьеры14Рассмотрим частицу с энергией E,которая проходит через границудвумя значениями потенциала U:барьер типа«ступенька» 15ВФ для микрочастицы:1) Пусть E > U0   (надбарьерное отражение)В классическомслучае 16Амплитуды падающей и отраженнойволны находятся из условийнепрерывности и однозначности ВФ: 17В классическомслучае частица преодолеть барьер не сможет и отразитсяВероятность обнаружить частицу в §§ Потенциальная яма18U(x) – зависимость потенциальнойэнергии, которая известна с точностьюдо произвольной постояннойПусть – 20граничные условия:т.е. решение задачи возможно толькопри определенных значениях n. 21собственные значения энергииСобственные функциидолжны удовлетворять условиюнормировки: 22Один из способов изображения частицы– это изображение ψ2 в виде «облака», где 23Выводы:1) у связанной частицы не может быть  состояния с E = §§ Атом водорода24Рассмотрим атом с порядковым номеромZ, который имеет 1 электрон (H,He+,Li++)Потенциал электрического поля: 25Спектр собственных значений энергииСобственные функции электрона:уравнения Шредингера:УШ решают в сферической СК 26Квантовые числаn = 1, 2, 3, … – главное (r)l = 1, 27Каждому значению En соответствуетнесколько волновых функций с разнымиl и m, Такие состояния 28n = 1, l = 0, m = 0 (1S-орбиталь) 29n = 2, l = 0, m = 0 (2S-орбиталь) n = 2, l = 1, m = 0 (2P-орбиталь)n = 2, 31Электронное облако для S-состоянияимеет шаровую симметриюс характерным радиусом 0,5(S1)–5Å(S3). 25Электронное облако для P-состоянияимеет вид «гантели» §§ Правило отбораПереходы электрона между уровнямивозможны только с Δl = ±1.Фотон изменяетмомент §§ Многоэлектронные атомы34Атом с порядковым номером Z содержитZ электронов, которые двигаются в 35К тройке добавим еще одно квантовое число. 36Принцип (запрета) ПаулиВ квантовой системе (атоме)Иными словами,в одном и том же состоянии 37Пример: электронная конфигурация основного состояния атома 11Na (Z = 11)11Na = 1s2 38§§ Энергетические зоныОписание системы взаимодействующих электронов и ядер связано с расчетнымии математическими 39Тогда каждый из них – электрически нейтрален и обладает собственнойсистемой энергетических уровней.Пусть 40На малом расстоянии электронные уровни смещаются из-за действия поля соседних атомов,при этом 41Рассмотрим твердое тело (N = ∞)Совокупность большого числа уровнейобразует энергетические зоныразрешенные – 42При заполнении разрешенных зонпринцип запрета остается справедливымПри T = 0 заполняются сначала 43Электроны полностью заполненныхэнергетических зон не участвуют впроцессах переносаПри ΔE ≥ 5 эВ 44Энергетическая схема дляпроводника.Электроны частичнозаполненной зоны участвуютв процессах переносаЭнергетическая структура реальногокристалла зависит от 45§§ Вынужденное излучениеВероятность заселения уровняопределяется законом БольцманаПри термодинамическом равновесиичисло частиц на верхнем 46Если атом переходит с уровня Em науровень En, то произойдет излучениекванта с 47Если система находится в состоянииравновесия, то она будет поглощатьпроходящее через нее излучениеПри 48Схема лазера оптического квантового генератораМногократно отразившись от зеркал резонатора из лазера выходит свет,обладающий высокой когерентностьюи монохроматичностью. 49§§ Типы лазеровЛазеры классифицируют по агрегатномусостоянию рабочего тела:1) твердотельные2) газовые3) жидкостныеВ твердотельных – корунд (Al2O3), 51Газовые лазеры: 1) атомарные – лазеры на инертных 52Жидкостные лазеры имеют в качестверабочего тела неорганическую жидкостьили раствор органических красителейИспользуется оптическая 53Если п/п – неоднородный, то инверсиюосуществляют инжекцией носителейтока под действием приложеннойразности потенциалов.Химические

Слайд 2 §§ Волновая функция (ВФ)
Состояние частицы описывается волной

05ПустьТогда получаем УШ для стационарных состояний свободной частицы

Слайд 6 §§ Частица в силовом поле
Пусть U(x) – потенциальная

§§ Частица в силовом полеПусть U(x) – потенциальная энергия частицы в

энергия частицы в стационарном СП, тогда
– УШ для стационарных

состояний

Получаем

– вероятность обнаружения частицы в
интервале [x, x+dx].
Во всем

пространстве
то необходимо ввести нормировку.

Слайд 8 08
Пример: дифракция электронов
Перемещая детектор можно построить
график плотности вероятности

обнаружения электронов |ψ2|
Саму волновую функцию на опыте
получить не удается

УШ – основной закон квантовой

механики, учитывающий
корпускулярно-волновой дуализм.

Рассмотрим его решение – волновую
функцию частицы в случае U(x) = const.

Область применимости: энергия мала
по сравнению с энергией покоя частицы.

1) E > U
2) E < U

111) E > U2) E < U

Если U(x) – сложная функция или
содержит несколько областей,
то

на решение (т.е. на ψ(x))
накладывают следующие условия:
Вид потенциальной

функции U(x) и
определяет характер движения частицы.

(ее квадрат – интегрируем)

Слайд 13 13

Слайд 14 §§ Потенциальные барьеры
Рассмотрим частицу с энергией E,
которая проходит

через границу
двумя значениями потенциала U:
барьер типа
«ступенька»

Слайд 15 15
ВФ для микрочастицы:
1) Пусть E > U0

15ВФ для микрочастицы:1) Пусть E > U0  (надбарьерное отражение)В классическомслучае частица будет двигатьсяс энергией E–U0

(надбарьерное отражение)

равна нулю

2) Пусть E < U0
(подбарьерное отражение)

и, если
ширина барьера конечна, то выражения
описывают «туннельный» эффект.

§§ Потенциальная яма
U(x) – зависимость потенциальной
энергии, которая известна

с точностью
до произвольной постоянной
Пусть U(x) описывает потенциальную
яму прямоугольной

формы.

Часто движение частицы происходит в
конечном объеме (тело, атом, ядро)

В большинстве случаев вид реальной
U(x) либо очень сложен, либо неизвестен

– случай бесконечно глубокой потенциальной ямы19свободнаячастицачастицав ямеIIIIII

– случай бесконечно
глубокой потенциальной ямы

свободная
частица

в

яме

I

II

III

граничные условия:
т.е. решение задачи возможно только
при определенных значениях

Слайд 21 21
собственные значения энергии
Собственные функции
должны удовлетворять условию
нормировки:

Слайд 22 22
Один из способов изображения частицы
– это изображение ψ2

только при определенных E

3) вид функции ψ(x) несовместим с
классическим понятием траектории,
когда все положения равновероятны

Спектр E – дискретный и En ~ n2.

Слайд 24 §§ Атом водорода
Рассмотрим атом с порядковым номером
Z, который

имеет 1 электрон (H,He+,Li++)
Потенциал электрического поля:

26Квантовые числаn = 1, 2, 3, … – главное (r)l =

главное (r)
l = 1, 2, 3, …n–1 – азимутальное

(орбитальное, θ)

m = –l,…, –1, 0, 1, …, l – магнитное (φ)

Слайд 27 27
Каждому значению En соответствует
несколько волновых функций с разными
l

и m,
Такие состояния называются
вырожденными,
Для уровня En кратность

вырождения
составляет n2

т.е. электрон может находится в
нескольких состояниях с одной энергией.

а число таких
состояний называется кратностью
вырождения.

(2n2 – если учитывать спин)

Слайд 28 28
n = 1, l = 0, m =

28n = 1, l = 0, m = 0 (1S-орбиталь)

0 (1S-орбиталь)

Слайд 29 29
n = 2, l = 0, m =

29n = 2, l = 0, m = 0 (2S-орбиталь)

0 (2S-орбиталь)

0,5(S1)–5Å(S3).

Слайд 32 25
Электронное облако для P-состояния
имеет вид «гантели»

25Электронное облако для P-состоянияимеет вид «гантели»

Слайд 33 §§ Правило отбора
Переходы электрона между уровнями
возможны только с

Δl = ±1.
Фотон изменяет
момент атома,
т.к. обладает
спином S = ±1
При

других переходах атом не излучает
энергию или они невозможны.

§§ Многоэлектронные атомы
Атом с порядковым номером Z содержит
Z

электронов, которые двигаются в поле
ядра и других электронов.
Состояние электрона

определяют
три квантовых числа:

n – главное квантовое число (1, 2, ...)

l – орбитальное квантовое число
l = 0(s), l = 1(p), l = 2(d), l = 3( f )

m = ml – орбитальное магнитное
квантовое число

К тройке добавим еще одно квантовое число.

35К тройке добавим еще одно квантовое число.   Электрон обладает

Электрон обладает спином
– внутренним

(собственным) моментом
количества движения.

ms = ±½ – спиновое квантовое число

Наличие у электрона спина объясняет
тонкую структуру спектров, расщепление
линий в магнитных полях и порядок
заполнения электронных оболочек в атомах

Принцип (запрета) Паули
В квантовой системе (атоме)
Иными словами,
в одном

и том же состоянии не могут
одновременно находится 2 электрона
не

может быть двух электронов, обладающих одинаковой совокупностью четырех
квантовых чисел n, l, ml, ms.

Совокупность электронов с одинаковым
n образуют слой, с одинаковыми n и l
– образуют оболочку.

квантовой механики

Рассмотрим радикально упрощенную
одномерную модель.

Сейчас есть возможность проводить
такие расчеты из первых принципов

Слайд 39 39
Тогда каждый из них – электрически
нейтрален и

обладает собственной
системой энергетических уровней.
Пусть атомы находятся далеко друг от
друга.
a

– межъядерное расстояние

Слайд 40 40
На малом расстоянии
электронные уровни
смещаются из-за
действия

поля
соседних атомов,
при этом снимается вырождение с
сохранением общего числа

уровней

Далее оба атома следует рассматривать
как одну квантовую систему

Слайд 41 41
Рассмотрим твердое тело (N = ∞)
Совокупность большого числа

свободная зона
ΔE

– ширина запрещенной зоны

Электроны полностью заполненных
энергетических зон не участвуют в
процессах переноса

заполненной зоны участвуют
в процессах переноса

Энергетическая

структура реального
кристалла зависит от свойств отдельных
атомов и их взаимного

расположения

Возможны также и перекрытия зон
в некоторых направлениях

(электро- и теплопроводность)

§§ Вынужденное излучение
Вероятность заселения уровня
определяется законом Больцмана
При термодинамическом

равновесии
число частиц на верхнем уровне
значительно меньше, чем на нижнем.
Атомы

могут взаимодействовать со
светом, поглощая или испуская фотоны.

Если атом переходит с уровня Em на
уровень En,

46Если атом переходит с уровня Em науровень En, то произойдет излучениекванта

то произойдет излучение
кванта с энергией
Вероятность перехода атома
P = Pсп

+ Pвын

Pсп– вероятность спонтанного излучения

Pвын– вероятность вынужденного
излучения,

линейно зависящая от
плотности поля на данной частоте

Слайд 47 47
Если система находится в состоянии
равновесия, то она будет

поглощать
проходящее через нее излучение
При работе генераторов и усилителей
создают инверсию

заселенностей.

С помощью накачки переводят как
можно большее число частиц в
возбужденное состояние.

В этом случае
среда усиливает
проходящий поток.

Слайд 48 48
Схема лазера
оптического квантового генератора
Многократно отразившись от зеркал

резонатора из лазера выходит свет,
обладающий высокой когерентностью

3) жидкостные
В твердотельных рабочим ансамблем
являются примесные атомы, введенные
в

основную матрицу твердого тела.

– корунд (Al2O3), кристалл, примесь –