Презентация на тему Аттестационная работа. Программа элективного курса по физике для 10-11 класса Решение нестандартных задач по физике

Данная работа представляет из себя программу элективного курса по физике для учащихся 10-11-х классов «Решение нестандартных задач по физике»
Аттестационная работаСлушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ Данная работа представляет из себя программу элективного курса по физике для учащихся Наш адрес: 665770, Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка  ул. Комсомольская, дом 11Телефон: 8(395)-340-57-68e-mail: shkola-int25oao@yandex.ru Директор: Ивановскас Элективные курсы (от лат. Electus– избранный,избирательный) – обязательные курсы по выбору учащихся, Формы организации учебно-исследовательской деятельности на занятиях:	урок - исследование, 	урок -творческий отчёт, 	урок открытых мыслей,	урок - эксперимент Пояснительная записка       Физика как наиболее развитая естественная наука занимает особое Без решения задач курс физики не может быть усвоен. С помощью решения Для достижения прочности знаний с данный курс включены задачи, для решения которых Цель и задачи курса:1) обеспечение глубокого и прочного усвоения учащимися основного программного Программа элективного курса ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и Значимыми в организации данного курса является решение задач разного типа:1.качественные задачи - используются Ожидаемыми результатами занятий являются: овладение умениями решать задачи разных типов;уметь выдвигать гипотезы Содержание изучаемого курсаТема 1. Физическая задача. Классификация задач. Что такое физическая задача. Состав Тема 2  Методика решения физических задач. Работа с текстом задачи. План Тема 3   Законы кинематики. Решение задач на применение законов кинематики: равномерное Тема 4. Законы динамики. Законы сохранения. Разбор и решение нестандартных задач     Классификация Тема 5. Магнитное поле и электромагнитная индукция. Механические колебания. Электромагнитные колебания. Задачи разных Тема 6 Оптика. Световые волны. Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, Список литературыФизика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы / Авт. Методы диагностики образовательного результата:1) наблюдение активности на занятиях, 2)анализ творческих и исследовательских В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческих способностей

Слайд 2 Данная работа представляет из себя программу элективного курса

Данная работа представляет из себя программу элективного курса по физике для

по физике для учащихся 10-11-х классов «Решение нестандартных задач

по физике»

Слайд 3 Наш адрес: 665770, Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка  ул. Комсомольская,

дом 11
Телефон: 8(395)-340-57-68
e-mail: shkola-int25oao@yandex.ru
Директор: Ивановскас Татьяна Николаевна

Учредитель: Открытое акционерное общество "Российские

железные дороги".
Представитель учредителя: Заместитель начальника отдела обеспечения деятельности негосударственных образовательных учреждений Департамента управления персоналом ОАО "РЖД" : Терещенко Семён Михайлович

Слайд 4 Элективные курсы (от лат. Electus– избранный,избирательный) – обязательные

курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения

на старшей ступени школы. В первую очередь - это занятия, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.

Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне нее. Элективные курсы это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения.

Слайд 5 Формы организации учебно-исследовательской деятельности на занятиях:
урок - исследование,

урок -творческий отчёт,
урок открытых мыслей,
урок - эксперимент

Слайд 6 Пояснительная записка
       Физика как наиболее развитая

естественная наука занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь

основой современного научного миропонимания. Это и определило выбор курса.
       Физической задачей называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
        Решение физических задач - один из основных методов обучения физике, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Обучить решению задач - одна из серьезных и трудных методических тем. Хороших результатов удается достичь, когда дети воспринимают физику как спецпредмет.

Слайд 7 Без решения задач курс физики не может быть

Без решения задач курс физики не может быть усвоен. С помощью

усвоен. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных

объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются творческие способности.
Данный курс позволяет целенаправленно развивать склонности учащихся к предмету физика и соответственно готовить учеников для сдачи экзамена за курс основной школы, а затем и сдачи ЕГЭ. Дело в том, что физика является одним из школьных предметов, изучение которого требует достаточно развитого мышления - умения наблюдать физические явления и процессы, устанавливать связи и отношения между ними и одновременно обобщать.

Слайд 8 Для достижения прочности знаний с данный курс включены

Для достижения прочности знаний с данный курс включены задачи, для решения

задачи, для решения которых необходимо применение не только новых,

но и ранее полученных знаний. Большое внимание уделено формированию умений рациональной работы с учебниками.
       При составлении материала учитывалось также необходимость развития у учащихся интереса к изучению  физики. Отбор содержания и структура курса был подчинен достижению нескольких целей.

Слайд 9 Цель и задачи курса:
1) обеспечение глубокого и прочного

усвоения учащимися основного программного материала;
2) развитие интереса к предмету,

к решению физических задач;
3) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
4) формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач разного типа;
5) выработка умений применять теоретические знания по физике на практике.
6) подготовить учащихся к усвоению учебного материала и решению задач 10-11 классах.
7) выявить способности к дальнейшему углубленному изучению физики в профильной школе.

Слайд 10 Программа элективного курса ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование

уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний

и умений.
       Программа составлена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (всего 66 часов).

Слайд 11 Значимыми в организации данного курса является решение задач

разного типа:
1.качественные задачи - используются как средство закрепления изученного материала;

выясняют глубину и усвоение материала. Решаются с помощью индукции и дедукции, логических умозаключений, основанных на физических законах.
2.экспериментальные задачи- учащиеся учатся выполнять их самостоятельно, получать необходимые данные.
3. вычислительные задачи - рассматривать разные способы: арифметический, алгебраический, геометрический, графический.
4. графические задачи - умение «читать» и строить графики зависимостей.
 5. олимпиадные задачи- умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

Слайд 12 Ожидаемыми результатами занятий являются:
овладение умениями решать задачи

разных типов;
уметь выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения

решения задач;
развитие познавательных интересов, творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
успешная сдача выпускного экзамена.

Слайд 13 Содержание изучаемого курса
Тема 1. Физическая задача. Классификация задач. Что

такое физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в

обучении и жизни. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.
Составление физических задач. Основные требова­ния к составлению задач. Способы и техника составле­ния задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач

Слайд 14 Тема 2 Методика решения физических задач. Работа

Тема 2 Методика решения физических задач. Работа с текстом задачи. План

с текстом задачи. План решения, выполнение плана. Числовой расчет.

Анализ решения и его значение. Оформление решения задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом за­дачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач. Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Слайд 15 Тема 3  Законы кинематики. Решение задач на

Тема 3  Законы кинематики. Решение задач на применение законов кинематики: равномерное

применение законов кинематики: равномерное и равнопеременное движение, движение с

ускорением свободного падения, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Подбор, составление и решение по интересам различных задач: занимательных, на бытовом содержании, техническом содержании.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием не­скольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам раз­личных сюжетных задач: занимательных, эксперимен­тальных с бытовым содержанием, с техническим и кра­еведческим содержанием

Слайд 16 Тема 4. Законы динамики. Законы сохранения. Разбор и решение

нестандартных задач
     Классификация задач по механике: решение задач

средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления.

Слайд 17 Тема 5. Магнитное поле и электромагнитная индукция. Механические колебания.

Электромагнитные колебания.
Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной

индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Слайд 18 Тема 6 Оптика. Световые волны.

Задачи на описание различных

свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержа­щейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

Слайд 19 Список литературы
Физика: 3800 задач для школьников и поступающих

Список литературыФизика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы /

в вузы / Авт. – сост. Н. В. Турчина,

Л. И. Рудакова, О. И. Суров и др. – М.: Дрофа, 2000. – 672 с.: ил.
Вопросы и задачи по физике ( Анализ характерных ошибок поступающих во втузы ): Учеб. пособие, - 4 – е изд., стереотип. – М.: Высш. шк., 1990. – 256с., ил.
Задачи по физике: Учеб. пособие / И. И. Воробьев, П. И. Зубков, Г. А. Кутузова и др.; Под ред. О. .Я. Савченко. 3 – е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1999 – 370с., ил.
Решение задач по физике на компьютере: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999 – 256 с.
Задачи по физике с примерами решений для школьников и абитуриентов: Пособие для учащихся: / Р. В. Рудович, Э. М. Шпилевский. – Мн.: ООО «Юнипресс», УП « Экоперспектива», 2002 – 240 с.
6. «Элективный курс» «Методы решения физических задач», Н.И. Зорин - М.: ВАКО, 2007 г