Презентация на тему по физике на тему Атом и радиоактивность

Открытие радиоактивностиА.А.Беккерель был потомственным физиком.Его дед, Антуан Сезар Беккерель изучал термоэлектричество и флуоресценцию. Его отец, Александр Эдмон Беккерель - автор основополагающих трудов по фосфоресценции.Сам Антуан Анри также изучал флуоресценцию солей урана.1 марта 1896 г.
Строение атома.Открытие радиоактивности.6.6.1. Открытие радиоактивностиА.А.Беккерель был потомственным физиком.Его дед, Антуан Сезар Беккерель изучал термоэлектричество и Открытие радиоактивности1898 г - исследования радиоактивности,открыт новый элемент - полоний Модели атома.6.2. Модель атома Томсона Усовершенствованная модель атома ТомсонаАтом - пудинг неустойчив. Заряженные частицы, чтобы сохранять устойчивую Модель атома НагаокеСледующий шаг - «сатурноподобная» модель Нагаоке. Здесь электроны - кольца Планетарная модель атомаНа самом деле старейшая модель атома - планетарная. Но никаких Быть может, эти электроны - миры, Опыты Резерфорда по рассеяниюa-частиц.6.3. Эрнест Резерфорд  Родился в Новой Зеландии. Сын фермера-скотовода. С 1895 г. Исследование a-частиц  Из такого источника вылетают a-частицы со скоростью 10 Рассеяние a-частиц золотой фольгой1909 г., Резерфорд, Марсден, Гейгер. Установлено, что одна из Рассеяние a-частиц золотой фольгойРезерфорд писал: “Это столь же невероятно, как если бы Рассеяние a-частиц золотой фольгойВероятность такого «разворота» a-частицынамного меньше 1/8000.Она практически равна нулю. Рассеяние a-частиц золотой фольгойЕдинственным правдоподобным объяснением рассеяния -частиц на большие углы было И все-таки они вертятся?Причины, по которым планетарный атом существовать не может:- электроны Правило квантования Бора - Зоммерфельда.6.4. Что общего у атома и квантов?1. Для того, чтобы объяснить, как может Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаСогласно Планку излучение света происходит порциями – квантами, Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаЧтобы указать общее правило, приводящее к правильному выбору При движении в системе точка на фазовой плоскости будет описывать некоторую траекторию. Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаВ координатах (p, q) это уравнение эллипса с Исходя из предположения Планка о том, что энергия колебаний квантуется, то есть Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаВ процессе колебаний линейного осциллятора точка на фазовой Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаПрименим теперь правило квантования, выведенное для линейного осциллятора Правило квантования Бора - ЗоммерфельдаОтсюда следует «правило квантования» круговых орбит: из всех Боровская теория атома водорода.6.5. Боровская теория водородоподобного атома  Электрон движется вокруг ядра по круговой орбите. где V - скорость электрона, R - радиус орбиты.здесь Z - заряд Учтем, что согласно предположению Бора из всех возможных согласно классической механике орбит Боровская теория водородоподобного атомаИтак, энергия электрона в водородоподобном атоме может принимать ряд Радиус орбиты произвольного состояния с любым номером n удобно выражать через радиус Схема энергетических уровней атома водорода Постулаты Бора1.  Атом может находиться только в дискретных устойчивых состояниях, характеризуемых Постулаты Бора2.  При движении по “дозволенным” орбитам электроны — вопреки классической Постулаты Бора3.  Испускание и поглощение энергии атомом происходит “скачками”, каждый из При поглощении энергии атомом электрон переходит с внутренней орбиты на внешнюю, более Экспериментальные подтверждения боровской теории атома водорода.6.6. Оптические спектры испускания атомов Применение спектрального анализа Как проверить?Формула Ридберга - обобщение формулы Бальмера:Согласно теории БораДля водорда s = Схемаэнергетическихуровней атомаводорода Опыт Франка и Герца.Дж. Франк и Г. Герц, 1913 г. Стеклянная колба Опыт Франка и Герца.В результате неупругих столкновений с электронами атомы ртути приобретают

Слайд 2 Открытие радиоактивности
А.А.Беккерель был потомственным физиком.
Его дед, Антуан Сезар

Беккерель изучал термоэлектричество и флуоресценцию. Его отец, Александр Эдмон

Беккерель - автор основополагающих трудов по фосфоресценции.
Сам Антуан Анри также изучал флуоресценцию солей урана.

1 марта 1896 г.

Слайд 3 Открытие радиоактивности
1898 г - исследования радиоактивности,
открыт новый элемент

- полоний

Слайд 4 Модели атома.
6.2.

Модели атома.6.2.

Слайд 5 Модель атома Томсона

Модель атома Томсона

Слайд 6 Усовершенствованная модель атома Томсона
Атом - пудинг неустойчив. Заряженные

частицы, чтобы сохранять устойчивую конфигурацию, должны двигаться.
В этом и

состоит идея усовершенствованной модели Томсона.

Слайд 7 Модель атома Нагаоке
Следующий шаг - «сатурноподобная» модель Нагаоке.

Здесь электроны - кольца вокруг положительно заряженного тела. Но

размеры центрального атомного тела почти те же, что и в модели Томсона.

Слайд 8 Планетарная модель атома
На самом деле старейшая модель атома

Планетарная модель атомаНа самом деле старейшая модель атома - планетарная. Но

- планетарная. Но никаких физческих обоснований она не имела.

Многие ученые (чаще - не физики) высказывались в пользу такой модели атома. Но в основе их предположений была, скорее, философская вера в единство мира, чем какие-либо доказательства.

Слайд 9 Быть может, эти электроны - миры,

Быть может, эти электроны - миры,

где пять материков,
Свершенья, тайны, войны, троны
и память сорока веков.
Еще, быть может, каждый атом -
вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
а также то, чего здесь нет.

Максимилиан Волошин.

Слайд 10 Опыты Резерфорда
по рассеянию
a-частиц.
6.3.

Опыты Резерфорда по рассеяниюa-частиц.6.3.

Слайд 11 Эрнест Резерфорд
Родился в Новой Зеландии. Сын

Эрнест Резерфорд Родился в Новой Зеландии. Сын фермера-скотовода. С 1895 г.

фермера-скотовода. С 1895 г. работал в Кавендишской лаборатории. Был

первым «заморским докторантом».
Участвовал в работах по исследованию катодных и рентгеновских лучей под руководством Дж. Дж. Томсона. Разработал «магнитный детектор электромагнитных волн».
С 1898 г. занялся исследованием радиоактивности.
Установил заряд и массу a-частиц. Доказал (совместно с Ф. Содди), что в процессе радиоактивного распада появляется атом другого элемента. Установил закон радиоактивного распада.
В 1898 - 1907 г.г. работал в Монреале (Канада), в 1907 - 1919 г.г. - в Манчестерском университете (Великобритания). 1919 - 1937 г.г. - директор Кавендишской лаборатории.

Слайд 12 Исследование a-частиц

Из такого источника вылетают

Исследование a-частиц Из такого источника вылетают a-частицы со скоростью 10

a-частицы со скоростью 10 - 20 тысяч километров в

секунду.

Рассеяние a-частиц пластинкой слюды

Резерфорд, 1906 г.
Отклонение a-частиц от прямолинейной траектории составило около 2 градусов.
Это означало, что внутри атома должны быть мощные электрические поля (напряженность не менее 100 кВ на 1 см)

Слайд 13 Рассеяние a-частиц золотой фольгой
1909 г., Резерфорд, Марсден, Гейгер.

Установлено, что одна из примерно 8000 a-частиц рассеивается на

угол, близкий к 180°.

Слайд 14 Рассеяние a-частиц золотой фольгой
Резерфорд писал: “Это столь же

невероятно, как если бы вы выстрелили 15-дюймовым снарядом в

кусок тонкой бумаги, а снаряд вернулся бы к вам и нанес удар.”

Слайд 15 Рассеяние a-частиц золотой фольгой
Вероятность такого «разворота» a-частицы
намного меньше

1/8000.
Она практически равна нулю.

Слайд 16 Рассеяние a-частиц золотой фольгой
Единственным правдоподобным объяснением рассеяния -частиц

на большие углы было наличие массивного, хотя и очень

малого положительно заряженного тела внутри атома.
В конце 1910 года
Резерфорд сказал Гейгеру: «Я знаю, как выглядит атом».
В мае 1911 г. результаты были опубликованы.

В самом начале статьи в «Phylosophical Magazine» написано: «Вопрос об устойчивости атома рассматривать пока преждевременно»

Слайд 17 И все-таки они вертятся?
Причины, по которым планетарный атом

существовать не может:
- электроны движутся по замкнутым траекториям, следовательно,

они движутся с ускорением;

- заряженные частицы, движущиеся с ускорением, должны излучать ЭМВ и поэтому терять энергию, а значит, и скорость;

- в результате электрон должен упасть на ядро.

Слайд 18 Правило квантования Бора - Зоммерфельда.
6.4.

Правило квантования Бора - Зоммерфельда.6.4.

Слайд 19 Что общего у атома и квантов?
1. Для того,

Что общего у атома и квантов?1. Для того, чтобы объяснить, как

чтобы объяснить, как может существовать планетарный атом Резерфорда, Бор

выдвинул смелое предположение о том, что свойство квантования, то есть дискретного изменения присуще не только квантам света - фотонам, но имеет более глубокий смысл.

2. Он обратил внимание на то, что постоянная Планка h имеет размерность (в системе СИ, которой тогда не было, Дж·с), совпадающую с размерностью физической величины, называемой действием.

3. Бор предположил, что все физические величины должны изменяться так, что в ходе любых процессов действие должно быть равно целому числу постоянных Планка h.

4. Основываясь на предположении о квантовании (скачкообразном изменении) действия, Бор предположил, что при движении электрона по орбите вокруг положительного заряженного ядра выполняется условие
2p RmV=nh,
то есть квантуется действие электрона.

Слайд 20 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
Согласно Планку излучение света

происходит порциями – квантами, энергия которых равна
Изменение энергии стоячей

волны, возникающей в полости вокруг абсолютно чёрного тела также равно

Стоячие волны можно рассматривать, как линейные гармонические осцилляторы. Согласно Планку, из всех возможных состояний линейного гармонического осциллятора осуществляются только такие, энергия которых

где n – целое число.

Перепишем последнее условие в виде

Это означает, что некоторая величина, имеющая размерность [энергия/частота] или [энергия∙время] должна быть кратной постоянной Планка. Эта величина называется действием.

Слайд 21 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
Чтобы указать общее правило,

приводящее к правильному выбору состояний, рассмотрим линейный гармонический осциллятор.

В классической механике его состояние характеризуется декартовой координатой x и импульсом mv.

Введём обозначения q = x и mv = p. Каждое состояние линейного осциллятора теперь можно изобразить точкой на фазовой плоскости (как это делалось при подсчёте числа стоячих волн). Каждой точке на фазовой плоскости соответствует своё значение координаты и импульса осциллятора.

Слайд 22 При движении в системе точка на фазовой плоскости

При движении в системе точка на фазовой плоскости будет описывать некоторую

будет описывать некоторую траекторию.
Правило квантования Бора - Зоммерфельда
Пусть

полная энергия осциллятора

где T – кинетическая энергия, U - потенциальная.

разделим на E и получим:

Слайд 23 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
В координатах (p, q)

это уравнение эллипса с полуосями
Фазовая траектория линейного осциллятора

есть эллипс, оси которого определяются его полной энергией.

Площадь эллипса равна

По определению, величина

и есть действие для осциллятора.

Слайд 24 Исходя из предположения Планка о том, что энергия

Исходя из предположения Планка о том, что энергия колебаний квантуется, то

колебаний квантуется, то есть
Здесь T – период колебаний

осциллятора, ν – частота колебаний осциллятора.

Правило квантования Бора - Зоммерфельда

получаем, что

Слайд 25 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
В процессе колебаний линейного

осциллятора точка на фазовой плоскости будет описывать эллиптическую траекторию.

Возможны только такие траектории, для которых площадь эллипса (действие) равна nh.

Бор стал рассматривать это условие, как общее для всех видов движений с одной степенью свободы (к таким движениям относится и движение электрона в атоме). Возможны только такие фазовые траектории, для которых действие равно nh. Под координатами q и p следует понимать так называемые обобщённые координаты и обобщённые импульсы.

При рассмотрении движения электрона в атоме в качестве координаты удобно выбрать полярный угол φ. В этом случае обобщённым импульсом будет величина pφ = mVr = mr2ω, ω – угловая скорость электрона при движении по орбите. (Легко убедиться, что размерность произведения pφ∙q будет [Дж·с].)

Слайд 26 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
Применим теперь правило квантования,

выведенное для линейного осциллятора к движению электрона в атоме

водорода. Возможны только такие фазовые траектории, для которых действие равно nh.

В процессе движения электрона по круговой орбите угловая скорость ω постоянна.

следовательно,

Угол φ меняется в процессе движения от 0 до 2π поэтому,

- орбитальный момент импульса электрона.

Слайд 27 Правило квантования Бора - Зоммерфельда
Отсюда следует «правило квантования»

круговых орбит: из всех возможных согласно классической механике орбит

реализуются только те, у которых орбитальный момент импульса электрона

Применение правила квантования Бора – Зоммерфельда состоит в следующем:

1. Движение системы описывается при помощи классической механики.

2. Определяются обобщённые координаты и импульс, вычисляется действие системы.

3. Применяется условие, что действие должно быть кратно постоянной Планка.

4. С использованием последнего условия отбираются возможные состояния системы.

Слайд 28 Боровская теория атома водорода.
6.5.

Боровская теория атома водорода.6.5.

Слайд 29 Боровская теория водородоподобного атома
Электрон движется вокруг

Боровская теория водородоподобного атома Электрон движется вокруг ядра по круговой орбите.

ядра по круговой орбите. На него действует кулоновская сила

притяжения со стороны ядра.

Необходимо найти полную энергию электрона, учитывая, то значение его момента импульса может изменяться дискретно, то есть

Полная механическая энергия электрона есть сумма его кинетической и потенциальной энергии

Потенциальная энергия электрона в кулоновском поле ядра

Слайд 30 где V - скорость электрона, R - радиус

где V - скорость электрона, R - радиус орбиты.здесь Z -

орбиты.
здесь Z - заряд ядра.
Запишем второй закон Ньютона. Центростремительное

ускорение электрона равно

Боровская теория водородоподобного атома

Слайд 31 Учтем, что согласно предположению Бора из всех возможных

согласно классической механике орбит реализуются только те, у которых

орбитальный момент импульса электрона

Боровская теория водородоподобного атома

Отсюда

Как было показано ранее

Подставим сюда выражение для скорости V:

откуда

Подставим выражение для радиуса орбиты R в формулу для энергии электрона:

Слайд 32 Боровская теория водородоподобного атома
Итак, энергия электрона в водородоподобном

атоме может принимать ряд дискретных значений
При этом, согласно

боровской теории, электрон в водородоподобном атоме может находиться на орбитах с радиусами

Здесь n – целое число.

Состояние атома с наименьшей энергией (что соответствует n = 1) называется основным состоянием. Энергия основного состояния

Энергию произвольного состояния с любым номером n удобно выражать через энергию основного состояния:

Слайд 33 Радиус орбиты произвольного состояния с любым номером n

Радиус орбиты произвольного состояния с любым номером n удобно выражать через

удобно выражать через радиус первой бороской орбиты:
Боровская теория водородородоподобного

атома

Для атома водорода (Z = 1)

Слайд 34 Схема энергетических уровней атома водорода

Схема энергетических уровней атома водорода

Слайд 35 Постулаты Бора
1. Атом может находиться только в

Постулаты Бора1. Атом может находиться только в дискретных устойчивых состояниях, характеризуемых

дискретных устойчивых состояниях, характеризуемых определенными дискретными значениями энергии. В

устойчивых состояниях атома электроны движутся вокруг ядра по определенным (“дозволенным”) орбитам, причем радиусы этих орбит соответствуют возможным значениям энергии атома.

Слайд 36 Постулаты Бора
2. При движении по “дозволенным” орбитам

Постулаты Бора2. При движении по “дозволенным” орбитам электроны — вопреки классической

электроны — вопреки классической электродинамике — не излучают электромагнитных

волн. Излучение может происходить только при переходе электрона с одной “дозволенной” орбиты на другую.

Слайд 37 Постулаты Бора
3. Испускание и поглощение энергии атомом

Постулаты Бора3. Испускание и поглощение энергии атомом происходит “скачками”, каждый из

происходит “скачками”, каждый из которых представляет собой порцию (квант

энергии), кратную h.

Слайд 38 При поглощении энергии атомом электрон переходит с внутренней

орбиты на внешнюю, более далекую от ядра. При обратном

переходе атом излучает порцию энергии.

Слайд 39 Экспериментальные подтверждения боровской теории атома водорода.
6.6.

Экспериментальные подтверждения боровской теории атома водорода.6.6.

Слайд 40 Оптические спектры испускания атомов

Оптические спектры испускания атомов

Слайд 41 Применение спектрального анализа

Применение спектрального анализа

Слайд 42 Как проверить?
Формула Ридберга - обобщение формулы Бальмера:
Согласно теории

Бора
Для водорда s = 1, p = 1.
R -

постоянная Ридберга, s и p - дробные поправки, менявшиеся от серии к серии.

Формула Бальмера - странная, но красивая

м-1.

Слайд 43 Схема
энергетических
уровней
атома
водорода

Схемаэнергетическихуровней атомаводорода

Слайд 44 Опыт Франка и Герца.
Дж. Франк и Г. Герц,

Опыт Франка и Герца.Дж. Франк и Г. Герц, 1913 г. Стеклянная

1913 г.
Стеклянная колба заполнена парами ртути.
Электроны вылетают

из нагретого катода К и ускоряются напряжением U, создаваемым батареей G1. Между сеткой C и анодом А – слабое тормозящее поле U2 = 0,5 B

На рисунке показана вольт-амперная характеристика данного устройства.

Возрастание ускоряющего напряжения U от 0 до 4,9 В сопровождается ростом силы тока. С ростом напряжения всё большее число электронов преодолевают область пространственного заряда у катода.

При достижении значения ускоряющего напряжения U = 4,9 В сила тока резко падает.
Электроны с кинетической энергией E = 4,9 эВ полностью теряют её в результате столкновений с атомами ртути.

• Имя файла: prezentatsiya-po-fizike-na-temu-atom-i-radioaktivnost.pptx